Из пушки по воробьям

Раздел: Власть
01 апреля 2019 г.

Вла­ди­мир Збой­ков, ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Ко­ми­те­та «Де­ло­вой Рос­сии» по дра­го­цен­ным ме­тал­лам, дра­го­цен­ным ка­м­ням, юве­ли­р­но­му ис­кус­ству и на­род­но-ху­до­же­ствен­ным про­мыс­ла­м

1. Уже­сто­че­ние в раз­ви­ти­и

2 мар­та 2019 го­да в Го­су­дар­ствен­ную ду­му РФ Пра­ви­тель­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции внес­ло за­ко­но­про­ект № 657608-7 «О вне­се­нии из­ме­не­ний в Уго­ло­в­ный ко­декс Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и Уго­ло­в­но-­про­цес­су­аль­ный ко­декс Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в ча­сти уста­но­в­ле­ния от­вет­ствен­но­сти за са­мо­воль­ную до­бы­чу и не­за­кон­ный обо­рот ян­та­ря, не­ф­ри­та или иных по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней».

Это тот са­мый за­ко­но­про­ект, что был рас­смо­т­рен в ян­ва­ре се­го го­да на за­се­да­нии Ко­мис­сии Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции по за­ко­но­про­ек­т­ной де­я­тель­но­сти и про ко­то­рый уже шла речь ра­нее на стра­ни­цах сай­та. Од­на­ко текст его при вне­се­нии в Го­с­ду­му не­сколь­ко из­ме­ни­л­ся.

Со­по­ста­вим в раз­ви­тии пред­ва­ри­тель­ную ре­да­к­цию и ту, что бы­ла вне­се­на по фа­к­ту. Крас­ным шри­ф­том вы­де­ле­ны вновь вво­ди­мые или об­но­в­лен­ные фра­г­мен­ты текста.

Из­ме­не­ния в 191 УК РФ

Тренд, как го­во­ри­т­ся, «на ли­цо» - пе­р­вая ре­да­к­ция по­пра­вок уже­сто­ча­ла дей­ству­ю­щую ре­да­к­цию, а вто­рая ре­да­к­ция по­пра­вок уже­сто­чи­ла ре­да­к­цию первую – в нее до­бав­ле­на часть, увя­зы­ва­ю­щая воз­ни­к­но­ве­ние уго­ло­в­но­го пре­сле­до­ва­ния в слу­чае ра­нее со­вер­шен­но­го дан­ным ли­цом ад­ми­ни­стра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния.

На­по­м­ним, что в ста­тье 7.5. КоАП РФ со­ста­вом пра­во­на­ру­ше­ния яв­ля­ет­ся «Са­мо­воль­ная до­бы­ча ян­та­ря, не­ф­ри­та или иных по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней, ли­бо тран­с­пор­ти­ро­в­ка или хра­не­ние в це­лях сбы­та не­за­кон­но до­бы­тых ян­та­ря, не­ф­ри­та или иных по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней в на­ту­раль­ном или пе­ре­ра­бо­тан­ном ви­де, ли­бо сбыт не­за­кон­но до­бы­тых ян­та­ря, не­ф­ри­та или иных по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней в на­ту­раль­ном или пе­ре­ра­бо­тан­ном ви­де, ес­ли та­кие дей­ствия не со­дер­жат уго­ло­в­но на­ка­зу­е­мо­го де­я­ния».

Та­ким об­ра­зом, об­но­в­лен­ная ре­да­к­ция по­пра­вок ста­тьи 191 УК РФ ис­клю­чи­ла воз­мо­ж­ность быть «пра­во­на­ру­ши­те­лем-ре­ци­ди­ви­стом ста­тьи 7.5. КоАП РФ», пре­вра­щая ка­ж­до­го, кто по­в­тор­но со­вер­ша­ет сдел­ки с са­мо­воль­но до­бы­ты­ми ян­та­рем, не­ф­ри­том, по­лу­дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми, ли­бо их пе­ре­во­зит или хра­нит в це­лях сбы­та. При­чем, что очень ва­ж­но, – вне за­ви­си­мо­сти от фи­зи­че­ских объ­е­мов и сто­и­мо­сти объ­ек­тов, фи­гу­ри­ру­ю­щих в пе­р­ви­ч­ном пра­во­на­ру­ше­нии.

