Оптимизация деятельности ювелирной компании: оценка персонала

Раздел: Повышение квалификации
19 октября 2017 г.

В ны­не­ш­ней эко­но­ми­че­ской си­ту­а­ции по­иск внут­рен­них ре­сур­сов для со­хра­не­ния ак­тив­ной де­я­тель­но­сти ко­м­па­нии на юве­ли­р­ном ры­н­ке - за­да­ча не про­стая. Не­со­м­нен­но, один из глав­ных ре­сур­сов – спе­ци­а­ли­сты ор­га­ни­за­ции. Се­год­ня не­об­хо­ди­мость оцен­ки пе­р­со­на­ла для оп­ти­ми­за­ции де­я­тель­но­сти ко­м­па­нии не вы­зы­ва­ет со­м­не­ний. Во­прос лишь­ в вы­бо­ре ин­стру­мен­тов оцен­ки.

О не­об­хо­ди­мо­сти и це­лях оцен­ки

(из кни­ги ИД «6 ка­рат» - «Юве­ли­р­ный биз­нес. Эф­фек­тив­ный пе­р­со­нал»)

При­ня­тие ре­ше­ния
От ру­ко­вод­ства ко­м­па­нии обы­ч­но ждут чет­кой по­ста­но­в­ки за­да­чи и от­ве­та на во­прос: «Д­ля че­го бу­дет про­во­дить­ся оцен­ка?». Ес­ли в це­лях от­бо­ра ре­зер­ва на управ­лен­че­ские по­зи­ции, то то­г­да оцен­ку про­во­дят толь­ко для опре­де­лен­ной ча­сти пе­р­со­на­ла и при­ме­ня­ют, на­при­мер, ас­сес­смент – цен­тр или ­ме­тод 360 гра­ду­со­в. Ес­ли же це­лью оцен­ки яв­ля­ет­ся вы­яв­ле­ние по­треб­но­сти в обу­че­нии тор­го­во­го пе­р­со­на­ла, то оце­ни­ва­ют имен­но его. В ка­че­стве ме­то­дов мо­ж­но ис­поль­зо­вать ат­те­ста­цию и те­сти­ро­ва­ни­е. Для при­ня­тия ре­ше­ния об из­ме­не­нии си­сте­мы опла­ты тру­да ру­ко­во­ди­те­лей, ди­ф­фе­рен­ци­а­ции воз­на­гра­ж­де­ния ча­сто ис­поль­зу­ют ­ме­тод управ­ле­ния по це­ля­м (MBO – Management by Objectives).
В свою оче­редь ру­ко­во­ди­те­ли са­ми пы­та­ют­ся най­ти от­вет на во­прос «Ну­ж­на ли си­сте­ма оцен­ки мо­ей ко­м­па­нии?». Воз­мо­ж­но, дан­ный тест по­мо­жет сфор­му­ли­ро­вать от­вет.

При­мер. Тест «Ну­ж­на ли си­сте­ма оцен­ки мо­ей ко­м­па­нии?».
(д­ля ру­ко­во­ди­те­лей ко­м­па­ний, в ко­то­рых по­ка не про­во­ди­т­ся оцен­ка пе­р­со­на­ла)

Про­чи­тай­те, по­жа­луй­ста, все утвер­ж­де­ния, при­ве­ден­ные в те­сте.
За ка­ж­дое утвер­ж­де­ние, с ко­то­рым Вы со­глас­ны, при­бав­ляй­те по од­но­му бал­лу.

