Мы впереди планеты всей!

Раздел: Рынки
07 июня 2017 г.

Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» не­од­но­крат­но встре­ча­лась с пред­ста­ви­те­ля­ми Рос­фин­мо­ни­то­рин­га по во­про­су це­ле­со­об­раз­но­сти столь жeст­ких мер ре­гу­ли­ро­ва­ния и кон­тро­ля, ко­то­рые за­кре­п­ле­ны за­ко­но­да­тель­ством в об­ла­сти про­ти­во­дей­ствия от­мы­ва­нию до­хо­дов по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным путeм (ФЗ № 115). Все на­ши до­во­ды об из­бы­точ­но­сти та­ко­го ре­гу­ли­ро­ва­ния раз­би­ва­лись о «же­лез­ный» ар­гу­мент — дан­ные тре­бо­ва­ния обу­с­ло­в­ле­ны не­об­хо­ди­мо­стью вы­пол­не­ния ме­ж­ду­на­род­ных со­гла­ше­ний, под­пи­сан­ных Рос­си­ей! И все эти тре­бо­ва­ния со­о­т­вет­ству­ют ре­ко­мен­да­ци­ям FATF!

Мы за­да­лись во­про­сом — так ли это на са­мом де­ле? Признай­тесь, кол­ле­ги, кто из вас чи­тал, а тем бо­лее до­с­ко­наль­но изу­чал ре­ко­мен­да­ции FATF? За по­мо­щью мы об­ра­ти­лись к чле­ну Пре­зи­ди­у­ма НП «ОПОРА» Илье Бы­р­ди­ну. Мы по­про­си­ли его про­ве­сти ана­лиз со­о­т­вет­ствия ре­ко­мен­да­ций FATF и тре­бо­ва­ний рос­сий­ско­го ФЗ № 115. Пе­ред тем, как при­ве­сти за­клю­че­ние Ильи Бы­р­ди­на, хо­чу об­ра­тить ва­ше вни­ма­ние на две ве­щи: во-­пе­р­вых план­ка тре­бо­ва­ний по про­ти­во­дей­ствию ле­га­ли­за­ции до­хо­дов по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным путeм для рос­сий­ских юве­ли­ров в ФЗ 115 уста­но­в­ле­на зна­чи­тель­но вы­ше, чем ре­ко­мен­ду­ет FATF; во-в­то­рых эти тре­бо­ва­ния су­ще­ствен­но же­ст­че, не­же­ли у со­се­дей по на­ше­му об­ще­му ры­н­ку (ЕврАзЭС). В ре­зуль­та­те оче­вид­но, что и здесь мы «в­пе­ре­ди пла­не­ты всей».

Ге­не­раль­ный ди­рек­тор

Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии»
Э. Ут­кин

Бы­р­дин И.Ю.

«Де­ло­вая Рос­сия»

22.05.2017

Юве­ли­р­ная от­расль­

«Пред­ло­же­ния по ФАТФ и фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу в юве­ли­р­ной от­рас­ли»

1. Юве­ли­р­ные из­де­лия как объ­ект по­треб­ле­ния.

Ку­п­ля-­про­да­жа юве­ли­р­ных из­де­лий ре­гу­ли­ру­ет­ся ФЗ-115 (О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма). В ос­но­ве за­ко­на ис­поль­зо­ва­ны Ре­ко­мен­да­ции ФАТФ.

На се­го­д­ня мно­же­ство фа­к­то­ров не поз­во­ля­ют от­но­сить юве­ли­р­ные из­де­лия к ин­стру­мен­ту для ле­га­ли­за­ции до­хо­дов: низ­кая ли­к­вид­но­сть, и как след­ствие низ­кая це­на при пе­ре­про­да­же; от­но­ше­ние по­тре­би­те­лей к юве­ли­р­ным из­де­ли­ям как к ху­до­же­ствен­ным укра­ше­ни­ям, а не как к сред­ству на­ко­п­ле­ния и сбе­ре­же­ния.