Ес­ли бы со­ста­вом пра­во­на­ру­ше­ний по ста­тье 7.5. КоАП РФ бы­ла бы толь­ко са­мо­воль­ная до­бы­ча, то «раз­ви­тие на­ка­за­ния» с пе­ре­во­дом его из ад­ми­ни­стра­тив­но­го со­ста­ва в уго­ло­в­ное в слу­чае по­пы­ток по­сле­ду­ю­щей ре­а­ли­за­ции этим ли­цом не­за­кон­но до­бы­то­го, вы­г­ля­де­ло бы бо­лее ло­ги­ч­но. Но от­сут­ствие ми­ни­маль­но­го сто­и­мо­ст­но­го по­ро­га во вво­ди­мой ча­сти 1 ста­тьи 191 не­сет не­с­пра­вед­ли­вые ри­с­ки для лиц, ра­нее под­вер­г­ших­ся на­ка­за­нию за пра­во­на­ру­ше­ния по ста­тье 7.5. КоАП РФ.

Нель­зя ис­клю­чить и та­ких тра­к­то­вок по­ня­тия «а­на­ло­ги­ч­но­го де­я­ния», ко­г­да ко­го-то мо­гут для на­ча­ла при­влечь к ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти за са­мо­воль­ную до­бы­чу и хра­не­ние ян­та­ря на су­м­му в ка­ких-­ни­будь 100 руб­лей (не­ва­ж­но - не­ф­ри­та или иных по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней), а за­тем, по­с­ле вы­не­се­ния это­му ли­цу ад­ми­ни­стра­тив­но­го штра­фа по ста­тье 7.5. КоАП РФ, най­ти у не­го еще один ко­пе­еч­ный ка­му­шек, слу­чай­но со­хра­нив­ший­ся из ра­нее до­бы­тых, и уже за его «хра­не­ние», как «а­на­ло­ги­ч­ное де­я­ние», по­са­дить на 2 го­да со штра­фом в 200 ты­сяч руб­лей.

Край­не стран­ным вы­г­ля­дит пред­ло­жен­ная нор­ма, по ко­то­рой пе­ре­чень по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней для це­лей ста­тьи 191 УК РФ и ста­тьи 255 «на­сто­я­ще­го Ко­дек­са» уста­нав­ли­ва­ет­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (о­че­вид­но, речь идет о но­вой ре­да­к­ции ста­тьи 255 УК РФ, о чем да­лее). А пе­ре­чень по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней для це­лей ста­тьи 7.5. КоАП, с ко­то­рой увя­зы­ва­ет­ся но­вая ре­да­к­ция ста­тьи 191 УК РФ, что, бу­дет иным?

Обра­ща­ет на се­бя вни­ма­ние еще один тренд – на «ко­м­мер­ци­а­ли­за­цию» на­ка­за­ний. Ес­ли в по­след­ней ре­да­к­ции по­пра­вок в ста­тью 191 УК РФ в ря­де по­зи­ций пред­ло­же­но не­су­ще­ствен­ное по­сла­б­ле­ние по срав­не­нию с пре­ды­ду­щей ре­да­к­ци­ей – по сро­кам на­ка­за­ния (с 5 лет до 4, с 7 лет до 6), то штраф ре­ши­ли пред­ло­жить сра­зу вдвое бо­лее вы­со­кий (с 1 млн. руб­лей до 2 млн. руб­лей). К во­про­су де­нег еще вер­не­м­ся, чуть да­ле­е…

Пе­рей­дем к иной но­ва­ции: до­бав­ле­ние в ста­тью 255 УК РФ. Часть 1 ста­тьи 255 УК РФ от­но­ше­ния к те­ме не име­ет, по­это­му ее рас­смат­ри­вать не бу­дем.