Утвер­ж­де­ние Бал­лы
Чис­ло со­труд­ни­ков ко­м­па­нии бо­лее 10.
Ко­м­па­ния су­ще­ству­ет бо­лее 1 го­да.
У Вас име­ют­ся пря­мые и не­пря­мые под­чи­нен­ные.
Один из Ва­ших со­труд­ни­ков как-то спра­ши­вал Ва­ше мне­ние о его ра­бо­те.
Вы счи­та­е­те, что пла­тить на­до за кон­крет­ные ре­зуль­та­ты.
Один из Ва­ших со­труд­ни­ков спро­сил, по­че­му так дав­но не по­вы­ша­лись за­р­пла­ты.
Один из Ва­ших со­труд­ни­ков по­про­сил рас­ска­зать о пе­р­с­пе­к­ти­вах его ка­рьер­но­го ро­ста.
Вам ка­жет­ся, что кто-то из Ва­ших под­чи­нен­ных ищет но­вую ра­бо­ту.
Со­труд­ник по­про­сил оце­нить его ра­бо­ту фор­маль­но, а мо­жет, да­же в пись­мен­ной фор­ме.
Со­труд­ни­ки ду­ма­ют о сме­не дол­ж­но­сти (как по го­ри­зон­та­ли, так и по вер­ти­ка­ли).
Вы хо­ти­те по­дроб­нее знать о ра­бо­те в Ва­шей ко­м­па­нии, де­пар­та­мен­те, от­де­ле и т.д.
Вы за­ин­те­ре­со­ва­ны в раз­ви­тии Ва­ших со­труд­ни­ков.
Вы хо­ти­те улуч­шить ко­м­му­ни­ка­ции в ко­м­па­нии.
Вы хо­ти­те уста­но­вить бо­лее тес­ные ра­бо­чие от­но­ше­ния с со­труд­ни­ка­ми.
ИТОГО:

Ключ:
0-1 Острой не­об­хо­ди­мо­сти в си­сте­ме оцен­ки по­ка не­т.
2-4 В ско­ром вре­ме­ни си­сте­ма оцен­ки по­на­до­би­т­ся.
5-7 Са­мое вре­мя на­чи­нать раз­ра­бо­т­ку си­сте­мы оцен­ки.
Бо­лее 7 Си­сте­ма оцен­ки обя­за­тель­на для ко­м­па­ни­и.

Рас­смо­т­рим воз­мо­ж­ные це­ли и за­да­чи си­сте­мы оцен­ки пе­р­со­на­ла в ко­м­па­нии:
  • Обрат­ная связь – кор­рек­ция ра­бо­че­го по­ве­де­ния – по­вы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти
  • Опре­де­ле­ние про­бе­лов в ко­м­пе­тен­ци­ях – пла­ни­ро­ва­ние про­фес­си­о­наль­но­го обу­че­ни­я
  • Пла­ни­ро­ва­ние про­фес­си­о­наль­но­го раз­ви­тия и ка­рье­ры – фор­ми­ро­ва­ние ка­д­ро­во­го ре­зер­ва
  • Ос­но­ва для при­ня­тия обос­но­ван­ных ре­ше­ний о воз­на­гра­ж­де­нии, про­дви­же­нии, уволь­не­нии.
Го­во­ря о воз­мо­ж­ных це­лях оцен­ки пе­р­со­на­ла со сто­ро­ны ор­га­ни­за­ции, мо­ж­но вы­де­лить и не­ко­то­рые це­ли оцен­ки для со­труд­ни­ков. На­при­мер, та­кие: по­о­щ­ре­ние пра­виль­но­го по­ве­де­ния и кор­рек­ти­ро­в­ка не­пра­виль­но­го, удо­в­ле­тво­ре­ние лю­бо­пы­т­ства (об­рат­ная связь), ар­гу­мен­та­ция ре­ше­ния о ка­рье­ре оце­ни­ва­е­мо­го.

