Выиграет ли российский производитель от введения обязательной системы маркировки ювелирной продукции?

Раздел: Рынки
27 января 2017 г.

Экс­перт Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» Фро­ло­ва И. В.

Нам пред­ла­га­ют при­со­е­ди­нить­ся к си­сте­ме обя­за­тель­ной IT мар­ки­ро­в­ки то­ва­ров. Что же это за си­сте­ма? С ка­кой це­лью она бы­ла вве­де­на?

В ав­гу­сте 2016г на тер­ри­то­рии стран ЕврАзЭС бы­ла вве­де­на обя­за­тель­ная мар­ки­ро­в­ка из­де­лий из ме­ха. Зна­чи­тель­ный объ­ем «се­ро­го им­пор­та» из­де­лий из ме­ха вку­пе с не­воз­мо­ж­но­стью про­ве­де­ния иден­ти­фи­ка­ции ле­галь­но­сти из­де­лия на эта­пе роз­ни­ч­ной про­да­жи спро­во­ци­ро­ва­ли обо­рот про­дук­ции без упла­ты на­ло­гов. Это за­ста­ви­ло го­су­дар­ство при­нять кар­ди­наль­ные ме­ры и вве­сти си­сте­му обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ки.

C по­мо­щью си­сте­мы мар­ки­ро­в­ки ме­хо­вых из­де­лий Фе­де­раль­ная на­ло­го­вая слу­ж­ба на­ме­ре­на взять под кон­троль обо­рот всей ме­хо­вой про­дук­ции на ры­н­ке и уве­ли­чить со­би­ра­е­мость на­ло­гов в дан­ной от­рас­ли. Си­сте­ма мар­ки­ро­в­ки поз­во­ля­ет про­сле­дить путь ка­ж­дой еди­ни­цы про­дук­ции от про­из­во­ди­те­ля или им­пор­те­ра че­рез опто­ви­ка и роз­ни­цу до ко­неч­но­го по­тре­би­те­ля.

Эко­но­ми­че­ские усло­вия и из­ме­не­ния за­ко­но­да­тель­ства в ча­сти кон­тро­ля за обо­ро­том юве­ли­р­ной про­дук­ции рез­ко сни­зи­ли объ­ем «се­ро­го им­пор­та». Про­да­жа из­де­лий раз­ре­ше­на толь­ко при на­ли­чии го­су­дар­ствен­но­го про­би­р­но­го клей­ма, а клей­ме­ние им­пор­т­ной про­дук­ции про­из­во­ди­т­ся при пре­до­став­ле­нии та­мо­жен­ной де­кла­ра­ции. При этом во вре­мя про­хо­ж­де­ния та­мо­жен­ной про­це­ду­ры та­к­же со­став­ля­ет­ся акт гос­кон­тро­ля, под­твер­ж­да­ю­щий со­о­т­вет­ствие то­ва­ра ин­вой­су. То есть иден­ти­фи­ка­ция юве­ли­р­ных из­де­лий на­чи­на­ет­ся с на­ча­ла про­це­ду­ры им­пор­та. Су­ще­ство­вав­шие еще 10 лет на­зад схе­мы им­пор­та че­рез «тол­линг» в на­сто­я­щее вре­мя за­пре­ще­ны. Сей­час обо­рот дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней на­хо­дить­ся под по­сто­ян­ным го­су­дар­ствен­ным кон­тро­лем.

Од­ним из ва­ж­ней­ших пун­к­тов си­сте­мы «Мар­ки­ро­в­ка» яв­ля­ет­ся иден­ти­фи­ка­ция про­дук­ции в ка­че­стве им­пор­т­ной или про­из­ве­ден­ной на тер­ри­то­рии РФ. В слу­чае с ме­хо­вы­ми из­де­ли­я­ми им­пор­т­ные шу­бы мар­ки­ру­ют крас­ны­ми кон­троль­но-и­ден­ти­фи­ка­ци­он­ны­ми зна­ка­ми, а про­из­ве­ден­ные на тер­ри­то­рии РФ — зе­ле­ны­ми. В юве­ли­р­ной от­рас­ли та­кой кон­троль уже ре­а­ли­зо­ван. Им­пор­т­ные юве­ли­р­ные из­де­лия от оте­че­ствен­ных мо­ж­но от­ли­чить по на­ли­чию клей­ма про­бы и от­тис­ку имен­ни­ка про­из­во­ди­те­ля. На им­пор­т­ных юве­ли­р­ных из­де­ли­ях имен­ни­ка нет, есть толь­ко про­ба.

