Запатентованные виды огранки: бренд проблем

Раздел: Драгоценные камни
18 сентября 2018 г.

Соз­да­ние и за­пуск в про­из­вод­ство за­па­тен­то­ван­но­го ви­да огран­ки – труд­ное де­ло для лю­бо­го ди­а­ман­те­ра. Затра­ты мо­гут быть не­по­мер­но вы­со­ки­ми да­же для кру­п­ных ко­м­па­ний. Кро­ме то­го, бо­лее низ­кие це­ны на ка­м­ни не кру­г­лой огран­ки озна­ча­ют, что уве­ли­че­ние при­бы­ли для пред­при­я­тия в этом слу­чае не га­ран­ти­ро­ва­но.

Возь­ми­те, на­при­мер, Пи­те­ра Бо­м­бе­ке (Pieter Bombeke), од­но­го из са­мых из­ве­ст­ных огран­щи­ков в Ан­т­вер­пе­не и спе­ци­а­ли­ста по раз­ра­бо­т­ке ин­но­ва­ци­он­ных, не­стан­дар­т­ных форм огран­ки. Бо­м­бе­ке со­з­дал мно­го соб­ствен­ных форм огран­ки, но по­ка за­па­тен­то­вал толь­ко од­ну - «Пе­чать Со­ло­мо­на» (Solomon's Seal), ко­то­рая ис­поль­зу­ет оп­ти­че­ский эф­фект, поз­во­ля­ю­щий Звез­де Да­ви­да по­явить­ся на ка­м­не. С тех пор он на­чал ре­ги­стри­ро­вать еще два сво­их тво­ре­ния: «Сяо Лун» (Xiao Long), что на ки­тай­ском озна­ча­ет «Ма­лень­кий дра­кон», и «Ло­вец снов» (Dreamcatcher) в ви­де спи­раль­но­го ри­сун­ка.

Это сло­ж­ный биз­нес. Мно­гие за­каз­ные ви­ды огран­ки не под­да­ют­ся кру­п­но­мас­шта­б­но­му про­из­вод­ству, и по­это­му за­ра­бо­тать на них труд­но, по­яс­ня­ет Бо­м­бе­ке.

«О­бе мо­де­ли, ко­то­рые я сей­час за­щи­щаю, ле­г­ко внед­рить в про­из­вод­ство, - от­ме­ча­ет он. – В огран­ке бри­л­ли­ан­тов мно­го но­в­ше­ств, и ну­ж­но быть ма­сте­ром, что­бы их при­ме­нить в ра­бо­те. [О­гран­ки «Ма­лень­кий дра­кон» и «Ло­вец снов»] вы­пол­ня­ют­ся так же, как и огран­ка «Бри­л­ли­ант», их мо­ж­но внед­рить в мас­со­вое про­из­вод­ство без осо­бых про­б­лем, про­сто с не­боль­ши­ми из­ме­не­ни­я­ми в обо­ру­до­ва­нии».

Па­тен­т­ный аб­сур­д

О­гран­щи­ки, по­доб­ные Бо­м­бе­ке, име­ют в сво­ем за­па­се мно­го фи­р­мен­ных форм огран­ки, но не мо­гут поз­во­лить се­бе охра­нять и за­щи­щать ка­ж­дый ди­зайн, объ­яс­ня­ет Алек­сандр Дай­ех (Alexander Dayekh) из ба­зи­ру­ю­щей­ся в Ан­т­вер­пе­не ко­м­па­нии Dayekh Gems. Это по­роч­ный круг на ры­н­ке, где не­че­ст­ные кон­ку­рен­ты по­ку­па­ют кро­шеч­ный бри­л­ли­ант опре­де­лен­ной огран­ки, за­кла­ды­ва­ют его в ска­ни­ру­ю­щую ка­мень ма­ши­ну и вос­про­из­во­дят эту фи­р­мен­ную огран­ку на бо­лее кру­п­ных и бо­лее до­ро­гих ка­м­нях. Да­же ес­ли пе­р­во­на­чаль­ный ма­стер за­па­тен­то­вал ка­мень, са­мо­зван­цы мо­гут про­сто из­ме­нить од­ну грань и вы­и­г­рать лю­бой по­сле­ду­ю­щий су­деб­ный про­цесс.