Что ва­ж­но знать о про­це­ду­ре?
При­няв ре­ше­ние о про­ве­де­нии оцен­ки со­труд­ни­ков мо­ж­но при­сту­пать к ее ре­а­ли­за­ции с уче­том це­лей, опре­де­лен­ных имен­но для ва­шей ко­м­па­нии. Для это­го сле­ду­ет вы­де­лить и учесть при раз­ра­бо­т­ке сле­ду­ю­щие ос­но­в­ные ­эле­мен­ты про­цес­са оцен­ки:
  1. Опре­де­ле­ние це­лей оцен­ки (дол­ж­ны быть увя­за­ны со стра­те­ги­ей ко­м­па­нии и ее ка­д­ро­вой по­ли­ти­кой).
  2. Уста­но­в­ле­ние стан­дар­тов, ра­бо­чих нор­ма­ти­вов, ра­бо­чих це­лей и клю­че­вых по­ка­за­те­лей.
  3. Вы­бор ин­стру­мен­тов и про­це­дур оцен­ки.
  4. Соб­ствен­но про­цесс оцен­ки и кон­троль за на­д­ле­жа­щим ис­поль­зо­ва­ни­ем ме­то­дов и про­це­дур.
  5. Ре­зуль­тат оцен­ки.
  6. Сбор, ана­лиз и хра­не­ние по­лу­чен­ной ин­фор­ма­ции.
  7. Кон­крет­ные ме­ро­при­я­тия в от­но­ше­нии пе­р­со­на­ла (с­по­соб­ству­ю­щие до­сти­же­нию це­лей оцен­ки).
В та­ком сло­ж­ном на­прав­ле­нии де­я­тель­но­сти как о­цен­ка пе­р­со­на­ла не­ма­ло­ва­ж­ным пред­став­ля­ет­ся раз­ра­бо­т­ка в ко­м­па­нии эта­ло­нов, стан­дар­тов, чет­ких тре­бо­ва­ний к дол­ж­но­сти и кри­те­ри­ев ре­зуль­та­тив­но­сти де­я­тель­но­сти. Не­об­хо­ди­мы и яс­ные, фор­ма­ли­зо­ван­ные про­це­ду­ры оцен­ки, с ко­то­ры­ми мо­жет озна­ко­мить­ся лю­бой со­труд­ник. Ими же бу­дет ру­ко­вод­ство­вать­ся ру­ко­во­ди­тель при про­ве­де­нии оцен­ки. Все это бу­дет спо­соб­ство­вать чет­ко­му по­ни­ма­нию и сле­до­ва­нию це­лям оцен­ки пе­р­со­на­ла, объ­ек­тив­но­сти, сня­тию не­га­ти­ва, опе­ри­ро­ва­нию фа­к­та­ми, а не эмо­ци­я­ми.

По­че­му сло­ж­ным? Для лю­дей, име­ю­щих до­ста­точ­ный стаж ра­бо­ты, па­мят­но фор­маль­ное от­но­ше­ние к про­ве­де­нию ат­те­ста­ции ра­бо­т­ни­ков и пред­при­я­тий, при­вы­ч­ка жить двой­ной мо­ра­лью, не­ко­то­рый страх пе­ред ре­прес­си­я­ми, ко­то­рый еще не ушел из на­шей жиз­ни. В свя­зи с этим, фун­к­ция оцен­ки пе­р­со­на­ла ор­га­ни­за­ции сло­ж­на не толь­ко с точ­ки зре­ния от­бо­ра под­хо­дя­ще­го ме­то­да, ка­че­ствен­но­го и не­фор­маль­но­го ее про­ве­де­ния, но и с точ­ки зре­ния не­об­хо­ди­мо­сти пре­о­до­ле­ния пре­ды­ду­ще­го не­га­тив­но­го опы­та. По­след­нее - по­тре­бу­ет от ру­ко­вод­ства ко­м­па­нии боль­шой пред­ва­ри­тель­ной ра­бо­ты.От­кры­тое об­су­ж­де­ние це­лей и за­да­ч пред­по­ла­га­е­мой оцен­ки, а та­к­же разъ­яс­не­ние во­про­сов, свя­за­н­ных с ис­поль­зо­ва­ни­ем ее ре­зуль­та­то­в, яв­ля­ют­ся не­отъ­е­м­ле­мой со­став­ля­ю­щей успе­ш­но­сти вве­де­ния си­сте­мы оцен­ки со­труд­ни­ков.

