В Совфеде обсудили, как регулировать онлайн-торговлю

Раздел: Торговля
26 августа 2016 г.

К 2018 го­ду до­ля ры­н­ка рос­сий­ских он­лайн-ри­тей­ле­ров дол­ж­на вы­рас­ти с 71% до 80%, а по­сту­п­ле­ния в бюд­жет от тран­с­гра­ни­ч­ной тор­го­в­ли — уве­ли­чить­ся с 80 млн до 60 млрд руб. Та­кие це­ли за­ло­же­ны в про­ек­те "до­ро­ж­ной кар­ты" по раз­ви­тию ин­тер­нет-тор­го­в­ли, ко­то­рую об­су­ж­да­ли на про­ш­лой не­де­ле в Со­ве­те Фе­де­ра­ции. О со­ве­ща­нии с уча­сти­ем пред­ста­ви­те­лей Мин­ко­м­свя­зи, Минэко­но­ми­ки, Мин­про­м­тор­га, ФНС и та­мо­жен­ной слу­ж­бы рас­ска­зал "Ъ" ис­точ­ник, зна­ко­мый с ито­га­ми со­ве­ща­ния.

Что­бы до­стичь за­яв­лен­ных по­ка­за­те­лей, го­су­дар­ство со­би­ра­ет­ся обя­зать за­ру­бе­ж­ные ин­тер­нет-­ма­га­зи­ны пла­тить НДС в Рос­с­сии, ле­га­ли­зо­вать он­лайн-тор­го­в­лю ле­кар­ства­ми, ал­ко­го­лем, и юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми, а та­к­же взять под кон­троль ра­бо­ту то­вар­ных аг­ре­га­то­ров.

Клю­че­вым ша­гом чи­но­в­ни­ки ви­дят вы­рав­ни­ва­ние усло­вий де­я­тель­но­сти для рос­сий­ских и за­ру­бе­ж­ных ко­м­па­ний. В част­но­сти, речь идет о по­ста­но­в­ке на на­ло­го­вый учет в Рос­сии за­ру­бе­ж­ных ин­тер­нет-­ма­га­зи­нов. Мин­фин и Фе­де­раль­ная на­ло­го­вая слу­ж­ба дол­ж­ны бу­дут к 1 но­яб­ря под­го­то­вить не­об­хо­ди­мые по­прав­ки к На­ло­го­во­му ко­дек­су, а к 1 ок­тяб­ря на­ло­го­ви­ки дол­ж­ны еще и раз­ра­бо­тать ка­би­нет уда­лен­но­го на­ло­го­пла­тель­щи­ка. До 1 но­яб­ря Цен­тро­бан­ку пред­сто­ит раз­ра­бо­тать си­сте­му для уче­та дви­же­ния средств по тран­с­гра­ни­ч­ным опе­ра­ци­ям.

Проб­ле­мы с он­лайн-тор­го­в­лей про­дук­та­ми пи­та­ния и юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми по­ро­ж­де­ны "двой­ствен­ны­м" за­ко­но­да­тель­ством в этой сфе­ре. На­при­мер, за­кон 1998 го­да "О дра­г­ме­тал­ла­х", не уста­нав­ли­ва­ет за­пре­та на сво­бод­ную про­да­жу юве­ли­р­ных из­де­лий, но указ пре­зи­ден­та РФ N179 1992 го­да, се­рьез­но огра­ни­чи­ва­ет их ре­а­ли­за­цию. В ито­ге юве­ли­р­ные он­лайн-­ма­га­зи­ны по­па­да­ют под бло­ки­ро­в­ку. Ав­то­ры "до­ро­ж­ной кар­ты" от­ме­ча­ют, что в 2015 го­ду до­ля ди­стан­ци­он­ных про­даж про­дук­тов со­ста­ви­ла лишь 0,11% (15,2 млрд руб.) в об­щем объ­е­ме роз­ни­ч­ной тор­го­в­ли прод­то­ва­ра­ми (13,42 трлн руб.), а до­ля он­лайн-тор­го­в­ли юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми — 2,8% (6 млрд руб.) от их об­ще­го объ­е­ма про­даж (220 млрд руб.).

