Тайны алмазной биржи Израиля. Часть 1

Раздел: Драгоценные камни
08 февраля 2018 г.

На­дя Мен­де­ле­ви­ч

Из­ра­иль­ская ал­маз­ная би­р­жа вол­ну­ет ме­ня уже лет пять. Во вре­мя од­ной из по­ез­док в Тель-Авив дру­зья по­про­си­ли за­брать по ад­ре­су в Ра­мат-Га­не фа­миль­ный тен­нис­ный брас­лет. Сп­ло­ш­ная бри­л­ли­ан­то­вая лен­та (ка­ра­та на че­ты­ре су­м­мар­но, не бо­лее), сде­лан­ная еще в се­ми­де­ся­тые, утра­ти­ла па­ру ка­м­ней, не вы­дер­жав те­м­пе­ра­мен­та но­вой хо­зяй­ки, — и брас­лет от­пра­ви­л­ся на Зе­м­лю обе­то­ван­ную за ме­сяц до ме­ня. По­чи­щен­ный, от­ре­мон­ти­ро­ван­ный и с дву­мя но­вы­ми бри­л­ли­ан­та­ми, он ждал в кро­шеч­ном ка­би­не­те на вто­ром эта­же да­же не ме­ст­но­го юве­ли­р­но­го, а ма­лень­ко­го зо­о­ма­га­зи­на. Пять ми­нут ожи­да­ния под от­да­лен­ный ще­бет кру­п­но­го зе­ле­но­го по­пу­гая, за­ме­чен­но­го вни­зу у кас­сы, — и я за­би­раю укра­ше­ние из рук ма­сте­ра. Он же рас­ска­зы­ва­ет, что я на­хо­жусь не в обя­за­тель­ном для ка­ж­до­го кру­п­но­го го­ро­да юве­ли­р­ном квар­та­ле, а в са­мом цен­т­ре ми­ро­вой тор­го­в­ли бри­л­ли­ан­та­ми. И во­об­ще, та груп­па вы­со­т­ных зда­ний, у ко­то­рой я вы­ш­ла из та­к­си в бес­по­ща­д­ную жа­ру из­ра­иль­ско­го сен­тяб­ря, — это ал­маз­ная би­р­жа, бур­са яха­лом.

Мо­ше Шни­цер был пре­зи­ден­том би­р­жи в 1967-1993 го­дах. Под его ру­ко­вод­ством от­но­си­тель­но сред­няя по ми­ро­вым по­ка­за­те­лям тор­го­вая точ­ка пре­вра­ти­лась в центр ал­маз­но­го биз­не­са. Еже­год­ная до­ля Из­ра­и­ля на ры­н­ке бри­л­ли­ан­тов вы­рос­ла с 200 ми­л­ли­о­нов дол­ла­ров до 3,4 ми­л­ли­ар­да

В са­мом на­ча­ле ХХ ве­ка ев­рей­ское со­об­ще­ство Бель­гии и Гол­лан­дии от­пра­ви­ло сво­их ди­а­ман­те­ров учить ал­маз­но­му де­лу де­тей, по­те­ряв­ших ро­ди­те­лей в по­гро­мах. В 1937 го­ду, по­ко­ле­ние спу­стя, вид­ные ма­сте­ра под ру­ко­вод­ством Йо­зе­фа Нэд­э­ля и Цви Ро­зен­бер­га от­кры­ли первую ал­маз­ную фаб­ри­ку в Пе­тах-Ти­кве. В том же го­ду две­ри от­крыл ле­ген­дар­ный Па­ле­стин­ский ал­маз­ный клуб, ко­то­рый де­ли­кат­но де­ли­ла ме­ж­ду со­бой па­ра вли­я­тель­ных групп. В кон­це кон­цов, он пе­ре­е­хал в Тель-Авив, на угол ули­цы Ал­лен­би и буль­ва­ра Ро­т­шиль­да. Не­со­глас­ные оста­лись в На­та­нии, ко­то­рая лет де­сять дер­жа­ла гор­дое про­з­ви­ще Ал­маз­но­го го­ро­да. На мо­мент окон­ча­ния Вто­рой ми­ро­вой вой­ны экс­порт огра­нен­ных ал­ма­зов из Из­ра­и­ля до­стиг при­б­ли­зи­тель­но 16 ми­л­ли­о­нов дол­ла­ров. Кутюр­ное ве­чер­нее пла­тье в те го­ды мо­ж­но бы­ло за­ка­зать за $500.