Д­ля успе­ш­но­го внед­ре­ния си­сте­мы по­лез­но про­ве­сти ее пре­зен­та­цию для ру­ко­во­ди­те­лей, обу­ча­ю­щие се­ми­на­ры для ме­не­д­же­ров сред­не­го зве­на и со­труд­ни­ков, апро­ба­цию про­це­ду­ры в пи­ло­т­ной груп­пе (о­со­бен­но при боль­шой чис­лен­но­сти оце­ни­ва­е­мо­го пе­р­со­на­ла) с по­сле­ду­ю­щей ее кор­рек­ти­ро­в­кой. Ва­ж­ным мо­мен­том, о ко­то­ром уже упо­ми­на­лось ра­нее, яв­ля­ет­ся ин­фор­ма­ци­он­ная под­дер­ж­ка си­сте­мы оцен­ки пе­р­со­на­ла в ко­м­па­нии. Клю­че­вой фи­гу­рой в про­цес­се оцен­ки ра­бо­ты со­труд­ни­ка яв­ля­ет­ся, как пра­ви­ло, его ­не­по­сред­ствен­ный ру­ко­во­ди­тель­. Он осу­ще­ств­ля­ет как фор­маль­ную, так и не­фор­маль­ную оцен­ку ра­бо­чих ре­зуль­та­тов и ра­бо­че­го по­ве­де­ния под­чи­нен­ных.

От­но­ше­ние и роль ру­ко­во­ди­те­ля
Не сек­рет, что мно­гие рос­сий­ские ру­ко­во­ди­те­ли вос­при­ни­ма­ют оцен­ку как бю­ро­кра­ти­че­скую, фор­маль­ную про­це­ду­ру, за­трат­ную по вре­ме­ни, счи­та­ют, что они са­ми все от­ли­ч­но зна­ют о сво­их со­труд­ни­ках. На са­мом де­ле ­при пра­виль­ном про­ве­де­нии оцен­ка яв­ля­ет­ся очень эф­фек­тив­ным ин­стру­мен­том. Она поз­во­ля­ет вы­явить силь­ные и сла­бые сто­ро­ны де­я­тель­но­сти ра­бо­т­ни­ков, де - мо­ти­ви­ру­ю­щие фа­к­то­ры, по­треб­ность в обу­че­нии и со­ста­вить план не­об­хо­ди­мо­го обу­че­ния, по­вы­сить ре­зуль­та­тив­ность со­труд­ни­ков, пре­сечь не­до­воль­ство ра­бо­т­ни­ков на са­мых пе­р­вых эта­пах по­сред­ством от­кры­то­го и че­ст­но­го ди­а­ло­га, пра­виль­ной об­рат­ной свя­зи.

Оста­но­ви­м­ся на не­ко­то­рых пре­и­му­ще­ствах оцен­ки для ко­м­па­нии и для со­труд­ни­ка.

Пре­и­му­ще­ства для ко­м­па­нии Пре­и­му­ще­ства для со­труд­ни­ка
По­лу­че­ние до­ста­точ­но точ­ных ре­зуль­та­тов де­я­тель­но­сти пе­р­со­на­ла (в ко­ли­че­ствен­ном или ка­че­ствен­ном вы­ра­же­нии), опре­де­ле­ние уро­в­ня зна­ний и на­вы­ко­в Яс­ное по­ни­ма­ние по­став­лен­ных за­дач, кри­те­ри­ев успе­ш­но­сти их вы­пол­не­ния, за­ви­си­мо­сти раз­ме­ра за­ра­бо­т­ной пла­ты и пре­мий от ре­зуль­та­тов тру­да
Укре­п­ле­ние кор­по­ра­тив­ной куль­ту­ры и фор­ми­ро­ва­ние кор­по­ра­тив­ной иден­ти­ч­но­сти (же­ла­е­мые нор­мы по­ве­де­ния со­труд­ни­ков в ко­м­па­нии по­лу­ча­ют по­о­щ­ре­ние во вре­мя оцен­ки) Воз­мо­ж­ность по­лу­чить об­рат­ную связь от не­по­сред­ствен­но­го ру­ко­во­ди­те­ля
Соз­да­ние це­ле­на­прав­лен­ной про­гра­м­мы обу­че­ния пе­р­со­на­ла, рас­ста­но­в­ка при­о­ри­те­тов в струк­ту­ре рас­хо­дов на обу­че­ни­е Воз­мо­ж­но­сти про­фес­си­о­наль­но­го и ка­рьер­но­го ро­ста в сво­ей ко­м­па­ни­и
Воз­мо­ж­ность ро­та­ции ка­д­ров и со­з­да­ния ка­д­ро­во­го ре­зер­ва (с­ни­же­ние за­трат на по­иск но­вых со­труд­ни­ков и их ада­п­та­цию в ко­м­па­нии) Га­ран­тия то­го, что до­сти­же­ния не оста­нут­ся без вни­ма­ния (при усло­вии, что си­сте­ма ра­бо­та­ет эф­фек­тив­но)
Мо­ти­ва­ция пе­р­со­на­ла на дол­го­сроч­ную ра­бо­ту и умень­ше­ние опас­но­сти ухо­да луч­ших спе­ци­а­ли­сто­в По­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти оцен­ки при ис­поль­зо­ва­нии та­ких ме­то­дов, как 360 гра­ду­сов, ас­сес­смент – цен­тр