С та­ким же успе­хом мо­ж­но «ле­га­ли­зо­вать» сред­ства че­рез лю­бые дру­гие то­ва­ры – на­при­мер, че­рез ме­бель, те­ле­фо­ны и оде­ж­ду. Но это бу­дет не­вы­год­но и убы­точ­но, как и с юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми.

В со­вет­ский пе­ри­од, ко­г­да от­сут­ство­вал част­ный биз­нес, а мо­но­по­лия на ва­лю­ту, дра­го­цен­ные ме­тал­лы и ка­м­ни бы­ла го­су­дар­ствен­ной, на­се­ле­ние мо­г­ло «ин­ве­сти­ро­вать» толь­ко в юве­ли­р­ные укра­ше­ния.

На се­го­д­ня про­да­жа юве­ли­р­ных из­де­лий про­ис­хо­дит на ры­ноч­ных усло­ви­ях. Из­ме­ни­лась пси­хо­ло­гия по­ку­па­те­ля, укра­ше­ния ста­ли объ­ек­том по­треб­ле­ния, а не на­ко­п­ле­ния сред­ств.

2.Риск-о­ри­ен­ти­ро­ван­ный под­ход и ФАТФ
В ос­но­ве ФЗ-115 ле­жат Ре­ко­мен­да­ции ФАТФ (Ме­ж­ду­на­род­ные стан­дар­ты по про­ти­во­дей­ствию от­мы­ва­нию де­нег, фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма и фи­нан­си­ро­ва­нию рас­про­стра­не­ния ору­жия мас­со­во­го уни­что­же­ния).
Ес­ли де­таль­но срав­нить ФЗ-115 и Ре­ко­мен­да­ции ФАТФ в от­но­ше­нии юве­ли­р­ной от­рас­ли, то мо­ж­но уви­деть бо­лее вы­со­кий уро­вень кон­тро­ля в ФЗ-115.

ФЗ-115 Ре­ко­мен­да­ции ФАТФ
Ст.7 п.1.4-2. При по­ку­п­ке фи­зи­че­ским ли­цом юве­ли­р­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней на су­м­му, ­не пре­вы­ша­ю­щую 40 000 руб­лей, ли­бо су­м­му в ино­стран­ной ва­лю­те, эк­ви­ва­лен­т­ную 40 000 руб­лей, а та­к­же при ис­поль­зо­ва­нии пе­р­со­ни­фи­ци­ро­ван­но­го элек­трон­но­го сред­ства пла­те­жа для со­вер­ше­ния по­ку­п­ки фи­зи­че­ским ли­цом юве­ли­р­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней в роз­ни­цу на су­м­му, ­не пре­вы­ша­ю­щую 100 000 руб­лей, ли­бо су­м­му в ино­стран­ной ва­лю­те, эк­ви­ва­лен­т­ную 100 000 руб­лей, иден­ти­фи­ка­ция кли­ен­та - фи­зи­че­ско­го ли­ца, пред­ста­ви­те­ля кли­ен­та, вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля и бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца не про­во­ди­т­ся ….

40 тыс. руб. при на­ли­ч­ном пла­те­же
100 тыс. руб. при опла­те бан­ко­в­ской кар­той
В п.22 и п.23 «Ре­ко­мен­да­ций ФАТФ» уста­нав­ли­ва­ют­ся тре­бо­ва­ния в от­но­ше­нии на­д­ле­жа­щей про­вер­ки кли­ен­тов и хра­не­ния за­пи­сей в от­но­ше­нии ди­ле­ров по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и ди­ле­ров по дра­го­цен­ным ка­м­ням толь­ко ко­г­да они осу­ще­ств­ля­ют лю­бую опе­ра­цию с на­ли­ч­ны­ми сред­ства­ми с кли­ен­том на су­м­му, рав­ную или пре­вы­ша­ю­щую при­ме­ни­мое уста­но­в­лен­ное по­ро­го­вое зна­че­ние.

