Сенсационные шедевры Серова в Третьяковке: надо идти обязательно

Раздел: Общество
08 октября 2015 г.

В об­нов­лен­ной Тре­тья­ков­ской га­ле­рее на Крым­ском ва­лу от­кры­лась вы­став­ка к 150-ле­тию Ва­лен­ти­на Се­ро­ва. Уни­каль­ное по мас­шта­бу со­бра­ние по­ло­тен рус­ско­го ге­ния, гран­ди­оз­ная экс­по­зи­ция — чи­стый вос­торг.

Ра­бо­ты со­би­ра­ли по му­зе­ям и част­ным кол­лек­ци­ям Рос­сии, Фран­ции, Ар­ме­нии, Бе­ло­рус­сии, Да­нии, все­го око­ло 250 про­из­ве­де­ний. Сре­ди них — "Порт­рет М.Я.Ль­во­вой" из кол­лек­ции му­зея Ор­се (Па­риж), "Порт­рет Алек­сандра III" из со­бра­ния Офи­цер­ско­го фон­да Ко­ро­лев­ской лейб-г­вар­дии (Ко­пен­га­ген), "Порт­рет М.Н.Аки­мо­вой" из На­ци­о­наль­ной га­ле­реи Ар­ме­нии (Ере­ван).

Од­на из сен­са­ций — по­каз гран­ди­оз­но­го за­на­ве­са для ба­ле­та "Ше­хе­ра­за­да" Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, по­став­лен­но­го для "Рус­ских се­зо­но­в" Сер­гея Дя­ги­ле­ва, а так­же "Порт­рет Иды Ру­бин­штей­н" из Рус­ско­го му­зея (Санкт-Пе­тер­бург). И ко­неч­но — "Де­воч­ка с пер­си­ка­ми" (Тре­тья­ков­ская га­ле­рея). Этой зна­ме­ни­той кар­ти­ной ху­дож­ни­ка от­кры­ва­ет­ся экс­по­зи­ци­я; все­го в ней три эта­жа — жи­во­пись, гра­фи­ка, те­ат­раль­ная жи­во­пись, — впро­чем, в не­ко­то­рых из 19 раз­де­лов есть сме­ше­ние сти­лей и тех­ник ис­пол­не­ния.

Соц­се­ти и СМИ за­дол­го до от­кры­тия вы­став­ки об­суж­да­ли ори­ги­наль­ный про­мо­ро­лик — ожив­шую кар­ти­ну, точ­нее — ге­ро­и­ню чу­дес­но­го порт­ре­та. За не­сколь­ко не­дель его по­смот­ре­ли в ин­тер­не­те сот­ни ты­сяч че­ло­век, в вос­тор­ге бы­ли и де­ти, и взрос­лые:

"В этой кар­ти­не, как нам ка­жет­ся, Се­ров во­пло­тил то, о чем дав­но меч­та­ло и гре­зи­ло рус­ское ис­кус­ство, — рас­ска­зы­ва­ет ку­ра­тор вы­став­ки, хра­ни­тель Го­су­дар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской га­ле­реи Оль­га Атро­щен­ко, — о чем спо­ри­ли два его ве­ли­ких мэт­ра — Крам­ской и Ре­пин: как сде­лать так, что­бы рус­ское ис­кус­ство ста­ло та­ким же сво­бод­ным, чи­стым, как жи­во­пись фран­цуз­ских им­прес­си­о­ни­стов, и при этом со­хра­ни­ло свою со­дер­жа­тель­но­сть".

От де­воч­ки с пер­си­ка­ми к Иде Ру­бин­штей­н

"В ны­неш­нем ве­ке пи­шут все тя­же­лое, ни­че­го от­рад­но­го. Я хо­чу, хо­чу от­рад­но­го, и бу­ду пи­сать толь­ко от­рад­но­е", — это вы­ска­зы­ва­ние Ва­лен­ти­на Се­ро­ва лю­бят ци­ти­ро­вать.

Он и пи­сал по­на­ча­лу "толь­ко от­рад­но­е", это по­том бу­дут слож­но­со­чи­нен­ные пси­хо­ло­ги­че­ские порт­ре­ты, раз­ные и по сте­пе­ни от­кро­вен­но­сти от­но­ше­ния ху­дож­ни­ка к сво­им пер­со­на­жам, и по тех­ни­ке ис­пол­не­ния. А пер­вая — зна­чи­мая, лю­би­мая с дет­ства "о­т­ра­да" — это, ко­неч­но, "Де­воч­ка с пер­си­ка­ми", ко­то­рую Се­ров на­пи­сал в 22 го­да.

Ред­кий слу­чай, ко­гда од­на из пер­вых кар­тин ещe мо­ло­до­го ху­дож­ни­ка ста­ла са­мым зна­ме­ни­тым его про­из­ве­де­ни­ем. "Боль­шая до­ро­га ле­жит пе­ред этим ху­дож­ни­ко­м", — уви­дев эту ра­бо­ту, ска­зал П.М. Тре­тья­ков, ме­це­нат и ос­но­ва­тель га­ле­реи (г­де, соб­ствен­но, и вы­став­ле­на "Де­воч­ка с пер­си­ка­ми").

