Что важнее государству: «синица в руках», или «журавль в небе»?

Раздел: Власть
22 ноября 2018 г.

Вла­ди­мир Збой­ко­в

20 но­яб­ря 2018 го­да в Мин­про­м­тор­ге РФ со­сто­я­лось два­ж­ды пе­ре­но­си­мое за­се­да­ние На­уч­но-ко­ор­ди­на­ци­он­но­го со­ве­та по во­про­сам раз­ви­тия в сфе­ре до­бы­чи и про­из­вод­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов, до­бы­чи дра­го­цен­ных ка­м­ней и по­сле­ду­ю­щей их об­ра­бо­т­ки при Ми­ни­стер­стве про­мы­ш­лен­но­сти и тор­го­в­ли РФ.

Дуб­ли­ро­вать опи­са­ние за­се­да­ния нет смыс­ла – это у­же сде­ла­но на сай­те Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии», по­это­му оста­но­в­люсь на разъ­яс­не­нии по­зи­ции от­рас­ле­во­го ко­ми­те­та «Де­ло­вой Рос­сии».

В вы­сту­п­ле­нии Оле­га Су­ты­ри­на, чья кон­сал­тин­го­вая ко­м­па­ния, вы­и­г­рав тен­дер, за­ни­ма­ет­ся по за­ка­зу Мин­про­м­тор­га РФ раз­ра­бо­т­кой стра­те­гии раз­ви­тия сфе­ры ДМДК, бы­ли пе­ре­чис­ле­ны ак­цен­ты ре­а­ли­за­ции этой стра­те­гии:

  • рост ин­ве­сти­ций в до­бы­чу ДМДК;
  • по­вы­ше­ние уро­в­ня гео­ло­ги­че­ской изу­чен­но­сти тер­ри­то­рии Рос­сии на ДМДК;
  • по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти го­су­дар­ствен­ных за­трат на ме­сто­ро­ж­де­ни­ях ДМДК;
  • до­сти­же­ние ма­к­си­маль­ной до­ба­воч­ной сто­и­мо­сти за счет раз­ви­тия пе­ре­ра­бо­т­ки ДМДК;
  • ре­ше­ние за­дач ука­зов Пре­зи­ден­та РФ по раз­ви­тию не­сы­рье­во­го, не­энер­ге­ти­че­ско­го сек­то­ров экс­пор­та и по­вы­ше­ния про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да в про­мы­ш­лен­но­сти;
  • по­вы­ше­ние про­з­ра­ч­но­сти обо­ро­та ДМДК.

Ис­хо­дя из пе­реч­ня ак­цен­тов, не­труд­но за­ме­тить, что раз­ви­тие юве­ли­р­ной сфе­ры (и про­мы­ш­лен­но­сти, и тор­го­в­ли) дан­ная стра­те­гия, как ми­ни­мум, во гла­ву уг­ла не ста­вит: ак­цен­ты стра­те­гии яв­но сме­ще­ны в сто­ро­ну сы­рье­вой на­прав­лен­но­сти раз­ви­тия сек­то­ра ДМДК. Что, без­усло­в­но, до­са­д­но, но, как ка­жет­ся ав­то­ру этих строк, еще по­пра­ви­мо – об­су­ж­дал­ся толь­ко про­ект стра­те­гии раз­ви­тия сфе­ры ДМДК, а кон­та­к­ты с Мин­про­м­тор­гом есть на хо­ро­шем уро­в­не.

Кста­ти, пе­р­во­сте­пе­н­ность «до­бы­ч­ных» те­ма­тик в раз­ра­ба­ты­ва­е­мой стра­те­гии про­яви­лась хо­тя бы в том, что по тай­мин­гу пре­зен­та­ции об­су­ж­де­ние про­б­лем до­бы­чи со­ста­ви­ло око­ло 2/3 вре­ме­ни по­ве­ст­во­ва­ния. Про уди­ви­тель­ное от­сут­ствие в про­ек­те стра­те­гии за­дач раз­ви­тия экс­пор­та юве­ли­р­ных из­де­лий го­во­рил на за­се­да­нии Ге­не­раль­ный ди­рек­тор «Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии» Эду­ард Ут­кин, но, ока­зы­ва­ет­ся, и ин­те­ре­сы огран­щи­ков ал­ма­зов в бри­л­ли­ан­ты не ока­за­лись в при­о­ри­те­те про­ек­та стра­те­гии – пред­ста­ви­тель Смо­лен­ско­го «Кри­стал­ла» с удив­ле­ни­ем узнал, что дей­ству­ю­щая ны­не стра­те­гия раз­ви­тия АБК ни­как не учи­ты­ва­ет­ся в но­вой, раз­ра­ба­ты­ва­е­мой стра­те­гии сфе­ры ДМДК в це­ло­м…

