Ситуация требует принятия решительных мер по отделению природных бриллиантов от синтетических

Раздел: Власть
28 марта 2018 г.

ФКУ «Про­би­р­ная па­ла­та Рос­сии» про­ве­ло оче­ред­ное за­се­да­ние Об­ще­ствен­но­го экс­пе­р­т­но­го со­ве­та по те­ме: «Ак­ту­аль­ные во­про­сы обо­ро­та син­те­ти­че­ских ана­ло­гов дра­го­цен­ных ка­м­ней в Евразий­ском эко­но­ми­че­ском со­ю­зе (ЕАЭС)». Ме­ро­при­я­тие со­сто­я­лось 20 мар­та 2018 го­да в кон­фе­ренц-­за­ле АК «АЛРОСА».

На за­се­да­нии при­сут­ство­ва­ли 87 участ­ни­ков – пред­ста­ви­те­ли Го­су­дар­ствен­ной Ду­мы, Со­ве­та Фе­де­ра­ции, Мин­фи­на Рос­сии, Мин­при­ро­ды Рос­сии, МИДа Рос­сии, ФТС и ФНС Рос­сии, Рос­фин­мо­ни­то­рин­га, пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов, от­рас­ле­вых, об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций, юве­ли­р­ных пред­при­я­тий, а та­к­же средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции.

В ка­че­стве мо­де­ра­то­ра вы­сту­пил Мар­кин А.В., ру­ко­во­ди­тель ФКУ «Про­би­р­ная па­ла­та Рос­сии», пред­се­да­тель Об­ще­ствен­но­го экс­пе­р­т­но­го со­ве­та. Во всту­пи­тель­ном сло­ве он ска­зал: «Те­ма се­го­д­ня­ш­не­го кру­г­ло­го сто­ла обу­с­ло­в­ле­на, в первую оче­редь, тем, что боль­шую часть уси­лий и вни­ма­ния мы уде­ля­ем ре­гу­ли­ро­ва­нию обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов, по­это­му ме­тал­лы за­щи­ще­ны зна­чи­тель­но луч­ше, чем ка­м­ни. Здесь со­бра­лись экс­пе­р­ты в об­ла­сти син­те­ти­че­ских ана­ло­гов дра­го­цен­ных ка­м­ней, ко­то­рые вы­ска­жут­ся – есть ли ме­сто «син­те­ти­ке» в юве­ли­р­ной от­рас­ли, ка­ко­ва роль го­су­дар­ства в кон­тро­ле син­те­ти­че­ских ана­ло­гов и ка­ким об­ра­зом этот кон­троль осу­ще­ств­лять. Еще од­на ва­ж­ная часть те­мы, по ко­то­рой мы ра­бо­та­ем со­в­ме­ст­но с кол­ле­га­ми из ЕАЭС, – со­з­да­ние об­ще­го ры­н­ка обо­ро­та дра­г­ка­м­ней, про­б­ле­мы ко­то­ро­го нам хо­ро­шо из­ве­ст­ны».



О те­ку­щей си­ту­а­ции и пе­р­с­пе­к­ти­вах со­в­ме­ст­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния обо­ро­та дра­го­цен­ных ка­м­ней в ЕАЭС рас­ска­зал ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Объ­е­ди­не­ния «Ас­со­ци­а­ция юве­ли­ров ЕАЭС» Се­ров В.А., от­ме­тив­ший, что на се­го­д­ня­ш­ний день в от­ли­чие от ме­тал­лов, за­щи­щен­ных клей­мом, дра­го­цен­ные ка­м­ни ни­как не за­щи­ще­ны и, по боль­шо­му сче­ту, не кон­тро­ли­ру­ют­ся внут­ри го­су­дарств ЕАЭС.