© РИА Но­во­сти. РИА Но­во­сти | Ку­пить ил­лю­стра­ци­ю

Ре­про­дук­ция кар­ти­ны "Де­воч­ка с пер­си­ка­ми"

Вер­нув­шись из по­езд­ки по Ита­лии в лю­би­мое Аб­рам­це­во, мо­ло­дой, влюб­лен­ный, пол­ный све­жих сил, свет­лых эмо­ций, он по­про­сил по­зи­ро­вать ему 12-лет­нюю доч­ку ме­це­на­та Сав­вы Ма­мон­то­ва — Ве­ру. И порт­рет по­лу­чил­ся — свет­лый, доб­рый, лег­кий и — очень про­ду­ман­ный. Со­вер­шен­ная по­за, буд­то во­шла и при­се­ла не­на­дол­го (хо­тя Ве­ра по­зи­ро­ва­ла ему бо­лее 10 раз), си­я­ю­щий фон — слов­но пле­нэр­ная жи­во­пись (а не при­выч­ное "свет­лое ли­цо на тeм­ном фо­не"), ком­по­зи­ци­он­ная за­вер­шен­но­сть, спо­кой­ствие и чи­сто­та, гар­мо­ния цве­та, све­та и те­ни, порт­ре­та, пей­за­жа и на­тюр­мор­та.

"Мою Ве­руш­ку и порт­ре­том как-то не на­зо­вeшь", — го­во­рил Се­ров про "Де­воч­ку с пер­си­ка­ми".

© РИА Но­во­сти. РИА Но­во­сти | Ку­пить ил­лю­стра­ци­ю

Ре­про­дук­ция кар­ти­ны В.Се­ро­ва "Де­вуш­ка, осве­щен­ная солн­цем. Порт­рет М.Я.Си­мо­но­ви­ч"

Еще од­на ран­няя "о­т­ра­да", жи­во­пис­ная ал­ле­го­рия, уже не дет­ство, а мо­ло­дость — "Де­вуш­ка, осве­щен­ная солн­це­м". И сно­ва сю­жет­ная кар­ти­на, пле­нэр­ная жи­во­пись, свет и вос­торг, и на этот раз — все от­тен­ки зе­ле­но­го. Но на­пи­са­на со­всем по-ино­му, ско­рее, в тра­ди­ци­ях пост­им­прес­си­о­низ­ма: "И са­мо­му мне чуд­но, что я это сде­лал, то­гда я вро­де, как с ума спя­тил. На­до это вре­ме­на­ми: нет-нет да ма­лость спя­тишь". Ва­лен­тин Се­ров лю­бил эту кар­ти­ну, счи­тая ее чуть ли не луч­шей.

По­том бу­дут и пси­хо­ло­ги­че­ские порт­ре­ты в Ре­пин­ской тра­ди­ции, и порт­ре­ты в сти­ле мо­дерн, жен­ские (Труб­ни­ко­вой, Юсу­по­вой, Ер­мо­ло­вой, Ор­ло­вой, Гир­шман, Го­ли­цы­ной и дру­гие), дру­же­ские, "за­каз­ны­е", ис­то­ри­че­ские, цар­ские, до­маш­ние, свет­ские, офи­ци­аль­ные, гра­фи­ка, пей­за­жи (рос­сий­ские, ита­льян­ские, гре­че­ские), ан­тич­ные сю­же­ты, те­ат­раль­ная жи­во­пись, сли­я­ние, вза­и­мо­дей­ствие сти­лей. Не­ко­то­рые порт­ре­ты Ва­лен­тин Се­ров пи­сал ме­ся­ца­ми, да­же го­да­ми, го­то­вя де­сят­ки эс­ки­зов и во вре­мя каж­дой но­вой встре­чи с ге­ро­ем пы­та­ясь уло­вить чер­ты ха­рак­те­ра, эмо­ции, чув­ства, о ко­то­рых, быть мо­жет, пер­со­наж и не по­до­зре­вал.

На вы­став­ке мож­но про­сле­дить весь путь ху­дож­ни­ка, уди­ви­тель­ные ме­та­мор­фо­зы. И это ди­на­ми­ка раз­ви­тия не от мо­ло­до­сти к опы­ту, это дви­же­ние к но­во­му, дру­го­му, еще бо­лее ак­ту­аль­но­му, про­грес­сив­но­му, не все­гда по­нят­но­му и при­ни­ма­е­мо­му со­вре­мен­ни­ка­ми.

"Он вы­хо­дил на со­вер­шен­но иные уров­ни, на­щу­пы­вал воз­мож­но­сти со­вер­шен­но ино­го ху­до­же­ствен­но­го язы­ка, чем тот, ко­то­рым при­вык­ли все го­во­рить", — счи­та­ет ген­ди­рек­тор Тре­тья­ков­ской га­ле­реи Зель­фи­ра Тре­гу­ло­ва.

