Блеск и нищета ювелиров: что спасет отрасль от коллапса

Раздел: Рынки
10 октября 2018 г.

Про­ш­лый год стал по­след­ним для ка­ж­дой де­ся­той юве­ли­р­ной ко­м­па­нии стра­ны. Экс­порт упал в во­семь раз, про­из­вод­ство из­де­лий из зо­ло­та — вдвое. РБК узнал, как юве­ли­ры со­би­ра­ют­ся спа­сать свою от­расль от кол­ла­п­са и что ду­ма­ют об их иде­ях вла­сти.

Юве­ли­р­ная от­расль Рос­сии пе­ре­жи­ва­ет не луч­шие вре­ме­на. За по­след­ние пять лет до­хо­ды в этой сфе­ре се­рьез­но сни­зи­лись, экс­порт про­сел в во­семь раз: по дан­ным ана­ли­ти­че­ско­го аген­т­ства Rough&Polished, с 2013 по 2017 год по­ка­за­те­ли экс­пор­та упа­ли с $724 млн до $85 млн. Про­из­вод­ство, оста­вав­ше­е­ся в 2007–2013 го­дах на уро­в­не 118 и 190 т из­де­лий из зо­ло­та и се­реб­ра со­о­т­вет­ствен­но, в по­след­ние го­ды сни­зи­лось до еже­год­ных 50 и 150 т. И тен­ден­ции к даль­ней­ше­му па­де­нию про­смат­ри­ва­ют­ся впол­не от­чет­ли­во.

М­но­гие пред­при­я­тия на­хо­дят­ся на гра­ни бан­к­ро­т­ства. По дан­ным ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии», толь­ко за вто­рое по­лу­го­дие 2017 го­да ко­ли­че­ство субъ­ек­тов пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти в от­рас­ли сни­зи­лось на 6%, а в це­лом за 2017 год — на 10%.

Го­су­дар­ство про­дол­жа­ет уже­сто­чать за­ко­но­да­тель­ство в этой сфе­ре, а юве­ли­ры опа­са­ют­ся уже­сто­че­ния ре­прес­сий. Од­на­ко сда­вать­ся не со­би­ра­ют­ся: ны­не­ш­ней вес­ной Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии в борь­бе за раз­ре­гу­ли­ро­ва­ние сво­е­го ры­н­ка со­ста­ви­ла сра­зу два до­ку­мен­та: Стра­те­гию ре­гу­ли­ро­ва­ния юве­ли­р­ной от­рас­ли Рос­сии и Хар­тию доб­ро­со­ве­ст­но­го на­ло­го­пла­тель­щи­ка. С тех пор гиль­дия пре­зен­ту­ет свою стра­те­гию где толь­ко мо­ж­но.

Алек­сандр Ша­бур­кин, ге­не­раль­ный ди­рек­тор ана­ли­ти­че­ско­го аген­т­ства Rough&Polished:

«Си­ту­а­ция на юве­ли­р­ном ры­н­ке Рос­сии опи­сы­ва­ет­ся сло­во­со­че­та­ни­ем «хо­лод­ная вой­на». Ре­гу­ля­тор с по­да­чи си­ло­вых ве­домств уве­рен, что ры­нок пра­к­ти­че­ски пол­но­стью в те­ни, по его мне­нию, до­ля не­ле­галь­но­го обо­ро­та ка­м­ней до­хо­дит до 98% и со­став­ля­ет 49 млрд руб., до­ля те­не­во­го обо­ро­та на ры­н­ке юве­ли­р­ных из­де­лий оце­ни­ва­ет­ся в 50–60%. Мы — от­рас­ле­вые экс­пе­р­ты — оце­ни­ва­ем ее в 8%, ма­к­си­мум в 10%, но по­ру­че­ния на са­мом вы­со­ком уро­в­не фор­ми­ру­ют­ся, ис­хо­дя ни­как не из на­шей точ­ки зре­ния».

Сто­ит от­ме­тить, что вы­со­ко­по­став­лен­ные чи­но­в­ни­ки раз­ных ве­до­м­ств, осо­бен­но пред­ста­ви­те­ли си­ло­вых струк­тур, уве­ре­ны в том, что пла­чев­ное по­ло­же­ние в от­рас­ли сло­жи­лось из-­за не­же­ла­ния юве­ли­ров пла­тить на­ло­ги и ухо­да биз­не­са в тень. И, со­о­т­вет­ствен­но, спа­сти си­ту­а­цию смо­жет лишь «за­кру­чи­ва­ние га­ек» и уже­сто­че­ние за­ко­но­да­тель­ства в сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов, ка­м­ней и юве­ли­р­ных из­де­лий. Сто­рон­ни­ки этой тео­рии уве­ре­ны, что объ­ем не­ле­галь­но­го вво­за юве­ли­р­ных из­де­лий оце­ни­ва­ет­ся в 20 млрд руб., а об­щее чис­ло юри­ди­че­ских лиц и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, ра­бо­та­ю­щих в этой сфе­ре, со­став­ля­ет 900 тыс., при­том что на спе­ци­аль­ном уче­те со­сто­ит все­го 42 тыс. И в ре­зуль­та­те вме­сто за­пла­ни­ро­ван­ных 40 млрд руб. НДС, ко­то­рые дол­ж­ны бы­ли по­пол­нить бюд­жет, ту­да при­шло все­го око­ло 6 млрд руб.

Юве­ли­ры счи­та­ют, что про­б­ле­ма не столь­ко в тех ко­м­па­ни­ях, ко­то­рые со­з­на­тель­но не хо­тят пла­тить на­ло­ги и сни­жа­ют из­дер­ж­ки все­ми воз­мо­ж­ны­ми спо­со­ба­ми, а в умень­ше­нии по­ку­па­тель­ной спо­соб­но­сти на­се­ле­ния и об­щей за­ре­гу­ли­ро­ван­но­сти от­рас­ли. По сло­вам Вла­ди­ми­ра Збой­ко­ва, ис­пол­ни­тель­но­го ди­рек­то­ра Ко­ми­те­та по дра­го­цен­ным ме­тал­лам, дра­го­цен­ным ка­м­ням, юве­ли­р­но­му ис­кус­ству и на­род­но-ху­до­же­ствен­ным про­мыс­лам об­ще­рос­сий­ской об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции «Де­ло­вая Рос­сия», не­смо­т­ря на то что Мин­фин в по­след­нее вре­мя и стал от­но­сить­ся к юве­ли­рам зна­чи­тель­но дру­же­лю­б­нее, не по­след­нюю роль в про­цес­се при­ня­тия ре­ше­ний иг­ра­ют си­ло­ви­ки. «Как внут­ри МВД, так и внут­ри ФСБ су­ще­ству­ют под­раз­де­ле­ния, ко­то­рые спе­ци­а­ли­зи­ру­ют­ся на дра­г­ме­тал­лах и дра­г­ка­м­нях. Они же не бу­дут са­ми се­бя ли­шать кре­сел и са­ми се­бе со­кра­щать штат­ное рас­пи­са­ни­е! Кро­ме то­го, у них есте­ствен­ная по­треб­ность раз­ви­вать­ся, вво­дить все бо­лее же­ст­кое ре­гу­ли­ро­ва­ние», — за­ме­ча­ет Вла­ди­мир Збой­ков.

Чи­но­в­ни­ки пред­ла­га­ют ре­шить про­б­ле­мы на­пол­не­ния бюд­же­та за счет юве­ли­ров, бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о том, что не­об­хо­ди­мо при­ни­мать опе­ра­тив­ные ме­ры в со­вер­шен­ство­ва­нии нор­ма­тив­но пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния в от­рас­ли в свя­зи с ее пла­чев­ным по­ло­же­ни­ем. Сто­рон­ни­ки уже­сто­че­ния за­ко­но­да­тель­ства уве­ре­ны, что си­ту­а­цию спа­сут лишь но­вые за­пре­ты и уси­ле­ние кон­тро­ля за юве­ли­ра­ми.

