История: 200 лет назад Екатеринбург стал центром золотой лихорадки

Раздел: Недра
12 января 2017 г.

За­дол­го до зо­ло­той ли­хо­ра­д­ки на Аляс­ке, бле­стя­ще опи­сан­ной в сво­их про­из­ве­де­ни­ях Дже­ком Лон­до­ном, од­ним из ми­ро­вых цен­тров зо­ло­то­до­бы­чи был Ека­те­рин­бург.

«Зо­ло­тым» го­род стал при­мер­но че­рез 100 лет по­с­ле сво­е­го ро­ж­де­ния, в 1817 го­ду, ко­г­да на ре­ке Мель­ко­в­ке бы­ла от­кры­та пе­р­вая в чер­те го­ро­да зо­ло­то­нос­ная рос­сы­пь. Пер­во­о­т­кры­ва­те­ли - гор­ные чи­но­в­ни­ки Адольф Ан­д­ре­е­вич Аг­те и Ни­ко­лай Ива­но­вич Мундт. Адольф Ан­д­ре­е­вич со­сто­ял по­мо­щ­ни­ком на­чаль­ни­ка ека­те­рин­бур­г­ских гор­ных за­во­дов, в его ве­де­нии на­хо­ди­лись учеб­ные за­ве­де­ния, ти­по­гра­фия, биб­лио­те­ка, за­вод­ское каз­на­чей­ство. Он за­ве­до­вал амаль­га­ми­ро­ван­ным про­из­вод­ством, хи­ми­че­ской ла­бо­ра­то­ри­ей, за­ни­мал­ся из­в­ле­че­ни­ем зо­ло­та из пе­с­ков и руд. В част­но­сти, изоб­рел очень ум­ную про­мы­валь­ную ма­ши­ну, ко­то­рая во­ш­ла в ис­то­рию под на­з­ва­ни­ем «боч­ки Аг­те». А Мундт был на­чаль­ни­ком Ека­те­рин­бур­г­ско­го мо­нет­но­го дво­ра. На Мель­ко­в­ке они и об­на­ру­жи­ли зо­ло­тую рос­сы­пь, где и ре­ши­ли со­з­дать част­ный при­иск. Но го­су­дар­ство во­вре­мя спо­хва­ти­лось. Каз­на пе­ре­ку­пи­ла этот уча­сток и по­стро­и­ла там зо­ло­то­про­мы­валь­ную фаб­ри­ку. 8 сен­тяб­ря 1817 го­да Мель­ко­в­ский при­иск на­чал дей­ство­вать. Он на­хо­ди­л­ся на тер­ри­то­рии, где рас­по­ло­же­ны це­ха со­вре­мен­но­го за­во­да «Урал­тран­с­маш».

А до ре­во­лю­ции его на­зы­ва­ли за­во­дом Яте­са. Ки­р­пи­ч­ное зда­ние глав­но­го кор­пу­са за­во­да бы­ло спро­ек­ти­ро­ва­но и по­стро­е­но в 1821 го­ду из­ве­ст­ным ар­хи­тек­то­ром Ма­ла­хо­вым. В этом зда­нии и пу­сти­ли, как то­г­да го­во­ри­лось, «од­ну тол­чею при двух чу­гун­ных ла­рях с во­се­мью пе­ста­ми, ящик для про­мы­ва­ния по­род, дру­гие ме­ха­низ­мы и при­с­по­соб­ле­ния». Про­дук­ция Мель­ко­в­ской фаб­ри­ки на­ча­ла щед­ро по­пол­нять зо­ло­той за­пас каз­ны. Од­на­ко зо­ло­то­со­дер­жа­щих пе­с­ков хва­ти­ло все­го на 12 лет. От­ра­бо­тан­ный при­иск при­об­рел один из­во­ро­т­ли­вый ан­г­ли­ча­нин. Он пе­ре­про­фи­ли­ро­вал его в за­вод по вы­пус­ку па­ро­вых ма­шин и ко­т­лов для па­ро­ход­ных ко­м­па­ний, за­тем уже при дру­гом хо­зя­и­не, то­же ан­г­ли­ча­ни­не, Фо­ме Яте­се бы­ли по­стро­е­ны но­вые за­вод­ские кор­пу­са, где, в част­но­сти, де­ла­ли зо­ло­то­про­мы­валь­ные дра­ги, ма­ши­ны для зо­ло­тых при­ис­ков, пе­сто­вые тол­чеи, бу­та­ры и про­чее.