Те­перь о глав­ном – об об­су­ж­де­нии на за­се­да­нии це­ле­со­об­раз­но­сти ли­к­ви­да­ции спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов в юве­ли­р­ной сфе­ре. Здесь все со­в­сем груст­но, осо­бен­но, ес­ли уче­сть, что из по­ка­за­н­ных при­сут­ству­ю­щим на за­се­да­нии 12 стра­ниц пре­зен­та­ции стра­те­гии раз­ви­тия сфе­ры ДМДК, 4 стра­ни­цы бы­ли по­свя­ще­ны во­про­сам «не­с­пра­вед­ли­во­сти» НДС в обо­ро­те зо­ло­та и ри­с­кам со­хра­не­ния спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов (УСН и ЕНВД) в юве­ли­р­ной сфе­ре.

Ед­ва ли не глав­ным ар­гу­мен­том не­об­хо­ди­мо­сти от­ме­ны НДС на зо­ло­то для фи­зи­че­ских лиц (с яко­бы по­чти «не­из­бе­ж­ной» при этом ли­к­ви­да­ци­ей спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов в юве­ли­р­ной сфе­ре) в пре­зен­та­ции был обо­з­на­чен ожи­да­е­мый рост ин­ве­сти­ций в зо­ло­то от фи­зи­че­ских лиц в раз­ме­ре до 37-40 тонн в год. Как ин­стру­мент «де­до­ло­ри­за­ции» на­ко­п­ле­ний гра­ж­дан. Ой ли?

Про­цесс ку­п­ли-­про­да­жи без­на­ли­ч­но­го зо­ло­та по сче­там ОМС – вещь не до­ро­гая, ре­а­ли­зу­ет­ся на уро­в­не ко­м­пью­тер­ных тех­но­ло­гий. Да и про­цесс ку­п­ли-­про­да­жи дол­ла­ров и ев­ро то­же не сли­ш­ком за­тра­тен. И по­это­му спред ме­ж­ду це­на­ми по­ку­п­ки и по­сле­ду­ю­щей про­да­жи в этих слу­ча­ях не­ве­лик: да­же при не­боль­ших ко­ле­ба­ни­ях кур­сов ва­лют и дра­г­ме­тал­лов эти ин­стру­мен­ты поз­во­ля­ют из­в­ле­кать при­быль. Дру­гое де­ло – ку­п­ля и по­сле­ду­ю­щая про­да­жа фи­зи­че­ских сли­т­ков зо­ло­та. Да­же чи­сто тех­но­ло­ги­че­ски это за­трат­но: ведь вме­сто зо­ло­та кли­ент мо­жет при­не­сти по­зо­ло­чен­ную бол­ван­ку пра­виль­но­го ве­са и раз­ме­ров, и экс­пе­р­ти­за сли­т­ка бу­дет что-то сто­ить. Ну, и при­быль бан­ков, ко­неч­но. Так что в ито­ге, ме­ж­ду про­да­жей и по­сле­ду­ю­щим вы­ку­пом сли­т­ков спред бу­дет од­но­з­на­ч­но боль­шой, из-а че­го о ре­аль­ной кон­ку­рен­ции эф­фек­тив­но­сти ин­ве­сти­ций фи­зи­че­ских лиц в фи­зи­че­ское зо­ло­то, да­же без НДС, на ко­ро­т­кой вре­мен­ной ди­стан­ции меч­тать не при­хо­ди­т­ся. И уж точ­но та­кие ин­ве­сти­ции не ста­нут за­ме­ной хра­не­ния на­ко­п­ле­ний в ва­лю­те, на бан­ко­в­ских де­по­зи­тах и т.д. А еще ведь бу­дут и про­б­ле­мы без­о­пас­но­сти хра­не­ния сли­т­ков зо­ло­та у се­бя до­ма. Или где – в бан­ко­в­ских ячей­ках хра­нить? Так это то­же удо­воль­ствие не де­ше­во­е!

