Вячеслав Штыров: Арктика для России – родной дом

Раздел: Власть
23 апреля 2015 г.

Пред­се­да­тель Экс­перт­но­го со­ве­та по Арк­ти­ке и Ан­тарк­ти­ке при Со­ве­те Фе­де­ра­ции РФ, член Гос­ко­мис­сии по во­про­сам раз­ви­тия Арк­ти­ки Вя­че­слав ШТЫРОВ рас­ска­зал в пресс-цен­тре На­ци­о­наль­ной служ­бы но­во­стей о зна­чи­мо­сти арк­ти­че­ских ре­ги­о­нов и ос­нов­ных за­да­чах со­здан­ной гос­ко­мис­сии.

За по­след­нее де­ся­ти­ле­тие зна­чи­тель­но воз­рос ин­те­рес к Арк­ти­че­ско­му ре­ги­о­ну со сто­ро­ны ми­ро­во­го со­об­ще­ства. В це­лях уси­ле­ния при­сут­ствия Рос­сии в арк­ти­че­ском ре­ги­о­не в мар­те 2015 го­да бы­ла со­зда­на Гос­ко­мис­сия по во­про­сам раз­ви­тия Арк­ти­ки. 14 ап­ре­ля в Москве со­сто­я­лось пер­вое за­се­да­ние, где бы­ли опре­де­ле­ны ос­нов­ные за­да­чи и при­о­ри­те­ты де­я­тель­но­сти но­во­го ор­га­на.

«Рос­сия – стра­на се­вер­ная, по­это­му для нас Се­вер, Арк­ти­ка – дом род­ной. Это­му ре­ги­о­ну все­гда уде­ля­лось осо­бое вни­ма­ние, там бы­ла осо­бая си­сте­ма управ­ле­ния. По­вы­ше­ние ин­те­ре­са к Арк­ти­ке в Рос­сии – это, во-пер­вых, во­прос обо­ро­но­спо­соб­но­сти стра­ны, во-вто­рых, ин­те­рес транс­порт­ный в свя­зи с гло­баль­ным по­теп­ле­ни­ем. Это ин­те­рес и к био­ре­сур­сам, и к ре­сур­сам не­др. В этой свя­зи воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость уточ­нить и на­ши гра­ни­цы в Арк­ти­ке, и на­ши воз­мож­но­сти. Ещe од­на при­чи­на: на­ши се­вер­ные ре­ги­о­ны яв­ля­ют­ся по­став­щи­ка­ми ми­не­раль­но­го сы­рья, стра­те­ги­че­ских ре­сур­сов. Это важ­ней­шие ре­ги­о­ны для ВВП стра­ны. Ло­ги­ка раз­ви­тия мно­гих на­ших про­из­водств в се­вер­ных ре­ги­о­нах та­ко­ва, что те­перь на­до от уме­рен­ных ши­рот дви­гать­ся к се­ве­ру, к оке­а­ну – это и до­бы­ча неф­ти, и га­за, и ми­не­ра­лов. Все эти об­сто­я­тель­ства за­став­ля­ют по-но­во­му взгля­нуть на Арк­ти­ку. Имен­но по­это­му со­зда­на гос­про­грам­ма по раз­ви­тию Арк­ти­ки и гос­ко­мис­сия с ши­ро­ки­ми пол­но­мо­чи­я­ми», — за­яви­лВя­че­слав ШТЫРОВ.

Та­к­же се­на­тор опре­де­лил, что ос­нов­ные по­тен­ци­аль­ные раз­но­гла­сия меж­ду стра­на­ми ка­са­ют­ся ис­клю­чи­тель­но гра­ниц тер­ри­то­ри­аль­ных вла­де­ний меж­ду го­су­дар­ства­ми.