Что пред­ла­га­ют вла­сти и как это от­ра­зи­т­ся на от­рас­ли

Вла­ди­мир Збой­ков, ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Ко­ми­те­та по дра­го­цен­ным ме­тал­лам, дра­го­цен­ным ка­м­ням, юве­ли­р­но­му ис­кус­ству и на­род­но-ху­до­же­ствен­ным про­мыс­лам об­ще­рос­сий­ской об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции «Де­ло­вая Рос­сия»:

1. Сня­тие огра­ни­че­ний по ко­ли­че­ству и ча­сто­те про­ве­ро­к в от­но­ше­нии субъ­ек­тов ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ства, ес­ли они осу­ще­ств­ля­ют свою де­я­тель­ность в сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней. В Мин­фи­не раз­ра­бо­тан про­ект Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О вне­се­нии из­ме­не­ний в ста­тью 9 ФЗ «О за­щи­те прав юри­ди­че­ских лиц и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей при осу­ще­ств­ле­нии го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля (на­д­зо­ра) и му­ни­ци­паль­но­го кон­тро­ля». И этот про­ект пред­по­ла­га­ет сня­тие за­пре­та на про­ве­де­ние всех ви­дов про­ве­рок (по лю­бым по­во­дам и ос­но­ва­ни­ям), осу­ще­ств­ля­е­мых ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­но­го и му­ни­ци­паль­но­го кон­тро­ля. Декла­ри­ру­е­мая цель — про­з­ра­ч­ность ры­н­ка.

По­след­ствия для от­рас­ли:

По­ми­мо про­би­р­но­го на­д­зо­ра, юве­ли­ры под­па­да­ют под все про­чие фор­мы на­д­зо­ров и кон­тро­ля. Но ес­ли в обув­ной, к при­ме­ру, ма­га­зин, со­глас­но за­ко­ну 294-ФЗ, все­воз­мо­ж­ные кон­тро­ле­ры не мо­гут прий­ти с про­вер­ка­ми, ко­г­да за­хо­тят, то в юве­ли­р­ный те­перь смо­гут.

2. Уси­ле­ние уго­ло­в­ной от­вет­ствен­но­сти за пре­сту­п­ле­ния в сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней и экс­пор­т­но-и­м­пор­т­ных опе­ра­ций. В первую оче­редь воз­мо­ж­но вве­де­ние уго­ло­в­ной от­вет­ствен­но­сти за кон­тра­бан­ду юве­ли­р­ных из­де­лий: год на­зад Мин­фин пред­ло­жил вне­сти из­ме­не­ния в ст. 226.1 Уго­ло­в­но­го ко­дек­са, пре­ду­смат­ри­ва­ю­щую ли­ше­ние сво­бо­ды от трех до се­ми лет и штра­ф­ные сан­к­ции до 1 млн руб. Пред­ло­же­ние за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы рас­про­стра­нить эту ста­тью на кон­тра­бан­ди­стов юве­ли­р­ных из­де­лий, из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней кру­п­но­го раз­ме­ра че­рез гра­ни­цу Та­мо­жен­но­го со­ю­за.

При этом кру­п­ный раз­мер для юве­ли­р­ных из­де­лий и из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней Мин­фин опре­де­ля­ет от 2 млн руб.

По­след­ствия для от­рас­ли:

По­стра­да­ют ди­зай­не­ры, юве­ли­ры и да­же из­ве­ст­ные ко­м­па­нии, экс­по­ни­ру­ю­щие свои из­де­лия на за­ру­бе­ж­ных вы­став­ках с це­лью ре­а­ли­за­ции.

Под­ни­мут­ся це­ны на ка­м­ни, вво­зи­мые из-­за ру­бе­жа, ко­то­рые сей­час яв­ля­ют­ся ос­но­в­ным сы­рьем для ра­бо­ты оте­че­ствен­ных юве­ли­ров.

3. Под­го­то­в­лен­ные в Мин­фи­не из­ме­не­ни­я в Фе­де­раль­ный за­кон «О за­щи­те прав юри­ди­че­ских лиц и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей при осу­ще­ств­ле­нии го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля (на­д­зо­ра) и му­ни­ци­паль­но­го кон­тро­ля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ ве­дут к уси­ле­нию ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти за на­ру­ше­ния в сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней.

По­след­ствия для от­рас­ли:

При­ве­дет к су­ще­ствен­но­му ро­сту из­дер­жек, в ос­но­в­ном для тех юве­ли­ров, ко­то­рые ра­бо­та­ют «по-­бе­ло­му». Имен­но на них при­дет­ся ос­но­в­ной удар. Проб­ле­ма за­клю­ча­ет­ся в том, что эти тре­бо­ва­ния ко­м­плекс­но не из­ло­же­ны ни в од­ном за­ко­не, но­во­вве­де­ние при­ве­дет к пре­вы­ше­ни­ям пол­но­мо­чий на ме­стах, уве­ли­че­нию кор­ру­п­ции. Ра­зо­ре­ние пра­к­ти­че­ски лю­бо­го юве­ли­ра, на ко­то­ро­го на­прав­ля­ет­ся вни­ма­ние про­ве­ря­ю­щих ин­стан­ций.

4. Кон­фис­ка­ция пред­ме­то­в (ю­ве­ли­р­ных из­де­лий, дра­г­ме­тал­лов и т. п.) и ору­дий пра­во­на­ру­ше­ний — вплоть до про­из­вод­ствен­но­го обо­ру­до­ва­ния. Та­к­же уже об­су­ж­да­ет­ся раз­ра­бо­тан­ный Мин­фи­ном за­ко­но­про­ект «О вне­се­нии из­ме­не­ний в Ко­декс РФ об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях в ча­сти со­вер­шен­ство­ва­ния ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти в сфе­ре про­из­вод­ства, ис­поль­зо­ва­ния и об­ра­ще­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней». Пред­ла­га­ет­ся су­ще­ствен­но уси­лить ад­ми­ни­стра­тив­ную от­вет­ствен­ность за на­ру­ше­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний, уста­но­в­лен­ных дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством в об­ла­сти обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней.

По­след­ствия для от­рас­ли:

Кон­фис­ка­ция ли­ша­ет юве­ли­ра воз­мо­ж­но­сти ра­бо­тать. Ра­зо­ре­ние не­боль­ших ма­стер­ских, рост кор­ру­п­ции.

5. Еще од­на ини­ци­а­ти­ва Мин­фи­на — усо­вер­шен­ство­ва­ние си­сте­мы спе­ци­аль­но­го уче­та, в част­но­сти по­ста­но­в­ки или сня­тия с уче­та в ФКУ «Про­би­р­ная па­ла­та Рос­сии». Ча­сто ко­м­па­ния по­лу­ча­ла сви­де­тель­ство о по­ста­но­в­ке на учет, но с окон­ча­ни­ем это­го ви­да де­я­тель­но­сти не сни­ма­лась с не­го. Те­перь бу­дет уста­но­в­ле­на ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность как за не­сво­е­вре­мен­ную по­ста­но­в­ку на учет, так и за не­с­ня­тие с уче­та, а в слу­чае не­об­на­ру­же­ния фи­р­мы по за­ре­ги­стри­ро­ван­но­му ад­ре­су пред­ла­га­ет­ся сни­мать ее с уче­та в те­че­ние де­ся­ти дней.

По­след­ствия для от­рас­ли:

У­дар при­мут на се­бя пред­при­я­тия про­из­вод­ствен­но­го сек­то­ра. По су­ще­ству­ю­щей пра­к­ти­ке сни­ма­ют­ся с уче­та ко­м­па­нии, пре­кра­тив­шие осу­ще­ств­лять роз­ни­ч­ную тор­го­в­лю юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми, но при этом за­ни­ма­ю­щи­е­ся про­из­вод­ством.

6. Вве­де­ние ли­цен­зи­ро­ва­ния от­дель­ных ви­дов де­я­тель­но­сти. По­зи­ция ре­гу­ля­то­ра — Мин­фи­на — та­ко­ва, что на се­го­д­ня­ш­ний день оно не ну­ж­но, так как до­ста­точ­но спе­ци­аль­но­го уче­та.

По­след­ствия для от­рас­ли:

О­пас­ность уси­ле­ния кор­ру­п­ции и не­чи­сто­п­ло­т­ной кон­ку­рен­ции че­рез до­ступ от­дель­ных ин­те­ре­сан­тов к ад­ми­ни­стра­тив­но­му ре­сур­су.

7. Внед­ре­ние мар­ки­ро­в­ки и кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них.

По­след­ствия для от­рас­ли:

Е­дин­ствен­ная бес­с­пор­но пра­виль­ная ме­ра, ко­то­рая поз­во­лит оздо­ро­вить си­ту­а­цию на ры­н­ке. Но юве­ли­ры хо­тят ис­поль­зо­вать для мар­ки­ро­в­ки бес­плат­ные (пе­ча­та­е­мые на би­р­ках) QR-ко­ды, а не до­ро­го­сто­я­щие RFID-­чи­пы.

