Ювелирная отрасль: взлeт или пике?

Раздел: Рынки
22 марта 2018 г.

В из­да­нии «Рос­сий­ская га­зе­та» (фе­де­раль­ный вы­пуск №7516 (53)) бы­ла опуб­ли­ко­ва­на ста­тья «Юве­ли­р­ная про­мы­ш­лен­ность Рос­сии вы­ш­ла из кри­зи­са». По мне­нию экс­пе­р­тов Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» ре­аль­ная кар­ти­на юве­ли­р­но­го ры­н­ка не­сколь­ко от­ли­ча­ет­ся от той, что пред­став­ле­на в ма­те­ри­а­ле.

В ста­тье «Рос­сий­ской га­зе­ты» пе­р­вое и глав­ное обос­но­ва­ние на­ча­ла ро­ста юве­ли­р­ной от­рас­ли – это рост ре­аль­ных до­хо­дов на­се­ле­ния в 2017 г. Но по дан­ным Рос­ста­та в 2017 г. ре­аль­ные рас­по­ла­га­е­мые де­не­ж­ные до­хо­ды на­се­ле­ния сни­зи­лись на 1,7%. А ес­ли срав­ни­вать с дан­ны­ми 2014 г., то об­щее сни­же­ние со­ста­ви­ло 10,5 %. Сле­до­ва­тель­но, рост про­даж юве­ли­р­ных из­де­лий не мог быть свя­зан с ро­стом до­хо­дов на­се­ле­ния.

Вы­вод о на­ча­ле ро­ста сде­лан на ос­но­ва­нии дан­ных Про­би­р­ной па­ла­ты, ко­то­рая за­фи­к­си­ро­ва­ла уве­ли­че­ние объ­e­ма за­клей­мeн­ных из­де­лий из зо­ло­та на 10% (при­рост со­ста­вил 5 тонн). Но это не яв­ля­ет­ся сви­де­тель­ством уве­ли­че­ния объ­e­ма про­даж. В со­о­т­вет­ствии с пе­р­во­на­чаль­ны­ми дан­ны­ми Рос­ста­та в 2017 г. был от­ме­чен рост объ­e­ма роз­ни­ч­ных про­даж юве­ли­р­ных из­де­лий в раз­ме­ре 1%, но за­тем (по уточ­нeн­ным дан­ным) бы­ло за­фи­к­си­ро­ва­но па­де­ние на 2%. Это даeт ос­но­ва­ние по­ла­гать, что спрос на юве­ли­р­ные из­де­лия как ми­ни­мум не уве­ли­чи­л­ся.

В то же са­мое вре­мя бы­ло за­фи­к­си­ро­ва­но и па­де­ние объ­e­ма клей­ме­ния се­реб­ря­ных из­де­лий на 5 % (-7,5 тонн). Это при том, что рос­сий­ский по­тре­би­тель пе­ре­о­ри­ен­ти­ро­вал­ся на из­де­лия из се­ре­бра.

Л­ю­бо­пы­т­ный факт: весь при­рост про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий из зо­ло­та (5 тонн) обес­пе­чи­ли 12 кру­п­ней­ших ко­м­па­ний от­рас­ли, по боль­шей ча­сти ко­стро­м­ской «про­пис­ки». Осталь­ные пред­при­я­тия от­рас­ли та­ки­ми по­ка­за­те­ля­ми по­хва­лить­ся не мо­гут.

Ес­ли про­а­на­ли­зи­ро­вать си­ту­а­цию с роз­ни­ч­ной тор­го­в­лей в це­лом, то еe объ­e­мы уве­ли­чи­лись все­го на пол про­цен­та по всем то­вар­ным груп­пам. В этом кон­тек­сте стран­ным вы­г­ля­дит до­пу­ще­ние, что юве­ли­р­ные из­де­лия из зо­ло­та мо­г­ли вы­сту­пить ли­де­ра­ми ро­ста. Ве­ро­ят­но, при­рост про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий обу­с­ло­в­лен дру­ги­ми фа­к­то­ра­ми:

  • ко­м­па­нии вы­ну­ж­де­ны пе­ре­плав­лять за­па­сы не­ли­к­вид­ных тя­же­ло­вес­ных из­де­лий в бо­лее ли­к­вид­ные ле­г­ко­вес­ны­е;
  • уве­ли­чи­лась до­ля про­дук­ции, из­го­тав­ли­ва­е­мой на да­валь­че­ских усло­ви­ях из ло­мов юве­ли­р­ных из­де­лий.