Из­ме­не­ния в ст. 255 УК РФ

Вве­де­ние уго­ло­в­ной ста­тьи за «са­мо­воль­ную до­бы­чу» ян­та­ря, не­ф­ри­та или иных по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней ли­цом, под­вер­г­ну­тым ад­ми­ни­стра­тив­но­му на­ка­за­нию по ста­тье 7.5 КоАП вы­те­ка­ет из нор­мы упо­ми­на­е­мой ста­тьи 7.5. КоАП, при­ме­ня­е­мой в ча­сти на­ка­за­ния за са­мо­воль­ную до­бы­чу, ес­ли са­мо­воль­ная до­бы­ча этих объ­ек­тов не со­дер­жат уго­ло­в­но на­ка­зу­е­мо­го де­я­ния. Вот уго­ло­в­ное на­ка­за­ние и вво­ди­т­ся ча­стя­ми 2 и 3 в ста­тью 255 УК РФ.

С точ­ки зре­ния пра­во­вой тех­ни­ки эта но­вел­ла ло­ги­ч­на. Но ло­ги­ч­на ли нор­ма с точ­ки зре­ния раз­ви­тия эко­но­ми­ки, об­ще­ства, го­су­дар­ства в це­лом? Что эта нор­ма даст на­ро­ду на­шей стра­ны, са­мой стра­не? Об этом и по­го­во­рим.

2. «Из пу­ш­ки по во­ро­бьям»

Л­ю­бое на­ка­за­ние в ци­ви­ли­зо­ван­ном об­ще­стве дол­ж­но быть со­раз­мер­но тя­же­сти пра­во­на­ру­ше­ния или пре­сту­п­ле­ния. Это ак­си­о­ма. В на­шем слу­чае речь идет о но­вел­лах в УК РФ яв­но эко­но­ми­че­ской на­прав­лен­но­сти, по борь­бе с эко­но­ми­че­ски­ми пре­сту­п­ле­ни­я­ми. Т. е. ли­ца, со­вер­ша­ю­щие дан­ные пре­сту­п­ле­ния, ни­ка­кой опас­но­сти для окру­жа­ю­щих не не­сут, но под­ры­ва­ют эко­но­ми­че­скую мощь го­су­дар­ства. Зна­чит, ини­ци­а­то­рам но­велл не­об­хо­ди­мо на ци­ф­рах по­ка­зать, на­сколь­ко мощь го­су­дар­ства, его эко­но­ми­ка, мо­жет быть по­до­р­ва­на из-­за про­ти­во­прав­ных де­я­ний в сфе­ре до­бы­чи и обо­ро­та ян­та­ря, не­ф­ри­та и по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней.

У­вы, та­ких рас­че­тов в по­яс­ни­тель­ной за­пис­ке к за­ко­но­про­ек­ту в ча­сти по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней об­на­ру­жить не уда­лось. А в ча­сти са­мо­воль­ной до­бы­чи ян­та­ря и осо­бен­но не­ф­ри­та при­ве­ден­ные дан­ные, мя­г­ко го­во­ря, не впе­чат­ля­ют.

Из по­яс­ни­тель­ной за­пис­ки к за­ко­но­про­ек­ту: «По дан­ным МВД Рос­сии, объ­ем кон­фис­ко­ван­но­го в 2014-2016 го­дах са­мо­воль­но до­бы­то­го ян­та­ря со­ста­вил 15,7 тонн в год при оце­ноч­ной сто­и­мо­сти 1,3 млрд. руб­лей. … Ис­хо­дя из оце­ноч­ной сто­и­мо­сти кон­фис­ко­ван­но­го ян­та­ря, не­за­кон­ный до­ход за­дер­жан­ных фи­зи­че­ских лиц мо­жет со­став­лять бо­лее 800 ты­сяч руб­лей на од­но­го че­ло­ве­ка в год (прим. ав­то­ра – око­ло 67 тыс. руб. в ме­сяц, или чуть бо­лее $1 тыс. в ме­сяц)».