Что пред­ла­га­ют са­ми юве­ли­ры и что об их пред­ло­же­ни­ях ду­ма­ют в Мин­фи­не

«По­ни­мая, что у нас есть раз­но­гла­сия с ре­гу­ля­то­ром по оцен­ке со­сто­я­ния ры­н­ка и ста­ра­ясь най­ти вы­хо­ды из этой сло­ж­ной си­ту­а­ции, мы по­пы­та­лись сфор­му­ли­ро­вать те ос­но­в­ные про­б­ле­мы, ко­то­рые, по мне­нию пред­ста­ви­те­лей от­рас­ли, но­сят жиз­нен­но ва­ж­ное зна­че­ние, и вы­ра­бо­та­ли воз­мо­ж­ные пу­ти их ре­ше­ния», — го­во­рит Эду­ард Ут­кин, ге­не­раль­ный ди­рек­тор Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии.

Юве­ли­ры при­шли к вы­во­ду, что для ре­ше­ния про­б­лем от­рас­ли не­об­хо­ди­мо со­ста­вить не­кую до­ро­ж­ную кар­ту, план дей­ствий, поз­во­ля­ю­щий ре­шить про­б­ле­мы от­рас­ли ко­м­плекс­но, — по ана­ло­гии с тем, как ре­ша­ют­ся от­рас­ле­вые во­про­сы ян­тар­но­го про­из­вод­ства, у ко­то­ро­го есть до­ро­ж­ная кар­та ян­тар­ной от­рас­ли Рос­сии. Юве­ли­ры по­про­си­ли по­мо­щи у об­щео­т­рас­ле­вых об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций: Тор­го­во-­про­мы­ш­лен­ной па­ла­ты, «Де­ло­вой Рос­сии», РСПП и «О­по­ры Рос­сии». «От их име­ни бы­ло сфор­му­ли­ро­ва­но об­ра­ще­ние к пре­зи­ден­ту с прось­бой рас­смо­т­реть во­прос о при­ня­тии стра­те­гии ре­гу­ли­ро­ва­ния юве­ли­р­ной от­рас­ли в том ви­де, в ко­то­ром ее ви­дим мы как от­рас­ле­вые со­об­ще­ства», — ре­зю­ми­ру­ет Эду­ард Ут­кин.

В до­ку­мен­тах, под­го­то­в­лен­ных этой вес­ной юве­ли­р­ным со­об­ще­ством (Стра­те­гии ре­гу­ли­ро­ва­ния юве­ли­р­ной от­рас­ли Рос­сии и Хар­тии доб­ро­со­ве­ст­но­го на­ло­го­пла­тель­щи­ка), про­б­ле­мы от­рас­ли сфор­му­ли­ро­ва­ны по пун­к­там, а к ка­ж­дой из них пред­ла­га­ет­ся ре­ше­ние, поз­во­ля­ю­щее, по мне­нию со­ста­ви­те­лей, не толь­ко за­щи­тить юве­ли­ров, но и в ко­неч­ном ито­ге уве­ли­чить до­хо­ды го­су­дар­ства.

Проб­ле­ма 1: раз­ли­чие от­рас­ле­во­го за­ко­но­да­тель­ства в Евразий­ском эко­но­ми­че­ском со­об­ще­стве (ЕАЭС)

Ус­ло­вия про­из­вод­ства и обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий в го­су­дар­ствах — чле­нах ЕАЭС су­ще­ствен­но раз­ли­ча­ют­ся. Од­но из ва­ж­ней­ших от­ли­чий — за­ко­но­да­тель­ство в сфе­ре про­ти­во­дей­ствия от­мы­ва­нию (ле­га­ли­за­ции) не­за­кон­но по­лу­чен­ных сред­ств. На­при­мер, в Рес­пуб­ли­ке Ар­ме­ния юве­ли­р­ные из­де­лия во­об­ще не вхо­дят в сфе­ру дей­ствия дан­но­го за­ко­на. При этом в дру­гих го­су­дар­ствах ЕАЭС эти за­трат­ные для биз­не­са тре­бо­ва­ния ка­са­ют­ся и обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий, а рос­сий­ское за­ко­но­да­тель­ство в дан­ной сфе­ре на­и­бо­лее стро­гое, го­раз­до вы­ше уро­в­ня тре­бо­ва­ний, ре­ко­мен­до­ван­но­го ме­ж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­ци­ей Гру­п­пой раз­ра­бо­т­ки фи­нан­со­вых мер борь­бы с от­мы­ва­ни­ем де­нег (ФАТФ, ан­гл. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF). Это при­во­дит к не­о­бос­но­ван­но­му уве­ли­че­нию из­дер­жек на их ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние, а оте­че­ствен­ные юве­ли­р­ные из­де­лия ста­но­вят­ся ме­нее кон­ку­рен­то­с­по­соб­ны по срав­не­нию с про­дук­ци­ей за­ру­бе­ж­ных кол­лег, в том чис­ле и из ЕАЭС.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

Скор­рек­ти­ро­вать рос­сий­ское за­ко­но­да­тель­ство в от­но­ше­нии пра­вил обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий в сфе­ре про­ти­во­дей­ствия от­мы­ва­нию (ле­га­ли­за­ции) не­за­кон­но по­лу­чен­ных сред­ств, при­ве­дя его в со­о­т­вет­ствие с те­ку­щи­ми ме­ж­ду­на­род­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми ФАТФ и ин­те­ре­са­ми раз­ви­тия сек­то­ра дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней:

  • о­т­ме­нить тре­бо­ва­ние иден­ти­фи­ка­ции по­ку­па­те­лей, при­об­ре­та­ю­щих юве­ли­р­ные из­де­лия по­сред­ством без­на­ли­ч­ной опла­ты­;

  • ­вы­ве­сти про­из­вод­ство и обо­рот юве­ли­р­ных из­де­лий из се­реб­ра из-­под юри­с­ди­к­ции за­ко­но­да­тель­ства в сфе­ре про­ти­во­дей­ствия от­мы­ва­нию (ле­га­ли­за­ции) не­за­кон­но по­лу­чен­ных сред­ств;

  • о­т­ме­нить тре­бо­ва­ние иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­та при про­ве­де­нии сде­лок с юри­ди­че­ски­ми ли­ца­ми и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, со­вер­ша­ю­щи­ми опе­ра­ции с ДМДК и со­сто­я­щи­ми на спе­ци­аль­ном уче­те ФКУ «Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная про­би­р­ная па­ла­та при Ми­ни­стер­стве фи­нан­сов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

Э­ду­ард Ут­кин, ге­не­раль­ный ди­рек­тор Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии:

«Пер­вый и глав­ный во­прос для нас — скор­рек­ти­ро­вать 115-ФЗ. Мы счи­та­ем, что он предъ­яв­ля­ет из­бы­точ­ные тре­бо­ва­ния к юве­ли­рам. Юве­ли­р­ные из­де­лия не пред­став­ля­ют боль­шой опас­но­сти с точ­ки зре­ния воз­мо­ж­но­сти их ис­поль­зо­ва­ния с це­лью от­мы­ва­ния не­ле­галь­ных до­хо­дов, по­это­му мо­ж­но бы­ло бы умень­шить ад­ми­ни­стра­тив­ные рас­хо­ды по этой те­ме для юве­ли­р­ных пред­при­я­тий».