Об­ле­г­че­ние ас­сор­ти­мен­та под­твер­ж­да­ет­ся и дан­ны­ми Про­би­р­ной па­ла­ты. Сред­ний вес юве­ли­р­но­го из­де­лия из зо­ло­та упал до 1, 84 гра­м­ма. В 2014 г. он со­став­лял 2,6 гра­м­ма. Оче­вид­но, что про­и­зо­шло об­ле­г­че­ние ас­сор­ти­мен­та на 30%.

Что ка­са­ет­ся ло­мов, то речь идeт ли­бо о не­ли­к­вид­ных то­вар­ных за­па­сах ма­га­зи­нов, ли­бо о ло­ме, ску­п­лен­ном у на­се­ле­ния (и­ли по­сту­пив­шем из ло­м­бар­дов). При этом лю­бой про­из­во­ди­тель под­твер­дит, что из­го­то­в­ле­ние на да­валь­че­ских усло­ви­ях име­ет край­не низ­кую рен­та­бель­но­сть.

Ес­ли го­во­рить о пе­ре­плав­ке, то здесь су­ще­ству­ет боль­шой за­дел, так как на скла­дах ско­пи­лось боль­шое ко­ли­че­ство не­ли­к­вид­но­го ас­сор­ти­мен­та. Эти то­вар­ные за­па­сы в 2-3 ра­за пре­вы­ша­ют объ­e­мы го­до­во­го про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий. Нель­зя упус­кать из ви­ду и тот факт, что на ру­ках у на­се­ле­ния на­ко­п­ле­но бо­лее 2,5 ты­сяч тонн из­де­лий из зо­ло­та.

С­ни­же­ние сто­и­мо­сти юве­ли­р­но­го из­де­лия для ко­неч­но­го по­тре­би­те­ля до­сти­га­ет­ся не толь­ко за счeт умень­ше­ния ве­са, но и за счeт мас­со­вой за­ме­ны при­род­ных ка­м­ней на син­те­ти­че­ские. Это про­ис­хо­дит как в ка­те­го­рии дра­го­цен­ных, так и в ка­те­го­рии по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней. Бо­лее то­го, на­б­лю­да­ет­ся за­ме­на до­ро­гих син­те­ти­че­ских ана­ло­гов (ко­рун­ды, фи­а­ни­ты, си­тал­лы, ке­ра­ми­ка) на бо­лее де­шe­вые — юве­ли­р­ное стек­ло. К со­жа­ле­нию, по­тре­би­тель не все­г­да ин­фор­ми­ру­ет­ся о при­ро­де про­ис­хо­ж­де­ния встав­ки в про­да­ва­е­мом из­де­лии.

Объ­ек­тив­ная оцен­ка со­сто­я­ния юве­ли­р­ной от­рас­ли име­ет при­н­ци­пи­аль­ное зна­че­ние. Ес­ли мы го­во­рим, что в от­рас­ли про­дол­жа­ет­ся па­де­ние, то впо­ру под­ни­мать во­прос о го­су­дар­ствен­ной под­дер­ж­ке и ли­бе­ра­ли­за­ции пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти в этой сфе­ре. Ес­ли же ви­ди­т­ся бур­ный ро­ст, то за­ко­но­мер­но, что ро­ж­да­ют­ся пред­ло­же­ния при­чис­лить юве­ли­р­ные из­де­лия к ка­те­го­рии по­да­к­ци­з­ных то­ва­ров.

По мне­нию экс­пе­р­тов Ас­со­ци­а­ции, го­во­рить о том, что юве­ли­р­ная про­мы­ш­лен­ность Рос­сии вы­ш­ла из кри­зи­са не про­сто пре­ж­де­вре­мен­но, а, ско­рее, стран­но. Един­ствен­ным кон­ку­рен­т­ным пре­и­му­ще­ством остаeт­ся низ­кая це­на из­де­лия. Про­из­во­ди­те­ли пы­та­ют­ся до­сти­г­нуть сни­же­ния сто­и­мо­сти лю­бы­ми до­сту­п­ны­ми спо­со­ба­ми. Бо­лее то­го, пред­по­сы­лок для ро­ста объ­e­мов про­даж в 2018 г. по­ка то­же нет.

[ gjr.ru ]

  • 27 марта 2018 г.:

    О каком росте может идти речь в 2017? Продажи нового года (2017-18) упали на 20-25% к прошлому. А в 2018 пошло еще хуже. Ну если нет денег у покупателей, то и продаж не будет. Плюс увеличение налогов и различных неналоговых платежей у бизнеса. Тот же налог с кадастровой стоимости, явно неадекватен.

    Только выдавливать с рынка друг друга остается. Но какой ценой? Останутся магазины с дешевым (за счет качества) товаром.

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->