Итак, оцен­ка пе­р­со­на­ла в ор­га­ни­за­ции в той или иной фор­ме су­ще­ство­ва­ла все­г­да. При­ни­мая ра­бо­ту, вы­пол­нен­ную со­труд­ни­ком, ру­ко­во­ди­тель, как пра­ви­ло, да­ет оцен­ку, вы­ра­жа­ет свое от­но­ше­ние. Во­прос в том, как он это де­ла­ет? Ва­ж­но, что­бы оцен­ка вы­пол­ня­лась осо­знан­но и пла­но­мер­но. Раз­ра­бо­тан­ная си­сте­ма оцен­ки дол­ж­на поз­во­лять из­ме­рять ре­зуль­та­ты ра­бо­ты и уро­вень про­фес­си­о­наль­ной ко­м­пе­тен­т­но­сти ра­бо­т­ни­ков, а та­к­же их по­тен­ци­ал в раз­ре­зе стра­те­ги­че­ских за­дач ко­м­па­нии. Име­ю­щий­ся у со­труд­ни­ков по­тен­ци­ал дол­жен со­о­т­вет­ство­вать не толь­ко се­го­д­ня­ш­ним, но и пе­р­с­пе­к­тив­ным за­да­чам ор­га­ни­за­ции или, по край­ней ме­ре, быть до­ста­точ­ным для раз­ви­тия.

О­цен­ка или ат­те­ста­ция
В на­шей стра­не си­но­ни­мом оцен­ки все­г­да бы­ла ат­те­ста­ция пе­р­со­на­ла. Сей­час все ча­ще ат­те­ста­ци­ю рас­смат­ри­ва­ют как один из ме­то­до­в (в­стре­ча­ют­ся «тра­ди­ци­он­ный ме­тод» или «ка­д­ро­вые ме­ро­при­я­тия») оцен­ки со­труд­ни­ков.
Для дру­гих ка­те­го­рий ра­бо­т­ни­ков ат­те­ста­ция ре­гла­мен­ти­ру­ет­ся внут­рен­ни­ми до­ку­мен­та­ми ко­м­па­нии, при вве­де­нии си­сте­мы оцен­ки пе­р­со­на­ла. К со­жа­ле­нию, по­ня­тий­ный ап­па­рат в спе­ци­аль­ной ли­те­ра­ту­ре еще не вы­ра­бо­тан окон­ча­тель­но. Мо­ж­но встре­тить раз­ные под­хо­ды и опре­де­ле­ния.
Не­ко­то­рые ав­то­ры вы­де­ля­ют оцен­ку пе­р­со­на­ла, оцен­ку по­тен­ци­а­ла, оцен­ку ин­ди­ви­ду­аль­но­го вкла­да, оцен­ку тру­да.
При­ве­дем опре­де­ле­ние, на­и­бо­лее точ­но, на наш взгляд, от­ра­жа­ю­щее по­ни­ма­ние оцен­ки пе­р­со­на­ла в се­го­д­ня­ш­ней Рос­сии.

О­цен­ка пе­р­со­на­ла – про­цесс опре­де­ле­ния эф­фек­тив­но­сти вы­пол­не­ния со­труд­ни­ка­ми ор­га­ни­за­ции сво­их дол­ж­но­ст­ных обя­за­н­но­стей и ре­а­ли­за­ции ор­га­ни­за­ци­он­ных це­лей.