Проб­ле­ма 2: по­ря­док пре­до­став­ле­ния пра­ва на аф­фи­наж («о­чи­ст­ку» ме­тал­лов)

Со­глас­но Фе­де­раль­но­му за­ко­ну от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях», аф­фи­наж дра­го­цен­ных ме­тал­лов мо­гут осу­ще­ств­лять толь­ко те ор­га­ни­за­ции, что бы­ли утвер­ж­де­ны Пра­ви­тель­ством РФ в со­о­т­вет­ству­ю­щем пе­реч­не. Аф­фи­наж не­боль­ших пар­тий ло­ма для них не­вы­го­ден, по­это­му юве­ли­ры об­ра­ща­ют­ся к по­сред­ни­кам. Как пра­ви­ло, по­след­ние осу­ще­ств­ля­ют сбор ло­ма в объ­е­мах, удо­в­ле­тво­ря­ю­щих аф­фи­на­ж­ные пред­при­я­тия, и ре­а­ли­зу­ют аф­фи­ни­ро­ван­ный дра­г­ме­талл не­боль­ши­ми пар­ти­я­ми, что уве­ли­чи­ва­ет се­бе­сто­и­мость про­дук­ции. При этом юве­ли­р­ные пред­при­я­тия об­ла­да­ют не­об­хо­ди­мым обо­ру­до­ва­ни­ем и усло­ви­я­ми для са­мо­сто­я­тель­но­го аф­фи­на­жа дра­г­ме­тал­лов, но ли­ше­ны пра­ва на дан­ный вид де­я­тель­но­сти в со­о­т­вет­ствии с за­ко­ном.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

От­ме­нить этот ад­ми­ни­стра­тив­ный по­ря­док, а вме­сто уста­но­в­ле­ния пе­реч­ня аф­фи­на­ж­ных пред­при­я­тий вве­сти ли­цен­зи­ро­ва­ние дан­но­го ви­да де­я­тель­но­сти. Это поз­во­лит юве­ли­р­ным пред­при­я­ти­ям са­мо­сто­я­тель­но про­из­во­дить пе­ре­ра­бо­т­ку ло­ма в не­об­хо­ди­мых ко­ли­че­ствах. Кро­ме то­го, даст воз­мо­ж­ность из­бе­жать до­пол­ни­тель­ных за­трат, воз­ни­ка­ю­щих при уча­стии по­сред­ни­ка.

Ю­лия Гон­ча­рен­ко, за­ме­сти­тель ди­рек­то­ра де­пар­та­мен­та го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния в сфе­ре про­из­вод­ства, пе­ре­ра­бо­т­ки и об­ра­ще­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней и ва­лют­но­го кон­тро­ля Мин­фи­на РФ:

«У­же раз­ра­бо­тан за­ко­но­про­ект, сей­час он на со­гла­со­ва­нии, в нем пре­ду­смо­т­ре­ны пол­но­мо­чия пра­ви­тель­ства по раз­ра­бо­т­ке кри­те­ри­ев, на ос­но­ва­нии ко­то­рых та или иная ор­га­ни­за­ция мо­жет осу­ще­ств­лять аф­фи­наж. Пе­ре­чень, в при­н­ци­пе, мо­жет быть до­пол­нен, ес­ли ка­кая-­ли­бо ор­га­ни­за­ция бу­дет со­о­т­вет­ство­вать этим тре­бо­ва­ни­ям».

Проб­ле­ма 3: НДС на сли­т­ки дра­го­цен­ных ме­тал­ло­в

Сей­час в РФ не об­ла­га­ют­ся НДС опе­ра­ции по ре­а­ли­за­ции ру­ды и ло­ма дра­г­ме­тал­лов для аф­фи­на­жа, ре­а­ли­за­ция дра­г­ме­тал­лов Гос­фон­ду РФ и бан­кам, ре­а­ли­за­ция их из Гос­фон­да РФ, ре­а­ли­за­ция их бан­ка­ми вне­ш­не­тор­го­вым ор­га­ни­за­ци­ям, а та­к­же опе­ра­ции со сли­т­ка­ми дра­го­цен­ных ме­тал­лов ме­ж­ду бан­ка­ми. Обя­за­н­ность по упла­те НДС воз­ни­ка­ет при ре­а­ли­за­ции дра­г­ме­тал­лов про­из­во­ди­те­лям юве­ли­р­ных и иных из­де­лий из дра­г­ме­тал­лов. Это уве­ли­чи­ва­ет объ­ем обо­ро­т­ных сред­ств, не­об­хо­ди­мых для за­ку­п­ки ма­те­ри­а­лов на про­из­вод­ство юве­ли­р­ных из­де­лий.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

Уста­но­вить ну­ле­вую став­ку НДС на при­об­ре­те­ние сли­т­ков аф­фи­ни­ро­ван­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Это поз­во­лит про­из­во­ди­те­лям сни­зить су­м­му обо­ро­т­ных средств и сро­ки их воз­вра­та в про­из­вод­ство, что бла­го­твор­но ска­жет­ся на объ­е­мах про­из­вод­ства и экс­пор­та, а при ре­а­ли­за­ции из­де­лий на внут­рен­нем ры­н­ке су­м­ма НДС бу­дет пол­но­стью упла­че­на го­су­дар­ству.

Э­ду­ард Ут­кин:

«Так как на­чис­ле­ние НДС пе­ре­но­си­т­ся на мо­мент от­груз­ки юве­ли­р­ных из­де­лий, это эко­но­мит обо­ро­т­ные сред­ства. Для вы­рав­ни­ва­ния усло­вий ра­бо­ты с зо­ло­том, что­бы бы­ло мень­ше ис­поль­зо­ва­ния ло­ма, мы пред­ла­га­ем об­ну­лить НДС для при­об­ре­те­ния сли­т­ков дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Ведь все по­ни­ма­ют: по­ку­пать сли­т­ки с НДС не­вы­год­но, ес­ли есть воз­мо­ж­ность при­об­ре­сти лом юве­ли­р­ных из­де­лий без НДС».

Ю­лия Гон­ча­рен­ко:

«В Мин­фи­не про­ра­ба­ты­ва­ет­ся во­прос о вос­ста­но­в­ле­нии ну­ле­вой став­ки по всей це­поч­ке. Что ка­са­ет­ся зо­ло­та, мы хо­тим при­ве­сти к еди­но­му зна­ме­на­те­лю все раз­ли­ч­ные на се­го­д­ня ре­жи­мы. Бу­дет та­к­же пре­ду­смо­т­рен 0% при ре­а­ли­за­ции бан­ка­ми сли­т­ков для фи­зи­че­ских лиц, так как мы счи­та­ем, что это дей­стви­тель­но са­мый при­в­ле­ка­тель­ный ин­стру­мент для них».

Проб­ле­ма 4: обя­за­тель­ное клей­ме­ние из­де­лий при экс­пор­те

Со­глас­но 41-ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях», юве­ли­р­ные из­де­лия, по­став­ля­е­мые на экс­порт, под­ле­жат обя­за­тель­но­му клей­ме­нию на­рав­не с из­де­ли­я­ми, по­став­ля­е­мы­ми на рос­сий­ский внут­рен­ний ры­нок. Уве­ли­че­ние в 2017 го­ду го­су­дар­ствен­ных по­шлин за опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние юве­ли­р­ных из­де­лий в два ра­за, а за клей­ме­ние из­де­лий со встав­ка­ми в че­ты­ре ра­за, не име­ет под со­бой эко­но­ми­че­ско­го обос­но­ва­ния. При этом оно уве­ли­чи­ва­ет рас­хо­ды на про­из­вод­ство из­де­лий са­мо­го низ­ко­го це­но­во­го ди­а­па­зо­на, вос­тре­бо­ван­ных на внут­рен­нем ры­н­ке Рос­сии, сни­жа­ет их кон­ку­рен­то­с­по­соб­но­сть. За пре­де­ла­ми ЕАЭС про­би­р­ные клей­ма Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции не при­з­на­ют­ся, в том чис­ле и в стра­нах ЕАЭС, а в не­ко­то­рых стра­нах счи­та­ют­ся бра­ком, что за­став­ля­ет сни­жать це­ну на из­де­лия и пре­пят­ству­ет про­да­жам.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

По­эта­п­но из­ме­нить по­ря­док обя­за­тель­но­го клей­ме­ния юве­ли­р­ных из­де­лий:

1. сни­зить раз­мер го­су­дар­ствен­ной по­ш­ли­ны на опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние и от­ме­нить по­вы­ша­ю­щий ко­эф­фи­ци­ент за опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние из­де­лий со встав­ка­ми;

2. под­нять по­рог для обя­за­тель­но­го клей­ме­ния юве­ли­р­ных и иных бы­то­вых из­де­лий из се­реб­ра с 3 г до 100 г, раз­ре­шив их клей­ме­ние в доб­ро­воль­ном по­ряд­ке;

3. от­ме­нить ре­жим обя­за­тель­но­го клей­ме­ния юве­ли­р­ных из­де­лий из зо­ло­та ве­сом до 3,0 г, ес­ли дан­ные из­де­лия пред­на­з­на­че­ны для экс­пор­та, а та­к­же сме­нить впо­след­ствии по­ря­док клей­ме­ния экс­пор­т­ных юве­ли­р­ных из­де­лий с обя­за­тель­но­го на доб­ро­воль­ный­;

4. за­ме­нить ре­жим обя­за­тель­но­го клей­ме­ния юве­ли­р­ных из­де­лий на мар­ки­ро­в­ку из­де­лий од­но­вре­мен­но с вво­дом в экс­плу­а­та­цию IT-кон­тро­ля за обо­ро­том (о­т­сле­жи­ва­ни­ем) юве­ли­р­ных из­де­лий. За­ме­на про­би­р­но­го клей­ма спе­ци­аль­ной мар­ки­ро­в­кой поз­во­лит не толь­ко под­твер­ж­дать со­дер­жа­ние дра­г­ме­тал­ла в из­де­лии, но и осу­ще­ств­лять кон­троль за обо­ро­том.

