Андрей Жарков о ситуации на рынке огранки бриллиантов

Раздел: Ювелиры и компании
14 сентября 2016 г.

Ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щая ко­м­па­ния «Алро­са» от­кры­ла Евразий­ский ал­маз­ный центр во Вла­ди­во­сто­ке. О пе­р­с­пе­к­ти­вах про­ек­та, си­ту­а­ции на ры­н­ке огран­ки бри­л­ли­ан­тов и ито­гах при­ва­ти­за­ции в ин­тер­вью RNS рас­ска­зал пре­зи­дент «Алро­сы» Ан­д­рей Жар­ков.

— Во Вла­ди­во­сто­ке на эко­но­ми­че­ском фо­ру­ме вы ска­за­ли, что со­з­да­ние огра­ноч­но­го пред­при­я­тия с ин­дий­ской ко­м­па­ни­ей KGK Diamonds — это пе­р­вый пи­ло­т­ный про­ект, но не един­ствен­ный. С кем-то еще ве­де­те пе­ре­го­во­ры по ана­ло­ги­ч­но­му про­ек­ту?

— С од­ной сто­ро­ны, про­яв­ля­ют ин­те­рес и дру­гие ин­дий­ские пар­т­не­ры, у ко­то­рых уже есть опыт ра­бо­ты в Рос­сии. С дру­гой сто­ро­ны, есть ин­те­рес и со сто­ро­ны ко­м­па­ний, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся юве­ли­р­ным про­из­вод­ством. На мой взгляд, сей­час ва­ж­но во­п­ло­тить в жизнь пи­ло­т­ный про­ект, а же­ла­ю­щие по­сле­до­вать успе­ш­но­му при­ме­ру все­г­да най­дут­ся.

— Есть ли ин­те­рес со сто­ро­ны рос­сий­ских огран­щи­ков?

— Рос­сий­ские огран­щи­ки по­па­ли в очень не­про­стую си­ту­а­цию из-­за от­ме­ны с 1 сен­тяб­ря экс­пор­т­ной по­ш­ли­ны на ал­ма­зы в раз­ме­ре 6,5%. Она слу­жи­ла сво­е­об­раз­ным ба­рье­ром, ко­то­рый вы­ну­ж­дал ал­ма­зо­до­бы­т­чи­ков про­да­вать ка­м­ни не за ру­беж, а внут­ри стра­ны. Сей­час этот ба­рьер снят, и ры­нок в не­ко­то­рой рас­те­рян­но­сти, что бу­дет даль­ше.

— Ка­ков ваш про­г­ноз?

— По­ла­гаю, се­го­д­ня сле­ду­ет со­сре­до­то­чить­ся на раз­ра­бо­т­ке ко­м­пе­н­са­тор­ных ме­ха­низ­мов, ко­то­рые смо­гут под­дер­жать рос­сий­ских огран­щи­ков. В про­тив­ном слу­чае мы бу­дем на­б­лю­дать со­кра­ще­ние пе­ре­ра­бо­т­ки в Рос­сии: ко­м­па­нии, что­бы уце­леть в усло­ви­ях от­ме­ны по­шлин — а это фа­к­ти­че­ски озна­ча­ет для них рост це­ны на сы­рье на 6,5%, — дол­ж­ны бу­дут сужать ас­сор­ти­мент об­ра­бо­т­ки и пе­ре­хо­дить в ка­кие-то очень до­ро­гие се­г­мен­ты.

Со­о­т­вет­ствен­но, и у нас бу­дет ме­нять­ся струк­ту­ра сбы­та. На се­го­д­ня­ш­ний мо­мент внут­рен­ний ры­нок по­треб­ля­ет ал­маз­но­го сы­рья от 10 до 15% еже­год­но, а при из­ме­не­нии струк­ту­ры он мо­жет со­кра­тить­ся до 5%. Нам при­дет­ся ре­а­ли­зо­вы­вать сы­рье на дру­гих ры­н­ках.

— Сколь­ко но­вых огра­ноч­ных пред­при­я­тий мо­жет быть со­з­да­но?