По не­ф­ри­ту в по­яс­ни­тель­ной за­пис­ке к за­ко­но­про­ек­ту обос­но­ва­ния ана­ло­ги­ч­ны: «По дан­ным Рос­при­род­на­д­зо­ра, в пе­ри­од 2015-2016 го­дах сред­нее ко­ли­че­ство учтен­но­го не­за­кон­но до­бы­то­го не­ф­ри­та со­ста­ви­ло 7,7 тонн в год учет­ной сто­и­мо­стью 30,3 млн. руб­лей. … Го­до­вой до­ход фи­зи­че­ских лиц, осу­ще­ств­ля­ю­щих са­мо­воль­ную до­бы­чу не­ф­ри­та, мо­жет пре­вы­шать 900 ты­сяч руб­лей (прим. ав­то­ра – око­ло 75 тыс. руб. в ме­сяц, или чуть бо­лее $1,1 тыс. в ме­сяц).

Ин­те­рес­но, кто из мос­ко­в­ско­го на­чаль­ства МВД со­гла­си­л­ся бы за 67…75 ты­сяч руб­лей в ме­сяц, рискуя быть оштра­фо­ван­ным, во­зить­ся в пе­с­ке и гря­зи, ища и вы­ка­пы­вая ян­тарь и не­ф­рит, а по­том разыс­ки­вая на не­го по­ку­па­те­ля?

Ито­го, по оцен­кам МВД, го­су­дар­ство не­сет ущерб от са­мо­воль­ной до­бы­чи ян­та­ря в раз­ме­ре по­чти в 20 млн. дол­ла­ров в год, от са­мо­воль­ной до­бы­чи не­ф­ри­та – еще око­ло 450 ты­сяч дол­ла­ров в год. И – со­в­сем уж не­по­нят­но сколь­ко от са­мо­воль­ной до­бы­чи не­ких «по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней». Мно­го все это, или ма­ло для то­го, что­бы на­чать пре­се­кать та­кие по­те­ри го­су­дар­ства вве­де­ни­ем уго­ло­в­но­го пре­сле­до­ва­ния за сии де­я­ния?

Хо­ро­шо, по­про­бу­ем оце­нить за ини­ци­а­то­ров за­ко­но­про­ек­та. Не­об­хо­ди­мо по­нять об­щие объ­е­мы рос­сий­ско­го ры­н­ка по дан­ным по­зи­ци­ям.

Рос­сий­ский ры­нок юве­ли­р­ных ка­м­ней, ес­ли не счи­тать ал­ма­зов, ни­ко­г­да не был осо­бо зна­чи­мым в ми­ро­вом мас­шта­бе. Для все­го ми­ра Рос­сия – это по­став­щик сы­рых ал­ма­зов, и – не бо­лее. Внут­рен­ний спрос на юве­ли­р­ные ка­м­ни по­след­ние три го­да хо­тя и на­чал по­не­м­но­гу вос­ста­нав­ли­вать­ся, тем не ме­нее оста­ет­ся край­не ма­лым.

В Рос­сии пра­к­ти­че­ски нет ни­ка­кой про­мы­ш­лен­ной до­бы­чи цвет­ных юве­ли­р­ных ка­м­ней – они все по­сту­па­ют к рос­сий­ским юве­ли­рам по им­пор­ту. Ян­тарь, хо­тя и вос­тре­бо­ван рос­сий­ски­ми юве­ли­ра­ми (и по­ку­па­те­ля­ми), тем не ме­нее «по­го­ды по ры­н­ку» ни­как не де­ла­ет. Внут­ри­рос­сий­ский спрос на ян­тарь яв­но мно­го мень­ше объ­е­мов его до­бы­чи, что и вы­ра­жа­ет­ся в его экс­пор­те. Не­ф­рит на внут­ри­рос­сий­ском ры­н­ке во­об­ще ни­ко­г­да не вхо­дил в чис­ло са­мо­цве­тов-­фа­во­ри­тов, спрос у рос­сий­ских юве­ли­ров на не­го не­з­на­чи­те­лен.