Факт при­з­на­ния клейм вряд ли уве­ли­чит при­ток в РФ им­пор­та из даль­не­го за­ру­бе­жья че­рез стра­ны ЕврАзЭС. В на­сто­я­щее вре­мя это­му ни­что не пре­пят­ству­ет — вво­зи, клей­ми рос­сий­ским про­би­р­ным клей­мом и про­да­вай. Тем не ме­нее, объ­ем им­пор­та юве­ли­р­ных из­де­лий рез­ко со­кра­ти­л­ся в 2015 г. и уже в 2016 г. со­ста­вил 34% от объ­e­ма им­пор­та 2013 г. А объ­eм им­пор­ти­ро­ван­ной про­дук­ции из стран ЕврАзЭС в 2015 г. со­ста­вил 1,7 %, в 2016 г. — 0,9% к об­ще­му объ­е­му им­пор­та из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Утвер­ж­де­ние, что си­сте­ма «Мар­ки­ро­в­ка» ис­клю­чит воз­мо­ж­ность не­доб­ро­со­ве­ст­ным им­пор­те­рам ука­зать на яр­лы­ках юве­ли­р­ных из­де­лий ло­ж­ную ин­фор­ма­цию о ста­не про­из­во­ди­те­ля спор­но. «Пы­т­ли­вый ум» жу­ли­ков все­г­да най­дет сла­бое ме­сто в лю­бой си­сте­ме и об­ма­нет по­тре­би­те­ля. Хо­те­лось бы от­ме­тить, что со­глас­но су­ще­ству­ю­щим пра­ви­лам си­сте­мы «Мар­ки­ро­в­ка», то­ва­ры вво­зи­мые на тер­ри­то­рию РФ из стран-у­част­ниц ЕврАзЭС мар­ки­ру­ют­ся на тер­ри­то­рии этих стран. При ре­а­ли­за­ции из­де­лий на тер­ри­то­рии РФ, на­не­сен­ные по­став­щи­ком кон­троль­но-и­ден­ти­фи­ка­ци­он­ные зна­ки за­ме­нять не ну­ж­но. А по пра­ви­лам клей­ме­ния юве­ли­р­ных из­де­лий у им­пор­те­ра есть вы­бор: ре­а­ли­зо­вать из­де­лие с клей­мом стран-у­част­ниц ЕврАзЭС или на­пра­вить из­де­лия пе­ред ре­а­ли­за­ци­ей (д­ля под­твер­ж­де­ния ка­че­ства) на опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние рос­сий­ским го­су­дар­ствен­ным про­би­р­ным клей­мом.

При этом хо­чет­ся еще раз оста­но­вить­ся на том, что си­сте­ма обя­за­тель­ной IT мар­ки­ро­в­ки вве­де­на не для кон­тро­ля ка­че­ства про­дук­ции и по­вы­ше­ния до­ве­рия по­тре­би­те­лей, а для кон­тро­ля дви­же­ния то­ва­ра по всей це­поч­ке — от про­из­во­ди­те­ля к по­тре­би­те­лю. Что­бы за­щи­тить ры­нок от «се­рой» про­дук­ции и бо­роть­ся с укло­не­ни­ем от упла­ты на­ло­гов.

При усло­вии вве­де­ния обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ки для юве­ли­р­ных из­де­лий пред­при­я­ти­ям (про­из­во­ди­те­лям, им­пор­те­рам, опто­ви­кам, роз­ни­це), участ­ву­ю­щим в про­ек­те «Мар­ки­ро­в­ка», бу­дет не­об­хо­ди­мо про­из­ве­сти сле­ду­ю­щие дей­ствия:

  • офор­мить уси­лен­ную ква­ли­фи­ци­ро­ван­ную элек­трон­ную под­пись ру­ко­во­ди­те­ля ор­га­ни­за­ции (д­ля по­лу­че­ния до­сту­па в си­сте­му «мар­ки­ро­в­ка»);
  • по­лу­чить в на­ло­го­вой ин­с­пе­к­ции справ­ку о том, что у ва­шей ор­га­ни­за­ции нет за­дол­ж­но­стей и/и­ли не­до­и­мо­к;
  • уста­но­вить про­гра­м­м­ное обес­пе­че­ние, под­дер­жи­ва­ю­щее об­мен дан­ны­ми с ГИСМ (Го­су­дар­ствен­ной ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­мой мар­ки­ро­в­ки). Про­гра­м­м­ное обес­пе­че­ние дол­ж­но обес­пе­чи­вать пе­ре­да­чу ин­фор­ма­ции о про­дук­ции и о по­сле­ду­ю­щем дви­же­нии про­мар­ки­ро­ван­ной про­дук­ции до по­тре­би­те­ля (на всех эта­пах);
  • про­из­ве­сти за­ку­п­ку обо­ру­до­ва­ния RFID со­в­ме­сти­мую с про­гра­м­м­ным обес­пе­че­ни­ем ГИСМ;
  • всту­пить в ас­со­ци­а­цию GS1RUS (д­ля всех кто про­из­во­дит элек­трон­ное мар­ки­ро­ва­ние). На эта­пе внед­ре­ния си­сте­мы «Мар­ки­ро­в­ка» для ме­хо­вой про­дук­ции член­ство бы­ло бес­плат­но;
  • за­клю­чить до­го­вор с АО «Гознак» на из­го­то­в­ле­ние «КиЗ», по­с­ле че­го — про­из­во­дить мар­ки­ро­в­ку про­дук­ции кон­троль­но-и­ден­ти­фи­ка­ци­он­ным зна­ком (КиЗ).