«Это озна­ча­ет, что вы пла­ти­те за за­щи­ту, но не мо­же­те обес­пе­чить ее со­б­лю­де­ние», - по­ды­то­жи­ва­ет Дай­ех.

Не­об­хо­ди­мость за­щи­ты ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти озна­ча­ет от­но­си­тель­но вы­со­кие су­деб­ные из­дер­ж­ки на на­чаль­ном эта­пе. Эти су­м­мы рез­ко воз­рас­та­ют, ес­ли дру­гая ко­м­па­ния оспа­ри­ва­ет па­тент или ес­ли воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость по­дать в суд на ко­го-то, кто украл ди­зайн, осо­бен­но ес­ли ви­но­в­ник на­хо­ди­т­ся в дру­гой стра­не. Это вы­ше сто­и­мо­сти по­ку­п­ки сы­рья и мар­ке­тин­га про­дук­та. Тех­но­ло­гия мо­де­ли­ро­ва­ния поз­во­ля­ет ре­мес­лен­ни­кам экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с фор­ма­ми огран­ки, но им по-­пре­ж­не­му при­хо­ди­т­ся вы­пол­нять не­ко­то­рые ра­бо­ты на на­сто­я­щих ка­м­нях.

«Ес­ли вы возь­ме­те ху­до­ж­ни­ка, его сы­рьем бу­дет холст или лист бу­ма­ги, и он мо­жет пре­вра­тить это в ше­девр, - го­во­рит Дай­ех, со­з­дав­ший Ан­т­вер­пе­н­скую ал­маз­ную гиль­дию (Antwerp Diamond Guild, ADG), что­бы по­мочь лю­дям в этом сек­то­ре. - Но для нас наш холст очень до­рог - это ал­маз. По­это­му, что­бы экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать, мы дол­ж­ны ин­ве­сти­ро­вать мно­го де­нег».

Прин­цес­са про­да­ж

Бо­лее из­ве­ст­ные ко­м­па­нии мо­гут по край­ней ме­ре спра­вить­ся с вы­со­ки­ми за­тра­та­ми на за­пуск про­ек­та. Нью-й­ор­к­ская ко­м­па­ния Hasenfeld-Stein по­тра­ти­ла око­ло 70 000 дол­ла­ров, что­бы по­лу­чить па­тент на свой вид огран­ки «О­г­нен­ная при­н­цес­са» (FirePrincess) (за­тем на­зван­ный «О­г­нен­ный знак» - FireMark), рас­ска­зы­ва­ет пре­зи­дент ко­м­па­нии Герц Ха­зен­фельд (Hertz Hasenfeld), и этот про­цесс за­нял три го­да из-­за ря­да про­б­лем с за­яв­кой. За­пуск в про­из­вод­ство этой огран­ки в 2008 го­ду стал по­пы­т­кой со­з­дать бо­лее при­в­ле­ка­тель­ную вер­сию огран­ки «Прин­цес­са», ко­то­рая, как утвер­ж­да­ет Ха­зен­фельд, в ос­но­в­ном ис­поль­зу­ет­ся в ни­ж­нем це­но­вом се­г­мен­те, по­сколь­ку огран­щи­ки при­ме­ня­ют ее с тем, что­бы ма­к­си­ми­зи­ро­вать вы­ход год­но­го, а не кра­со­ту ка­м­ня. Эта фи­р­ма, яв­ля­ю­ща­я­ся сай­т­хол­де­ром De Beers, поз­же пред­ста­ви­ла еще один вид огран­ки, «О­г­нен­ная по­ду­ш­ка» (FireCushion), по го­раз­до бо­лее низ­кой сто­и­мо­сти, так как по­лу­чи­ла не­ос­па­ри­ва­е­мый па­тент все­го за три ме­ся­ца.

