«Бриллиант – это не айфон, который устареет через полтора года»

Раздел: Рынки
19 июля 2018 г.

Ген­ди­рек­тор Ас­со­ци­а­ции про­из­во­ди­те­лей ал­ма­зов – DPA Жан-Марк Ли­бер­ре­р

DPA за­ни­ма­ет­ся про­дви­же­ни­ем бри­л­ли­ан­тов по все­му ми­ру все­го три го­да. Ас­со­ци­а­ция при­ня­ла эс­та­фе­ту от юж­но-а­ф­ри­кан­ской De Beers – бу­дучи в те­че­ние 150 лет фа­к­ти­че­ским мо­но­по­ли­стом в тор­го­в­ле ал­ма­за­ми, она нес­ла бре­мя рас­хо­дов на мар­ке­тинг и ре­кла­му в от­рас­ли. С 2015 г. их в раз­ных про­пор­ци­ях де­лят ме­ж­ду со­бой семь кру­п­ней­ших ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щих ко­м­па­ний, ко­то­рые за это вре­мя уве­ли­чи­ли бюд­жет DPA с $6 млн до $70 млн. 80% бюд­же­та обес­пе­чи­ва­ют De Beers и на­ша «Алро­са».

С пе­р­вых дней ас­со­ци­а­цию воз­гла­вил Жан-Марк Ли­бер­рер, вы­хо­дец из ав­стра­лий­ско-бри­тан­ской Rio Tinto и ро­ман­тик, влю­б­лен­ный в бри­л­ли­ан­ты. Соз­дан­но­го De Beers «об­ра­за бри­л­ли­ан­та как си­м­во­ла веч­но­сти» ему для раз­ви­тия от­рас­ли уже не­до­ста­точ­но. Ли­бер­рер осо­з­нал вы­зов вре­ме­ни: это но­вые цен­но­сти и об­раз жиз­ни, при­ня­тые лю­дь­ми от 20 до 40 – се­го­д­ня­ш­ни­ми и по­тен­ци­аль­ны­ми по­тре­би­те­ля­ми юве­ли­р­ных из­де­лий с бри­л­ли­ан­та­ми. Он ду­ма­ет над тем, как бри­л­ли­ан­там кон­ку­ри­ро­вать с мно­го­чис­лен­ны­ми лю­к­со­вы­ми то­ва­ра­ми, до­ро­ги­ми га­д­же­та­ми и пу­те­ше­стви­я­ми, ко­то­рым при­вер­же­но ны­не­ш­нее мо­биль­ное по­ко­ле­ние. Но эта гло­баль­ная за­да­ча же­ст­ко впи­са­на в ра­бо­ту пре­ж­де все­го на пе­р­с­пе­к­тив­ных ры­н­ках. Сей­час ос­но­в­ным драй­ве­ром спро­са ста­ло рас­ту­щее фи­нан­со­вое бла­го­по­лу­чие сред­не­го клас­са в Ки­тае и Ин­дии. В про­ш­лом го­ду из $83 млрд ми­ро­вых про­даж бри­л­ли­ан­то­вой про­дук­ции на них, по сло­вам Ли­бер­ре­ра, при­ш­лось 16 и 7% со­о­т­вет­ствен­но (тра­ди­ци­он­ный ли­дер – США, ко­то­рые дер­жат 47% ры­н­ка), и он ожи­да­ет даль­ней­ше­го ро­ста. Это под­твер­ж­да­ют экс­пе­р­ты «Алро­сы», ко­то­рые про­г­но­зи­ру­ют к 2030 г. уве­ли­че­ние на 7% для Ин­дии и на 4% для Ки­тая. Для ка­ж­дой стра­ны, ку­да DPA идет с мар­ке­тин­го­вы­ми и ре­кла­м­ны­ми ка­м­па­ни­я­ми, она со­з­да­ет уни­каль­ные кон­це­п­ции, учи­ты­вая куль­тур­ные тра­ди­ции, по­тре­би­тель­ские при­вы­ч­ки и ди­на­ми­ку по­ку­па­тель­ной спо­соб­но­сти.

Но­вая кон­це­п­ция бри­л­ли­ан­та

– Че­го уда­лось до­бить­ся за вре­мя су­ще­ство­ва­ния DPA, а че­го нет?

– Да­вай­те на­ч­нем с ис­то­рии, с то­го, как и за­чем мы со­з­да­ли DPA. Де­ся­ти­ле­ти­я­ми от­вет­ствен­ность за мар­ке­тинг в ал­маз­но-бри­л­ли­ан­то­вой от­рас­ли ле­жа­ла на De Beers. На их до­лю при­хо­ди­лось 80–90% про­даж ал­ма­зов, вклю­чая ал­ма­зы «Алро­сы». И De Beers же от­ве­ча­ла за ре­кла­му бри­л­ли­ан­то­вой про­дук­ции, за ее про­дви­же­ние. Так они раз­ра­бо­та­ли кон­це­п­цию Diamond is Forever. Это бы­ло в 1947 г., 70 лет на­зад. De Beers мно­го ра­бо­та­ла над со­з­да­ни­ем об­ра­за бри­л­ли­ан­та как си­м­во­ла веч­но­сти. Ал­маз со­з­да­ет­ся и со­хра­ня­ет­ся при­ро­дой ми­л­ли­ар­ды лет. Что мо­жет быть луч­ше для обо­з­на­че­ния не­ру­ши­мой, веч­ной лю­б­ви? Кро­ме то­го, са­мо по­ня­тие ста­биль­но­сти бы­ло очень ва­ж­но в по­сле­во­ен­ное вре­мя. Это бы­ла очень успе­ш­ная и дол­го­и­гра­ю­щая ре­кла­м­ная ка­м­па­ния.