В по­яс­ни­тель­ной за­пис­ке к ре­ко­мен­да­ци­ям 22 и 23 для ди­ле­ров по ДМ и ДК уста­но­в­лен­ное по­ро­го­вое зна­че­ние для сде­лок с на­ли­ч­ны­ми день­га­ми рав­но 15 000 дол­ла­ров США/ев­ро.

Толь­ко на­ли­ч­ные от 15 000 дол­ла­ров США/ев­ро.


Со­глас­но п.10 тре­бо­ва­ния ФАТФ рас­про­стра­ня­ют­ся на тор­го­в­цев ДМ и ДГ при их уча­стии в опе­ра­ци­ях с кли­ен­та­ми с ис­поль­зо­ва­ни­ем на­ли­ч­ных де­нег на су­м­му, рав­ную или пре­вы­ша­ю­щую 15 000 дол­ла­ров США/ев­ро.
Од­на­ко, да­же при пре­вы­ше­нии по­ро­го­во­го зна­че­ния на­ли­ч­ных де­нег, ис­поль­зу­ет­ся под­ход ос­но­ван­ный на оцен­ке ри­с­ка (ри­ск-о­ри­ен­ти­ро­ван­ный).


Это от­ра­же­но в п.110 «Ру­ко­вод­ства ФАТФ по ДМ и ДК»:

В це­лом, роз­ни­ч­ный по­ку­па­тель дра­го­цен­ных ме­тал­лов или дра­го­цен­ны­х
ка­м­ней ­не пре­сле­ду­ет ко­м­мер­че­ских це­лей при при­об­ре­те­нии юве­ли­р­но­го укра­ше­ния, дра­го­цен­но­го ка­м­ня или дра­го­цен­но­го ме­тал­ла. В ос­но­ве та­ко­го при­об­ре­те­ния, ско­рее все­го, ле­жат ли­ч­ные и эмо­ци­о­наль­ные мо­ти­вы, ко­то­рые не мо­гут быть учте­ны при оцен­ке ри­с­ка ПОД/ФТ. Тем не ме­нее, по­вы­шен­ный риск мо­ж­но усмо­т­реть в опре­де­лен­ных ме­то­дах, ис­поль­зу­е­мых роз­ни­ч­ным кли­ен­том, для осу­ще­ств­ле­ния опе­ра­ции:

• Ис­поль­зо­ва­ние на­ли­ч­ных де­нег. Од­на­ко сле­ду­ет учи­ты­вать, что ­при
­при­об­ре­те­нии юве­ли­р­ных укра­ше­ний мно­гие лю­ди стре­мят­ся к ано­ни­м­но­сти или, по край­ней ме­ре, к от­сут­ствию до­ку­мен­таль­но­го офор­м­ле­ния по­ку­п­ки ис­клю­чи­тель­но из ли­ч­ных со­об­ра­же­ний, не име­ю­щих ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к от­мы­ва­нию де­нег или фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма.

• Опла­та или до­став­ка тре­тьим ли­цам.Од­на­ко не ка­ж­дая опла­та, осу­ще­ств­лен­ная тре­тьим ли­цом, ука­зы­ва­ет на ОД/ФТ. На пра­к­ти­ке ча­сто бы­ва­ет так, что жен­щи­на вы­би­ра­ет юве­ли­р­ное укра­ше­ние, а му­ж­чи­на за­тем опла­чи­ва­ет и до­став­ля­ет его жен­щи­не.

3.Ко­го от­но­сить к ди­ле­рам и от­но­сят­ся ли к дан­ным опе­ра­ци­ям юве­ли­р­ные укра­ше­ния

Ес­ли ис­хо­дить из пра­к­ти­ки на се­год­ня, то мно­же­ство фа­к­то­ров не поз­во­ля­ют от­но­сить юве­ли­р­ные из­де­лия к ин­стру­мен­ту для ле­га­ли­за­ции до­хо­дов: низ­кая ли­к­вид­но­сть, и как след­ствие низ­кая це­на при пе­ре­про­да­же; от­но­ше­ние по­тре­би­те­лей к юве­ли­р­ным из­де­ли­ям как к ху­до­же­ствен­ным укра­ше­ни­ям, а не как к сред­ству на­ко­п­ле­ния и сбе­ре­же­ния.