Со спро­сом на бри­л­ли­ан­ты в Рос­сии си­ту­а­ция хо­ро­шо из­ве­ст­на всем иг­ро­кам ры­н­ка – по­ло­ви­на до­бы­тых АЛРОСА ал­ма­зов обы­ч­но сра­зу идет на экс­порт, в сы­рье, а бри­л­ли­ан­ты, огра­нен­ные из вто­рой по­ло­ви­ны, по­чти на 98% та­к­же от­прав­ля­ют­ся на экс­порт. Та­ким об­ра­зом, на рос­сий­ском ры­н­ке в со­ста­ве рос­сий­ских юве­ли­р­ных из­де­лий ока­зы­ва­ет­ся лишь 1…2% от объ­е­мов ал­ма­зов, до­бы­тых в Рос­сии. За­то есть им­порт бри­л­ли­ан­то­вой ме­ло­чи, ко­то­рый со­ста­вил в 2018 го­ду 78,7 млн дол­ла­ров. При этом су­м­мар­ный им­порт всех ру­би­нов, са­п­фи­ров и изу­мру­дов в 2018 го­ду со­ста­вил 8,5 млн дол­ла­ров, им­порт так на­зы­ва­е­мых «по­лу­дра­го­цен­ных» ка­м­ней – еще око­ло 7 млн дол­ла­ров. Ну, и близ­кую ци­ф­ру да­ет им­порт юве­ли­р­ных вста­вок из син­те­ти­че­ских ма­те­ри­а­лов – 4,7 млн дол­ла­ров по 2018 год.

О­фи­ци­аль­ные пуб­ли­ч­ные дан­ные ФТС Рос­си­и

Та­ким об­ра­зом, с ма­лой по­гре­ш­но­стью мо­ж­но утвер­ж­дать, что весь объ­ем рос­сий­ско­го ры­н­ка юве­ли­р­ных ка­м­ней, ис­поль­зу­е­мых рос­сий­ски­ми юве­ли­ра­ми – это и есть объ­ем им­пор­та. А все то, что до­бы­ва­ет­ся из юве­ли­р­ных ка­м­ней в са­мой Рос­сии – это есть объ­ем экс­пор­та из Рос­сии.

Так ка­ков же он, объ­ем экс­пор­та из Рос­сии до­бы­ва­е­мых здесь юве­ли­р­ных ка­м­ней? Ес­ли не рас­смат­ри­вать экс­порт из Рос­сии сы­рых ал­ма­зов, то объ­ем экс­пор­та юве­ли­р­ных ка­м­ней очень ма­лень­кий, и при­мер­но на 80…85% со­сто­я­щий из экс­пор­та бри­л­ли­ан­тов.

Как пра­ви­ло в сы­ром, ред­ко в ча­сти­ч­но об­ра­бо­тан­ном ви­де, цвет­ные юве­ли­р­ные (и юве­ли­р­но-­по­де­лоч­ные, про­сто по­де­лоч­ные и т.д.) ка­м­ни от­прав­ля­ют­ся за гра­ни­цу из Рос­сии в ми­зер­ных ко­ли­че­ствах. От де­сят­ков ты­сяч до при­мер­но 200 ты­сяч дол­ла­ров в год – изу­мру­ды. На су­м­му в 300…400 ты­сяч дол­ла­ров в год – все про­чие цвет­ные юве­ли­р­ные ка­м­ни, вклю­чая упо­ми­на­е­мые в про­ек­те ста­тей УК РФ ян­тарь и не­ф­рит.

Как увя­зать су­м­мар­ный экс­порт из Рос­сии ян­та­ря, не­ф­ри­та и всех про­чих цвет­ных юве­ли­р­ных ка­м­ней на об­щую су­м­му все­го в 300 … 400 ты­сяч дол­ла­ров в год с яко­бы са­мо­воль­но до­бы­ва­е­мым и изъ­я­тым ян­та­рем на су­м­му по­чти в 20 млн дол­ла­ров в год и са­мо­воль­но до­бы­тым, та­к­же изъ­я­тым не­ф­ри­том еще на 450 ты­сяч дол­ла­ров в год? Не­по­нят­но. Они-то ку­да по­том де­ва­ют­ся, по­с­ле изъ­я­тия, ес­ли внут­рен­не­му ры­н­ку столь­ко не пе­ре­ва­рить? Или про­сто оцен­ка при изъ­я­тии яв­но не­а­дек­ват­на ре­аль­ной сто­и­мо­сти, по ко­то­рой уда­ет­ся про­дать?