— Я ду­маю, что на Даль­нем Во­сто­ке не толь­ко огра­ноч­ные пред­при­я­тия мо­гут и дол­ж­ны со­з­да­вать­ся. Здесь мо­гут быть со­з­да­ны и пред­при­я­тия по про­из­вод­ству юве­ли­р­ных укра­ше­ний. От­кры­тие «Алро­сой» Евразий­ско­го ал­маз­но­го цен­т­ра на Даль­нем Во­сто­ке за­ло­жи­ло ос­но­ву для со­з­да­ния це­ло­го ал­маз­но­го кла­сте­ра, ко­то­рый мо­жет вклю­чать как огра­ноч­ные пред­при­я­тия, пред­при­я­тия по из­го­то­в­ле­нию юве­ли­р­ных из­де­лий, так и на­уч­ные ла­бо­ра­то­рии.

Мы не ис­клю­ча­ем, что в обо­зри­мом бу­ду­щем здесь мо­жет быть на­ла­же­но про­из­вод­ство на­ших при­бо­ров Alrosa Dimond Inspector по де­тек­ции син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тов. Про­из­во­ди­те­лей ал­маз­но­го сы­рья и се­рьез­ных ре­тей­ле­ров очень бес­по­ко­ит про­б­ле­ма под­ме­сов, ко­г­да ал­ма­зы син­те­ти­че­ско­го про­из­вод­ства вы­да­ют­ся за при­род­ные. Кру­п­ней­шие иг­ро­ки ал­маз­но-бри­л­ли­ан­то­вой от­рас­ли со­в­ме­ст­но с ла­бо­ра­то­ри­я­ми GIA (Ге­м­мо­ло­ги­че­ский ин­сти­тут Аме­ри­ки) и HRD (Вы­с­ший ал­маз­ный со­вет) уже за­ня­ты ре­ше­ни­ем этой про­б­ле­мы.

Эти при­бо­ры, раз­ра­бо­тан­ные рос­сий­ским го­су­дар­ствен­ным учре­ж­де­ни­ем «Тис­нум» по за­ка­зу «Алро­сы», спо­соб­ны вы­яв­лять бри­л­ли­ан­ты из син­те­ти­че­ских ал­ма­зов и не­ал­маз­ные ими­та­ции бри­л­ли­ан­тов: фи­а­ни­ты, мус­са­ни­ты и т. д. Мы с «Тис­нум» со­в­ме­ст­но вла­де­ем па­тен­том на дан­ную тех­но­ло­гию и ана­ли­зи­ру­ем воз­мо­ж­ность со­з­да­ния пло­ща­д­ки по про­из­вод­ству та­ких при­бо­ров в ра­м­ках даль­не­во­сточ­но­го ал­маз­но­го кла­сте­ра.

— Рас­смат­ри­ва­ет ли «Алро­са» со­з­да­ние сво­е­го юве­ли­р­но­го брен­да?

— Нет, та­ких пла­нов и пе­ре­го­во­ров нет.

— Не­дав­но про­ш­ла при­ва­ти­за­ция 10,9%-­но­го па­ке­та ко­м­па­нии. Как вы оце­ни­ва­е­те ее ито­ги?

— В тех не­про­стых усло­ви­ях, в ко­то­рых она про­во­ди­лась, на­вер­но, мо­ж­но ска­зать, что она про­ш­ла удо­в­ле­тво­ри­тель­но. Те за­да­чи, ко­то­рые сто­я­ли, бы­ли вы­пол­не­ны. При сла­жен­ной ра­бо­те ин­ве­ст­бан­ки­ров, на­шей ра­бо­те и пра­ви­тель­ства.

— Кто при­об­рел са­мый боль­шой па­кет?

— Струк­ту­ра с точ­ки зре­ния па­ке­тов со­хра­ни­лась. Про­сто по­яви­лись еще два зна­чи­тель­ных ин­ве­сто­ра — Ка­тар­ский фонд и фонд Mubadala. Они со­по­ста­ви­мы по ин­ве­сти­ци­ям с аме­ри­кан­ски­ми ин­ве­сто­ра­ми, ко­то­рые вкла­ды­ва­лись в при­ва­ти­за­цию «Алро­сы» в 2013 го­ду.

— Бу­дет ли про­да­вать­ся до­пол­ни­тель­ный па­кет ак­ций ко­м­па­нии в раз­ме­ре 8%?

— Та­кие ре­ше­ния при­ни­ма­ют­ся на уро­в­не пра­ви­тель­ства и ак­ци­о­не­ров. Но я не ду­маю, что се­го­д­ня есть не­об­хо­ди­мость в даль­ней­шей ре­а­ли­за­ции ак­ций ко­м­па­нии. С точ­ки зре­ния по­пол­не­ния бюд­же­та у нас до­ста­точ­но хо­ро­ший де­не­ж­ный по­ток и чи­стая при­быль, у го­су­дар­ства есть воз­мо­ж­ность ис­поль­зо­вать ди­ви­ден­ды ко­м­па­нии.