По­же­ла­ния уда­чи и бла­го­с­ло­ве­ний «Ма­заль убра­ха!» на би­р­же до­ста­точ­но, что­бы сдел­ка бы­ла при­з­на­на со­сто­яв­шей­ся. На­ру­шать это пра­ви­ло не сто­ит, ре­пу­та­ция на ры­н­ке бри­л­ли­ан­тов — са­мая цен­ная ва­лю­та

С тех пор я не раз воз­вра­ща­лась в Ра­мат-Ган. Ко­м­плекс зда­ний би­р­жи я на­у­чи­лась от­ли­чать с вы­со­ты пти­чье­го по­ле­та — его хо­ро­шо вид­но по ле­во­му бор­ту при по­са­д­ке в аэро­пор­ту Бен-Гу­ри­он. Од­на­ж­ды я да­же про­ве­ла ми­нут два­д­цать в од­ном из кор­пу­сов — по пред­ва­ри­тель­ной до­го­во­рен­но­сти с од­ним из бро­ке­ров, ко­то­рый раз­до­был для дру­зей жел­тый бри­л­ли­ант на по­молв­ку. На сле­ду­ю­щий день я сде­ла­ла на пра­вом за­пястье та­ту­и­ро­в­ку מזל וברכה — «ма­заль убра­ха», эти­ми сло­ва­ми на всех ал­маз­ных би­р­жах за­клю­ча­ют­ся сдел­ки.

Я по­ни­ма­ла, что ра­но или позд­но рас­ска­жу чи­та­те­лям рус­ско­го Vogue об этом уди­ви­тель­ном ме­сте, где, ско­рее все­го, по­бы­вал хо­тя бы один бри­л­ли­ант из ва­шей шка­тул­ки. Мо­им про­вод­ни­ком со­гла­си­л­ся стать наш бы­в­ший со­о­те­че­ствен­ник Серж, ха­риз­ма­ти­ч­ный и су­ро­вый биз­не­смен, ге­не­раль­ный ди­рек­тор African Mining Company (AMC Diamonds). Три­на­д­цать лет на би­р­же. Сдел­ки с ка­м­ня­ми раз­ме­ром с по­ду­шеч­ку жва­ч­ки — про­за­и­ч­ные буд­ни. Же­лан­ный для ми­л­ли­о­нов лю­дей «ка­рат­ник» — де­ло од­ной sms. Мя­г­ко го­во­ря, не со­бе­сед­ник — а меч­та юве­ли­р­но­го жур­на­ли­ста. Окей, лю­бо­го жур­на­ли­ста.

В ру­ках у Сер­жа — бри­л­ли­ант ве­сом в 10 ка­ра­тов. Не­смо­т­ря на оби­лие ми­к­ро­ско­пов и ска­не­ров, де­ся­ти­крат­ная юве­ли­р­ная лу­па до сих пор оста­ет­ся глав­ным ин­стру­мен­том экс­пе­р­та