Та­ким об­ра­зом, есть очень боль­шие со­м­не­ния в том, что НДС=0 на зо­ло­то для фи­зи­че­ских лиц ста­нет мо­щ­ным ин­стру­мен­том де­до­ло­ри­за­ции и на­ко­п­ле­ния фи­зи­че­ско­го зо­ло­та внут­ри го­су­дар­ства, у фи­зи­че­ских лиц. А вот пла­та за этот экс­пе­ри­мент мо­жет все­це­ло лечь на пле­чи ма­ло­го юве­ли­р­но­го биз­не­са.

За­бав­но: мно­гие из тех, кто се­го­д­ня ра­ту­ет за от­ме­ну УСН и ЕНВД ма­лым юве­ли­р­ным ко­м­па­ни­ям ра­ди зо­ло­та без НДС для фи­зи­че­ских лиц, не­ред­ко за­яв­ля­ли, что рос­сий­ские юве­ли­р­ные из­де­лия – это про­сто рас­па­ко­в­ка зо­ло­та ма­лень­ки­ми пор­ци­я­ми… Так что же то­г­да: зо­ло­то в фор­ме па­рал­ле­ле­пи­пе­да дол­ж­но быть для фи­зи­че­ских лиц без НДС, а в фор­ме се­рег или ко­лец – не­пре­мен­но с НДС? Ко­неч­но, по срав­не­нию со сли­т­ком у се­рег и ко­лец дей­стви­тель­но по­яв­ля­ет­ся до­бав­лен­ная сто­и­мо­сть. Но ведь это-то и есть та са­мая «углуб­лен­ная пе­ре­ра­бо­т­ка сы­рья», ко­то­рую, вро­де бы, при­вет­ству­ет го­су­дар­ство!

Пе­ре­ра­бо­т­ка, ко­то­рая со­з­да­ет ра­бо­чие ме­ста на юве­ли­р­ных пред­при­я­ти­ях, спо­соб­ствуя обес­пе­че­нию за­ня­то­сти гра­ж­дан!

Пе­ре­ра­бо­т­ка, ко­то­рая поз­во­ля­ет в от­дель­но взя­том юве­ли­р­ном сек­то­ре обес­пе­чить мо­щ­ное им­пор­то­за­ме­ще­ние (чем очень ма­ло ка­кой сек­тор на­шей эко­но­ми­ки мо­жет по­хва­лить­ся)!

Пе­ре­ра­бо­т­ка, ко­то­рая со­дей­ству­ет раз­ви­тию то­го са­мо­го ма­ло­го биз­не­са, до­ля ко­то­ро­го в на­шей эко­но­ми­ке так по­сты­д­но ма­ла!

Од­ной ру­кой го­су­дар­ство да­ло ма­ло­му биз­не­су не­кие по­сла­б­ле­ния для на­ча­ла де­я­тель­но­сти, раз­ре­шив при­ме­нять ма­лым пред­при­я­ти­ям спе­ци­аль­ные на­ло­го­вые ре­жи­мы. Дру­гой ру­кой го­су­дар­ство хо­чет их отобрать у от­дель­ной ка­те­го­рии ма­лых пред­при­ни­ма­те­лей, имев­ших не­с­ча­стье за­ни­мать­ся «не в той сфе­ре про­из­вод­ства и тор­го­в­ли»…

Но ведь что ва­ж­но: пусть и не так мно­го, как хо­те­лось бы го­су­дар­ству, но ма­лый биз­нес, в том чис­ле и юве­ли­р­ный, на­ло­ги-то ис­прав­но пла­тит. И не по­мы­ш­ля­ет се­го­д­ня ухо­дить в тень, да­же в усло­ви­ях край­не низ­кой рен­та­бель­но­сти из-­за па­де­ния по­ку­па­тель­ской спо­соб­но­сти на­се­ле­ния.

Но вот ес­ли ма­лых пред­при­ни­ма­те­лей обя­зать пла­тить на­ло­гов боль­ше (при ску­де­ю­щей на­ло­го­об­ла­га­е­мой ба­зе), что им оста­нет­ся то­г­да по­с­ле упла­ты на­ло­гов (и до­пол­ни­тель­ных из­дер­жек на усло­ж­ня­ю­ще­е­ся ве­де­ние бух­гал­те­рии)? Ме­ж­ду пол­ной ги­бе­лью биз­не­са и ухо­дом «в тень» в ка­кую сто­ро­ну «ка­ч­нет­ся их ма­ят­ник»?