— То есть сей­час не идет про­цесс по­ис­ка ин­ве­сто­ров на до­пол­ни­тель­ный па­кет?

— Нет. Мне об этом ни­че­го не из­ве­ст­но. По край­ней ме­ре, мы в этом про­цес­се не участ­ву­ем.

— Нас­коль­ко со­з­да­ние Евразий­ско­го ал­маз­но­го цен­т­ра во Вла­ди­во­сто­ке по­мо­жет уве­ли­чить сбыт ко­м­па­нии?

— Один из ва­ж­ных эле­мен­тов на­шей сбы­то­вой по­ли­ти­ки — ди­вер­си­фи­ка­ция ка­на­лов сбы­та. Мы пла­ни­ру­ем удво­ить объ­е­мы про­даж ал­ма­зов в стра­ны АТР: по­тен­ци­ал у это­го ры­н­ка огро­м­ный, и до сих пор ис­поль­зо­ва­лась, в су­щ­но­сти, лишь ма­лая его часть. Са­мые боль­шие став­ки де­ла­ют­ся сей­час на Ки­тай, Ин­дию, Япо­нию и Юж­ную Ко­рею — по­треб­ле­ние бри­л­ли­ан­тов и ал­ма­зов в этих стра­нах рас­тет, а кон­ку­рен­ция за удо­в­ле­тво­ре­ние это­го спро­са пра­к­ти­че­ски от­сут­ству­ет. К 2018 го­ду еже­ме­сяч­ный объ­ем про­даж в стра­ны АТР мо­жет со­ста­вить $14–16 млн.

— В ка­кой пе­р­с­пе­к­ти­ве ре­аль­но удво­ить про­да­жи в стра­ны АТР?

— Ду­маю, что по­эта­п­но в пе­р­с­пе­к­ти­ве пя­ти лет. Это адек­ват­ный по­тен­ци­ал, и над этим на­до ра­бо­тать.

— Ка­кие еще ре­ги­о­ны вам ин­те­рес­ны?

— По­ми­мо стран АТР, со­хра­ни­т­ся Ев­ро­па. Тра­ди­ци­он­ный ми­ро­вой центр по про­да­же и пе­ре­ра­бо­т­ке ал­ма­зов — бель­гий­ский Ан­т­вер­пен. Че­рез Ан­т­вер­пен про­хо­дит око­ло 80% всех ал­ма­зов, об­ра­ба­ты­ва­е­мых и про­да­ва­е­мых в ми­ре, тор­го­вый обо­рот ал­ма­за­ми и бри­л­ли­ан­та­ми в этой стра­не до­хо­дит до $60 млрд в год. В чис­ле его кли­ен­тов — Ки­тай, Ин­дия, Из­ра­иль, США. Од­на­ко тран­зит че­рез Ан­т­вер­пен уве­ли­чи­ва­ет сто­и­мость про­дук­ции для кли­ен­тов. Пря­мые по­став­ки мо­г­ли бы сни­зить сто­и­мость и уве­ли­чить объ­е­мы ре­а­ли­за­ции. У стран АТР иной ста­тус: это стра­ны ко­неч­но­го по­треб­ле­ния. Здесь од­но­вре­мен­но осу­ще­ств­ля­ет­ся как пе­ре­ра­бо­т­ка, так и по­треб­ле­ние. По­это­му нам ва­ж­но обес­пе­чить с ни­ми пря­мые ка­на­лы вза­и­мо­дей­ствия. Гео­гра­фи­че­ская ди­вер­си­фи­ка­ция сбы­та, на­ча­тая на­ми в 2010 го­ду, бу­дет про­дол­же­на.

Мы та­к­же бу­дем ра­бо­тать над тем, что­бы уве­ли­чить объ­е­мы ре­а­ли­за­ции ал­маз­но­го сы­рья в США, бу­дем вза­и­мо­дей­ство­вать с те­ми ко­м­па­ни­я­ми, ко­то­рые у нас уже по­ку­па­ют ал­маз­ное сы­рье, и ис­кать но­вых кли­ен­тов.

[ rns.online ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->