Бри­л­ли­ант — ме­ло­ди­ч­ное на­з­ва­ние для ал­ма­за, про­шед­ше­го огран­ку. По­с­ле нее не са­мо­го ро­ман­ти­ч­но­го ви­да ми­не­рал, ко­г­да-то вы­не­сен­ный из недр зе­м­ли по­то­ка­ми ма­г­мы, ста­но­ви­т­ся ло­ву­ш­кой для све­та. Счи­та­ет­ся, что в при­ро­де ал­ма­зы юве­ли­р­но­го ка­че­ства — ред­ко­сть, хо­тя за­ле­жи ми­не­ра­ла есть на всех ма­те­ри­ках, кро­ме Ан­тар­к­ти­ды. Ты­ся­чи лет че­ло­век со­би­рал ал­ма­зы по бе­ре­гам рек (и де­ла­ет это до сих пор), где-то воз­ни­ка­ли тра­ди­ци­он­ные шах­ты и ко­пи. Бри­л­ли­ан­то­вый бум ХХ ве­ка обес­пе­чи­ла про­мы­ш­лен­ная до­бы­ча ал­ма­зов за счет раз­ра­бо­ток ки­м­бер­ли­то­вых тру­бок, осо­бых со­сто­я­ний по­ро­ды, за­дан­ных фор­мой вы­рвав­шей­ся из цен­т­ра Зе­м­ли ла­вой. Че­ло­ве­че­ство в ли­це ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щих ко­м­па­ний пре­вра­ща­ет эти за­ле­жи со­кро­вищ в ка­рье­ры, во­рон­ки с ки­ло­мет­ро­вым ди­а­мет­ром глу­би­ной в 300–500 мет­ров. По­нят­но, что по­за­ди у ка­ж­до­го бри­л­ли­ан­та из ва­шей шка­тул­ки — сло­ж­ный пу­ть. И ал­маз­ная би­р­жа — в Из­ра­и­ле или Бель­гии — бы­ла ва­ж­ным его эта­пом.

Вид из кос­мо­са на ки­м­бер­ли­то­вые труб­ки «Дья­вик» на ост­ро­вах Не­воль­ни­чье­го озе­ра в Ка­на­де — Wikipedia Commons/Planet Labs

Серж встре­ча­ет ме­ня на про­ход­ной «бур­сы» и вы­сту­па­ет для ме­ст­ной охран­ной си­сте­мы жи­вым га­ран­том мо­ей бла­го­на­де­ж­но­сти. Че­рез пол­ча­са я узнаю о том, что по­доб­ные пра­ви­ла — дань не толь­ко здра­во­му смыслу, но и тра­ди­ци­ям Си­нед­ри­о­на, су­деб­но­го ор­га­на Древ­ней Иу­деи. По­ка же, ми­но­вав охра­ну, мы ока­зы­ва­е­м­ся у вхо­да в об­щий зал би­р­жи. Ми­мо де­ло­ви­то сну­ют лю­ди, мно­го — как в обе­ден­ное вре­мя в ко­ри­до­рах кру­п­но­го кол­ле­д­жа. Му­ж­чи­ны и жен­щи­ны раз­но­го воз­рас­та, в тра­ди­ци­он­ной и де­ло­вой оде­ж­де, все раз­ные. Од­на­ко у боль­шин­ства с со­бой ма­лень­кий че­мо­дан на ко­ле­си­ках. Та­кой же ле­жит в мо­ем го­сти­ни­ч­ном но­ме­ре — нор­ма руч­ной кла­ди для про­во­за на бор­ту са­мо­ле­та.

«Мы толь­ко что про­шли охра­ну, здесь-то и на­чи­на­ет­ся би­р­жа, — рас­ска­зы­ва­ет Серж. — Это бро­ке­ры, на­ша кро­ве­нос­ная си­сте­ма. У ка­ж­до­го в че­мо­дан­чи­ке ле­г­ко мо­жет быть бри­л­ли­ан­тов на су­м­му в не­сколь­ко ми­л­ли­о­нов дол­ла­ров. Они за­би­ра­ют их из од­но­го офи­са и пред­ла­га­ют в дру­гих: там, где се­го­д­ня есть кон­крет­ные за­ка­зы на эти ка­м­ни. На всей тер­ри­то­рии би­р­жи дей­ству­ет осо­бая стра­хо­в­ка. Вы­пал из кар­ма­на ка­мень и по­те­ря­л­ся? Стра­хо­вая ко­м­па­ния воз­ме­стит ущерб». На этом мо­мен­те я вспо­ми­наю, как узна­ла, что в сто­и­мость же­м­чу­га за­ло­же­ны рас­хо­ды на пе­ре­вос­пи­та­ние бра­ко­нье­ров во­круг мор­ской фер­мы. Не­у­же­ли и це­ны на бри­л­ли­ан­ты фор­ми­ру­ют­ся не без уче­та бюд­же­тов на со­з­да­ние уни­каль­ной сре­ды для тор­го­в­ли ими?