С та­ким же успе­хом мо­ж­но «ле­га­ли­зо­вать» сред­ства че­рез лю­бые дру­гие то­ва­ры – на­при­мер, че­рез ме­бель, те­ле­фо­ны и оде­ж­ду. Но это бу­дет не­вы­год­но и убы­точ­но, как и с юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми.

Тем не ме­нее, ФАТФ в 2008 го­ду бы­ло из­да­но «Ру­ко­вод­ство по при­ме­не­нию под­хо­да, ос­но­ван­но­го на оцен­ке риска, для тор­го­в­цев дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и ка­м­ня­ми».
В це­лом субъ­ек­ты юве­ли­р­ной от­рас­ли по ФЗ-115 и «Ру­ко­вод­ства ФАТФ по ДМ и ДК» со­в­па­да­ют.

ФЗ-115 «Ру­ко­вод­ства ФАТФ по ДМ и ДК»
Ст.5 ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щие ску­п­ку, ку­п­лю-­про­да­жу дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, юве­ли­р­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий, ….
… Пра­ва и обя­за­н­но­сти, воз­ло­жен­ные на­сто­я­щим Фе­де­раль­ным за­ко­ном на ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щие опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, рас­про­стра­ня­ют­ся на ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей осу­ще­ств­ля­ю­щих ску­п­ку, ку­п­лю-­про­да­жу дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, юве­ли­р­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий, и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, ….
В п.9 для це­лей «Ру­ко­вод­ства ФАТФ по ДМ и ДК» тер­мин «Тор­го­вец» охва­ты­ва­ет ши­ро­кий круг лиц, за­ни­ма­ю­щих­ся этой де­я­тель­но­стью, вклю­чая:
· кто за­ни­ма­ет­ся до­бы­чей дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней; про­ме­жу­точ­ных по­ку­па­те­лей и по­сред­ни­ко­в;
· гра­ниль­щи­ков и по­ли­ро­в­щи­ков дра­го­цен­ных ка­м­ней и аф­фи­на­же­ров дра­го­цен­ных ме­тал­ло­в;
· про­из­во­ди­те­лей юве­ли­р­ных из­де­лий, ис­поль­зу­ю­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные ка­м­ни;
· роз­ни­ч­ных про­дав­цо­в;
· а та­к­же по­ку­па­те­лей и про­дав­цов на вто­ри­ч­ном ры­н­ке и ры­н­ке ло­ма.


4.Со­вре­мен­ные ре­а­лии по тор­го­в­ле юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми
В срав­не­нии с дру­ги­ми груп­па­ми то­ва­ров, име­ю­щих ана­ло­ги­ч­ную це­ну на ры­н­ке, но ко­то­рые не име­ют ре­гу­ли­ро­ва­ния по ФЗ-115, про­да­жа юве­ли­р­ных из­де­лий ока­зы­ва­ет­ся в не­рав­ных усло­ви­ях, уще­м­ля­ет­ся кон­ку­рен­ция.

Есть та­к­же не­сколь­ко юри­ди­че­ских ню­ан­сов:

  • Со­глас­но ФЗ-115 по­ку­па­те­ли юве­ли­р­ных из­де­лий в роз­ни­ч­ных ма­га­зи­нах, дол­ж­ны быть иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны про­дав­цом. Дан­ные по­ло­же­ния про­ти­во­ре­чат ГК РФ, так как юве­ли­р­ные ма­га­зи­ны пре­до­став­ля­ют пуб­ли­ч­ную офер­ту, а по­ку­па­те­лю на­до предъ­яв­лять пас­порт, ко­то­рый он не обя­зан иметь при се­бе.
  • Та­к­же со­глас­но по­ло­же­ни­ям ФЗ-115 про­да­вец не дол­жен рас­кры­вать по­ку­па­те­лю цель иден­ти­фи­ка­ции, тем са­мым вво­дя по­след­не­го в за­б­лу­ж­де­ние по по­во­ду сбо­ра ин­фор­ма­ции на не­го.