О­фи­ци­аль­ные пуб­ли­ч­ные дан­ные ФТС Рос­си­и

При­ме­ча­ние: здесь и да­лее в ди­а­гра­м­мах по ис­ход­ным дан­ным ФТС:

- «Бри­л­ли­ан­ты» - ста­ти­сти­ка по ко­ду ТН ВЭД 710239;

- «Ру­би­ны, са­п­фи­ры, изу­мру­ды – ста­ти­сти­ка по ко­ду ТН ВЭД 710391;

- «По­лу­дра­го­цен­ные ка­м­ни» - ста­ти­сти­ка по ко­ду ТН ВЭД 710399;

- «Син­те­ти­че­ские ка­м­ни» - ста­ти­сти­ка по ко­ду ТН ВЭД 710490.

А­на­ли­зи­руя струк­ту­ру экс­пор­та юве­ли­р­ных ка­м­ней из Рос­сии, труд­но раз­г­ля­деть объ­е­мы не толь­ко по по­лу­дра­го­цен­ным, но и по цвет­ным дра­го­цен­ным ка­м­ням. Т.е. по изу­мру­дам. Хо­тя, воз­мо­ж­но, как раз изу­мру­дам и дол­ж­ны быть «б­ла­го­дар­ны» рос­сий­ские участ­ни­ки ры­н­ка юве­ли­р­ных ка­м­ней за уже­сто­че­ние за­ко­но­да­тель­ства. Ведь, как из­ве­ст­но, без лоб­би­ст­ских уси­лий се­рьез­ных иг­ро­ков за­ко­но­да­тель­ство, тем бо­лее – уго­ло­в­ное, в Рос­сии из­ме­нить­ся не мо­жет. Не бу­дет этим ни­кто за­ни­мать­ся. А се­рьез­ный иг­рок на ры­н­ке цвет­ных юве­ли­р­ных ка­м­ней у нас один – все­мо­гу­щая Госкор­по­ра­ция Ро­стех, струк­ту­ра ко­то­рой АО «Ма­ри­ин­ский При­иск», ак­ку­рат не­дав­но вы­шед­шее из со­ста­ва Ка­ли­нин­гра­д­ско­го ян­тар­но­го ко­м­би­на­та и по­лу­чив­шее пол­но­цен­ную ли­цен­зию до 2031 го­да на не­дро­поль­зо­ва­ние Ма­лы­шев­ско­го изу­мруд­но-­бе­ри­л­ли­е­во­го ме­сто­ро­ж­де­ния, ожи­да­ет не­ма­лые ин­ве­сти­ции в 5 млрд руб­лей (о­ко­ло 75 млн дол­ла­ров).

По­нят­но, что эф­фек­тив­ность Ма­лы­шев­ско­го ме­сто­ро­ж­де­ния не­об­хо­ди­мо под­ни­мать, в том чис­ле и за счет до­бы­чи не толь­ко изу­мру­дов и алек­сан­д­ри­тов (ю­ри­ди­че­ски дра­го­цен­ных ка­м­ней), но и за счет до­бы­чи и ре­а­ли­за­ции про­сто бе­ри­л­лов, от­но­ся­щих­ся те­перь к «по­лу­дра­го­цен­ным» ка­м­ням. И их, по­нят­но, ну­ж­но охра­нять, в том чис­ле – от са­мо­воль­ной до­бы­чи. Но раз­ве воз­мо­ж­на «са­мо­воль­ная» до­бы­ча бе­ри­л­лов в глу­бин­ной шах­те? А ес­ли на по­верх­но­сти – то раз­ве мо­ж­но в при­по­верх­но­ст­ном слое грун­та на­ко­пать что-то бо­лее-­ме­нее сто­я­щее?