Д­ля тех чле­нов би­р­жи, ко­то­рые не мо­гут поз­во­лить се­бе офис, су­ще­ству­ет весь­ма жи­во­пис­ный ко­вор­кинг. Мо­ж­но арен­до­вать ме­сто за од­ним из этих длин­ных сто­лов. В дру­гом кон­це за­ла – зо­на с обо­ру­до­ва­ни­ем, ко­то­рое поз­во­ля­ет про­г­но­зи­ро­вать огран­ку ал­ма­зов или про­ве­рить со­о­т­вет­ствие ка­м­ня сер­ти­фи­ка­ту

Ка­ж­дый сан­ти­метр би­р­жи на­хо­ди­т­ся под ви­део­на­б­лю­де­ни­ем. Ка­ме­ры сле­дят в том чис­ле и за чи­сто­той ре­пу­та­ции. Па­ру лет на­зад один из ди­ле­ров, стоя в ли­ф­те, не­ло­в­ко по­вер­нул от­кры­тый кон­верт с ка­м­нем и сер­ти­фи­ка­том и вы­ро­нил бри­л­ли­ант. Оп­ло­ш­ность за­ме­тил его со­сед, ак­ку­рат­но при­крыл по­те­рю но­гой, а ко­г­да лифт опу­стел — под­нял до­воль­но кру­п­ный, боль­ше ка­ра­та, бри­л­ли­ант. Его за­кон­ный хо­зя­ин, об­на­ру­жив про­па­жу, об­ра­ти­л­ся к охра­не, ко­то­рая по­дроб­но­сти эти и уви­де­ла. На сле­ду­ю­щий день че­ло­ве­ка, ко­то­рый ута­ил ка­мень, вы­з­ва­ли на раз­го­вор. Ко­г­да он ска­зал, что как раз со­брал­ся воз­вра­щать про­па­жу, от­вет был же­ст­ким: «С­па­си­бо, боль­ше сю­да не при­хо­ди». Его ли­ши­ли до­сту­па на би­р­жу.

Мой спут­ник рас­ска­зы­ва­ет, что на тер­ри­то­рии име­ют­ся си­на­го­га, ме­ди­ци­н­ский пункт (24 ча­са в сут­ки де­жу­рит кар­дио­ре­а­ни­ма­ци­он­ная бри­га­да), ту­ри­сти­че­ские аген­т­ства, ге­м­мо­ло­ги­че­ские ла­бо­ра­то­рии, та­мо­жен­ный пункт, ло­ги­сти­че­ские ко­м­па­нии, ма­га­зи­ны, ку­рьер­ские ко­м­па­нии и ре­сто­ра­ны. То есть все, что­бы мо­ж­но бы­ло не по­ки­дать зда­ние в ра­бо­чие ча­сы. Спой­лер: при под­го­то­в­ке это­го ре­пор­та­жа я на­ко­нец-то узнаю — где в Тель-Ави­ве (от пля­жа до Ра­мат-Га­на на ма­ши­не все­го 15 ми­нут) мо­ж­но най­ти дей­стви­тель­но вкус­ные су­ши.