Ме­то­ды оцен­ки

Из­ве­ст­но, что луч­ший спо­соб оцен­ки - по­сто­ян­ное на­б­лю­де­ние со­труд­ни­ка в хо­де ра­бо­ты. К со­жа­ле­нию, не все ру­ко­во­ди­те­ли уде­ля­ют это­му ас­пе­к­ту ра­бо­ты с пе­р­со­на­лом дол­ж­ное вни­ма­ние. Для них оцен­ка ста­но­ви­т­ся ра­зо­вой или эпи­зо­ди­че­ской де­я­тель­но­стью, что сни­жа­ет ее эф­фек­тив­но­сть, объ­ек­тив­ность и ре­зуль­та­тив­но­сть. Для ру­ко­во­ди­те­лей, про­яв­ля­ю­щих по­сто­ян­ное вни­ма­ние к ка­ж­до­му со­труд­ни­ку, не­об­хо­ди­мость при­ме­не­ния для оцен­ки спе­ци­аль­ных ме­то­дов сни­жа­ет­ся.
Тем не ме­нее, с их по­мо­щью мо­ж­но уви­деть про­яв­ле­ние не­ко­то­рых де­ло­вых и ли­ч­но­ст­ных ка­че­ств, ко­то­рые не все­г­да про­яв­ля­ют­ся в по­в­се­д­нев­ной де­я­тель­но­сти. Оста­но­ви­м­ся на опи­са­нии са­мых рас­про­стра­нен­ных ме­то­дов оцен­ки.

Ат­те­ста­ция – ру­ко­во­ди­тель пе­ри­о­ди­че­ски оце­ни­ва­ет эф­фек­тив­ность вы­пол­не­ния дол­ж­но­ст­ных обя­за­н­но­стей с по­мо­щью стан­дар­т­ных кри­те­ри­ев.
Сам про­цесс ат­те­ста­ции схе­ма­ти­че­ски мо­жет вы­г­ля­деть сле­ду­ю­щим об­ра­зом.



Клю­че­вая роль в ат­те­ста­ци­он­ном про­цес­се от­во­ди­т­ся со­бе­се­до­ва­нию.Обрат­ная связь для со­труд­ни­ка край­не ва­ж­на, так как:
  • Оцен­ка ру­ко­во­ди­те­ля есть вни­ма­ни­е
  • Вни­ма­ние есть по­о­щ­ре­ни­е
  • Объ­яс­не­ние да­ет раз­ви­ти­е
  • Мы узна­ем мо­ти­ва­ци­ю
  • Мо­жем воз­дей­ство­вать на бу­ду­ще­е
  • Мо­жем за­кре­пить КООПЕРАТИВНЫЙ тип пси­хо­ло­ги­че­ско­го «кон­тра­к­та» (ра­бо­та – об­щее де­ло, воз­мо­ж­ны ка­че­ствен­ные ска­ч­ки, ин­но­ва­ции – по­о­щ­ря­ют­ся!)
  • Вве­сти в пра­к­ти­ку – со­з­дать ко­ман­ду

Ме­тод «360 гра­ду­сов» - ат­те­ста­ция (кру­го­вая) со­труд­ни­ка, со­сто­я­щая в его оцен­ке ру­ко­во­ди­те­лем, кол­ле­га­ми по под­раз­де­ле­нию и под­чи­нен­ны­ми.

Ее еще на­зы­ва­ют «кру­го­вой оцен­кой», по­то­му что о че­ло­ве­ке вы­ска­зы­ва­ет­ся не толь­ко его не­по­сред­ствен­ный ру­ко­во­ди­тель, но и под­чи­нен­ные, кол­ле­ги, а в не­ко­то­рых слу­ча­ях и кли­ен­ты.

Тех­но­ло­гия оцен­ки во мно­гом опре­де­ля­ет­ся це­ля­ми ко­м­па­нии. От это­го за­ви­сит, в част­но­сти, к­то вы­би­ра­ет оцен­щи­ков (сам со­труд­ник или его ру­ко­во­ди­тель), к­то по­лу­ча­ет до­ступ к ре­зуль­та­там и, кон­це кон­цов, ка­к они ска­жут­ся на со­труд­ни­ках.