Ю­лия Гон­ча­рен­ко:

«М­ин­фин го­тов под­дер­жать дан­ную по­зи­цию, но это за­ви­сит не от нас. Ми­ни­стер­ство вы­сту­па­ло с та­кой ини­ци­а­ти­вой еще в 2015 го­ду, но то­г­да бы­ли про­тив пра­во­о­хра­ни­тель­ные ор­га­ны. В при­н­ци­пе, на се­го­д­ня­ш­ний день по­зи­ция пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов со­хра­ня­ет­ся».

Ан­то­ни­на Ба­бо­сюк, пре­зи­дент Ас­со­ци­а­ции юве­ли­ров ЕАЭС:

«Мы сей­час на­хо­ди­м­ся в Та­мо­жен­ном со­ю­зе, но на пра­к­ти­ке в кри­зис мы не мо­жем про­да­вать из­де­лия с клей­мом, по­то­му что они не­кон­ку­рен­то­с­по­соб­ны».

Проб­ле­ма 5: не­под­го­то­в­лен­ность вза­и­м­но­го при­з­на­ния клейм ЕАЭС

В стра­нах ЕАЭС дей­ству­ют от­ли­ч­ные от рос­сий­ских пра­ви­ла кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней, а та­к­же по­ря­док опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния. В све­те на­ме­ча­ю­ще­го­ся вза­и­м­но­го при­з­на­ния про­би­р­ных клейм су­ще­ству­ет опас­ность по­яв­ле­ния на рос­сий­ском ры­н­ке кон­тра­бан­д­ной про­дук­ции, вве­зен­ной че­рез тер­ри­то­рию стран — участ­ниц Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за. Эта про­дук­ция мо­жет не со­о­т­вет­ство­вать за­яв­лен­ной про­бе. Кро­ме то­го, она мо­жет вы­да­вать­ся за про­дук­цию, про­из­ве­ден­ную на тер­ри­то­рии стра­ны — участ­ни­цы Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за. При этом да­ле­ко не во всех го­су­дар­ствах ЕАЭС есть обя­за­тель­ная го­су­дар­ствен­ная про­це­ду­ра клей­ме­ния из­де­лий.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

В­за­и­м­ное при­з­на­ние про­би­р­ных клейм го­су­дарств — чле­нов Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за, но толь­ко по­с­ле при­ня­тия со­гла­ше­ния об уни­фи­ка­ции про­це­дур го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и го­су­дар­ствен­но­го про­би­р­но­го на­д­зо­ра все­ми стра­на­ми ЕАЭС. Вве­де­ние обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ки кон­троль­но-и­ден­ти­фи­ка­ци­он­ны­ми зна­ка­ми юве­ли­р­ных из­де­лий, про­из­ве­ден­ных в Рос­сии или вво­зи­мых на тер­ри­то­рию Рос­сии.

Э­ду­ард Ут­кин:

«Мы все зна­ем, что го­то­ви­т­ся под­пи­са­ние со­гла­ше­ния об осо­бен­но­стях обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней в стра­нах ЕАЭС. В ра­м­ках дан­но­го со­гла­ше­ния пла­ни­ру­ет­ся при­знать про­би­р­ные клей­ма, но мы счи­та­ем, что пе­ред этим не­об­хо­ди­мо вы­ра­бо­тать еди­ную си­сте­му про­би­р­но­го на­д­зо­ра для всех стран ЕАЭС, что­бы че­рез них не по­шел по­ток кон­тра­бан­дой про­дук­ции».

Ю­лия Гон­ча­рен­ко:

«В сле­ду­ю­щем го­ду об­су­ж­де­нию со­гла­ше­ния о со­вер­ше­нии опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми на тер­ри­то­рии ЕАЭС ис­пол­ня­ет­ся де­сять лет. И рос­сий­ская сто­ро­на вы­сту­па­ет на всех со­ве­ща­ни­ях про­тив при­з­на­ния клейм до раз­ра­бо­т­ки со­о­т­вет­ству­ю­ще­го до­ку­мен­та. Се­год­ня ра­бо­та про­дол­жа­ет­ся. Ес­ли бу­дет под­дер­ж­ка со сто­ро­ны от­рас­ли, это ста­нет толь­ко плю­сом. По­ка мы та­кой ра­бо­ты не ви­дим».

Проб­ле­ма 6: ввоз­ная по­ш­ли­на на юве­ли­р­ные встав­ки

Сей­час при вво­зе юве­ли­р­ных вста­вок в Ар­ме­нию при­ме­ня­ет­ся ну­ле­вая ввоз­ная по­ш­ли­на, при вво­зе их в Ка­за­х­стан — по­ни­жен­ная по­ш­ли­на. Од­на­ко при вво­зе юве­ли­р­ных вста­вок в Рос­сию и Бе­ла­русь раз­мер по­ш­ли­ны со­став­ля­ет от 10% до 15%. Та­ким об­ра­зом, рос­сий­ские юве­ли­ры ока­зы­ва­ют­ся в ущер­б­ном по­ло­же­нии по срав­не­нию с кол­ле­га­ми из дру­гих стран ЕАЭС. Юве­ли­р­ные встав­ки пред­став­ля­ют со­бой сы­рье для юве­ли­р­ных про­из­вод­ств, со­з­да­ю­щих до­ба­воч­ную сто­и­мость этим то­ва­рам (в со­ста­ве юве­ли­р­ных из­де­лий). Их це­на кри­ти­ч­на для юве­ли­ров: за­вы­шен­ная сто­и­мость вста­вок сни­жа­ет кон­ку­рен­то­с­по­соб­ность рос­сий­ских юве­ли­р­ных из­де­лий на ми­ро­вом ры­н­ке.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

По­сле­до­вать при­ме­ру Ар­ме­нии и от­ме­нить (об­ну­лить) для всех стран ЕАЭС ввоз­ные по­ш­ли­ны на все ви­ды юве­ли­р­ных вста­вок (из дра­го­цен­ных, по­лу­дра­го­цен­ных и син­те­ти­че­ских ка­м­ней).

Э­ду­ард Ут­кин:

«У нас, к со­жа­ле­нию, пра­к­ти­че­ски нет огран­ки и до­бы­чи дра­го­цен­ных ка­м­ней, за ис­клю­че­ни­ем бри­л­ли­ан­тов, все цвет­ные ка­м­ни, как дра­го­цен­ные, так и не дра­го­цен­ные, при­хо­ди­т­ся вы­во­зить. У нас со­хра­не­на по­ш­ли­на от 12–15% на ввоз ка­м­ней, и это не кон­ку­рен­т­ные усло­вия для оте­че­ствен­ных про­из­во­ди­те­лей в пла­не не­об­хо­ди­мо­сти вы­хо­да на экс­порт. Мы об­ра­ти­лись с прось­бой об­ну­лить эту по­ш­ли­ну».

Ю­лия Гон­ча­рен­ко:

«По дан­ным ФТС, се­го­д­ня во­прос об об­ну­ле­нии ввоз­ной по­ш­ли­ны рас­смат­ри­ва­ет­ся со­о­т­вет­ству­ю­щей пра­ви­тель­ствен­ной под­ко­мис­си­ей по вне­се­нию этих из­ме­не­ний в за­ко­но­да­тель­ство Та­мо­жен­но­го со­ю­за».

