Ювелирный застой

Раздел: Рынки
03 июля 2017 г.

По ито­гам 2016 го­да рос­сий­ский ры­нок юве­ли­р­ных из­де­лий со­ста­вил око­ло 270 млрд руб., из них 180 млрд – это зо­ло­тые укра­ше­ния. Од­на­ко за вре­мя кри­зи­са про­из­вод­ство «ю­ве­ли­р­ки» в стра­не упа­ло при­мер­но на 52%, а зо­ло­той ры­нок со­кра­ти­л­ся бо­лее чем в 2 ра­за. Умень­ши­л­ся и сред­ний вес из­де­лия, со­кра­ти­лось и ко­ли­че­ство. По мне­нию экс­пе­р­тов, это свя­за­но со сни­же­ни­ем до­хо­дов жи­те­лей.

«У по­тре­би­те­лей ста­ло мень­ше де­нег, со­о­т­вет­ствен­но он стал фор­ми­ро­вать не­сколь­ко иной спрос, - от­ме­ча­ет Эду­ард Ут­кин, ге­не­раль­ный ди­рек­тор Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии. – Чем мень­ше ис­поль­зу­ет­ся дра­го­цен­но­го ме­тал­ла, тем де­шев­ле про­дук­ция. Вто­рое – пре­об­ла­да­ет на при­лав­ках на се­го­д­ня­ш­ний день се­ре­бро, а не зо­ло­то. Тре­тье – мас­со­вая за­ме­на при­род­ных ка­м­ней на син­те­ти­че­ские ана­ло­ги, бо­лее де­ше­вые ка­м­ни. Они вы­г­ля­дят точ­но та­к­же, как при­род­ные, от­ли­чить их про­стой по­тре­би­тель от при­род­но­го не мо­жет, это де­ло ге­мо­ло­га. Вы­г­ля­дит про­дук­ция до­стой­но – сто­ит де­шев­ле».

В Ижев­с­ке биз­нес по про­да­же юве­ли­р­ных из­де­лий в по­след­ние го­ды та­к­же пе­ре­жи­ва­ет не са­мое луч­шее вре­мя. За три го­да не на­б­лю­да­ет­ся улуч­ше­ний, бо­лее то­го – от­ме­ча­ет­ся сни­же­ние спро­са и умень­ше­ние вы­руч­ки в ма­га­зи­нах. Ди­рек­тор од­но­го из ижев­ских ма­га­зи­нов под­чер­к­нул, что ес­ли в 2014-2016 гг. си­ту­а­ция бы­ла бо­лее-­ме­нее ро­в­ной, то с кон­ца 2016 го­да пошло сни­же­ние, ко­то­рое про­дол­жа­ет­ся и сей­час.

«Мы ду­ма­ли, что в этом го­ду де­ла бу­дут ид­ти луч­ше, раз кри­зис, как го­во­рят, ми­но­вал. Но улуч­ше­ний нет. При этом ле­том у нас обы­ч­но на­б­лю­да­лось ожив­ле­ние, а в ме­ж­се­зо­нье упа­док. Сей­час уже по­за­ди один лет­ний ме­сяц, од­на­ко с вес­ны ни­че­го не из­ме­ни­лось, – рас­ска­зал пред­ста­ви­тель од­но­го из ижев­ских ма­га­зи­нов. – Про­па­ли празд­ни­ки, мы их не чув­ству­ем. Ра­нь­ше про­да­жи рос­ли на­ка­ну­не празд­ни­ч­ных дат, в этом го­ду в Но­вый год бо­лее-­ме­нее про­да­жи бы­ли, а вот 8-е мар­та со­в­сем про­па­ло».

Та­к­же в Ижев­с­ке под­твер­ж­да­ют тен­ден­цию, что в по­след­нее вре­мя по­ку­па­те­ли всe ча­ще пред­по­чи­та­ют зо­ло­ту бо­лее де­шeвое се­ре­бро. Ра­нь­ше зо­ло­то поль­зо­ва­лось спро­сом, по­сколь­ку бы­ло до­сту­п­но. Сей­час же спрос на не­го упал зна­чи­тель­но. В ито­ге лю­ди от­да­ют пред­по­чте­ние се­реб­ру. Ведь ес­ли срав­ни­вать то­ва­ры од­ной ка­те­го­рии, це­на бу­дет от­ли­чать­ся при­мер­но в 10 раз: так, зо­ло­тое коль­цо с фи­а­ни­та­ми мо­жет сто­ить 10-12 тыс. руб­лей, а се­реб­ря­ное – око­ло 1 тыс. руб.