Так бы­ло с порт­ре­том об­на­жен­ной Иды Ру­бин­штейн, экс­тра­ва­гант­ной тан­цов­щи­цы и свет­ской льви­цы. Кар­ти­на экс­по­ни­ро­ва­лась на вы­став­ке "Ми­ра ис­кус­ств" и на меж­ду­на­род­ной вы­став­ке в Ри­ме в 1911 го­ду, пуб­ли­ка при­ня­ла еe пло­хо (Это пла­кат! Зе­ле­ная ля­гуш­ка! Ске­лет! Куз­не­чи­к! Гри­ма­са ге­ни­я!), Су­ри­ков на­звал "без­об­ра­зи­е­м", а учи­тель Се­ро­ва — Ре­пин — "галь­ва­ни­зи­ро­ван­ным тру­по­м".

Ше­девр Ва­лен­ти­на Се­ро­ва вновь опе­ре­дил вре­мя, но сам ху­дож­ник не за­стал вос­хи­ще­ния этой сво­ей ра­бо­той. В воз­расте со­ро­ка се­ми лет он не­ожи­дан­но умер от "груд­ной жа­бы" (при­сту­па сте­но­кар­дии). На из­лe­те.

Но­вые тех­но­ло­гии для ак­ту­аль­но­го Се­ро­ва

Бес­по­лез­но пы­тать­ся рас­ска­зать в этом ма­те­ри­а­ле обо всех ше­дев­рах Ва­лен­ти­на Се­ро­ва, его жиз­ни и твор­че­стве — об этом на­пи­са­ны очер­ки, кни­ги, трак­та­ты. Мо­гу лишь по­де­лить­ся эмо­ци­я­ми (их мно­го), вос­хи­ще­ни­ем, вос­тор­гом — и та­ких лю­дей, за­ми­ра­ю­щих у его по­ло­тен, на вы­став­ке бы­ло мно­го. И бу­дет еще боль­ше.

Тем, ко­му пред­сто­ит от­крыть для се­бя ра­бо­ты Се­ро­ва (и­ли пе­ре­смот­реть их) в по­мощь бу­дет но­вый ка­та­лог его ше­дев­ров, из­дан­ный спе­ци­аль­но к юби­лей­ной вы­став­ке.

"Мы не ча­сто бы­ва­ем до­воль­ны ре­зуль­та­том, но нам ка­жет­ся, что эта кни­га уда­лась — и по со­дер­жа­нию, и по ис­пол­не­нию, — рас­ска­за­ла за­ме­сти­тель ген­ди­рек­то­ра по про­све­ти­тель­ской и из­да­тель­ской де­я­тель­но­сти Ма­ри­на Эль­зес­сер. — Мы ду­ма­ем, что это про­сто бес­цен­ный ма­те­ри­ал, ко­то­рый до­пол­нит впе­чат­ле­ние о вы­став­ке".

На этой не­де­ле бы­ло опуб­ли­ко­ва­но и мо­биль­ное при­ло­же­ние (толь­ко для план­ше­тов), ана­ло­гов ко­то­ро­го нет в на­шей стра­не — "К­ни­ги Тре­тья­ков­ской га­ле­ре­и" с по­дроб­ным ка­та­ло­гом "Ва­лен­тин Се­ро­в". В при­ло­же­нии — не про­сто тек­сты или стра­ни­цы в PDF, в нем есть воз­мож­ность уве­ли­чи­вать изоб­ра­же­ния, рас­смот­реть всe в по­дроб­но­стях, мож­но ме­нять раз­мер шриф­та и яр­кость экра­на. При­ло­же­ние раз­ра­бо­та­но и для iOS, и для Android.

У вы­став­ки есть от­дель­ный сайт, а для ма­лы­шей спе­ци­аль­но к юби­лею вы­пу­ще­на кни­га "Де­тям о Ва­лен­ти­не Се­ро­ве" с ин­тер­ак­тив­ным ма­те­ри­а­лом о жиз­ни ху­дож­ни­ка, его дру­зьях и увле­че­ни­ях. В ма­га­зи­не га­ле­реи мож­но бу­дет най­ти и кни­гу "Исто­рия од­но­го ше­девра" (о "Де­воч­ке с пер­си­ка­ми"), а так­же раз­лич­ные те­ма­ти­че­ские су­ве­ни­ры.

Об­нов­лен­ное про­стран­ство, Wi-Fi, ка­фе, но­вые кас­сы, ве­сти­бюль и гар­де­роб, — га­ле­рея тща­тель­но под­го­то­ви­лась к юби­лей­ной вы­став­ке.

"В­се, че­го я до­би­вал­ся, — это све­же­сти, той осо­бен­ной све­же­сти, ко­то­рую все­гда чув­ству­ешь в на­ту­ре и не ви­дишь в кар­ти­на­х", — как ху­дож­ни­ку уда­лось это­го до­бить­ся, мож­но уви­деть в Го­су­дар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской га­ле­рее на Крым­ском ва­лу. На­до ид­ти — обя­за­тель­но.

[ ria.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->