В струк­ту­ре про­даж юве­ли­р­ных из­де­лий с дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми око­ло 90% со­став­ля­ют бри­л­ли­ан­ты. Остав­шу­ю­ся часть де­лят ме­ж­ду со­бой са­п­фи­ры, изу­мру­ды и ру­би­ны. Сред­не­ста­ти­сти­че­ское из­де­лие, про­да­ю­ще­е­ся на рос­сий­ском ры­н­ке, со­дер­жит встав­ку из бри­л­ли­ан­та ди­а­мет­ром до 3 мм и ве­сом 0,2 ка­ра­та. Сто­и­мость этих ка­м­ней на опто­вом ры­н­ке со­став­ля­ет око­ло 500 дол­ла­ров за ка­рат с тен­ден­ци­ей к по­ни­же­нию. По экс­пе­р­т­ной оцен­ке, объ­ем ры­н­ка в РФ со­став­ля­ет по­ряд­ка 50 млрд руб­лей или 1 млн 800 тыс. ка­ра­тов.

Пик им­пор­та в РФ дра­го­цен­ных ка­м­ней при­шел­ся на 2013 год. За­тем по­сле­до­ва­ло умень­ше­ние и в 2015 го­ду рез­кое ка­та­стро­фи­че­ское па­де­ние вво­за в стра­ну на 90%. Ста­ти­сти­ка вво­за цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней пра­к­ти­че­ски по­в­то­ря­ет тен­ден­цию бри­л­ли­ан­тов. Экс­пе­р­ты от­рас­ли свя­зы­ва­ют это с при­со­е­ди­не­ни­ем к ЕАЭС в ян­ва­ре 2015 го­да Рес­пуб­ли­ки Ар­ме­ния.

Се­ров В.А.: «Мы ак­тив­но за­ни­ма­е­м­ся сбо­ром всех воз­мо­ж­ных дан­ных по обо­ро­ту дра­го­цен­ных ка­м­ней в ЕАЭС. Но вы­ну­ж­де­ны, к со­жа­ле­нию, кон­ста­ти­ро­вать в боль­шин­стве го­су­дарств от­сут­ствие как пра­во­вой до­ку­мен­та­ции, так и ста­ти­сти­че­ских дан­ных по вво­зу-­вы­во­зу, обо­ро­ту ДК. Тем бо­лее, нет еди­ных ре­гу­ли­ру­ю­щих норм и пол­но­цен­ной об­щей ста­ти­сти­ки по ЕАЭС».

Дан­ная си­ту­а­ция при­ве­ла к то­му, что, по осто­ро­ж­ным оцен­кам участ­ни­ков ры­н­ка, а та­к­же ге­м­мо­ло­ги­че­ских ла­бо­ра­то­рий, сер­ти­фи­ка­ци­он­ных цен­тров, не ме­нее 20% дра­го­цен­ных ка­м­ней в из­де­ли­ях яв­ля­ют­ся не­на­сто­я­щи­ми, ины­ми сло­ва­ми, под­дел­ка­ми, по­сколь­ку в этом кон­тек­сте речь идeт не толь­ко о син­те­ти­че­ских вы­ра­щен­ных бри­л­ли­ан­тах, но и о лю­бой под­дел­ке, ко­то­рая вы­да­ет­ся за на­ту­раль­ный ка­мень. Бо­лее то­го, на­б­лю­да­ет­ся тен­ден­ция к уве­ли­че­нию до­ли кон­тра­фа­к­та на рос­сий­ском ры­н­ке.

Та­ким об­ра­зом, те­не­вой ры­нок обо­ро­та дра­го­цен­ных ка­м­ней рас­тет, су­ще­ству­ет воз­мо­ж­ность ухо­да от на­ло­гов и по­шлин, под­ры­ва­ет­ся до­ве­рие по­тре­би­те­ля, рас­ши­ря­ют­ся воз­мо­ж­но­сти для не­доб­ро­со­ве­ст­ной кон­ку­рен­ции и со­з­да­ют­ся пре­пят­ствия для раз­ви­тия ал­ма­зо­гра­ниль­ной от­рас­ли в Рос­сии.

С учeтом сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции участ­ни­ка­ми за­се­да­ния сфор­му­ли­ро­ван пе­ре­чень во­про­сов, тре­бу­ю­щих ско­рей­ше­го ре­ше­ния.

В част­но­сти, не­об­хо­ди­мы еди­ные при­н­ци­пы кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ка­м­ней во всех го­су­дар­ствах, вхо­дя­щих в ЕАЭС, еди­ные стан­дар­ты их клас­си­фи­ка­ции и оцен­ки, еди­ная ба­за дан­ных по вво­зу-­вы­во­зу и обо­ро­ту дра­г­ка­м­ней на тер­ри­то­рии ЕАЭС. Ре­ше­ние ука­за­н­ных во­про­сов ле­жит в зо­не от­вет­ствен­но­сти Евразий­ской эко­но­ми­че­ской ко­мис­сии.