«Це­ны на зо­ло­то и, со­о­т­вет­ствен­но, на го­то­вые из­де­лия от про­из­во­ди­те­лей вы­ро­с­ли. Мно­гие лю­ди за­хо­дят сей­час и пу­га­ют­ся цен на зо­ло­то. Бе­з­усло­в­но, есть тен­ден­ция, что пе­ре­хо­дят на се­ре­бро. У нас, на­при­мер, очень дол­го ле­жа­ли се­реб­ря­ные об­ру­чаль­ные коль­ца. Сей­час их рас­ку­пи­ли, - рас­ска­за­ла пред­ста­ви­тель­ни­ца од­ной из се­тей. – Мо­ж­но ска­зать, что у нас в ко­ли­че­ствен­ном от­но­ше­нии про­да­жи да­же вы­ро­с­ли, но в ос­но­в­ном по­ку­па­ет­ся се­ре­бро».

Од­на­ко спе­ци­а­ли­сты схо­дят­ся во мне­нии, что со­кра­ще­ние до­хо­дов на­се­ле­ния – не един­ствен­ная про­б­ле­ма юве­ли­ров. Так, с 2003 го­да при по­ку­п­ке укра­ше­ний на су­м­му бо­лее 40 тыс. руб. на­ли­ч­ны­ми – или 100 ты­сяч по кар­те – по­ку­па­тель обя­зан предъ­явить удо­сто­ве­ре­ние ли­ч­но­сти, а про­да­вец – пе­ре­дать эти дан­ные в Рос­фин­мо­ни­то­ринг. И мно­гие кли­ен­ты со­об­щать о се­бе не хо­тят. По оцен­кам юве­ли­ров, эти нор­ма­ти­вы уво­дят в тень 15-20% ры­н­ка, а их эф­фек­тив­ность в борь­бе с кор­ру­п­ци­ей не оче­вид­на.

«Те, кто хо­чет от­мыть день­ги, как мы ви­дим, у них по две ты­ся­чи ча­сов сто­и­мо­стью ми­л­ли­о­ны дол­ла­ров, и ни­че­го не по­ме­ша­ло их иметь. Мне ка­жет­ся, это чрез­мер­ная нор­ма на се­го­д­ня­ш­ний день»

Сер­гей Ка­ты­рин, пре­зи­дент Тор­го­во-Про­мы­ш­лен­ной Па­ла­ты РФ.

Кро­ме то­го, про­из­во­ди­те­ли жа­лу­ют­ся на же­ст­кое го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние экс­пор­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней, ко­то­рое бы­ло за­ло­же­но еще в со­вет­ские вре­ме­на. Для вы­во­за то­ва­ра на экс­порт в РФ не­об­хо­ди­мо по­тра­тить бо­лее 1,5 ме­ся­цев на по­лу­че­ние раз­ре­ше­ний, что зна­чи­тель­но доль­ше, чем, на­при­мер, в Ки­тае. В свя­зи с этим экс­порт юве­ли­р­ных из­де­лий за гра­ни­цу по срав­не­нию с 2013 го­дом со­кра­ти­л­ся в 6 раз – с 780 млн дол­ла­ров до 117 млн. Для со­кра­ще­ния из­дер­жек не­ко­то­рые пред­при­я­тия на­ча­ли пе­ре­во­дить про­из­вод­ство за ру­беж.

Ви­део

Ви­део: Но­во­стиВол­го­гра­да.ру, про­гра­м­ма «Биз­нес-Век­тор», РБК

«Пе­ре­но­сят про­из­вод­ства и в Та­и­ланд, и в Ки­тай. Сей­час мно­гие ду­маю о пе­ре­но­се про­из­вод­ства в Ка­за­х­стан и Ки­р­ги­зию, - ко­м­мен­ти­ру­ет Эду­ард Ут­кин. – Де­ло в том, что в этих стра­нах со­з­да­ны бо­лее бла­го­при­ят­ные усло­вия для про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий, как в ча­сти на­ло­го­об­ло­же­ния, так и в ча­сти ре­гу­ли­ро­ва­ния де­я­тель­но­сти. Уро­вень на­ло­гов в Ки­р­ги­зии, на­при­мер, су­м­мар­но в 2 ра­за мень­ше, чем у нас. А с уче­том то­го, что у нас те­перь об­щий ры­нок, вы­год­нее про­из­во­дить из­де­лия в Ки­р­ги­зии или в Ка­за­х­ста­не и про­да­вать их на тер­ри­то­рии Рос­сии».