Тер­мин "От­мы­ва­ние де­не­г" – это про­во­ди­мые вла­дель­цем де­нег дей­ствия при­зван­ные скрыть ис­тин­ный ис­точ­ник по­сту­п­ле­ния сред­ств, и при­дать им впол­не за­кон­ный ха­ра­к­тер. При этом ис­поль­зу­ют­ся та­кие при­е­мы, как мно­же­ствен­ные пе­ре­сы­л­ки де­нег че­рез до­ве­рен­ные ко­м­па­нии, в хо­де ко­то­рых "те­ря­ет­ся" не толь­ко пе­р­во­ис­точ­ник пла­те­жа, но и ута­и­ва­ют­ся на­ло­ги, ибо за­ча­стую день­ги об­на­ли­чи­ва­ют­ся.

Ес­ли ис­хо­дить из риск-о­ри­ен­ти­ро­ван­но­го под­хо­да, то ле­га­ли­за­ция че­рез про­да­жу юве­ли­р­ных из­де­лий не бу­дет иметь эко­но­ми­че­ско­го смысла. Бо­лее ин­те­рес­ны опе­ра­ции при дви­же­нии на­ли­ч­ных средств из биз­не­са, на­при­мер при ску­п­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов.
Кон­троль при ску­п­ке ме­тал­лов даст хо­ро­ший эф­фект, и поз­во­лит про­ти­во­дей­ство­вать ле­га­ли­за­ции зо­ло­та, а доб­ро­со­ве­ст­ным иг­ро­кам юве­ли­р­но­го биз­не­са уве­ли­чить обо­ро­ты и со­о­т­вет­ствен­но на­ло­го­вые от­чис­ле­ния.

В юве­ли­р­ной роз­ни­це у по­ку­па­те­лей вы­зы­ва­ет воз­му­ще­ние тре­бо­ва­ние у них пас­пор­та, и вви­ду от­сут­ствия та­ко­го тре­бо­ва­ния на дру­гие груп­пы то­ва­ров (на­при­мер, смар­т­фо­ны), по­ку­па­те­ли охо­т­нее при­об­ре­тут их. Уча­стив­ши­е­ся слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния пе­р­со­наль­ных дан­ных в не­за­кон­ных це­лях, за­став­ля­ют по­ку­па­те­лей от­ка­зать­ся от пре­до­став­ле­ния пас­пор­та, и при­об­ре­сти или дру­гой то­вар, или укра­ше­ния на се­ром ры­н­ке.

При при­е­ме на об­слу­жи­ва­ние, ор­га­ни­за­ции дол­ж­ны на ре­гу­ляр­ной ос­но­ве про­ве­рять це­ли де­я­тель­но­сти кли­ен­та и его ре­пу­та­цию. Это за­ра­нее не­вы­пол­ни­мые тре­бо­ва­ния, ведь юве­ли­р­ные ко­м­па­нии не об­ла­да­ют воз­мо­ж­но­стя­ми пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов, и в от­ли­чии от го­су­дар­ства, не мо­гут тра­тить огро­м­ные сред­ства на об­ра­бо­т­ку и за­щи­ту дан­ных.

Юве­ли­р­ные про­из­вод­ства и ма­га­зи­ны, со­глас­но ФЗ-115, дол­ж­ны вы­пол­нять обя­за­н­но­сти кон­тро­ли­ру­ю­щих и пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов, без фи­нан­си­ро­ва­ния со сто­ро­ны го­су­дар­ства.