Вб­ли­зи все то­же очень жи­во­пис­но

«Это го­су­дар­ство в го­су­дар­стве. Есть свой внут­рен­ний суд, со­сто­я­щий из на­и­бо­лее ав­то­ри­тет­ных чле­нов би­р­жи, и 99% cпо­ров не вы­но­сят­ся в об­ще­гра­ж­дан­ское по­ле, все ре­ша­ет­ся на ме­сте, — со спо­кой­ной гор­до­стью рас­ска­зы­ва­ет Серж. — Стать од­ним из нас край­не сло­ж­но, дол­ж­но быть вы­пол­не­но мно­го усло­вий, на­чи­ная с ми­ни­маль­но­го пя­ти­лет­не­го опы­та ра­бо­ты в ал­маз­ной от­рас­ли (из ко­то­ро­го три — в ко­м­па­нии здесь же) и до ре­ко­мен­да­ции пя­ти дей­ству­ю­щих чле­нов би­р­жи. Ка­ж­дый из них ру­ча­ет­ся ми­ни­маль­ной су­м­мой в $30000 — на тот слу­чай, ес­ли ва­ши дей­ствия по­в­ле­кут фи­нан­со­вые или ре­пу­та­ци­он­ные убы­т­ки. Ря­до­вые со­труд­ни­ки — ас­си­стен­ты, бух­гал­те­ры, офиc-­ме­не­д­же­ры — для по­лу­че­ния по­сто­ян­но­го до­сту­па про­хо­дят обя­за­тель­ную про­вер­ку де­тек­то­ром лжи и пре­до­став­ля­ют справ­ки из по­ли­ции об от­сут­ствии кри­ми­наль­но­го про­ш­ло­го».

Ал­маз­ная би­р­жа — пра­к­ти­че­ски от­дель­ное го­су­дар­ство внут­ри Из­ра­и­ля. Со сво­и­ми за­ко­на­ми и пра­ви­ла­ми. Ста­ры­ми, но на­де­ж­ны­ми — как де­ду­ш­ки­ны ча­сы­

Мы под­ни­ма­е­м­ся на 20-й этаж и вы­хо­дим в длин­ный ко­ри­дор со мно­же­ством две­рей. Ка­ж­дый офис — от­дель­ная ко­м­па­ния. На две­рях ви­сят бу­ма­ж­ки, ис­пи­сан­ные ха­ра­к­те­ри­сти­ка­ми бри­л­ли­ан­тов. Это за­про­сы, ко­то­рые поз­во­ля­ют бро­ке­ру, не за­хо­дя в ка­би­нет, узнать, что его оби­та­те­ли хо­те­ли бы ку­пить. Низ­кий уро­вень цен по­вер­га­ет ме­ня, зна­то­ка ас­сор­ти­мен­та ве­ду­щих юве­ли­р­ных До­мов, в свя­щен­ный ужас. Серж сме­ет­ся: «Ко­неч­но, это не фи­наль­ная, а стар­то­вая це­на!» Еще я ста­ра­юсь по­м­нить, что я на тер­ри­то­рии сде­лок b2b — ме­ж­ду та­ки­ми дель­ца­ми, как Серж, и бай­е­ра­ми с Place de Vendôme, па­ри­ж­ской пло­ща­ди Юве­ли­ров.

На ко­же все эти бри­л­ли­ан­ты вы­г­ля­дят оди­на­ко­во бес­цвет­ны­ми. Од­на­ко бу­ма­га на­чи­на­ет вы­да­вать их сек­ре­ты­

Пре­ж­де чем рас­ска­зать о сво­ем ли­ч­ном тру­до­вом пу­ти, Серж по­сту­па­ет как на­сто­я­щий джентль­мен и до­ста­ет де­ся­ток ка­м­ней от ка­ра­та и вы­ше. Мне пред­сто­ит са­мая увле­ка­тель­ная в мо­ей жиз­ни лек­ция о ха­ра­к­те­ри­сти­ках бри­л­ли­ан­тов. По­дроб­но­сти — во вто­рой ча­сти ре­пор­та­жа.

[ vogue.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->