Made for China: продавцы люксовых брендов готовятся к наплыву китайцев

Раздел: Рынки
17 октября 2016 г.

Не­ста­биль­ность руб­ля иг­ра­ет на ру­ку ки­тай­ским ту­ри­стам: их до­ля в про­да­жах кру­п­ней­ших рос­сий­ских про­дав­цов лю­к­са про­дол­жа­ет рас­ти. Ма­га­зи­ны уже го­то­вят­ся к еще боль­ше­му «ки­тай­ско­му на­ше­ствию» — сра­зу по­с­ле вве­де­ния в 2017 го­ду в Рос­сии си­сте­мы tax free

С 2014 го­да курс руб­ля упал в два ра­за по от­но­ше­нию к дол­ла­ру, а юань — толь­ко на 7,7%, при­во­дит дан­ные ана­ли­тик ин­ве­сти­ци­он­но­го де­пар­та­мен­та ВТБ24 Олег Ду­шин. В ито­ге Рос­сия ста­ла для ки­тай­ских ту­ри­стов са­мым вы­год­ным ме­стом для по­ку­пок пре­ми­аль­ных брен­дов.

Ки­тай­ские по­ку­па­те­ли рус­ско­го luxury

На те­ку­щий мо­мент ино­стран­ные ту­ри­сты, ос­но­в­ную часть ко­то­рых со­став­ля­ют кли­ен­ты из Ки­тая, по­чти втрое на­рас­ти­ли свою до­лю в струк­ту­ре про­даж Mercury, рас­ска­зал РБК пред­ста­ви­тель ко­м­па­нии. Так, ес­ли в 2015 го­ду на ино­стран­цев при­хо­ди­лось толь­ко 3% вы­руч­ки мос­ко­в­ско­го ЦУМа и 7% пе­тер­бур­г­ско­го ДЛТ, то на те­ку­щий мо­мент эти до­ли уве­ли­чи­лись до 9% и 22% со­о­т­вет­ствен­но, при­во­дит дан­ные Mercury. ​ Кро­ме ки­тай­ских по­ку­па­те­лей, уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ство кли­ен­тов из Ин­дии, Ев­ро­пы и Бли­ж­не­го Во­сто­ка, до­бав­ля­ют в ко­м­па­нии.

Ес­ли еще год на­зад до­ля про­даж ино­стран­ным ту­ри­стам в об­щем объ­е­ме вы­руч­ки со­став­ля­ла око­ло 10%, то сей­час она вы­рос­ла до 30%, под­твер­ж­да­ет ди­рек­тор ма­га­зи­на Bulgari в Рос­сии Шей­ла Мар­ки­на. В бли­жай­шее вре­мя эта до­ля по­ку­па­те­лей, «ос­но­ву» ко­то­рых со­став­ля­ют ки­тай­ские ту­ри­сты, мо­жет до­рас­ти и до 50%, счи­та­ет она. Рез­кое уве­ли­че­ние до­ли ки­тай­ских по­ку­па­те­лей под­твер­ж­да­ют и пред­ста­ви­те­ли мар­ки Montblanc, рост спро­са со сто­ро­ны ино­стран­цев за­фи­к­си­ро­ва­ли и в ма­га­зи­нах Piaget. «С­прос со сто­ро­ны ту­ри­стов од­но­з­на­ч­но рез­ко уве­ли­чи­л­ся, — го­во­рит ген­ди­рек­тор Carrera y Carrera в Рос­сии Юлия Ере­ми­на. — Но на­ших бу­ти­ков это по­чти не кос­ну­лось: тренд от­но­си­т­ся к боль­шим тор­го­вым цен­трам, где ту­ри­сты мо­гут прий­ти и взять все разом».

По дан­ным ту­ри­сти­че­ской ас­со­ци­а­ции «Мир без гра­ниц», ту­ри­сты из Ки­тая в сред­нем тра­тят в Рос­сии за день око­ло $530. По­ку­пать в Рос­сии они пред­по­чи­та­ют ча­сы, то­ва­ры все­ми­р­но из­ве­ст­ных брен­дов, юве­ли­р­ные из­де­лия и ори­ги­наль­ную про­дук­цию ме­ст­но­го про­из­вод­ства.