Мо­ж­но ре­зю­ми­ро­вать, что в по­след­ние го­ды дан­ный ры­нок в Уд­мур­тии не раз­ви­ва­ет­ся, а, в луч­шем слу­чае, «сто­ит». Ни­кто на­пря­мую не го­во­рит о том, что сей­час ры­нок «на­щу­пал дно», и пред­ста­ви­те­ли от­рас­ли ста­ра­ют­ся не па­дать ду­хом, од­на­ко пе­р­с­пе­к­тив для се­бя иг­ро­ки ры­н­ка, в су­щ­но­сти, не ви­дят. Так, в те­ку­щем го­ду в Уд­мур­тии на­ча­ли за­кры­вать­ся юве­ли­р­ные са­ло­ны. По сло­вам ди­рек­то­ра од­ной из се­тей, с ян­ва­ря за­кры­лось уже че­ты­ре ма­га­зи­на, что со­став­ля­ло чет­верть тор­го­вых то­чек дан­ной се­ти.

При этом ди­рек­тор дру­го­го ма­га­зи­на счи­та­ет, что ры­нок в го­ро­де пе­ре­на­сы­щен, и в се­го­д­ня­ш­них усло­ви­ях да­же в пре­де­лах од­ной се­ти еe тор­го­вые точ­ки всту­па­ют в кон­ку­рен­цию друг с дру­гом.

«Сей­час за­кры­тие ря­да то­чек – ско­рее есте­ствен­ный про­цесс, по­то­му что, на мой взгляд, ры­нок пе­ре­гру­жен. Од­на­ко, ко­г­да в го­ро­де за­кро­ет­ся по­ло­ви­на ма­га­зи­нов, впо­ру бу­дет го­во­рить о том, на­сту­пи­ло «д­но», - счи­та­ет экс­перт.

По­ми­мо то­го, что на ры­нок вли­я­ет эко­но­ми­че­ская си­ту­а­ция в стра­не, не под­даeт­ся про­г­но­зам и по­ве­де­ние по­ку­па­те­лей. Так, од­на из участ­ниц ры­н­ка от­ме­ти­ла, что очень сло­ж­но спро­г­но­зи­ро­вать, ка­кие то­ва­ры и из ка­кой це­но­вой ка­те­го­рии бу­дут на­и­бо­лее вос­тре­бо­ва­ны жи­те­ля­ми го­ро­да.

«У нас сей­час очень сло­ж­но пред­ска­зать, сло­ж­но вы­явить да­же «сред­ний чек». В один день у нас мо­гут ку­пить са­мый де­шe­вый че­хол, на сле­ду­ю­щий день – са­мое до­ро­гое ко­лье. Мо­жет быть, это по­след­ствие то­го, что на­б­лю­да­ет­ся рас­с­ло­е­ние в об­ще­стве. Как та­ко­вой «сред­ний» по­ку­па­тель пра­к­ти­че­ски про­пал», - от­ме­ча­ет пред­ста­ви­тель юве­ли­р­ной ко­м­па­нии.

В це­лом, по мне­нию спе­ци­а­ли­стов, пред­ска­зать то, как бу­дет даль­ше раз­ви­вать­ся си­ту­а­ция, не­воз­мо­ж­но. Кро­ме то­го, они кон­ста­ти­ро­ва­ли, что го­су­дар­ство не ока­зы­ва­ет от­рас­ли ни­ка­кой под­дер­ж­ки. В на­сто­я­щее вре­мя про­гра­м­мы гос­под­дер­ж­ки на этот биз­нес не рас­про­стра­ня­ют­ся. При этом, не­ко­то­рые экс­пе­р­ты счи­та­ют, что в дан­ном во­про­се от­рас­ли глав­ное не ме­шать.

«Боль­шин­ство из на­ших пред­ло­же­ний не тре­бу­ет до­пол­ни­тель­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния, не тре­бу­ет во­об­ще ни­ка­ко­го фи­нан­си­ро­ва­ния. На­до не ме­шать от­рас­ли, и убрать те пре­по­ны, ко­то­рые се­го­д­ня сло­жи­лись. И от­расль пре­крас­но бу­дет раз­ви­вать­ся без го­су­дар­ствен­ной фи­нан­со­вой под­дер­ж­ки или под­пи­т­ки», - за­явил гла­ва ТПП РФ Сер­гей Ка­ты­рин в эфи­ре про­гра­м­мы «Биз­нес Век­тор».

Од­на­ко, при всем вы­ше­ска­за­н­ном, есть и по­вод и для оп­ти­миз­ма. По ито­гам пе­р­во­го квар­та­ла 2017 го­да в Рос­сии бы­ло про­из­ве­де­но 8 млн зо­ло­тых укра­ше­ний, что на 20% боль­ше, за ана­ло­ги­ч­ный пе­ри­од про­ш­ло­го го­да. Это пе­р­вые тен­ден­ции уве­ли­че­ния ры­н­ка, на­чи­ная с 2013 го­да.

[ udm-info.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->