«КиЗ» – это бланк стро­гой от­чет­но­сти с эле­мен­та­ми (сред­ства­ми) за­щи­ты от под­дел­ки (за­щи­щен­ная по­ли­гра­фи­че­ская про­дук­ция), со­дер­жа­щий встро­ен­ную ра­дио­ча­сто­т­ную мет­ку, пред­на­з­на­чен­ный для мар­ки­ро­в­ки то­ва­ров. Ка­ж­дая мар­ка име­ет уни­каль­ный се­рий­ный но­мер и яв­ля­ет­ся блан­ком стро­гой от­чет­но­сти. Это озна­ча­ет, что при уте­ре или пор­че ка­ж­до­го из них не­об­хо­ди­мо со­з­да­вать акт. «КиЗ» из­го­тав­ли­ва­ют­ся АО «Гознак». Сто­и­мость 1 шт. «КиЗ» для ме­хо­вой про­дук­ции 15-22 руб­лей. Но­си­те­ля­ми ин­фор­ма­ции в кон­троль­но-и­ден­ти­фи­ка­ци­он­ном зна­ке слу­жат дву­мер­ный штри­хо­вой код и мет­ка RFID. Мар­ки­ро­в­ка ме­хо­вых из­де­лий дву­мер­ным ко­дом (QR-ко­дом) не­об­хо­ди­ма для ко­неч­но­го по­тре­би­те­ля. В QR-ко­де за­ши­ф­ро­ва­на ссы­л­ка. Пе­рей­дя по ней, по­ку­па­тель смо­жет по­лу­чить ин­фор­ма­цию о шу­бе или дуб­лeн­ке на сай­те ФНС и убе­дить­ся, что из­де­лие вве­зе­но и за­ку­п­ле­но ле­галь­но. А имен­но: на­и­ме­но­ва­ние то­ва­ра, вид ме­ха, стра­на из­го­то­в­ле­ния, про­из­во­ди­тель, бренд, про­да­вец, но­мер де­кла­ра­ции со­о­т­вет­ствия. Все то, что на юве­ли­р­ной про­дук­ции ука­за­н­но на не­съe­м­ном яр­лы­ке юве­ли­р­но­го из­де­лий.

При про­да­же опто­ви­ку, роз­ни­це, по­тре­би­те­лю, про­да­вец обя­зан зай­ти в ли­ч­ный ка­би­нет на ин­фор­ма­ци­он­ном ре­сур­се «Мар­ки­ро­в­ка» и за­фи­к­си­ро­вать там факт про­да­жи из­де­лия с «КиЗ» в те­че­ние сро­ка, уста­но­в­лен­но­го за­ко­но­да­тель­ством. Это по­в­ле­чет уве­ли­че­ние на­груз­ки на бух­гал­те­ра, а на кру­п­ных пред­при­я­ти­ях воз­мо­ж­но и вве­де­ние до­пол­ни­тель­ной штат­ной еди­ни­цы, т.к. вся ин­фор­ма­ция о ре­а­ли­зо­ван­ном то­ва­ре че­рез си­сте­му «Мар­ки­ро­в­ка» дол­ж­на от­прав­лять­ся в ФНС.

За про­из­вод­ство то­ва­ров без мар­ки­ро­в­ки или с на­ру­ше­ни­ем пра­вил мар­ки­ро­в­ки, по­ку­п­ку и ре­а­ли­за­цию то­ва­ров без мар­ки­ро­в­ки пре­ду­смо­т­рен штраф:

  • для ор­га­ни­за­ций — от 50 тыс. до 300 тыс. руб­лей­;
  • для дол­ж­но­ст­ных лиц и ИП — от 5 тыс. до 10 тыс. руб­лей.