В це­лом во­прос упи­ра­ет­ся в про­б­ле­му за­трат на охра­ну. Есть, ска­жем, тех­но­ген­ные от­ва­лы. Там, ве­ро­ят­но, воз­мо­ж­на ор­га­ни­за­ция эко­но­ми­че­ски оправ­дан­ной (ес­ли нет на­ка­за­ния и нет дол­ж­ной охра­ны) са­мо­воль­ной до­бы­чи бе­ри­л­лов. Но в том-то и де­ло, что у тех­но­ген­ных от­ва­лов есть соб­ствен­ник, и их охра­на – это его за­бо­ты (рас­хо­ды, за­тра­ты). Но сни­жая за­тра­ты част­но­го соб­ствен­ни­ка за счет уже­сто­че­ния ад­ми­ни­стра­тив­но­го и уго­ло­в­но­го на­ка­за­ния, соб­ствен­ник, тем са­мым, пе­ре­кла­ды­ва­ет эти за­тра­ты (а ско­рее все­го – го­раз­до боль­шие) на пле­чи го­су­дар­ства, ко­то­рое дол­ж­но в слу­чае на­ли­чия со­о­т­вет­ству­ю­щих ста­тей КоАП и УК ор­га­ни­зо­вать кон­троль и на­д­зор за со­б­лю­де­ни­ем это­го спе­ци­фи­че­ско­го сек­то­ра. Но рас­хо­дов го­су­дар­ства на ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние вво­ди­мых норм КоАП и УК в сек­то­ре цвет­ных юве­ли­р­ных ка­м­ней мо­жет ока­зать­ся го­раз­до боль­ше не толь­ко име­ю­щих­ся и по­тен­ци­аль­ных объ­е­мов са­мо­воль­ной до­бы­чи этих ка­м­ней, но да­же боль­ше сто­и­мо­сти объ­е­мов все­го их рос­сий­ско­го ры­н­ка!

О­фи­ци­аль­ные пуб­ли­ч­ные дан­ные ФТС Рос­си­и

Кста­ти, во вре­мя Пар­ла­мен­т­ских слу­ша­ний в Го­су­дар­ствен­ной Ду­ме в 2005 го­ду, вы­со­ко­по­став­лен­ный пред­ста­ви­тель АЛРОСА от­кры­то за­явил, что уже­сто­че­ние то­г­да еще толь­ко уго­ло­в­но­го за­ко­но­да­тель­ства за обо­ро­том дра­го­цен­ных ка­м­ней ко­м­па­нии не­об­хо­ди­мо для умень­ше­ния за­трат на охра­ну до­бы­чи ал­ма­зов. Т.е. лоб­би­ро­ва­ние уже­сто­че­ния от­рас­ле­во­го за­ко­но­да­тель­ства для ко­м­па­нии бы­ло обу­с­ло­в­ле­но тем же са­мым стре­м­ле­ни­ем пе­ре­кла­ды­ва­ния рас­хо­дов на охра­ну с плеч ко­м­па­нии на пле­чи го­су­дар­ства… Но сто­и­мость до­бы­ва­е­мых ал­ма­зов, воз­мо­ж­но, оправ­ды­ва­ет же­ст­кость кон­тро­ля за их обо­ро­том. Че­го ни­как не ска­жешь о цвет­ных юве­ли­р­ных ка­м­нях.

Есть став­ший уже рас­хо­жим те­зис, что обо­рот дра­го­цен­ных ка­м­ней не­об­хо­ди­мо же­ст­ко кон­тро­ли­ро­вать, т. к. в них – «кон­цен­тра­ция по­вы­шен­ной сто­и­мо­сти». А на­сколь­ко до­ро­ги «по­лу­дра­го­цен­ные ка­м­ни», уго­ло­в­ное на­ка­за­ние за до­бы­чу и обо­рот ко­то­рых об­су­ж­да­ет­ся?

Обра­ти­м­ся к упо­мя­ну­тым офи­ци­аль­ным дан­ным ФТС. При сто­и­мо­сти экс­пор­ти­ро­ван­ных в 2018 го­ду по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней в 397.155 дол­ла­ров, со­глас­но та­мо­жен­ной ста­ти­сти­ке, из Рос­сии бы­ло вы­ве­зе­но их 137,5 кг. По­лу­ча­ет­ся - 2888 дол­ла­ра за кг или 2,9 дол­ла­ра (о­ко­ло 200 руб­лей) за грамм. Не­ма­ло, по срав­не­нию с дру­ги­ми сы­рье­вы­ми ма­те­ри­а­ла­ми. Ну, а ес­ли срав­нить, на­при­мер, с ми­к­ро­схе­ма­ми? Есть со­м­не­ния, что мно­гие со­вре­мен­ные чи­пы ока­жут­ся ку­да как бо­лее «вы­со­кой кон­цен­тра­ци­ей сто­и­мо­сти»? Но ведь нет в рос­сий­ском за­ко­но­да­тель­стве спе­ци­фи­че­ско­го уго­ло­в­но­го пре­сле­до­ва­ния за не­за­кон­ный обо­рот чи­по­в…