Ос­но­в­ной во­прос, ко­то­рый дол­ж­на ре­шить ко­м­па­ния: по ка­ким кри­те­ри­ям оце­ни­вать со­труд­ни­ков? Ведь для ме­не­д­же­ра по про­да­жам кри­те­рии од­ни, а для со­труд­ни­ка от­де­ла IT со­в­сем дру­гие. По раз­ным ис­точ­ни­кам на­с­чи­ты­ва­ет­ся бо­лее 200 ко­м­пе­тен­ций, из них 30-40 – ба­зо­вые. Ко­м­па­нии же ну­ж­но вы­брать лишь 10-12 на­и­бо­лее ва­ж­ных для дан­ной дол­ж­но­сти.

Ос­но­в­ное до­сто­ин­ство «кру­го­вой оцен­ки» в том, что она поз­во­ля­ет по­лу­чить пол­ную кар­ти­ну ли­ч­но­ст­ных и про­фес­си­о­наль­ных ка­че­ств, зна­ний и уме­ний со­труд­ни­ка. Прав­да, ме­то­ди­ка ­не оце­ни­ва­ет кон­крет­ные ре­зуль­та­ты­ его ра­бо­ты­. Для это­го ис­поль­зу­ют дру­гие спо­со­бы, на­при­мер, «у­прав­ле­ние по це­лям».

У­прав­ле­ние с по­мо­щью по­ста­но­в­ки це­лей – ру­ко­во­ди­тель и под­чи­нен­ный со­в­ме­ст­но опре­де­ля­ют ос­но­в­ные це­ли ра­бо­ты по­след­не­го на пе­ри­од, и по ис­те­че­нии пе­ри­о­да ру­ко­во­ди­тель оце­ни­ва­ет сте­пень их ре­а­ли­за­ции.

Д­ля это­го в на­ча­ле от­чет­но­го пе­ри­о­да (за год или пол­го­да до оцен­ки) пе­ред со­труд­ни­ком ста­вят­ся це­ли, от­ве­ча­ю­щие SMART-кри­те­ри­ям (кон­крет­ные, из­ме­ри­мые, до­сти­жи­мые, зна­чи­мые и с ука­за­ни­ем сро­ков). Их дол­ж­но быть се­мь-­де­вять – оп­ти­маль­ное чис­ло, что­бы не рас­се­я­лось вни­ма­ние и не сни­зи­лась ра­бо­то­с­по­соб­но­сть. Ми­ни­мум две из них дол­ж­ны быть свя­за­ны с про­фес­си­о­наль­ным ро­стом со­труд­ни­ка (на­при­мер, изу­че­ние но­во­го на­прав­ле­ния мар­ке­тин­га). Осталь­ные – с ре­зуль­та­тив­но­стью его ра­бо­ты, ко­то­рая вы­ра­жа­ет­ся в ко­ли­че­ствен­ных и ка­че­ствен­ных по­ка­за­те­лях (на­при­мер, объ­ем про­даж, ко­ли­че­ство ре­а­ли­зо­ван­ных про­ек­тов, до­пу­щен­ных оши­бок).

Центр оцен­ки (ас­се­смент-­цен­тр) – ко­м­плекс­ный ме­тод оцен­ки по­тен­ци­а­ла со­труд­ни­ков, со­сто­я­щий из груп­по­вых и ин­ди­ви­ду­аль­ных де­ло­вых игр, упра­ж­не­ний, би­хе­ви­о­раль­но­го (по­ве­ден­че­ско­го) ин­тер­вью, на­бо­ра пси­хо­ло­ги­че­ских ме­то­дов.

От дру­гих ме­то­дов оцен­ки его от­ли­ча­ет вы­со­кая точ­ность ре­зуль­та­тов. Суть ме­то­да за­клю­ча­ет­ся в том, что груп­па участ­ни­ков про­хо­дит че­рез се­рию са­мых раз­но­об­раз­ных ис­пы­та­ний. За дей­стви­я­ми участ­ни­ков ве­дет­ся вни­ма­тель­ное на­б­лю­де­ние спе­ци­аль­но под­го­то­в­лен­ны­ми экс­пе­р­та­ми.