По­ми­мо штра­фа на­ру­ши­те­лей ждет и дру­гое на­ка­за­ние — кон­фис­ка­ция не­мар­ки­ро­ван­ных ме­хо­вых из­де­лий.

Та­к­же с ука­за­н­ной да­ты за от­каз от мар­ки­ро­в­ки ме­хо­вых из­де­лий при­ме­ня­ет­ся уго­ло­в­ная от­вет­ствен­ность в со­о­т­вет­ствии со ста­тьей 171.1 УК РФ.

Вве­де­ние си­сте­мы обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ки ме­хо­вой про­дук­ции обу­с­ло­в­ле­но тем, что по­доб­но­го уро­в­ня кон­тро­ля ме­хо­вой ры­нок ра­нь­ше не имел, и это да­ва­ло про­стор для ре­а­ли­за­ции раз­но­об­раз­ных про­ти­во­прав­ных схем. Юве­ли­р­ная же от­расль все­г­да же­ст­ко кон­тро­ли­ро­ва­лась го­су­дар­ством на всех эта­пах обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней. По­ря­док го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля при вво­зе-­вы­во­зе, клей­ме­нии, обо­ро­те юве­ли­р­ной про­дук­ции, поз­во­ля­ет осу­ще­ств­лять тот са­мый кон­троль, ко­то­рый осу­ще­ств­ля­ет­ся си­сте­мой мар­ки­ро­в­ки ме­хо­вой про­дук­ции. В юве­ли­р­ной от­рас­ли клей­ме­ние го­су­дар­ствен­ным про­би­р­ным клей­мом да­ет го­су­дар­ствен­ную га­ран­тию ка­че­ства из­де­лий, и на­хо­дить­ся не­по­сред­ствен­но на из­де­лии, в от­ли­чие от ме­хо­вой про­дук­ции, где кон­троль за ка­че­ством про­дук­ции и со­о­т­вет­стви­ем мар­ки­ро­в­ки то­ва­ру, как и пре­ж­де, воз­ло­жен на Рос­по­треб­на­д­зор и под­твер­ж­да­ет­ся сер­ти­фи­ка­том со­о­т­вет­ствия или де­кла­ра­ци­ей о со­о­т­вет­ствии.

В за­клю­че­нии хо­чу ска­зать, что вве­де­ние обя­за­тель­ной IT мар­ки­ро­в­ки не даст ни­ка­ких пре­и­му­ществ ни рос­сий­ским про­из­во­ди­те­лям, ни го­су­дар­ству, а по­в­ле­чет за со­бой толь­ко уве­ли­че­ние фи­нан­со­вых и тру­до­вых ре­сур­сов и со­кра­ще­ния обо­ро­та про­дук­ции на эта­пе внед­ре­ния си­сте­мы, как это бы­ло в слу­чае с ме­хо­вы­ми из­де­ли­я­ми. Су­ще­ству­ю­щая си­сте­ма го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля до­ста­точ­на для пол­но­го кон­тро­ля на всех эта­пах про­из­вод­ства и ре­а­ли­за­ции из­де­лий. Я не про­тив внед­ре­ния на про­из­вод­стве со­вре­мен­ных элек­трон­ных ло­ги­сти­че­ских про­грамм. Они по­мо­га­ют кон­тро­ли­ро­вать обо­рот сы­рья и про­дук­ции, со­кра­ща­ют вре­мя опе­ра­ций по ло­ги­сти­ке и от­чет­но­сти, но при усло­вии, что ос­на­ще­ние про­из­вод­ства про­ис­хо­дит доб­ро­воль­но по ини­ци­а­ти­ве ру­ко­вод­ства, а не го­су­дар­ства. Мар­ки­ро­в­ка QR ко­дом из­де­лий для бо­лее пол­но­го рас­кры­тия ин­фор­ма­ции воз­мо­ж­но бу­дет спо­соб­ство­вать уве­ли­че­нию до­ве­рия по­тре­би­те­лей, но толь­ко ес­ли это бу­дет про­из­во­дить­ся в доб­ро­воль­ном по­ряд­ке.

У го­су­дар­ства и биз­не­са раз­ные це­ли по­это­му уто­пи­ч­но на­де­ять­ся, что при раз­ра­бо­т­ке дан­ной си­сте­мы мар­ки­ро­в­ки бу­дет ре­а­ли­зо­вы­вать­ся цель –по­вы­ше­ние до­ве­рия по­тре­би­те­лей или раз­ви­тие от­рас­ли.

[ gjr.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->