К 2008 г. De Beers по­те­ря­ла мо­но­по­лию на тор­го­в­лю ал­ма­за­ми. Их до­ля на ры­н­ке опу­сти­лась при­мер­но до 30%, по­это­му ру­ко­вод­ство ко­м­па­нии ре­ши­ло, что ре­кла­ма и про­дви­же­ние бри­л­ли­ан­то­вой про­дук­ции боль­ше не дол­ж­ны оста­вать­ся ис­клю­чи­тель­но их от­вет­ствен­но­стью и ин­ве­сти­ци­ей. Они пре­кра­ти­ли ин­ве­сти­ро­вать в мар­ке­тинг за пре­де­ла­ми соб­ствен­ной про­дук­ции. Ну­ж­но по­ни­мать, что за пре­ды­ду­щие го­ды ре­кла­м­ной ка­м­па­нии De Beers вло­жи­ла ми­л­ли­о­ны и ми­л­ли­о­ны дол­ла­ров.

Та­ким об­ра­зом, в 2008 г. ис­чез го­лос, го­во­рив­ший о бри­л­ли­ан­тах и про­дви­гав­ший их по­треб­ле­ние. В это же вре­мя по­яви­лось но­вое по­ко­ле­ние по­тре­би­те­лей – так на­зы­ва­е­мых ми­л­ле­ни­а­лов. А вме­сте с ни­ми по­яви­лись смар­т­фо­ны, боль­ше воз­мо­ж­но­стей пу­те­ше­ство­вать, не­за­ви­си­мость и не­же­ла­ние со­б­лю­дать стро­гие тра­ди­ции. За это вре­мя бри­л­ли­ан­то­вая про­дук­ция ока­за­лась в си­ту­а­ции, ко­г­да она дол­ж­на кон­ку­ри­ро­вать с лю­к­со­вой про­дук­ци­ей дру­гих ка­те­го­рий, за 70 лет по­яви­лось огро­м­ное ко­ли­че­ство брен­дов. И все это на фо­не пра­к­ти­че­ски пол­но­го от­сут­ствия ре­кла­мы бри­л­ли­ан­тов.

В 2015 г. про­из­во­ди­те­ли ал­ма­зов на­ко­нец при­ня­ли ре­ше­ние воз­об­но­вить мар­ке­тинг бри­л­ли­ан­тов как ка­те­го­рии. Я то­г­да был управ­ля­ю­щим ди­рек­то­ром в Rio Tinto Diamonds. И мы со­в­ме­ст­но c «Алро­сой» и De Beers на­ча­ли ра­бо­тать над со­з­да­ни­ем про­фес­си­о­наль­ной от­рас­ле­вой ор­га­ни­за­ции для ре­кла­мы бри­л­ли­ан­тов и бри­л­ли­ан­то­вой про­мы­ш­лен­но­сти, ор­га­ни­за­ции, ко­то­рая ста­ла бы «го­ло­сом бри­л­ли­ан­тов» для но­во­го по­ко­ле­ния. И от­дель­но я хо­чу от­ме­тить, что на­и­бо­лее ак­тив­ное уча­стие в за­пус­ке но­вой ре­кла­м­ной ка­м­па­нии и в со­з­да­нии DPA при­ни­ма­ла «Алро­са». Имен­но «Алро­са» вы­сту­пи­ла ор­га­ни­за­то­ром встре­чи ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щих ко­м­па­ний в Санкт-Пе­тер­бур­ге в 2009 г. Это бы­ла боль­шая встре­ча участ­ни­ков от­рас­ли, на ко­то­рой бы­ло при­ня­то при­н­ци­пи­аль­ное ре­ше­ние воз­об­но­вить ре­кла­му и кол­лек­тив­ный мар­ке­тинг бри­л­ли­ан­тов.

– Встре­ча со­сто­я­лась в 2009-м, а ор­га­ни­за­ция со­з­да­на в 2015-м?

– Это бы­ло не­про­сто, по­тре­бо­ва­лось мно­го вре­ме­ни. Семь лет про­шло с от­рас­ле­вой встре­чи в Санкт-Пе­тер­бур­ге до со­з­да­ния DPA. Но у ис­то­ков DPA сто­я­ла «Алро­са».

Во­об­ще, я бы ска­зал, что мы ра­бо­та­ем толь­ко 2,5 го­да, а не три. В 2015 г. мы еще за­ни­ма­лись ор­га­ни­за­ци­он­ной ра­бо­той. Я стал пе­р­вым пред­се­да­те­лем DPA, объ­е­ди­нив­шей семь ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щих ко­м­па­ний, на до­лю ко­то­рых при­хо­ди­т­ся 75–80% ми­ро­вой до­бы­чи ал­ма­зов.

[ vedomosti.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->