«У нас мно­го дву­сто­рон­них кон­так­тов, ка­са­ю­щи­е­ся эко­ло­гии, спа­са­тель­ных опе­ра­ций, ры­бо­лов­ства, ми­гра­ции птиц. Есть ряд по­тен­ци­аль­но кон­фликт­ных во­про­сов – раз­ные взгля­ды на при­над­леж­ность Арк­ти­ки. Есть пять арк­ти­че­ских го­су­дар­ств, бе­ре­га ко­то­рых омы­ва­ет Се­вер­ный Ле­до­ви­тый оке­ан – Ка­на­да, США, Да­ния (че­рез Грен­лан­дию), Но­р­ве­гия и Рос­сия. Бы­ли при­ня­ты еще три го­су­дар­ства, во­ды ко­то­рых на­хо­дят­ся за пре­де­ла­ми 66-ой ши­ро­ты — Фин­лян­дия, Шве­ция и Ислан­дия. В Арк­ти­ке нет мор­ских пу­тей и про­мыс­лов. Мор­ское пра­во ни­ко­гда пол­но­цен­но не при­ме­ня­лось к Арк­ти­ке. В ос­нов­ном, пра­ва от­но­сят­ся к пя­ти го­су­дар­ствам. Од­на­ко, с точ­ки зре­ния осталь­но­го ми­ра, на­до от­счи­тать 200 миль эко­но­ми­че­ской зо­ны по тер­ри­то­рии Арк­ти­ки. В ре­зуль­та­те оста­нет­ся не­боль­шая тер­ри­то­рия, ко­то­рая ни­ко­му не при­над­ле­жит. Во­круг нее и воз­ни­ка­ют спо­ры», ― по­яс­нил се­на­тор.

Кро­ме то­го, Вя­че­слав Шты­ров на­звал ос­нов­ную эко­ло­ги­че­скую про­бле­му се­вер­но­го ре­ги­о­на.

«Су­ще­ству­ет две груп­пы эко­ло­ги­че­ских про­блем. Пер­вая – ан­тро­по­ген­ная де­я­тель­но­сть. Арк­ти­ка об­ла­да­ет пло­хой ре­кре­а­ци­он­ной воз­мож­но­стью, пло­хо са­ма се­бя вос­ста­нав­ли­ва­ет. В то же вре­мя, Арк­ти­ка очень силь­но фор­ми­ру­ет кли­мат, в первую оче­редь, в Рос­сии. В Арк­ти­ке гнез­дят­ся де­сят­ки мил­ли­о­нов птиц. По­это­му че­ло­ве­че­ская де­я­тель­ность долж­на там быть ли­ми­ти­ро­ва­на. Мы долж­ны очи­щать Арк­ти­ку от ста­ро­го му­со­ра. Вто­рое – уже­сто­че­ние эко­ло­ги­че­ско­го за­ко­но­да­тель­ства от­но­си­тель­но той про­мыш­лен­но­сти, ко­то­рая там есть. Не сек­рет, что ком­би­нат «Но­риль­ский ни­кель» — са­мый глав­ный за­гряз­ни­тель ре­ги­о­на. Су­ще­ству­ет ещe один ас­пект – гло­баль­ное по­теп­ле­ние. Его не­об­ра­ти­мость ни­кем не до­ка­за­на, но по­ка по­теп­ле­ние ока­зы­ва­ет ко­лос­саль­ное вли­я­ние на ре­ги­он. Оке­ан на­сту­па­ет на су­шу, умень­ша­ет аре­ал жи­вот­ных, под­та­чи­ва­ет веч­ную мерз­ло­ту. Это вы­сво­бож­да­ет пар­ни­ко­вые га­зы и усу­губ­ля­ет пар­ни­ко­вый эф­фект», — от­ме­тил Вя­че­слав Шты­ров.

В свя­зи с осо­бым вни­ма­ни­ем к раз­ви­тию Арк­ти­ки, по мне­нию се­на­то­ра, у Се­вер­но­го мор­ско­го пу­ти боль­шое бу­ду­щее.

«Мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство гру­зов на Сев­мор­пу­ти в со­вет­ские го­ды бы­ло око­ло 7 млн тонн, вклю­чая ка­бо­таж­ное пла­ва­ние. Бы­ли пост­со­вет­ские го­ды с уров­нем ме­нее 1 млн тонн. Сей­час под­ни­ма­ем­ся до уров­ня 3 млн тонн. Неф­те­га­зо­вый ком­плекс дал мак­си­маль­ный при­рост за­пад­но­му сек­то­ру Арк­ти­ки. Во­сточ­ный сек­тор, увы, по­ка очень силь­но от­стаeт. Но по про­гно­зу гру­зо­по­ток по Се­вер­но­му мор­ско­му пу­ти дой­дет до 65 млн тонн в год к 2030-2035 го­ду, ко­гда в ре­зуль­та­те по­теп­ле­ния мор­ской путь ста­нет по­сто­ян­ной транс­ма­те­ри­ко­вой до­ро­гой», — за­явил се­на­тор.

[ ЯСИА ]

Полезное

Полезное

 
-->