О­гран­ки «О­г­нен­ная при­н­цес­са» и «О­г­нен­ная по­ду­ш­ка» пе­р­во­на­чаль­но поль­зо­ва­лись 15-­про­цен­т­ной на­д­бав­кой к прейс­ку­ран­т­ной це­не по срав­не­нию с их обы­ч­ны­ми ана­ло­га­ми, но эти ви­ды огран­ки тре­бо­ва­ли на 15% боль­ше сы­рья, не да­вая ка­кой-­ли­бо пря­мой при­бы­ли. Для огран­ки «О­г­нен­ная при­н­цес­са» ука­за­н­ные вы­ше про­цен­ты со­кра­ти­лись те­перь при­мер­но до 7% или 8% из-­за об­ще­го улуч­ше­ния ка­че­ства обы­ч­ных ви­дов огран­ки «Прин­цес­са» на ры­н­ке. Тем не ме­нее Ха­зен­фельд счи­та­ет эти про­дук­ты успе­ш­ны­ми, так как они при­ве­ли в фи­р­му пре­дан­ных по­ку­па­те­лей, со­вер­ша­ю­щих по­в­тор­ные по­ку­п­ки.

«Раз­ни­ца в том, что [те­пе­рь] у ме­ня при­вер­жен­ная фи­р­ме кли­ен­ту­ра ... и мне не при­хо­ди­т­ся вся­кий раз, ко­г­да я де­лаю ка­мень, ид­ти и тор­го­вать, пы­та­ясь най­ти для не­го кли­ен­та, - от­ме­ча­ет он. – Те­перь ка­ж­дый ка­мень - это не но­вая за­да­ча по его про­да­же».

Од­на из са­мых боль­ших за­трат - под­дер­жа­ние пра­виль­но­го то­вар­но­го за­па­са спе­ци­аль­ной огран­ки, до­бав­ля­ет Ха­зен­фельд. Роз­ни­ч­ные тор­го­в­цы хо­тят иметь воз­мо­ж­ность по­ку­пать то­ва­ры по тре­бо­ва­нию, но под­дер­жа­ние сли­ш­ком боль­шо­го за­па­са об­хо­ди­т­ся до­ро­го.

«Вы по­сто­ян­но пы­та­е­тесь спла­ни­ро­вать, сколь­ко раз­ных ка­м­ней со­би­ра­ют­ся ку­пить ва­ши кли­ен­ты и что они бу­дут по­ку­пать, - го­во­рит он. - Мы ста­ра­е­м­ся ис­поль­зо­вать на­уч­ные ин­стру­мен­ты, но это за­трат­но».

Тя­же­ло спра­вить­ся

«С­мо­лен­ские бри­л­ли­ан­ты», до­чер­няя ко­м­па­ния рос­сий­ско­го про­из­во­ди­те­ля «Кри­сталл», рас­по­ло­жен­но­го в Смо­лен­с­ке, име­ет ме­нее ра­ду­ж­ные вос­по­ми­на­ния о сво­их ини­ци­а­ти­вах в со­з­да­нии фи­р­мен­ных огра­нок. У ко­м­па­нии бы­ла груп­па опы­т­ных огран­щи­ков в Рос­сии, ко­то­рые ра­бо­та­ли над со­з­да­ни­ем но­вых ви­дов огран­ки, но пре­кра­ти­ли эту ра­бо­ту око­ло 10 лет на­зад, по­то­му что это не при­нес­ло боль­шо­го биз­не­са, вспо­ми­на­ет Рай­монд Ко­эн (Raymond Cohen), ме­не­д­жер «С­мо­лен­ских бри­л­ли­ан­тов» в Бель­гии.