Ме­тод тре­бу­ет до­ста­точ­но вы­со­ких ин­ве­сти­ций. Он поз­во­ля­ет со­ста­вить не­ко­то­рый «пор­т­рет» со­труд­ни­ка, но ­не да­ет ни­ка­ко­го пред­став­ле­ния о ре­аль­ной ра­бо­те пе­р­со­на­ла за от­чет­ный пе­ри­од.

Ме­тод при­ме­ня­ет­ся для от­бо­ра ка­д­ро­во­го ре­зер­ва и, как пра­ви­ло, на клю­че­вые управ­лен­че­ские по­зи­ции.

Из­ве­ст­но, что «­вы­пол­ня­ет­ся толь­ко то, что из­ме­ря­ет­ся и оце­ни­ва­ет­ся», по­это­му си­сте­ма­ти­че­ская, це­ле­на­прав­лен­ная ра­бо­та по оцен­ке пе­р­со­на­ла, ра­бо­та­ю­ще­го в лю­бой ко­м­па­нии, ва­ж­на. Осо­бен­ную ва­ж­ность она при­об­ре­та­ет для роз­ни­ч­ных тор­го­вых ко­м­па­ний, так как их со­труд­ни­ки кон­та­к­ти­ру­ют не­по­сред­ствен­но с ко­неч­ным по­ку­па­те­лем.

В кни­ге де­таль­но опи­са­на тех­но­ло­гия «Тай­ный по­ку­па­тель», ко­то­рая при­ме­ня­ет­ся во мно­гих роз­ни­ч­ных тор­го­вых ко­м­па­ни­ях, как весь­ма дей­ствен­ный ме­тод оцен­ки пе­р­со­на­ла. Все воз­мо­ж­но­сти при­ме­не­ния этой тех­но­ло­гии мо­ж­но най­ти в раз­де­ле 2.3.

Ру­ко­во­ди­те­лю на за­мет­ку (ос­но­в­ные вы­во­ды, глав­ное)

При вве­де­нии си­сте­мы оцен­ки пе­р­со­на­ла, пре­ж­де чем под­би­рать тот или иной ме­тод, не­об­хо­ди­мо об­ра­тить вни­ма­ние на сле­ду­ю­щие во­про­сы:

  • Ва­ж­но обя­за­тель­но опре­де­лить и со­гла­со­вать ­цель­ оцен­ки
  • Про­цесс оцен­ки тре­бу­ет раз­ра­бо­т­ки не­об­хо­ди­мой ­до­ку­мен­та­ци­и ин­ди­ви­ду­аль­но для ка­ж­дой ко­м­па­ни­и
  • К обы­ч­ным труд­но­стям по вве­де­нию про­це­ду­ры оцен­ки в рос­сий­ских ко­м­па­ни­ях до­бав­ля­ет­ся ­пре­о­до­ле­ни­е пре­ды­ду­ще­го ­не­га­тив­но­го о­пы­та про­ве­де­ния ат­те­ста­ций­
  • Ин­фор­ма­ци­он­на­я о­т­кры­то­сть­ про­цес­са оцен­ки спо­соб­ству­ет до­сти­же­нию ма­к­си­маль­ной эф­фек­тив­но­сти
  • Роль­ не­по­сред­ствен­но­го ру­ко­во­ди­те­ля яв­ля­ет­ся клю­че­вой и его не­об­хо­ди­мо го­то­вить к про­ве­де­нию про­це­ду­ры­
  • Раз­ра­бо­та­но до­ста­точ­ное ко­ли­че­ство ме­то­дов оцен­ки под раз­ные за­да­чи. Вы­бор под­хо­дя­ще­го ин­стру­мен­та осу­ще­ств­ля­ет са­ма ко­м­па­ни­я
В­се кни­ги Из­да­тель­ско­го До­ма «6 ка­рат»: http://6carat.ru/ru/books-pub.html

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->