До­ля про­даж, ко­то­рые при­хо­дят­ся на ино­стран­ных по­ку­па­те­лей, уве­ли­чи­лась за по­след­ний год про­пор­ци­о­наль­но уве­ли­че­нию ту­ри­сти­че­ско­го по­то­ка в Рос­сию — при­мер­но на 30%, го­во­рит ген­ди­рек­тор Fashion Consulting Group Ан­на Леб­сак-Клей­манс. В 2015 го­ду рос­сий­ский ры­нок то­ва­ров клас­са люкс впе­р­вые со­кра­ти­л­ся за пять лет — на 9%, до 227,2 млрд руб., сле­ду­ет из дан­ных Fashion Consulting Group. По про­г­но­зу ко­м­па­нии, по ито­гам 2016 го­да про­да­жи со­кра­тят­ся не бо­лее чем на 1%, до 225 млрд руб. Спрос со сто­ро­ны ту­ри­стов под­дер­жи­ва­ет ры­нок то­ва­ров се­г­мен­та люкс вме­сте с дру­ги­ми фа­к­то­ра­ми: на­при­мер, уве­ли­че­ни­ем он­лайн-­про­даж и агрес­сив­ной це­но­вой по­ли­ти­кой кру­п­ней­ших опе­ра­то­ров, раз­ви­ти­ем аут­лет-­цен­тров и со­кра­ще­ни­ем вы­езд­но­го шо­пинг-ту­риз­ма сре­ди рос­си­ян, до­бав­ля­ет ген­ди­рек­тор «INFOLine Ана­ли­ти­ка» Ми­ха­ил Бур­ми­ст­ров.

Ту­ри­сти­че­ский по­ток из Ки­тая в Рос­сию ста­биль­но са­мый вы­со­кий, при­чем 80% от не­го при­хо­ди­т­ся на без­ви­зо­вые груп­по­вые по­езд­ки, ко­то­рые раз­ре­ше­ны ме­ж­пра­ви­тель­ствен­ным со­гла­ше­ни­ем с 2000 го­да, го­во­рит ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор ту­ри­сти­че­ской ас­со­ци­а­ции «Мир без гра­ниц» Свет­ла­на Пя­ти­хат­ка. При этом 98% ту­ри­стов, при­ез­жа­ю­щих в Моск­ву, в ра­м­ках од­ной по­езд­ки по­се­ща­ют и Санкт-Пе­тер­бург, за­ме­ча­ет она. По сло­вам ру­ко­во­ди­те­ля пра­к­ти­ки EY по ра­бо­те с ки­тай­ски­ми кли­ен­та­ми в Рос­сии и СНГ Ка Ян Пау, в 2015 го­ду Рос­сию по­се­ти­ли 537 тыс. ки­тай­ских ту­ри­стов, что на 87% вы­ше по­ка­за­те­лей 2014 го­да. По дан­ным «Мир без гра­ниц», с ян­ва­ря по сен­тябрь 2016 го­да Моск­ву и Пе­тер­бург без ви­зы уже по­се­ти­ли око­ло 320 тыс. ту­ри­стов из КНР — это на 20% боль­ше, чем за ана­ло­ги­ч­ный пе­ри­од про­ш­ло­го го­да. В це­лом за по­след­ние шесть лет чис­ло гра­ж­дан КНР, при­бы­ва­ю­щих в Рос­сию для ту­риз­ма, уве­ли­чи­лось в 4,3 ра­за, при­во­дит дан­ные «Мир без гра­ниц». Как от­ме­ча­ет Ка Ян Пау, в пе­р­вой по­ло­ви­не 2016 го­да тренд на вы­со­кий въезд­ной тра­фик со­хра­ня­ет­ся: к тра­ди­ци­он­но по­пу­ляр­ным Москве и Пе­тер­бур­гу та­к­же до­ба­ви­лись по­езд­ки в При­мор­ский край и Амур­скую об­ласть. «В 2016 го­ду ки­тай­цы за­ни­ма­ют чет­вер­тое ме­сто сре­ди всех ми­ро­вых пу­те­ше­ствен­ни­ков и вто­рое по рас­хо­дам на ду­шу на­се­ле­ния в за­ру­бе­ж­ных по­езд­ках», — го­во­рит экс­перт.