Что же в ито­ге по­лу­чит го­су­дар­ство, ли­к­ви­ди­ро­вав спе­ци­аль­ные на­ло­го­вые ре­жи­мы для юве­ли­ров? Вме­сто из­бав­ле­ния от кри­ми­наль­ных «схем» обо­ро­та дра­г­ме­тал­лов, воз­ни­к­нет по­яв­ле­ние те­не­во­го биз­не­са про­из­вод­ства и ре­а­ли­за­ции юве­ли­р­ных из­де­лий при со­хра­не­нии или да­же уси­ле­нии (а как же, спрос-то от «те­не­во­го» про­из­вод­ства бу­дет) «схем» обо­ро­та дра­г­ме­тал­лов в це­лом. Вме­сто уве­ли­че­ния сбо­ра на­ло­гов с юве­ли­р­но­го сек­то­ра – в луч­шем слу­чае, го­су­дар­ство по­лу­чит ста­г­на­цию, а в худ­шем - умень­ше­ние су­м­мар­ных на­ло­го­вых по­сту­п­ле­ний.

Но ес­ли уж так хо­чет­ся го­су­дар­ству сде­лать зо­ло­то для фи­зи­че­ских лиц без НДС, то в чем про­б­ле­ма? Ре­ша­ет­ся во­прос очень про­сто: все­го-то на­до сде­лать дра­го­цен­ные ме­тал­лы без НДС и для фи­зи­че­ских, и для юри­ди­че­ских лиц. И для ИП, есте­ствен­но. Един­ствен­ные стра­хи, ко­то­рые оста­нут­ся при этом – это опас­ность «дроб­ле­ния» кру­п­но­го биз­не­са в ма­лый. Но ведь раз­ни­ца ме­ж­ду на­ло­го­об­ло­же­ни­ем кру­п­но­го (ко­то­рый не мо­жет при­ме­нять спе­ци­аль­ные на­ло­го­вые ре­жи­мы) и ма­ло­го (ко­то­рый мо­жет) юве­ли­р­ных биз­не­сов есть и се­год­ня, ко­г­да НДС на сли­т­ки зо­ло­та со­став­ля­ет 18%. Что, при НДС=0 на зо­ло­то все не­м­но­го­чис­лен­ные кру­п­ные юве­ли­р­ные пред­при­я­тия (а их все­го-то по­ряд­ка 50 штук) вдруг на­ч­нут мас­со­во «дро­бить­ся»?

Труд­но пред­по­ло­жить, что ка­кая из кру­п­ных юве­ли­р­ных ко­м­па­ний риск­нет под при­сталь­ным взо­ром ФНС (о­ни все на ви­ду у на­ло­го­ви­ков из-­за то­го, что их так ма­ло) с по­яв­ле­ни­ем ну­ле­во­го НДС на зо­ло­то вдруг на­ч­нет дро­бить­ся! Од­на­ко эти «стра­хи но­во­го дроб­ле­ния» опла­чи­вать пред­ла­га­ет­ся все­му ма­ло­му биз­не­су. Ма­ло­му юве­ли­р­но­му биз­не­су (и про­из­вод­ствен­но­му, и тор­го­во­му) не так ва­ж­но для вы­жи­ва­ния, ноль НДС на дра­г­ме­тал­лы бу­дет или 20 про­цен­тов. Го­раз­до ва­ж­нее, что­бы спе­ци­аль­ные на­ло­го­вые ре­жи­мы в юве­ли­р­ной сфе­ре со­хра­ни­ли. Ведь обе­ща­ли же не под­ни­мать на­ло­ги. А раз­ве та­кая за­ме­на на­ло­го­вых ре­жи­мов не есть по фа­к­ту уве­ли­че­ние на­ло­го­во­го бре­ме­ни? И как «сво­е­вре­мен­но»: син­хрон­но с про­дол­же­ни­ем па­де­ния по­ку­па­тель­ской спо­соб­но­сти!

И все-та­ки, го­су­дар­ству ва­ж­но, что­бы ма­лый юве­ли­р­ный биз­нес со­хра­ни­л­ся? Или не ва­ж­но? Они, ма­лые, ко­неч­но все­го лишь «си­ни­цы в ру­ках», огро­м­ных до­хо­дов в бюд­жет не при­но­сят, но ведь че­ст­но пла­тят по­ло­жен­ное. Мо­жет быть, го­су­дар­ству луч­ше до­ро­жить те­ми сфор­ми­ро­вав­ши­ми­ся че­ст­ны­ми на­ло­го­пла­тель­щи­ка­ми, что уже есть, и не гнать­ся за фан­то­ма­ми стре­ми­тель­но­го ро­ста на­ло­го­вых сбо­ров?

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->