Уральская ювелирная школа сломала европейские шаблоны

Раздел: Ювелиры и компании
01 февраля 2016 г.

В по­след­нее вос­кре­се­ние ян­ва­ря ме­ж­ду­на­род­ное со­об­ще­ство юве­ли­ров от­ме­ча­ет свой про­фес­си­о­наль­ный празд­ник. На­ша со­бе­сед­ни­ца — ис­кус­ство­вед Люд­ми­ла БУДРИНА, за­ве­ду­ю­щая от­де­лом де­ко­ра­тив­но-­при­кла­д­но­го ис­кус­ства Ека­те­рин­бур­г­ско­го му­зея изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств (ул. Во­е­во­ди­на, 5).

— Боль­шин­ство лю­дей вос­при­ни­ма­ют юве­ли­р­ное де­ло с по­тре­би­тель­ской точ­ки зре­ния. Но это пре­ж­де все­го ис­кус­ство, при­чeм очень древ­нее. В чeм сек­рет его жи­ву­че­сти?

— Юве­ли­р­ное ис­кус­ство за­ро­ди­лось как часть са­краль­ных и куль­то­вых эле­мен­тов ко­стю­ма. Сво­е­го ро­да обе­рег, за­щи­ща­ю­щий на­и­бо­лее уяз­ви­мые с эзо­те­ри­че­ской точ­ки зре­ния ме­ста те­ла: во­рот, по­яс, за­пястье. Вто­рая фун­к­ция юве­ли­р­ных укра­ше­ний с не­за­па­мят­ных вре­мeн — ста­тус­ная: по то­му, что че­ло­век но­сил на се­бе, окру­жа­ю­щие су­ди­ли о его про­ис­хо­ж­де­нии и по­ло­же­нии в об­ще­стве. То же коль­цо знат­но­го лор­да пе­ре­хо­ди­ло от от­ца к сы­ну как знак ти­ту­ла. В от­ли­чие от ваз и шка­ту­лок «ю­ве­ли­р­ка» де­ла­ет­ся не под ин­те­рьер, а под че­ло­ве­ка и вос­при­ни­ма­ет­ся не­о­т­ры­в­но от че­ло­ве­ка, как сво­е­го ро­да мар­ки­ро­в­ка, со­став­ля­ю­щая ли­ч­но­сти. Хо­тя бы по этим при­чи­нам юве­ли­р­ные ве­щи ни­ко­г­да не вый­дут из оби­хо­да.

— На Ура­ле своя шко­ла юве­ли­р­но­го де­ла. В чeм еe спе­ци­фи­ка? По­че­му еe за­ро­ж­де­ние от­но­сят к 1961 го­ду, хо­тя тра­ди­ции ра­бо­ты по ка­м­ню и ме­тал­лу на Ура­ле ухо­дят в глу­би­ну ве­ков?

— До кон­ца XVII ве­ка Урал был очень стран­ным гео­гра­фи­че­ским яв­ле­ни­ем: эта­ким ба­рье­ром ме­ж­ду Си­би­рью и Пер­м­ским кра­ем. И осва­и­вать наш край на­ча­ли ра­ди до­бы­чи по­лез­ных ис­ко­па­е­мых — же­ле­за и ме­ди, а кра­си­вые ка­ме­ш­ки счи­та­лись чем-то вро­де при­ят­но­го бо­ну­са к глав­ным сы­рье­вым бо­гат­ствам. Но не­со­м­нен­но, что тра­ди­ции юве­ли­р­но­го де­ла за­ро­ди­лись здесь очень дав­но — до­ста­точ­но вспо­м­нить брон­зо­вые бро­ши и за­стe­ж­ки в «з­ве­ри­ном сти­ле», при из­го­то­в­ле­нии ко­то­рых ис­поль­зо­ва­лась ураль­ская медь. В 1726 го­ду Ва­си­лий ТАТИЩЕВ при­во­зит в Ека­те­рин­бург швед­ско­го рез­чи­ка Хри­сти­а­на РЕФА, что­бы ор­га­ни­зо­вать на Ура­ле до­бы­чу цвет­ных ка­м­ней и обу­че­ние ка­м­не­рез­но­му ре­ме­слу. Но очень дол­гое вре­мя — на про­тя­же­нии боль­шей ча­сти XIX ве­ка — на­шим юве­ли­рам не раз­ре­ша­лось иметь соб­ствен­ную «про­би­р­ную па­лат­ку», где бы клей­ми­лись го­то­вые из­де­лия. Клей­ми­ли же ураль­ские из­де­лия за пре­де­ла­ми ре­ги­о­на — так что се­го­д­ня не­воз­мо­ж­но с уве­рен­но­стью ска­зать, сде­ла­ны та или иная бро­ш­ка или коль­цо в Ека­те­рин­бур­ге ли­бо в ка­ком-то дру­гом го­ро­де.