Что ка­са­ет­ся ди­стан­ци­он­ной тор­го­в­ли ле­кар­ства­ми и ал­ко­го­лем, то эти се­г­мен­ты ры­н­ка, да­же оста­ва­ясь те­не­вы­ми уве­рен­но рас­тут. Он­лайн-­про­да­жа ле­карств мо­жет со­став­лять, по оцен­кам экс­пе­р­тов, при­мер­но 5-8% роз­ни­ч­но­го ры­н­ка (45-75 млрд руб­лей). Па­ра­до­к­саль­ная си­ту­а­ция и с ал­ко­го­лем, от­ме­ча­ют ав­то­ры до­ку­мен­та: фор­маль­но его ре­а­ли­за­ция че­рез ин­тер­нет та­к­же за­пре­ще­на, но при этом ал­ко­голь­ная про­дук­ция "уве­рен­но за­ни­ма­ет пе­р­вое ме­сто по при­ро­сту (29% в год) по­ку­пок сре­ди всех осталь­ных ви­дов про­дук­ци­и".

Эти ви­ды тор­го­в­ли вла­сти на­де­ют­ся вы­ве­сти из те­ни. Для это­го пла­ни­ру­ет­ся вне­сти по­прав­ки в дей­ству­ю­щее за­ко­но­да­тель­ство. Под­го­то­вить их дол­ж­ны: для ме­ди­ка­мен­тов — к 1 де­ка­б­ря, для ал­ко­го­ля — к 1 ап­ре­ля 2017 го­да. По под­с­че­там экс­пе­р­тов, это по­мо­жет объ­е­му ин­тер­нет-­про­даж про­дук­тов пи­та­ния вы­рас­ти с 0,11% до 2% в их об­щем объ­е­ме про­даж, ме­ди­ка­мен­тов - до 8%, ал­ко­го­ля - до 4%.

Ус­ло­вия де­я­тель­но­сти аг­ре­га­то­ров ре­ше­но уже­сто­чить. Пред­ста­ви­те­лей вла­сти не устра­и­ва­ет тот факт, что на их стра­ни­цах мно­гие про­дав­цы не раз­ме­ща­ют ин­фор­ма­цию о сво­ем ме­сто­на­хо­ж­де­нии, по­ряд­ке и усло­ви­ях опла­ты и т.д. В слу­чае воз­ни­к­но­ве­ния спор­ных си­ту­а­ций та­ких про­дав­цов най­ти пра­к­ти­че­ски не­воз­мо­ж­но. До 1 но­яб­ря Рос­по­треб­на­д­зо­ру по­ру­че­но под­го­то­вить по­прав­ки в за­кон "О за­щи­те прав по­тре­би­те­лей", ко­то­рые уста­но­вят от­вет­ствен­ность мар­кет­плей­сов за не­ис­пол­не­ние тре­бо­ва­ний за­ко­но­да­тель­ства.

При­ня­тые ре­ше­ния окон­ча­тель­ны­ми не яв­ля­ют­ся. Ра­бо­чая груп­па за­яви­ла о го­то­в­но­сти об­су­ж­дать пред­ло­жен­ные ме­ры и вы­слу­ши­вать кри­ти­ку.

"До­ро­ж­ная кар­та" вы­з­ва­ла оже­сто­чен­ную дис­кус­сию в сфе­ре ecommerce.

Ча­сти­ч­но она сфо­ку­си­ро­ва­лась на во­про­се о том, ну­ж­но ли огра­ни­чить крос­с­бор­дер­ную тор­го­в­лю и за­ста­вить за­ру­бе­ж­ные ко­м­па­нии пла­тить НДС в Рос­сии.