За­го­во­ри­ли по-ки­тай­ски

В бли­жай­шее вре­мя по­ку­пок со сто­ро­ны ино­стран­цев ста­нет еще боль­ше; для это­го уже сфор­ми­ро­ва­на ин­фра­струк­ту­ра в аэро­пор­тах (пе­ре­вод на ки­тай­ский язык ре­кла­мы и ин­фор­ма­ции), го­сти­ни­цах и ма­га­зи­нах luxury, го­во­рит Ми­ха­ил Бур­ми­ст­ров. В Montblanc уже ра­бо­та­ют со­труд­ни­ки, го­во­ря­щие на ки­тай­ском язы­ке, в бу­ти­ках есть ки­тай­ские бук­ле­ты и ка­та­ло­ги, рас­ска­зы­ва­ют пред­ста­ви­те­ли ко­м­па­нии. В Piaget та­к­же при­ни­ма­ют «в­се не­об­хо­ди­мые ме­ры для ра­бо­ты со все­ми кли­ен­та­ми».

По дан­ным HeadHunter, в 2015 го­ду в Рос­сии ко­ли­че­ство ва­кан­сий с тре­бо­ва­ни­ем зна­ния ки­тай­ско­го язы­ка в сфе­ре тор­го­в­ли, ту­риз­ма, го­сти­ни­ч­но­го и ре­сто­ран­но­го биз­не­са уве­ли­чи­лось в че­ты­ре ра­за по срав­не­нию с пре­ды­ду­щим го­дом, до 1194. По ито­гам 2016 го­да рост ожи­да­ет­ся на уро­в­не 10–15%, под­с­чи­та­ли ана­ли­ти­ки сер­ви­са.

Не­ко­то­рые роз­ни­ч­ные се­ти дей­стви­тель­но на­ча­ли при­в­ле­кать про­дав­цов-кон­суль­тан­тов со зна­ни­ем ки­тай­ско­го язы­ка, под­твер­ж­да­ет пред­ста­ви­тель Superjob.ru. Од­на­ко все­го но­вых пред­ло­же­ний от ра­бо­то­да­те­лей, в ко­то­рых ука­за­но тре­бо­ва­ние зна­ния ки­тай­ско­го язы­ка, ме­нее 1% от всех ва­кан­сий.

Сей­час ма­га­зи­ны по­лу­ча­ют сер­ти­фи­кат на со­о­т­вет­ствие стан­дар­ту China Friendly, раз­ме­щая тер­ми­на­лы, при­ни­ма­ю­щие кар­ты на­ци­о­наль­ной пла­те­ж­ной си­сте­мы Ки­тая UnionPay, рас­ска­зы­ва­ет Свет­ла­на Пя­ти­хат­ка. Та­кой сер­ти­фи­кат в Москве уже по­лу­чи­ли ЦУМ, три кос­ме­ти­че­ских кор­не­ра L’Oreal, два ма­га­зи­на ча­сов Omega, ма­га­зи­ны Tissot и Swatch, го­во­рит она.

Tax free по­мо­жет

Уве­ли­чить чис­ло ино­стран­ных ту­ри­стов дол­ж­но вве­де­ние ме­ж­ду­на­род­ной си­сте­мы tax free — воз­вра­та ино­стран­ным ту­ри­стам сумм, упла­чен­ных в ви­де на­ло­га на до­бав­лен­ную сто­и­мо­сть, уве­ре­ны опро­шен­ные РБК экс­пе­р­ты. «Это бу­дет за­мет­ная для ре­тей­ле­ров ме­ра да­же при усло­вии огра­ни­чен­но­го пе­реч­ня то­ва­ров», — от­ме­ча­ет Ми­ха­ил Бур­ми­ст­ров. Экс­пе­ри­мент по внед­ре­нию tax free дол­жен стар­то­вать в ян­ва­ре 2017 го­да; пи­ло­т­ная вер­сия за­ра­бо­та­ет в ГУМе, ЦУМе, «Кро­кус Си­ти Мол­ле» и в ря­де дру­гих сто­ли­ч­ных ма­га­зи­нах. Вся рос­сий­ская роз­ни­ч­ная си­сте­ма смо­жет при­со­е­ди­нить­ся к си­сте­ме с 1 июля 2017 го­да по­с­ле про­хо­ж­де­ния спе­ци­аль­ной сер­ти­фи­ка­ции в Мин­про­м­тор­ге.

[ rbc.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->