И уж, ко­неч­но, ни в ка­кое срав­не­ние не идет сто­и­мость по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней со сто­и­мо­стью ка­м­ней ни­как за­ко­но­да­тель­но не «дра­го­цен­ных», тем не ме­нее чрез­вы­чай­но до­ро­гих – син­те­ти­че­ских ал­ма­зов. Во­об­ще-то юри­ди­че­ское по­ня­тие, тер­мин «дра­го­цен­ный» ока­за­лось очень силь­но ото­р­ва­но от ры­ноч­но­го по­ня­тия «до­ро­гой». Ра­зу­ме­ет­ся, ав­тор этих строк ни в ко­ем слу­чае не при­зы­ва­ет вво­дить же­ст­кий кон­троль за обо­ро­том син­те­ти­че­ских ал­ма­зов и бри­л­ли­ан­тов, из них из­го­то­в­лен­ных. Как раз на­о­бо­рот – Рос­сии не­об­хо­ди­мо не толь­ко от­ка­зать­ся от пла­ни­ру­е­мо­го же­ст­ко­го кон­тро­ля за обо­ро­том юри­ди­че­ски по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней, но и вы­ве­сти из-­под уже име­ю­ще­го­ся же­ст­ко­го кон­тро­ля все юри­ди­че­ски дра­го­цен­ные ка­м­ни, кро­ме, воз­мо­ж­но, ал­ма­зов.

Толь­ко сво­бод­ное об­ра­ще­ние бе­ри­л­лов, ко­г­да их мо­ж­но бу­дет без­бо­яз­нен­но по­ку­пать-­про­да­вать и мас­со­во ис­поль­зо­вать в на­род­но-ху­до­же­ствен­ных про­мыс­лах (не го­во­ря уж о юве­ли­ром де­ле) поз­во­лит АО «Ма­ри­ин­ский При­иск» успе­ш­но ре­а­ли­зо­вы­вать все до­бы­ва­е­мые мно­го­чис­лен­ные не сли­ш­ком ка­че­ствен­ные бе­ри­л­лы.

Но бе­ри­л­лы и про­чие цвет­ные юве­ли­р­ные ка­м­ни – это не толь­ко сы­рье, но это и ми­не­ра­ло­ги­че­ский кол­лек­ци­он­ный ма­те­ри­ал. Сто­ит ли до­ка­зы­вать, что мас­со­вый обо­рот та­ких объ­ек­тов не­воз­мо­ж­но осу­ще­ств­лять в ци­ви­ли­зо­ван­ном ми­ре под стра­хом ад­ми­ни­стра­тив­но­го и уго­ло­в­но­го пре­сле­до­ва­ния? И это – часть на­шей, рос­сий­ской куль­ту­ры. Лю­бовь к есте­ство­з­на­нию мо­жет при­вить толь­ко бли­зость к кра­си­вым объ­ек­там при­ро­ды. Кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние ми­не­ра­лов здесь – луч­ший по­мо­щ­ник.

Мы са­ми уже­сто­че­ни­ем обо­ро­та дра­го­цен­ных и по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней гу­бим их рос­сий­ский ры­нок. Нель­зя это­го де­лать. Это мне­ние не толь­ко ав­то­ра ста­тьи, но и мне­ние из­ве­ст­но­го в рос­сий­ских «и­зу­мруд­ных» кру­гах спе­ци­а­ли­ста по об­ла­го­ра­жи­ва­нию бе­ри­л­лов Ви­к­то­ра Бо­го­лю­бо­ва. Осу­ще­ств­ля­ю­ще­го, кста­ти, свою тру­до­вую де­я­тель­ность во­в­се не в Рос­сии, а в без­о­пас­ной для та­ко­го биз­не­са Эсто­нии.

[ rough-polished.com ]

  • 02 апреля 2019 г.:

    Лично мое мнение это,экономически необходимо заинтересовать. Народ у нас трудолюбивый.

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->