"Мы не хо­тим, что­бы рос­сий­ский он­лайн-ри­тейл стал раз­ви­вать­ся по ав­стра­лий­ско­му сце­на­рию, где 90% ры­н­ка за­ни­ма­ют ино­стран­ные иг­ро­ки",— от­ме­ча­ет пре­зи­дент Ас­со­ци­а­ции ко­м­па­ний ин­тер­нет-тор­го­в­ли Алек­сей Фе­до­ров.
Фе­до­ров ссы­ла­ет­ся на дан­ные SimilarWeb, со­глас­но ко­то­рым, уже сей­час ки­тай­ский Aliexpress.com яв­ля­ет­ся са­мой по­пу­ляр­ной сре­ди рос­сий­ских поль­зо­ва­те­лей (в июле его по­се­ти­ли око­ло 150 млн раз).

Е­го оп­по­нен­ты ука­зы­ва­ют на то, что крос­с­бор­дер­ная тор­го­в­ля сти­му­ли­ру­ет раз­ви­тие ло­ги­сти­че­ской ин­фра­струк­ту­ры в ре­ги­о­нах, что по­лез­но для ры­н­ка. Кро­ме то­го, мно­гие поль­зо­ва­те­ли свой пе­р­вый опыт он­лайн-­по­ку­п­ки по­лу­ча­ют в за­ру­бе­ж­ных ин­тер­нет-­ма­га­зи­нах, от­ме­ча­ет гла­ва На­ци­о­наль­ной ас­со­ци­а­ции ди­стан­ци­он­ной тор­го­в­ли (НАДТ) Алек­сандр Ива­нов. По оцен­кам НАДТ, 84% рос­сий­ских он­лайн-­по­ку­па­те­лей свою первую по­ку­п­ку де­ла­ют на за­ру­бе­ж­ных пло­ща­д­ках.

"Рос­сий­ский про­да­вец обес­пе­чи­ва­ет вы­со­ким спро­сом услу­ги ло­ги­стов, платe­ж­ные си­сте­мы, мар­ке­тин­го­вые аген­т­ства, те­ле­фон­ных про­вай­де­ров Та­ким об­ра­зом он со­з­даeт ра­бо­чие ме­ста. По гру­бым оцен­кам, ка­ж­дый на­ня­тый со­труд­ник ин­тер­нет-­ма­га­зи­на до­пол­ни­тель­но фор­ми­ру­ет 1-2 ра­бо­чих ме­ста не в ма­га­зи­не и со­о­т­вет­ству­ю­щий объ­ем на­ло­гов, - кон­ста­ти­ру­ет ру­ко­во­ди­тель кла­сте­ра элек­трон­ной ко­м­мер­ции РАЭК Иван Кур­гу­зов.
По его сло­вам, рос­сий­ский про­да­вец фор­ми­ру­ет до­пол­ни­тель­ную цен­ность - сер­вис и на­ли­чие то­ва­ра "з­десь и сей­час". А раз­ви­тие вхо­дя­ще­го крос­с­бор­де­ра при­ведeт к ис­чез­но­ве­нию это­го про­дав­ца, т.к. он не мо­жет кон­ку­ри­ро­вать це­ной и ас­сор­ти­мен­том. С дру­гой сто­ро­ны, "ин­тер­нет-и­м­порт уже стал ча­стью на­шей кро­ве­нос­ной си­сте­мы. Боль­ше все­го он по­зи­тив­но по­в­ли­ял на По­чту Рос­сии. От­ме­нять и за­пре­щать его нель­зя. Но и оста­вить как есть то­же нель­зя, ну­ж­ны ра­зу­м­ные огра­ни­че­ни­я", де­ла­ет вы­вод Кур­гу­зов.

По дан­ным Data Insight, в 2015 го­ду объ­ем ры­н­ка ин­тер­нет-тор­го­в­ли внут­ри Рос­сии со­ста­вил 650 млрд руб­лей (+16% в руб­лях и ми­нус 28% в дол­ла­рах). На крос­с­бор­дер при­ш­лось 160 млрд руб­лей (+88% в руб­лях и +28% в дол­ла­рах).

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->