А сред­ства по всей юве­ли­р­ной от­рас­ли на мо­ни­то­ринг тра­тят­ся не­ма­лые.

От 500 тр до 1,5 млн руб­лей в год мо­жет об­хо­дить­ся пред­при­я­тию об­слу­жи­ва­ние мо­ни­то­рин­га (за­р­пла­та спе­ци­а­ли­стов, обу­че­ние, обо­ру­до­ва­ние ра­бо­чих ме­ст, рас­ход­ные ма­те­ри­а­лы и т.д.).
По дан­ным «Е­ди­но­го ре­е­ст­ра субъ­ек­тов ма­ло­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ства» (по со­сто­я­нию на 22.05.2017) в Рос­сии 5440 про­из­во­ди­те­лей (ОКВЭД 32.12 - Про­из­вод­ство юве­ли­р­ных из­де­лий и ана­ло­ги­ч­ных из­де­лий, 1805 юр.­ли­ца и 3635 ИП).

5440 * 500тр = 2,720 млрд руб в год (про­из­во­ди­те­ли)
Оп­то­вая тор­го­в­ля в Рос­сии 4704 субъ­ек­та (46.48.2 - Тор­го­в­ля опто­вая юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми,46.72.23 - Тор­го­в­ля опто­вая зо­ло­том и дру­ги­ми дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, 46.76.4 - Тор­го­в­ля опто­вая дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми)

4704 * 500тр= 2,353 млрд руб в год (опт)
Роз­ни­ч­ная тор­го­в­ля тор­го­в­ля в Рос­сии 8202 субъ­ек­та (47.77.2 - Тор­го­в­ля роз­ни­ч­ная юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных ма­га­зи­нах)

8202 * 500 тр= 4,101 млрд в год (роз­ни­ца)

Бо­лее 9 млрд руб­лей в год ­ю­ве­ли­р­ная от­расль тра­тит на мо­ни­то­ринг (толь­ко ма­лый и сред­ний биз­нес)

А ре­зуль­тат? По­ку­па­те­ли ухо­дят в се­рый ры­нок, где во­об­ще нет ни уче­та, ни на­ло­гов.

Боль­шин­ство роз­ни­ч­ных юве­ли­р­ных ма­га­зи­нов яв­ля­ют­ся субъ­ек­та­ми ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ства. Затра­ты на ве­де­ние иден­ти­фи­ка­ции по­ку­па­те­лей, хра­не­ния и об­ра­бо­т­ки дан­ных, ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние тре­бо­ва­ний РосФинМо­ни­то­рин­га ­ло­жат­ся тя­ж­ким бре­ме­нем на пред­при­ни­ма­те­лей.

Пер­вы­ми, кто име­ет де­ло с кли­ен­та­ми и по­ку­па­те­ля­ми – это про­дав­цы и ме­не­д­же­ры. И по­лу­ча­ет­ся, имен­но они дол­ж­ны опре­де­лить ри­с­ки кли­ен­та. Мы не мо­жем по­ста­вить экс­пе­р­та по мо­ни­то­рин­гу на ме­сто ка­ж­до­го про­дав­ца и ме­не­д­же­ра, все-та­ки ос­но­в­ная за­да­ча про­дав­ца – про­да­жа укра­ше­ний. А штра­фы за оши­б­ки при мо­ни­то­рин­ге мо­гут до­сти­гать од­но­го ми­л­ли­о­на руб­лей.

5.Пред­ло­же­ния по ФинМо­ни­то­рин­гу и ФАТФ

На се­го­д­ня есть дан­ные, что бо­лее 70% участ­ни­ков юве­ли­р­ной от­рас­ли не ве­дут фин­мо­ни­то­ринг. В ос­но­в­ном это свя­за­н­но с тех­ни­че­ской сло­ж­но­стью ис­пол­не­ния тре­бо­ва­ний ФЗ-115.

