Председатель Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ, член Госкомиссии по вопросам развития Арктики Вячеслав ШТЫРОВ рассказал в пресс-центре Национальной службы новостей о значимости арктических регионов и основных задачах созданной госкомиссии.
За последнее десятилетие значительно возрос интерес к Арктическому региону со стороны мирового сообщества. В целях усиления присутствия России в арктическом регионе в марте 2015 года была создана Госкомиссия по вопросам развития Арктики. 14 апреля в Москве состоялось первое заседание, где были определены основные задачи и приоритеты деятельности нового органа.
«Россия – страна северная, поэтому для нас Север, Арктика – дом родной. Этому региону всегда уделялось особое внимание, там была особая система управления. Повышение интереса к Арктике в России – это, во-первых, вопрос обороноспособности страны, во-вторых, интерес транспортный в связи с глобальным потеплением. Это интерес и к биоресурсам, и к ресурсам недр. В этой связи возникла необходимость уточнить и наши границы в Арктике, и наши возможности. Ещe одна причина: наши северные регионы являются поставщиками минерального сырья, стратегических ресурсов. Это важнейшие регионы для ВВП страны. Логика развития многих наших производств в северных регионах такова, что теперь надо от умеренных широт двигаться к северу, к океану – это и добыча нефти, и газа, и минералов. Все эти обстоятельства заставляют по-новому взглянуть на Арктику. Именно поэтому создана госпрограмма по развитию Арктики и госкомиссия с широкими полномочиями», — заявилВячеслав ШТЫРОВ.
Также сенатор определил, что основные потенциальные разногласия между странами касаются исключительно границ территориальных владений между государствами.
«У нас много двусторонних контактов, касающиеся экологии, спасательных операций, рыболовства, миграции птиц. Есть ряд потенциально конфликтных вопросов – разные взгляды на принадлежность Арктики. Есть пять арктических государств, берега которых омывает Северный Ледовитый океан – Канада, США, Дания (через Гренландию), Норвегия и Россия. Были приняты еще три государства, воды которых находятся за пределами 66-ой широты — Финляндия, Швеция и Исландия. В Арктике нет морских путей и промыслов. Морское право никогда полноценно не применялось к Арктике. В основном, права относятся к пяти государствам. Однако, с точки зрения остального мира, надо отсчитать 200 миль экономической зоны по территории Арктики. В результате останется небольшая территория, которая никому не принадлежит. Вокруг нее и возникают споры», ― пояснил сенатор.
Кроме того, Вячеслав Штыров назвал основную экологическую проблему северного региона.
«Существует две группы экологических проблем. Первая – антропогенная деятельность. Арктика обладает плохой рекреационной возможностью, плохо сама себя восстанавливает. В то же время, Арктика очень сильно формирует климат, в первую очередь, в России. В Арктике гнездятся десятки миллионов птиц. Поэтому человеческая деятельность должна там быть лимитирована. Мы должны очищать Арктику от старого мусора. Второе – ужесточение экологического законодательства относительно той промышленности, которая там есть. Не секрет, что комбинат «Норильский никель» — самый главный загрязнитель региона. Существует ещe один аспект – глобальное потепление. Его необратимость никем не доказана, но пока потепление оказывает колоссальное влияние на регион. Океан наступает на сушу, уменьшает ареал животных, подтачивает вечную мерзлоту. Это высвобождает парниковые газы и усугубляет парниковый эффект», — отметил Вячеслав Штыров.
В связи с особым вниманием к развитию Арктики, по мнению сенатора, у Северного морского пути большое будущее.
«Максимальное количество грузов на Севморпути в советские годы было около 7 млн тонн, включая каботажное плавание. Были постсоветские годы с уровнем менее 1 млн тонн. Сейчас поднимаемся до уровня 3 млн тонн. Нефтегазовый комплекс дал максимальный прирост западному сектору Арктики. Восточный сектор, увы, пока очень сильно отстаeт. Но по прогнозу грузопоток по Северному морскому пути дойдет до 65 млн тонн в год к 2030-2035 году, когда в результате потепления морской путь станет постоянной трансматериковой дорогой», — заявил сенатор.