Проб­ле­ма 7: сло­ж­но­сти ди­стан­ци­он­ной тор­го­в­ли

Не­со­вер­шен­ство нор­ма­тив­но-­за­ко­но­да­тель­ной ба­зы, уста­нав­ли­ва­ю­щей тре­бо­ва­ния к пра­ви­лам ди­стан­ци­он­ной тор­го­в­ли, пре­пят­ству­ет ее раз­ви­тию и угро­жа­ет бло­ки­ро­в­кой сай­там, че­рез ко­то­рые про­да­ют­ся юве­ли­р­ные из­де­лия, так как этот то­вар ди­стан­ци­он­но про­да­вать за­пре­ще­но. Пе­ре­воз­ка и до­став­ка та­ких поч­то­вых от­прав­ле­ний по за­ко­ну осу­ще­ств­ля­ет­ся си­ла­ми и сред­ства­ми спе­ци­аль­ной свя­зи фе­де­раль­но­го ор­га­на ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, что то­же усло­ж­ня­ет раз­ви­тие ин­тер­нет-тор­го­в­ли, а та­к­же ли­ша­ет юве­ли­ров воз­мо­ж­но­сти про­да­вать свои из­де­лия за ру­беж. Сня­тие этих огра­ни­че­ний рез­ко уве­ли­чит про­да­жи, при­чем как на внут­рен­нем, так и на вне­ш­нем ры­н­ке.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

В­не­сти из­ме­не­ния в за­ко­но­да­тель­ство для устра­не­ния огра­ни­че­ний при ди­стан­ци­он­ных спо­со­бах про­даж юве­ли­р­ных из­де­лий. Раз­ра­бо­тать про­гра­м­му под­дер­ж­ки элек­трон­ной тор­го­в­ли юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми на за­ру­бе­ж­ных ры­н­ках (в­клю­чая суб­си­ди­ро­ва­ние за­трат на со­з­да­ние элек­трон­ных тор­го­вых пло­ща­док и их про­дви­же­ние в по­ис­ко­ви­ках).

Э­ду­ард Ут­кин:

«Мы счи­та­ем, что ну­ж­но вне­сти в за­ко­но­да­тель­ство из­ме­не­ния и устра­нить все дву­смыс­лен­ные тол­ко­ва­ния, так как вре­мя от вре­ме­ни воз­ни­ка­ют все­воз­мо­ж­ные пре­тен­зии со сто­ро­ны кон­тро­ли­ру­ю­щих ор­га­нов».

Ю­лия Гон­ча­рен­ко:

«Что ка­са­ет­ся со­вер­шен­ство­ва­ния нор­ма­тив­но-­за­ко­но­да­тель­ной ба­зы, уста­нав­ли­ва­ю­щей тре­бо­ва­ния к пра­ви­лам ди­стан­ци­он­ной тор­го­в­ли, Минэко­но­мраз­ви­тия под­го­то­ви­ло со­о­т­вет­ству­ю­щие из­ме­не­ния в фев­ра­ле — по­с­ле про­хо­ж­де­ния всех со­гла­со­ва­ний. Но ад­ми­ни­стра­ция пре­зи­ден­та воз­вра­ти­ла этот до­ку­мент на до­ра­бо­т­ку. Ду­маю, что в бли­жай­шее вре­мя до­ку­мент бу­дет сно­ва на­прав­лен в пра­ви­тель­ство. Мин­фин на всех ста­ди­ях его под­дер­жи­ва­ет».

Свет­ла­на Ка­лу­ги­на, вла­де­ли­ца юве­ли­р­но­го про­из­вод­ства «Крас­но­се­лие»:

«Сей­час поль­зу­ют­ся спро­сом юве­ли­р­ные из­де­лия уни­каль­но­го ди­зай­на, это мо­ж­но очень быст­ро про­да­вать в ин­тер­нет-­ма­га­зи­нах, по­то­му что не­о­бы­ч­ные укра­ше­ния юве­ли­р­ные ма­га­зи­ны не бе­рут, они не зна­ют, как это бу­дет про­да­вать­ся. Наш юве­ли­р­ный биз­нес бу­дет иметь успех, ко­г­да он ста­нет мо­биль­ным. Про­да­вая че­рез ин­тер­нет-­про­стран­ство и мо­биль­но пе­ре­прав­ляя из­де­лия в дру­гие стра­ны, мы смо­жем быст­ро про­из­во­дить, опро­би­ро­вать и мар­ки­ро­вать».

Проб­ле­ма 8: офор­м­ле­ние экс­пор­та юве­ли­р­ных из­де­лий­

Сей­час для экс­пор­та юве­ли­р­ных из­де­лий не­об­хо­ди­мо про­хо­дить про­це­ду­ры та­мо­жен­но­го и го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля. Это осу­ще­ств­ля­ет­ся в две сту­пе­ни, при­чем с дуб­ли­ро­ва­ни­ем ко­м­плек­тов до­ку­мен­тов на экс­пор­ти­ру­е­мые из­де­лия, хо­тя кон­троль осу­ще­ств­ля­ет­ся струк­ту­ра­ми Ми­ни­стер­ства фи­нан­сов. Под­го­то­в­ка двух иден­ти­ч­ных ко­м­плек­тов до­ку­мен­тов и их пре­до­став­ле­ние от­ни­ма­ют до­пол­ни­тель­ное вре­мя экс­пор­те­ра. При воз­вра­те ча­сти пар­тии ра­нее экс­пор­ти­ро­ван­ных юве­ли­р­ных из­де­лий (брак, не­ре­а­ли­зо­ван­ный то­вар) та­мо­жен­ный кон­троль ссы­ла­ет­ся на не­воз­мо­ж­ность иден­ти­фи­ци­ро­вать то­вар как ра­нее экс­пор­ти­ро­ван­ный и от­ка­зы­ва­ет в осу­ще­ств­ле­нии та­мо­жен­но­го ре­жи­ма «ре­и­м­порт». В ре­зуль­та­те воз­ни­ка­ет си­ту­а­ция, ко­г­да экс­пор­тер вы­ну­ж­ден воз­вра­щать свой то­вар в ре­жи­ме «и­м­порт» с упла­той та­мо­жен­ных по­шлин.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

Соз­дать еди­ное ок­но для пре­до­став­ле­ния еди­но­го ко­м­плек­та до­ку­мен­тов для про­хо­ж­де­ния та­мо­жен­но­го и го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля. Сфор­ми­ро­вать ме­ха­низм иден­ти­фи­ка­ции юве­ли­р­ных из­де­лий при офор­м­ле­нии та­мо­жен­но­го ре­жи­ма ре­и­м­пор­та и обес­пе­че­ние пра­ва экс­пор­те­ров про­из­во­дить ре­и­м­порт ча­сти пар­тии без упла­ты ввоз­ных та­мо­жен­ных по­шлин.

Ю­лия Гон­ча­рен­ко:

«Что ка­са­ет­ся дуб­ли­ро­ва­ния ко­м­плек­тов до­ку­мен­тов и со­з­да­ния еди­но­го ок­на, Мин­фин Рос­сии с та­мо­ж­ней ра­бо­та­ют над устра­не­ни­ем дуб­ли­ро­ва­ния. А от­но­си­тель­но офор­м­ле­ния кон­тра­к­тов по­став­ки — мы не­од­но­крат­но про­си­ли дать нам обос­но­ва­ние, что­бы бы­ла воз­мо­ж­ность вы­хо­дить с ним в пра­ви­тель­ство. И нам по­ка опи­са­ние про­б­ле­мы — с чем вый­ти, с чем ра­бо­тать — не пред­став­ле­но».

Проб­ле­ма 9: ра­бо­та на за­ру­бе­ж­ных вы­став­ках

Со­глас­но Та­мо­жен­но­му ко­дек­су ЕАЭС и ва­лют­но­му за­ко­но­да­тель­ству, сей­час нель­зя ре­а­ли­зо­вы­вать юве­ли­р­ные из­де­лия, экс­по­ни­ру­е­мые на за­ру­бе­ж­ных вы­став­ках, в роз­ни­цу и за на­ли­ч­ный рас­чет, так как тре­бу­ет­ся за­клю­че­ние кон­тра­к­та. Но у за­ру­бе­ж­ных кол­лег та­ких про­б­лем нет, и рос­сий­ские участ­ни­ки ме­ж­ду­на­род­ных вы­ста­вок ока­зы­ва­ют­ся в про­и­г­ры­ш­ном по­ло­же­нии. Без это­го не­воз­мо­ж­но про­ве­сти ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные мар­ке­тин­го­вые ис­сле­до­ва­ния ры­н­ка, изу­чить по­ку­па­тель­ский спрос, рав­но как и по­ку­па­тель­ские пред­по­чте­ния, а та­к­же ор­га­ни­зо­вать ка­м­па­нию по про­дви­же­нию тор­го­вых ма­рок под брен­дом «С­де­ла­но в Рос­сии».