Го­су­дар­ствен­ным ор­га­нам РФ не­об­хо­ди­мо раз­ра­бо­тать и внед­рить си­сте­му раз­дель­но­го кон­тро­ля за син­те­ти­че­ски­ми и на­ту­раль­ны­ми бри­л­ли­ан­та­ми, вве­сти гос­кон­троль за вво­зом син­те­ти­че­ских и про­чих дра­г­ка­м­ней на тер­ри­то­рию РФ, ос­на­стить про­би­р­ные ин­с­пе­к­ции при­бо­ра­ми про­вер­ки под­лин­но­сти вста­вок в юве­ли­р­ных из­де­ли­ях для то­го, что­бы на ме­сте осу­ще­ств­лять пол­но­цен­ный и опе­ра­тив­ный кон­троль.

Про­зву­ча­ли пред­ло­же­ния о пе­ре­да­че ФКУ «Про­би­р­ная па­ла­та Рос­сии» от Рос­по­треб­на­д­зо­ра пол­но­мо­чий по осу­ще­ств­ле­нию кон­тро­ля за обо­ро­том на ры­н­ке дра­г­ка­м­ней. Для уси­ле­ния мер по борь­бе с на­ру­ше­ни­я­ми пред­ла­га­лось крат­но уве­ли­чить штра­фы за со­кры­тие или не­до­сто­вер­ную ин­фор­ма­цию о дра­го­цен­ном ка­м­не в юве­ли­р­ном из­де­лии и уве­ли­чить ко­ли­че­ство про­ве­рок в роз­ни­це.

По­зи­цию Мин­фи­на Рос­сии обо­з­на­чил за­ме­сти­тель ру­ко­во­ди­те­ля ве­до­м­ства Мо­и­се­ев А.В.: «Си­ту­а­ция тре­бу­ет от нас при­ня­тия до­ста­точ­но ре­ши­тель­ных мер по от­де­ле­нию при­род­ных бри­л­ли­ан­тов от син­те­ти­че­ских. Для Рос­сии, как для стра­ны, ко­то­рая яв­ля­ет­ся кру­п­ней­шим про­из­во­ди­те­лем при­род­ных ал­ма­зов, имен­но сей­час по­яви­л­ся шанс вер­нуть се­бе ры­н­ки дра­го­цен­ных ка­м­ней, ко­то­рые мы в по­след­ние го­ды шаг за ша­гом утра­чи­ва­ли. На­до ид­ти по пу­ти мар­ки­ро­в­ки и от­сле­жи­ва­ния дви­же­ния на­ту­раль­ных ка­м­ней. Мы обя­за­тель­но внед­рим про­сле­жи­ва­е­мо­сть, это глав­ное, что мы дол­ж­ны сде­лать для ры­н­ка, и это дол­ж­но со­про­во­ж­дать­ся мар­ки­ро­в­кой ка­м­ней».

Про­из­во­ди­те­ли син­те­ти­че­ских ал­ма­зов, участ­во­вав­шие в за­се­да­нии (ФГБНУ «ТИСНУМ», ООО «Нев­ский бри­л­ли­ант») рас­ска­за­ли об ис­поль­зу­е­мых ме­то­дах син­те­за ал­ма­за. Это ме­тод вы­со­ко­го дав­ле­ния и вы­со­ких те­м­пе­ра­тур (HTHP) и га­зо­фаз­ный син­тез (CVD). Пер­вый поз­во­ля­ет по­лу­чать сверх­чи­стый ал­маз для при­ме­не­ния в ис­клю­чи­тель­но вы­со­ких тех­но­ло­ги­ях – со­з­да­нии со­вре­мен­ных ядер­ных уста­но­вок или уско­ри­те­лей сверх­боль­шой мо­щ­но­сти. При этом, по оцен­кам экс­пе­р­тов, по­лу­ча­е­мые ал­ма­зы в со­т­ни раз чи­ще и луч­ше при­род­но­го ал­ма­за.