С от­кры­ти­ем пе­р­вой зо­ло­той рос­сы­пи на Мель­ко­в­ке в Ека­те­рин­бур­ге на­ча­лась на­сто­я­щая зо­ло­тая ли­хо­ра­д­ка. Ока­за­лось, что боль­шин­ство ре­чек и ру­чей­ков, впа­да­ю­щих в Исеть, то­же не­сут дра­го­цен­ный пе­сок. На Ма­ла­хо­в­ке, Аку­лин­ке, Мо­на­сты­р­ке, Оль­хо­в­ке, Чер­ной при­ис­ки ста­ли рас­ти как гри­бы. Вско­ре в чер­те го­ро­да и окре­ст­но­стях их бы­ло со­з­да­но свы­ше 80. Это да­ло мно­го ра­бо­чих ме­ст: на зо­ло­то­до­бы­че бы­ло за­ня­то 2000 че­ло­век. По тем вре­ме­нам - боль­шая ар­мия (в­се на­се­ле­ние Ека­те­рин­бур­га на­с­чи­ты­ва­ло то­г­да 15 ты­сяч че­ло­век).

И эти ста­ра­те­ли так ста­ра­лись, что про­це­ди­ли пра­к­ти­че­ски всю реч­ную во­ду, зо­ло­тые слив­ки сня­ли быст­ро - все­го за 6 лет. За ко­ро­т­кий срок вруч­ную эти 2 ты­ся­чи че­ло­век пе­ре­ло­па­ти­ли по­чти 8 ми­л­ли­о­нов пу­дов пе­с­ка. - при­мер­но 128 ты­сяч тонн - и до­бы­ли 1 ты­ся­чу 344 ки­ло­гра­м­ма зо­ло­та. Это офи­ци­аль­но, не счи­тая то­го, что бы­ло укра­де­но, про­да­но тай­но.

Го­во­рят, что да­же Воз­не­сен­скую гор­ку с ее стро­е­ни­я­ми в XIX ве­ке ед­ва не по­сти­г­ла пе­чаль­ная участь. Со вре­мен Ло­мо­но­со­ва бы­ло из­ве­ст­но, что зо­ло­тые рос­сы­пи об­ра­зу­ют­ся в ре­зуль­та­те ко­рен­ных раз­ру­ше­ний зо­ло­то­нос­ной ру­ды, ко­то­рая, как пра­ви­ло, на­хо­ди­т­ся в го­рах. По­это­му, ко­г­да в Ека­те­рин­бур­ге бы­ли об­на­ру­же­ны по ру­чьям и реч­кам рос­сы­пи, воз­ник во­прос: от­ку­да про­ис­хо­дит снос зо­ло­та? В то вре­мя в чер­те го­ро­да бы­ла од­на гор­ка - Воз­не­сен­ская, на нее и об­ра­ти­ли взор. По рас­по­ря­же­нию гор­но­го на­чаль­ни­ка ин­же­нер Ма­нуй­лов в од­но ле­то про­бил на этой гор­ке око­ло 40 шур­фов, так что гор­ка на­по­ми­на­ла пче­ли­ные со­ты. Но на­де­ж­ды не оправ­да­лись. Ока­за­лось, что во всех этих шур­фах об­на­ру­же­ны все­го-­на­в­се­го зна­ки зо­ло­та, вме­сто ожи­да­е­мо­го бо­га­то­го ме­сто­ро­ж­де­ния. Ажи­о­таж во­круг ека­те­рин­бур­г­ско­го зо­ло­та спал.

Ин­те­рес­но, что впо­след­ствии раз­вед­кой зо­ло­та на Аляс­ке (в то вре­мя еще рус­ской) за­ни­мал­ся ураль­ский спе­ци­а­ли­ст. Гор­ное ве­до­м­ство Рос­сии ко­ман­ди­ро­ва­ло ту­да уче­ни­ка пе­р­во­о­т­кры­ва­те­ля рус­ско­го зо­ло­та Ль­ва Брус­ни­ци­на, под­пол­ко­в­ни­ка Ни­ко­лая До­ро­ши­на. Факт этот ма­ло ко­му из­ве­стен. Сам До­ро­шин не обо­га­ти­л­ся, но опыт ураль­ский на Аляс­ке внед­рил.

К 1823 го­ду зо­ло­тая ли­хо­ра­д­ка схлы­ну­ла, хо­тя эпи­зо­ди­че­ски ста­ра­те­ли до­бы­ва­ли зо­ло­то и в XX ве­ке, вплоть до Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной, по­ка все реч­ки и ру­чьи в чер­те го­ро­да не бы­ли взя­ты в тру­бы.

С 1745 по 1922 на ураль­ских ме­сто­ро­ж­де­ни­ях бы­ло до­бы­то 559 тонн рос­сы­п­но­го и 145 тонн ко­рен­но­го зо­ло­та - при­мер­но треть в об­щем ба­лан­се Рос­сии. Зна­чи­мость ураль­ско­го ме­тал­ла труд­но пе­ре­о­це­нить: это бы­ло пе­р­вое рос­сий­ское зо­ло­то. В ре­ги­о­не от­ра­ба­ты­ва­лась тех­но­ло­гия по­ис­ков ко­рен­ных и рос­сы­п­ных ме­сто­ро­ж­де­ний, тех­но­ло­гии пе­ре­ра­бо­т­ки руд из со­дер­жа­щих зо­ло­то пе­с­ков, кон­стру­и­ро­ва­лись ма­ши­ны по из­в­ле­че­нию зо­ло­та.

[ ekburg.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->