Ес­ли сде­лать кон­троль ФЗ-115 в со­о­т­вет­ствии с усло­ви­я­ми ФАТФ, мы по­лу­чим бо­лее про­стые тре­бо­ва­ния по мо­ни­то­рин­гу, и со­о­т­вет­ствен­но ­бо­лее вы­со­кий про­цент вы­пол­не­ния юве­ли­р­ным биз­не­сом тре­бо­ва­ний ФЗ-115:

  • Мо­ни­то­ринг при про­да­же юве­ли­р­ных из­де­лий толь­ко ­за на­ли­ч­ные бо­лее 15 000 дол­ла­ров США/ев­ро ( 1 ми­л­ли­он руб­лей), как в ре­ко­мен­да­ци­ях ФАТФ (и с уче­том риск-о­ри­ен­ти­ро­ван­но­го под­хо­да).
  • При про­да­же, ес­ли рас­чет идет на­ли­ч­ны­ми от 1 ми­л­ли­о­на руб­лей ну­ж­но учи­ты­вать под­ход, ос­но­ван­ный на оцен­ке ри­с­ка на пра­к­ти­ке, а не по­го­ло­в­но по­до­зре­вать всех.
Та­к­же мо­ж­но пред­ло­жить усо­вер­шен­ство­вать и са­ми тре­бо­ва­ния ФАТФ. «Ру­ко­вод­ства ФАТФ по ДМ и ДК» вы­пу­ще­ны в 2008 го­ду, с то­го вре­ме­ни по­яви­лось мно­же­ство аль­тер­на­тив укра­ше­ни­ям, из­ме­ни­лась са­ма пси­хо­ло­гия по­ку­па­те­ля, укра­ше­ния ста­ли объ­ек­том по­треб­ле­ния, а не на­ко­п­ле­ния сред­ств.
Пред­ло­жить ФАТФ ис­клю­чить роз­ни­ч­ную про­да­жу юве­ли­р­ных из­де­лий из объ­ек­та мо­ни­то­рин­га. В срав­не­нии с дру­ги­ми груп­па­ми то­ва­ров, име­ю­щих ана­ло­ги­ч­ную це­ну на ры­н­ке, но ко­то­рые не име­ют ре­гу­ли­ро­ва­ния по ФАТФ, про­да­жа юве­ли­р­ных из­де­лий ока­зы­ва­ет­ся в не­рав­ных усло­ви­ях, уще­м­ля­ет­ся кон­ку­рен­ция.

Тре­бо­ва­ния в сфе­ре про­ти­во­дей­ствия от­мы­ва­нию не­за­кон­но по­лу­чен­ных средств в ЕАЭС

Го­су­дар­ство/­на­ло­г Приз­на­ние юве­ли­р­ных из­де­лий субъ­ек­том за­ко­но­да­тель­ства в сфе­ре про­ти­во­дей­стви­я… Кон­троль за без­на­ли­ч­ным обо­ро­том ДМДК и юве­ли­р­ных из­де­лий­ По­рог на­ча­ла иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­та при на­ли­ч­ном обо­ро­те ДМДК и юве­ли­р­ных из­де­лий, US$ По­рог на­ча­ла иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­та при без­на­ли­ч­ном обо­ро­те, US$
Рос­сия Да Да ок. 700 ок. 1.750
Бе­ло­рус­си­я Нет Нет ок. 11.200 Нет**
Ка­за­х­стан Да Да ок. 9.600 ок. 9.600*
Ар­ме­ни­я Нет Нет ок. 7.500 Нет
Ки­р­ги­зи­я Да** Нет ок. 700 ** Нет
Тре­бо­ва­ния ФАТФ Да ** Нет 15.000 ** Нет
* воз­мо­ж­но, при без­на­ли­ч­ном обо­ро­те по­рог иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­та вдвое вы­ше ($19.200), во­прос тре­бу­ет юри­ди­че­ско­го уточ­не­ни­я
** обя­за­тель­ное при­ме­не­ние риск-о­ри­ен­ти­ро­ван­но­го под­хо­да

[ gjr.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->