«Хо­ро­шо иметь но­вый вид огран­ки, но, ес­ли у вас нет тех, ко­го это ин­те­ре­су­ет, вы не бу­де­те этим за­ни­мать­ся», - го­во­рит он.

О­гро­м­ные из­дер­ж­ки, свя­за­н­ные с со­з­да­ни­ем и мар­ке­тин­гом но­вых ви­дов огран­ки, озна­ча­ют, что они не мо­гут быть за­пу­ще­ны в про­из­вод­ство, ес­ли нет твер­дой кли­ен­т­ской ба­зы, го­то­вой по­ку­пать та­кую про­дук­цию по­сто­ян­но, объ­яс­ня­ет Ко­эн. У «С­мо­лен­ских бри­л­ли­ан­тов» та­ких кли­ен­тов не бы­ло.

Кро­ме то­го, рез­ка сы­рых ал­ма­зов в ги­по­те­ти­че­ских це­лях и для про­из­вод­ства от­но­си­тель­но не­боль­шо­го объ­е­ма бри­л­ли­ан­тов сде­ла­ли дан­ный про­ект труд­ным да­же для кру­п­ной ко­м­па­нии, та­кой как «С­мо­лен­ские бри­л­ли­ан­ты». «Ес­ли вам ну­жен один ки­ло­грамм мя­са, вы же не бу­де­те по­ку­пать всю ко­ро­ву», - го­во­рит Ко­эн.

Е­дин­ствен­ным успе­хом «С­мо­лен­ских бри­л­ли­ан­тов» ста­ла огран­ка «Фе­никс» (Phoenix), для ко­то­рой бра­лись сы­рые ал­ма­зы пря­мо­у­голь­ной фор­мы, ма­ло­при­год­ные для дру­гих це­лей, и ис­поль­зо­ва­лись для про­из­вод­ства удли­нен­ной вер­сии огран­ки «Прин­цес­са» со ско­шен­ны­ми уг­ла­ми. Ко­м­па­ния за­клю­чи­ла со­гла­ше­ние о про­да­же та­ких ка­м­ней с бри­тан­ской юве­ли­р­ной ко­м­па­ни­ей и про­дол­жа­ла вы­пус­кать бри­л­ли­ан­ты огран­ки «Фе­никс» два или три го­да на­зад.

Тем не ме­нее труд­но­сти бы­ли. Ка­м­ни огран­ки «Фе­никс» про­да­ва­лись без на­цен­ки, и ко­м­па­ния «С­мо­лен­ские бри­л­ли­ан­ты» ино­г­да ока­зы­ва­лась жер­т­вой соб­ствен­но­го успе­ха, ко­г­да спрос опе­ре­жал пред­ло­же­ние.

«Мы не зна­ли, что де­лать с пря­мо­у­голь­ным сы­рьем, и по­это­му со­з­да­ли для не­го вид огран­ки, - вспо­ми­на­ет Ко­эн. - По­на­ча­лу это хо­ро­шо, по­то­му что вы из­бав­ля­е­тесь от пря­мо­у­голь­ных форм, но вы стал­ки­ва­е­тесь с про­б­ле­мой, ко­г­да вам ну­ж­но боль­ше та­ких ка­м­ней».

Сер­ти­фи­кат для мень­шин­ства

Раз­ви­тие биз­не­са та­к­же мо­жет быть «ка­та­стро­фи­че­ским», учи­ты­вая боль­шие мар­ке­тин­го­вые из­дер­ж­ки и низ­кие шан­сы пре­вра­тить ва­шу по­пы­т­ку в ко­м­мер­че­ский успех, пре­ду­пре­ж­да­ет Ко­эн.