Про­из­во­ди­те­ли син­те­ти­че­ских ал­ма­зов от­ме­ти­ли, что рост их про­дук­ции ни­ко­им об­ра­зом не со­ста­вит кон­ку­рен­цию на­ту­раль­ным ка­м­ням в юве­ли­р­ном про­из­вод­стве. Бланк В.Д., ди­рек­тор ФГБНУ «ТИСНУМ»: «Син­те­ти­ка ни­ко­г­да не вы­тес­нит при­ро­ду. Но при этом мы дол­ж­ны по­ни­мать, что ни­кто не мо­жет се­го­д­ня оста­но­вить раз­ви­тие вы­со­ких тех­но­ло­гий, по­то­му что ал­маз сам по се­бе фор­ми­ру­ет аб­со­лют­но но­вые воз­мо­ж­но­сти в со­з­да­нии но­вой тех­ни­ки». Та­ким об­ра­зом, рас­ту­щая вос­тре­бо­ван­ность син­те­ти­че­ских ал­ма­зов в оп­ти­ке, кван­то­вой элек­тро­ни­ке, ме­ди­ци­не и дру­гих от­рас­лях сме­ща­ет при­о­ри­те­ты про­из­во­ди­те­лей син­те­ти­ки в поль­зу ры­н­ка вы­со­ких тех­но­ло­гий, где к 2050 го­ду ожи­да­ет­ся по­треб­ность в объ­е­ме 150 млн ка­ра­тов, в то вре­мя как по­треб­ность в син­те­ти­че­ских ал­ма­зах юве­ли­р­но­го ка­че­ства в этот же пе­ри­од мо­жет до­сти­г­нуть лишь 55 млн ка­ра­тов.

У про­из­во­ди­те­лей при­род­ных ал­ма­зов иной про­г­ноз. Пред­по­ло­жи­тель­но, уже к 2030 го­ду до­ля ры­н­ка син­те­ти­че­ских ал­ма­зов мо­жет со­ста­вить 15% от ми­ро­вой до­бы­чи ал­ма­зов юве­ли­р­но­го ка­че­ства, что фор­ми­ру­ет но­вые вы­зо­вы для про­из­во­ди­те­лей при­род­ных ал­ма­зов.

На се­го­д­ня­ш­ний день вза­и­мо­дей­ствие по син­те­ти­че­ским ал­ма­зам с ино­стран­ны­ми пар­т­нeра­ми на ме­ж­ду­на­род­ных ры­н­ках за­труд­ня­ет­ся от­сут­стви­ем в боль­шин­стве юри­с­ди­к­ций тер­ми­но­ло­гии и опре­де­ле­ний, со­о­т­вет­ству­ю­щих ме­ж­ду­на­род­ным стан­дар­та­м; еди­но­го по­ни­ма­ния тер­ми­нов «ал­маз/бри­л­ли­ант» и «син­те­ти­че­ский ал­маз/бри­л­ли­ант», а та­к­же еди­но­го стан­дар­та объ­ек­тив­ной оцен­ки устройств для де­тек­ции син­те­ти­че­ских ал­ма­зов.

В этой свя­зи АК «АЛРОСА» вы­ра­бо­та­ла ряд пред­ло­же­ний. В част­но­сти, пред­ла­га­ет­ся в ра­м­ках со­труд­ни­че­ства с Ан­т­вер­пе­н­ским ми­ро­вым ал­маз­ным цен­тром (Antwerp World Diamond Centre, AWDC) и «В­се­ми­р­ной кон­фе­де­ра­ци­ей юве­ли­ров» (Confédération Internationale de Bijouterie, Joaillerie, Orfèvrerie des diamants, perles et pierres, CIBJO) про­ра­бо­тать ини­ци­а­ти­ву по при­ня­тию еди­ной ди­рек­ти­вы ЕС по нор­ма­тив­но­му раз­гра­ни­че­нию по­ня­тий «ал­маз/бри­л­ли­ант» и «син­те­ти­че­ский ал­маз/бри­л­ли­ант» на уро­в­не ЕС с це­лью со­з­да­ния об­ще­ев­ро­пей­ских пра­вил и нор­ма­ти­вов на ос­но­ве стан­дар­тов ISO. Кро­ме то­го, в ра­м­ках вза­и­мо­дей­ствия с от­рас­ле­вы­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми Ин­дии и Ки­тая ко­м­па­ния на­ме­ре­на про­дви­гать не­об­хо­ди­мость вне­се­ния из­ме­не­ний в на­ци­о­наль­ное от­рас­ле­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние с це­лью чeт­ко­го опре­де­ле­ния зна­че­ния по­ня­тия «дра­го­цен­ный ка­мень» и вы­во­да из этой ка­те­го­рии син­те­ти­че­ских ал­ма­зо­в/бри­л­ли­ан­тов.