Рос­сий­ская юве­ли­р­ная от­расль об­ла­да­ет боль­шим экс­пор­т­ным по­тен­ци­а­лом, но для эф­фек­тив­но­го про­дви­же­ния оте­че­ствен­ных то­ва­ров не­об­хо­ди­мо при­сут­ствие опто­во-роз­ни­ч­ных струк­тур на кру­п­ней­ших ры­н­ках США, Ев­ро­пы и Азии. Не­об­хо­ди­мо скон­цен­три­ро­вать­ся на трех ве­ду­щих от­рас­ле­вых вы­став­ках, ко­то­рые про­во­дят­ся в ре­ги­о­нах, име­ю­щих на­и­мень­шие экс­пор­т­ные ба­рье­ры и на­и­боль­шие пе­р­с­пе­к­ти­вы ре­а­ли­за­ции рос­сий­ских юве­ли­р­ных из­де­лий.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

  • Кор­рек­ти­ро­в­ка та­мо­жен­но­го и ва­лют­но­го за­ко­но­да­тельств поз­во­лит про­да­вать юве­ли­р­ные из­де­лия, экс­по­ни­ру­е­мые на за­ру­бе­ж­ных вы­став­ках, в роз­ни­цу и за на­ли­ч­ный рас­чет без офор­м­ле­ния кон­тра­к­та по­став­ки.

  • Соз­да­ние ме­ха­низ­ма вы­бо­ра на­и­бо­лее эф­фек­тив­ных за­ру­бе­ж­ных вы­ста­вок, опе­ра­то­ров по ор­га­ни­за­ции кол­лек­тив­ных на­ци­о­наль­ных стен­дов, а та­к­же со­ста­ва участ­ни­ков кол­лек­тив­ных на­ци­о­наль­ных стен­дов с уче­том мне­ния от­рас­ле­вых об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций.

  • Раз­ра­бо­т­ка про­гра­м­мы суб­си­ди­ро­ва­ния ча­сти за­трат по со­з­да­нию опто­во-роз­ни­ч­ных струк­тур на ры­н­ках США, Ев­ро­пы и Азии.

Вла­ди­мир Збой­ков:

«Юве­лир стал­ки­ва­ет­ся с про­б­ле­мой: он при­е­хал на за­ру­бе­ж­ную вы­став­ку, ин­ве­сти­ро­вал в по­езд­ку день­ги. Но что­бы рас­кру­тить бренд, на­до сна­ча­ла од­но­му про­дать, по­том дру­го­му, так по­сте­пе­н­но он и ста­нет узна­ва­е­мым. Но это­го нель­зя се­го­д­ня де­лать — про­да­вать на за­ру­бе­ж­ных ры­н­ках в роз­ни­цу, — кон­тракт тре­бу­ет­ся… А ес­ли нель­зя рас­кру­чи­вать бренд, то то­г­да что? На­де­ж­да на то, что кто-то уви­дит, ска­жет «ах, ка­кой ди­зайн» и за­клю­чит кон­тракт на де­сять лет впе­ред? Это ил­лю­зия, не бы­ва­ет та­ко­го. Что­бы рас­кру­тить­ся на вне­ш­них ры­н­ках, ну­ж­но вкла­ды­вать огро­м­ные день­ги в мар­ке­тинг, в про­мо­у­шен».

Свет­ла­на Ка­лу­ги­на:

«Ка­кие-то уни­каль­ные из­де­лия я хо­чу вы­ве­сти за гра­ни­цу, по­то­му что у нас нет куль­ту­ры по­треб­ле­ния, она в со­вет­ское вре­мя не вос­пи­ты­ва­лась. Ну­ж­но вый­ти на ры­нок, где та­кая куль­ту­ра су­ще­ству­ет, — ев­ро­пей­ский, аме­ри­кан­ский. Там это смо­гут оце­нить по до­сто­ин­ству».

Проб­ле­ма 10: из­бы­точ­ный го­су­дар­ствен­ный кон­троль в сфе­ре ДМДК

То­таль­ный кон­троль участ­ни­ков ры­н­ка вне за­ви­си­мо­сти от ви­да де­я­тель­но­сти и от­сут­ствие пе­реч­ня обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний в сфе­ре обо­ро­та ДМДК не со­о­т­вет­ству­ют эко­но­ми­че­ским ре­а­ли­ям ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. Это сдер­жи­ва­ет раз­ви­тие от­рас­ли и при­во­дит к не­о­прав­дан­ным рас­хо­дам го­су­дар­ства и от­рас­ле­во­го биз­не­са на ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

  • Соз­дать за­кры­тый и ис­чер­пы­ва­ю­щий пе­ре­чень обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний к де­я­тель­но­сти в сфе­ре ДМДК.

  • В­нед­рить риск-о­ри­ен­ти­ро­ван­ный под­ход с пе­ре­да­чей ча­сти фун­к­ций ад­ми­ни­стри­ро­ва­ния обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мым ор­га­ни­за­ци­ям (СРО). Со­об­ще­ство за­ин­те­ре­со­ва­но в раз­ви­тии от­рас­ли и со­б­лю­де­нии участ­ни­ка­ми ры­н­ка тре­бо­ва­ний доб­ро­со­ве­ст­но­го ве­де­ния биз­не­са. СРО, взяв на се­бя часть фун­к­ций по кон­тро­лю над от­рас­лью (в том чис­ле за стан­дар­та­ми на про­из­во­ди­мые и ре­а­ли­зу­е­мые из­де­лия, ко­то­рые в на­сто­я­щее вре­мя не яв­ля­ют­ся обя­за­тель­ны­ми к при­ме­не­нию), по­вы­сят про­з­ра­ч­ность от­рас­ли и уро­вень до­ве­рия по­тре­би­те­лей, что бу­дет спо­соб­ство­вать уве­ли­че­нию объ­е­мов ры­н­ка. А вза­и­мо­дей­ствие об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций и СРО с участ­ни­ка­ми ры­н­ка, в том чис­ле ме­ж­ду­на­род­ное, мо­жет быть бо­лее пло­до­твор­ным, не­же­ли ана­ло­ги­ч­ное вза­и­мо­дей­ствие на го­су­дар­ствен­ном уро­в­не. Та­к­же это сни­зит рас­хо­ды от­рас­ли и го­су­дар­ства по ад­ми­ни­стри­ро­ва­нию кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней.

Ю­лия Гон­ча­рен­ко:

«Есть при­каз Мин­фи­на, где уста­но­в­ле­ны все ак­ты, ко­то­рые со­дер­жат обя­за­тель­ные тре­бо­ва­ния. По­с­ле пе­ре­го­во­ров с пред­ста­ви­те­ля­ми от­рас­ли мы пе­ре­смо­т­ре­ли этот при­каз и сей­час его пе­ре­ра­ба­ты­ва­ем, что­бы он стал бо­лее кон­крет­ным, — юве­ли­ры дей­стви­тель­но дол­ж­ны по­ни­мать, ка­кие обя­за­тель­ные тре­бо­ва­ния не­об­хо­ди­мо со­б­лю­дать. И при вне­се­нии из­ме­не­ний в Ко­декс об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях мы ру­ко­вод­ство­ва­лись этим при­н­ци­пом: го­то­вим ко­м­плекс из­ме­не­ний. Мы не толь­ко пред­ло­жи­ли по­вы­сить ад­ми­ни­стра­тив­ные на­ка­за­ния, но и пе­ре­ра­бо­та­ли всю ста­тью, что­бы она ста­ла бо­лее кон­крет­ной, что­бы не бы­ло зло­у­по­треб­ле­ний со сто­ро­ны кон­тро­ли­ру­ю­щих ор­га­нов, что­бы юве­ли­ры по­ни­ма­ли, где и за ка­кое на­ру­шен­ное тре­бо­ва­ние мо­жет на­сту­пить на­ка­за­ние. Ес­ли го­во­рить про пра­ви­ла об­ра­ще­ния с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми, то их не су­ще­ство­ва­ло. Те­перь бу­дет обя­за­тель­ный пе­ре­чень, и как раз со­во­ку­п­ность всех из­ме­не­ний в ко­м­плек­се дол­ж­на дать по­ло­жи­тель­ный ре­зуль­тат».