Май­ское ре­ше­ние Ге­м­мо­ло­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та Аме­ри­ки (Gemological Institute of America, GIA) впи­сы­вать на­з­ва­ния фи­р­мен­ных ви­дов огран­ки в от­че­ты о сер­ти­фи­ка­ции - ес­ли про­из­во­ди­тель в со­сто­я­нии пре­до­ста­вить со­о­т­вет­ству­ю­щие па­тен­т­ные до­ку­мен­ты - мо­жет по­мочь ко­м­па­ни­ям в этом от­но­ше­нии. Ко­м­па­ния Hasenfeld-Stein, участ­ву­ю­щая в про­гра­м­ме GIA, и ра­нь­ше впи­сы­ва­ла на­з­ва­ние фи­р­мен­ной огран­ки «О­г­нен­ная по­ду­ш­ка» на рун­ди­сте и в соб­ствен­ных сер­ти­фи­ка­тах, «но ни­что не за­яв­ля­ет о се­бе так гро­м­ко, как верх­няя стро­ка в до­ку­мен­те ин­сти­ту­та, где зна­чат­ся на­з­ва­ния «О­г­нен­ная по­ду­ш­ка» или «О­г­нен­ная при­н­цес­са», от­ме­ча­ет Ха­зен­фельд.

Д­ля роз­ни­ч­ных тор­го­в­цев «ши­ро­ко рас­про­стра­нен­ные ви­ды огран­ки в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни яв­ля­ют­ся уми­ра­ю­щим биз­не­сом», про­дол­жа­ет он и до­бав­ля­ет: «Там все­г­да кто-то про­да­ет де­шев­ле - он­лайн или со­сед­ний па­рень. Чем боль­ше ин­стру­мен­тов вы да­ди­те юве­ли­ру, тем ле­г­че ему про­дать ту фи­р­мен­ную огран­ку, ко­то­рая от­де­ля­ет его от ко­го-то дру­го­го».

Дай­ех та­к­же ожи­да­ет вы­го­ды от ша­га GIA, хо­тя он от­ме­ча­ет, что дру­гие ла­бо­ра­то­рии, та­кие как HRD Antwerp и Ме­ж­ду­на­род­ный ге­м­мо­ло­ги­че­ский ин­сти­тут (International Gemological Institute, IGI), уже не­ко­то­рое вре­мя при­з­на­ют за­па­тен­то­ван­ные ви­ды огран­ки.

«Пред­ставь­те, что вы про­да­е­те обувь фи­р­мы Nike, и вы хо­ти­те пре­до­ста­вить сво­им кли­ен­там сер­ти­фи­кат, в ко­то­ром го­во­ри­т­ся, что это Nike, но все, что у вас есть - это от­чет, в ко­то­ром го­во­ри­т­ся, что это спор­тив­ная обувь, - объ­яс­ня­ет Дай­ех. - В этом раз­ни­ца. Мы боль­ше не хо­тим пре­до­став­лять спор­тив­ную обувь; мы хо­тим дать кли­ен­там Nike».

«Из­бавь­тесь от ад­во­ка­тов»

О­дин ан­т­вер­пе­н­ский про­из­во­ди­тель бри­л­ли­ан­тов стре­ми­т­ся ре­шить мно­же­ство про­б­лем, с ко­то­ры­ми стал­ки­ва­ют­ся ху­до­ж­ни­ки, ко­г­да они пы­та­ют­ся со­з­дать но­вые ал­маз­ные огран­ки.

Алек­сандр Дай­ех из ко­м­па­нии Dayekh Gems хо­чет от­крыть па­тен­ты, что­бы лю­бой трей­дер с ба­зо­вы­ми на­вы­ка­ми огран­щи­ка мог изу­чить, как сде­лать за­щи­щен­ный ди­зайн. Для это­го трей­де­ры дол­ж­ны по­се­тить курс в Ан­т­вер­пе­н­ской ал­маз­ной гиль­дии, но­вом де­ти­ще Дай­е­ха, где они бу­дут учить­ся у опы­т­ных огран­щи­ков, при­ду­мав­ших ви­ды огран­ки, о ко­то­рых идет речь.