В ра­м­ках Ки­м­бер­лий­ско­го про­цес­са про­дол­жа­ет­ся ра­бо­та по вклю­че­нию в Гар­мо­ни­зи­ро­ван­ную си­сте­му опи­са­ния и ко­ди­ро­ва­ния то­ва­ров уни­фи­ци­ро­ван­ных то­вар­ных ко­дов для син­те­ти­че­ских ал­ма­зов на уро­в­не Все­ми­р­ной та­мо­жен­ной ор­га­ни­за­ции. Ито­гом этой ра­бо­ты дол­ж­но стать при­ня­тие на уро­в­не этой ор­га­ни­за­ции уни­вер­саль­ных (6-з­на­ч­ных) ко­дов на син­те­ти­ку к 2022 го­ду.

В­нут­ри Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции АК «АЛРОСА» вы­сту­па­ет за со­з­да­ние на­ци­о­наль­но­го стан­дар­та на ос­но­ве Стан­дар­та ISO 18323:2015 и Ру­ко­вод­ства по ал­маз­но-бри­л­ли­ан­то­вой тер­ми­но­ло­гии-2018 (с­пра­воч­но­го до­ку­мен­та для ал­маз­но-бри­л­ли­ан­то­вой и юве­ли­р­ной от­рас­ли) как клю­че­во­го эле­мен­та раз­гра­ни­че­ния ры­н­ков при­род­ных ка­м­ней и син­те­ти­ки.

На уро­в­не ЕАЭС АК «АЛРОСА» та­к­же го­то­ва под­дер­жать дан­ную ра­бо­ту, в част­но­сти, по вне­се­нию из­ме­не­ний в то­вар­ную но­мен­кла­ту­ру ВЭД ЕАЭС в ча­сти вклю­че­ния спе­ци­аль­ных суб­по­зи­ций для не­об­ра­бо­тан­ных и об­ра­бо­тан­ных син­те­ти­че­ских ал­ма­зов, а та­к­же про­ра­бо­тать воз­мо­ж­ность при­ня­тия еди­но­го стан­дар­та клас­си­фи­ка­ции дра­го­цен­ных ка­м­ней в ЕАЭС.

Ко­м­па­ния пред­ста­ви­ла участ­ни­кам ме­ро­при­я­тия соб­ствен­ный при­бор-­де­тек­тор при­род­ных бри­л­ли­ан­тов ALROSA Diamond Inspector, ко­то­рый по сво­им ха­ра­к­те­ри­сти­кам не усту­па­ет за­ру­бе­ж­ным ана­ло­гам и мо­жет со­ста­вить им кон­ку­рен­цию как на рос­сий­ском ры­н­ке, так и в стра­нах ЕАЭС.

В це­лом, по оцен­ке участ­ни­ков за­се­да­ния Об­ще­ствен­но­го экс­пе­р­т­но­го со­ве­та при ФКУ «Про­би­р­ная па­ла­та Рос­сии», дис­кус­сия бы­ла весь­ма по­лез­ной и по­ка­за­ла, что про­б­ле­ма дей­стви­тель­но су­ще­ству­ет и ре­шать еe на­до со­в­ме­ст­ны­ми уси­ли­я­ми.

С уче­том ва­ж­но­сти рас­смат­ри­ва­е­мо­го во­про­са при­ня­то ре­ше­ние обоб­щить про­зву­чав­шие пред­ло­же­ния для даль­ней­ше­го экс­пе­р­т­но­го об­су­ж­де­ния и вы­ра­бо­т­ки ре­ко­мен­да­ций. Ито­го­вая ре­зо­лю­ция бу­дет на­прав­ле­на на рас­смо­т­ре­ние в Ми­ни­стер­ство фи­нан­сов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->