Проб­ле­ма 11: по­те­ря до­ве­рия по­ку­па­те­лей­

Од­на из ва­ж­ней­ших за­дач для раз­ви­тия внут­рен­не­го ры­н­ка — по­вы­ше­ние до­ве­рия по­тре­би­те­лей. Это­го мо­ж­но до­бить­ся, пре­до­ста­вив пол­ную и до­сто­вер­ную ин­фор­ма­цию о то­ва­ре. В «Пра­ви­лах про­да­жи от­дель­ных ви­дов то­ва­ро­в…» от­сут­ству­ет тре­бо­ва­ние ука­за­ния на би­р­ках стра­ны про­ис­хо­ж­де­ния юве­ли­р­ных из­де­лий и пол­но­го рас­кры­тия ин­фор­ма­ции о встав­ках из недра­го­цен­ных ка­м­ней. Та­кое тре­бо­ва­ние уста­но­в­ле­но толь­ко для дра­го­цен­ных ка­м­ней. По­лу­че­ние по­ку­па­те­лем не­пол­ной, а ино­г­да и не­до­сто­вер­ной ин­фор­ма­ции сни­жа­ет до­ве­рие по­тре­би­те­лей к про­дук­ции.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

Уста­но­вить тре­бо­ва­ние обя­за­тель­но­го ука­за­ния на би­р­ках юве­ли­р­ных из­де­лий стра­ны их про­ис­хо­ж­де­ния, а та­к­же ин­фор­ма­ции о при­род­ном или ис­кус­ствен­ном про­ис­хо­ж­де­нии всех за­кре­п­лен­ных ка­м­ней.

Э­ду­ард Ут­кин:

«Укре­п­ле­ние до­ве­рия по­тре­би­те­лей к юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти воз­мо­ж­но толь­ко по­сред­ством на­д­ле­жа­ще­го рас­кры­тия всей ин­фор­ма­ции о пред­ла­га­е­мом то­ва­ре. Это про­б­ле­ма: по­тре­би­те­ли не до­ве­ря­ют той ин­фор­ма­ции, ко­то­рая из­ло­же­на на би­р­ках. У них воз­ни­ка­ют со­м­не­ния, со­о­т­вет­ствен­но, нет про­даж. Мы пред­ла­га­ем пол­но­стью рас­кры­вать ин­фор­ма­цию о ка­м­нях, за­кре­п­лен­ных в юве­ли­р­ных из­де­ли­ях, в том чис­ле и по­лу­дра­го­цен­ных, и о стра­не про­ис­хо­ж­де­ния. Си­ту­а­цию спа­сут ин­но­ва­ци­он­ные тех­но­ло­гии, в част­но­сти на­не­се­ние на из­де­лия спе­ци­аль­ных би­рок с QR-ко­дом, где мо­ж­но ука­зать пол­ную ин­фор­ма­цию о то­ва­ре».

Ю­лия Гон­ча­рен­ко:

«В 2014 го­ду мы пред­ло­жи­ли до­пол­нить ин­фор­ма­цию на яр­лы­ках и би­р­ках, но нам бы­ло ска­за­но, что для это­го би­р­ки сли­ш­ком ма­лень­кие. Се­год­ня вы пред­ла­га­е­те не­кую ин­фор­ма­цию до­пол­нить, то есть би­р­ка ста­нет огро­м­ной. Мы го­то­вы — но го­то­вы ли вы де­лать боль­шие би­р­ки? Мы пла­ни­ро­ва­ли сде­лать мет­ку та­кой, что­бы она со­дер­жа­ла ма­к­си­мум ин­фор­ма­ции, но при этом не бы­ло не­об­хо­ди­мо­сти вно­сить из­ме­не­ния в раз­мер би­р­ки. В лю­бом слу­чае мы го­то­вы это об­су­ж­дать, го­то­вы над этим ра­бо­тать».

Проб­ле­ма 12: на­ло­го­вые пре­тен­зии из-­за кон­тр­а­ген­то­в

О­гро­м­ной про­б­ле­мой для пред­при­я­тий от­рас­ли ста­ло мас­со­вое предъ­яв­ле­ние пре­тен­зий со сто­ро­ны на­ло­го­вой слу­ж­бы. Глав­ное ос­но­ва­ние — на­ли­чие не­доб­ро­со­ве­ст­ных кон­тр­а­ген­тов в це­поч­ке по­став­щи­ков сы­рья, дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней. Но боль­шин­ство пред­при­я­тий, по­лу­чив­ших пре­тен­зии от на­ло­го­вых ор­га­нов, не толь­ко не име­ли умыс­ла на укло­не­ние от упла­ты на­ло­гов, но и не име­ли воз­мо­ж­но­сти про­ве­рить всех кон­тр­а­ген­тов в це­поч­ке по­став­щи­ков. Эта про­б­ле­ма ха­ра­к­тер­на для всех от­рас­лей эко­но­ми­ки, но осо­бен­но ак­ту­аль­на для юве­ли­р­ной от­рас­ли, так как сто­и­мость ис­ход­но­го сы­рья в пять раз пре­вы­ша­ет раз­мер по­лу­чен­ной до­бав­лен­ной сто­и­мо­сти. Со­о­т­вет­ствен­но, раз­мер предъ­яв­ля­е­мых пре­тен­зий в ви­де до­на­чис­лен­ных на­ло­гов и штра­фов за­ча­стую пре­вос­хо­дит фи­нан­со­вые воз­мо­ж­но­сти ко­м­па­ний. Сло­жив­ша­я­ся си­ту­а­ция бу­дет спо­соб­ство­вать мас­со­во­му бан­к­ро­т­ству пред­при­я­тий от­рас­ли.

Та­к­же су­ще­ству­ет про­б­ле­ма вы­хо­да юве­ли­р­ных пред­при­я­тий из те­не­вой зо­ны. Этот про­цесс сдер­жи­ва­ет­ся из-­за угро­зы предъ­яв­ле­ния на­ло­го­вых пре­тен­зий за пред­ше­ству­ю­щий пе­ри­од.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

  • За­ко­но­да­тель­но уста­но­вить кри­те­рии для про­вер­ки кон­тр­а­ген­та на доб­ро­со­ве­ст­но­сть.

  • Пе­ре­не­сти обя­за­н­но­сти на­ло­го­во­го аген­та по ис­чис­ле­нию и упла­те НДС с про­дав­ца на по­ку­па­те­ля дра­го­цен­ных ме­тал­лов.

  • Раз­ра­бо­тать про­це­ду­ры ре­струк­ту­ри­за­ции за­дол­жен­но­сти по на­ло­гам, штра­фам и пе­ням.

  • Раз­ра­бо­тать по­ря­док и усло­вия про­ве­де­ния на­ло­го­вой ам­ни­стии и уста­но­вить кри­те­рии для опре­де­ле­ния пе­реч­ня субъ­ек­тов для нее.

Э­ду­ард Ут­кин:

«Кто-то умы­ш­лен­но ис­поль­зо­вал фи­р­мы-од­но­д­нев­ки в це­поч­ке по­став­щи­ков, а кто-то доб­ро­со­ве­ст­но по­ла­гал, что в этой це­поч­ке они от­сут­ству­ют, но при на­ло­го­вой про­вер­ке ока­за­лось, что они там бы­ли. Это очень боль­шая про­б­ле­ма для мно­гих пред­при­я­тий, по­это­му мы счи­та­ем, что за­ко­но­да­тель­но не­об­хо­ди­мо уста­но­вить кри­те­рий для про­ве­де­ния про­вер­ки кон­тр­а­ген­тов на доб­ро­со­ве­ст­но­сть. Вто­рой ва­ри­ант — пе­ре­нос обя­за­н­но­стей на­ло­го­во­го аген­та по упла­те НДС про­дав­ца­ми на по­ку­па­те­ля дра­го­цен­ных ме­тал­лов, что­бы убрать риск при­сут­ствия в це­поч­ке не­доб­ро­со­ве­ст­ных кон­тр­а­ген­тов. Луч­шим ва­ри­ан­том мы ви­дим пре­до­став­ле­ние ам­ни­стии по ре­ше­нию по на­ло­го­во­му пе­ри­о­ду, пред­ше­ству­ю­ще­му 2016 го­ду».

[ pro.rbc.ru ]

  • 10 октября 2018 г.:

    Я так и не понял, бесконечные процедуры контроля и учёта к чему относятся? К законно приобретённой частной собственности?
    Прочитал статью по второму кругу. какая то надежда осталась не убитой.
    Хотел прочитать в третий раз, но махнул рукой.
    При всём уважении к героям, совершающим каждый день невиданные героизмы в борьбе за права ювелиров.
    Надо закрываться.

  • 15 октября 2018 г.:

    Снится мне сон:ФРС сушит 16 трл. зелени. Сначала дали затем забрали.....

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->