В ра­м­ках обы­ч­ной си­сте­мы ко­м­па­нии пла­тят ро­я­л­ти и ли­цен­зи­он­ные сбо­ры изоб­ре­та­те­лям за ис­поль­зо­ва­ние их ди­зай­нов. Это свя­за­но со сло­ж­ны­ми вы­чис­ле­ни­я­ми, ос­но­ван­ны­ми на сто­и­мо­сти ка­м­ней, и сли­ш­ком до­ро­го из-­за юри­ди­че­ских сбо­ров, утвер­ж­да­ет Дай­ех.

«Мы хо­тим из­ба­вить­ся от это­го, из­ба­вить­ся от ад­во­ка­тов, па­тен­тов», - го­во­рит Дай­ех. Вме­сто это­го огран­щи­ки при­не­сут зна­ния, ко­то­рые они по­лу­чат в ADG, на свои фаб­ри­ки, ку­пят свое сы­рье и со­хра­нят при­быль для се­бя. Изоб­ре­та­те­ли же по­лу­чат свои день­ги из пла­ты за курс, а та­к­же про­цент от це­ны сер­ти­фи­ка­тов SmART, вы­да­ва­е­мых ADG, ко­то­рые сту­ден­ты мо­гут при­об­ре­сти, что­бы при­ла­гать их к со­з­да­ва­е­мым ими в ито­ге бри­л­ли­ан­там.

ADG та­к­же по­мо­жет ко­м­па­ни­ям оце­нить их спе­ци­аль­ные ви­ды огран­ки, что в на­сто­я­щее вре­мя яв­ля­ет­ся сло­ж­ной за­да­чей. Гиль­дия бу­дет из­ме­рять све­то­вые ха­ра­к­те­ри­сти­ки ка­м­ней с по­мо­щью ба­зи­ру­ю­щей­ся в Вис­кон­си­не ко­м­па­нии Gemex Systems, а за­тем, ис­хо­дя из ре­зуль­та­тов, оце­ни­вать бри­л­ли­ан­ты и ука­зы­вать эти фа­к­ты в сер­ти­фи­ка­те SmART.

Хо­тя огран­щи­ки не обя­за­ны по­лу­чать этот сер­ти­фи­кат (ко­то­рый бу­дет сто­ить при­мер­но столь­ко же, что и сер­ти­фи­ка­ты дру­гих ла­бо­ра­то­рий), их бри­л­ли­ан­ты бу­дет труд­но оце­нить и про­дать без это­го сер­ти­фи­ка­та, утвер­ж­да­ет Дай­ех.

Е­ще од­на про­б­ле­ма на дан­ный мо­мент со­сто­ит в том, что вы не зна­е­те, дей­стви­тель­но ли ваш вид огран­ки но­вый. «Мы зна­ем, что в ми­ре су­ще­ству­ет око­ло 200 ви­дов огран­ки бри­л­ли­ан­тов, - от­ме­ча­ет Дай­ех. – И впол­не мо­жет ока­зать­ся, что лю­бая идея, ко­то­рая вам при­ш­ла в го­ло­ву, уже кем-то бы­ла осу­ще­ств­ле­на, но нет ни­ка­кой воз­мо­ж­но­сти это про­ве­рить до то­го, как она ста­нет свер­шив­ши­м­ся фа­к­том».

Что­бы ис­пра­вить эту си­ту­а­цию, он хо­чет со­з­дать от­кры­тую биб­лио­те­ку ху­до­же­ствен­ных ви­дов огран­ки, что­бы ма­сте­ра мо­г­ли ле­г­ко узнать, что уже сде­ла­ли дру­гие. Это мо­жет зна­чи­тель­но сни­зить за­тра­ты для трей­де­ров, ко­то­рые экс­пе­ри­мен­ти­ру­ют, раз­ре­зая до­ро­го­сто­я­щие ал­ма­зы, и эти све­де­ния та­к­же мо­гут по­слу­жить ис­точ­ни­ком вдох­но­ве­ния для ма­сте­ров, за­ни­ма­ю­щих­ся по­ис­ком в ба­зе дан­ных.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->