По­с­ле ре­во­лю­ции от юве­ли­р­но­го де­ла, ко­неч­но, не от­ка­зы­ва­ют­ся пол­но­стью, но оно при­ни­ма­ет скро­м­ные фор­мы в со­о­т­вет­ствии с ас­ке­ти­че­ским со­вет­ским иде­а­лом. Лишь в се­ре­ди­не 1950-х, ко­г­да го­су­дар­ство ис­ка­ло но­вые экс­пор­т­ные на­прав­ле­ния, ре­ши­ли сде­лать ураль­скую юве­ли­р­ную про­дук­цию «кон­вер­ти­ру­е­мой»: к ме­ст­ной тра­ди­ции об­ра­бо­т­ки ка­м­ней до­ба­ви­ли опра­ву из дра­го­цен­но­го ме­тал­ла. Вна­ча­ле это бы­ла клас­си­че­ская ко­стро­м­ская фи­ли­гра­нь, ко­то­рую ураль­ский ка­мень про­сто по­дав­лял, де­лая об­щий ри­су­нок из­де­лия со­вер­шен­но «не­чи­та­е­мым». Что­бы это ис­пра­вить, юве­ли­ры ста­ли де­лать про­во­ло­ку и ша­ри­ки опра­вы бо­лее кру­п­ны­ми, от­ка­за­лись от тех­но­ло­гии «кру­че­ния». И лишь вес­ной 1961 го­да ураль­ские из­де­лия из ма­ла­хи­та, яш­мы и ро­до­ни­та по­яв­ля­ют­ся на пе­р­вой вы­став­ке прет-а-­пор­те в Па­ри­же — не са­ми по се­бе, ко­неч­но, а как эле­мент кол­лек­ции дра­по­вых паль­то и ко­стю­мов, раз­ра­бо­тан­ных в До­ме мо­ды на Куз­не­ц­ком мо­сту. Это про­из­ве­ло боль­шое впе­чат­ле­ние на фран­цуз­скую пуб­ли­ку — ведь для ев­ро­пей­ско­го по­тре­би­те­ля бы­ло в но­вин­ку ис­поль­зо­ва­ние в юве­ли­р­ном укра­ше­нии не клас­си­че­ских дра­го­цен­ных, а имен­но по­лу­дра­го­цен­ных и да­же по­де­лоч­ных ка­м­ней. Не ска­зать, что ураль­цы от­кры­ли ка­кое-то ноу-­хау, но со­вер­шен­но точ­но сло­ма­ли ша­б­лон, до­ка­зав, что мо­ж­но со­з­дать ше­девр, ис­поль­зуя не­клас­си­че­ский на­бор ма­те­ри­а­лов.

Ка­кую роль в по­пу­ля­ри­за­ции это­го ис­кус­ства иг­ра­ли и иг­ра­ют на про­тя­же­нии всей ис­то­рии му­зеи? Ка­ким об­ра­зом из­де­лия юве­ли­ров по­па­да­ют в му­зей­ные фон­ды? Есть ли сре­ди них экс­по­на­ты, ска­жем так, все­ми­р­но из­ве­ст­ные?

— К со­жа­ле­нию, на­ша юве­ли­р­ная шко­ла дол­гие го­ды раз­ви­ва­лась в ре­жи­ме «за­кры­той» стра­ны, по­это­му при­ме­ни­тель­но к на­шим ма­сте­рам мо­ж­но го­во­рить лишь об их все­рос­сий­ской из­ве­ст­но­сти. На­при­мер, Вла­ди­слав ХРАМЦОВ, Лео­нид УСТЬЯНЦЕВ, Вла­ди­мир СОЧНЕВ, Ми­ха­ил ЛЕСИК — име­на, из­ве­ст­ные да­ле­ко за пре­де­ла­ми ре­ги­о­на. Что ка­са­ет­ся по­пу­ля­ри­за­ции из­де­лий шко­лы за ру­бе­жом — ес­ли она и ве­лась, то лишь по ли­нии Вне­ш­тор­га, в ра­м­ках ко­м­мер­че­ских вы­ста­вок, да и то на тер­ри­то­рии дру­же­ствен­ных го­су­дар­ств. Му­зеи и ра­ды бы во­зить свои кол­лек­ции по ми­ру, но это де­ло до­ро­гое и хло­по­т­ное. За­ку­п­ка же но­вых экс­по­на­тов — де­ло по­чти не­воз­мо­ж­ное, мы на­де­е­м­ся на да­ры ма­сте­ров, ко­то­рые по­пол­ня­ли и по­пол­ня­ют со­бра­ния му­зеев. Тем не ме­нее у ино­стран­цев вы­со­ко­го уро­в­ня и у го­стей из Моск­вы на­ши экс­по­зи­ции вы­зы­ва­ют огро­м­ный ажи­о­таж. Пря­мо под­хо­дят и спра­ши­ва­ют: «Г­де та­кое ку­пить? Хо­чу же­не та­кое же ко­лье!» Но в том-то и де­ло, что та­кое ко­лье по­в­то­рить не­воз­мо­ж­но: не най­ти точ­но та­ких же ага­то­вых гор­бу­шек или квар­це­вых щeто­к! Та­кой ка­мень в усло­ви­ях ти­ра­жа ни­г­де не уви­дишь — по­точ­ная ин­ду­стрия счи­та­ет его бра­ком. Но ис­тин­ный ма­стер и в «не­ти­ра­ж­ном» ма­те­ри­а­ле спо­со­бен уви­деть кра­со­ту, за­ло­жен­ную са­мой при­ро­дой.

[ вечерний-екатеринбург.рф ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->