Поморские указы о искусстве финифти (XVIII век)

Раздел: Общество
31 марта 2015 г.

Указ как фи­ниф­том на­во­дить­

Ко­гда по­хо­чешь на­во­дить то­гда возь­ми фи­нифть да разо­три мел­ко на ка­ме­ни, а ка­мень чтоб был аки кре­мень да в нем же сде­лай гнез­дыш­ко круг­лень­кое да чем те­реть был бы ка­мень та­ки яй­цо как мо­жешь при­ис­кать чтоб луч­ше в ру­ках дер­жать. Да возь­ми фи­нифть мо­ло­том рас­то­ло­ти да слей во­ды не­мно­го да три мел­ко чтоб аки пыль бы­ла а все три с во­дою. А ко­гда бу­дет го­то­во то­гда по­ло­щи во­дою вы­ло­жи вон в хру­сталь или в ра­ко­ви­ну да тут вы­мой хо­ро­шень­ко чтоб не бы­ло му­ти а то­гда и на­во­ди ство­ры или рас­пя­тия да и то вы­чи­сти пес­ком с во­дою чтоб не бы­ло гря­зи. Да и вы­су­ши. Да тут и на­во­ди спич­кою а по­кла­дай не гу­сто не жид­ко и сколь­ко цве­тов име­ет­ся то все­ми рас­цве­чи­вай. А ко­гда ко­то­рую шту­ку на­ве­дешь по­ло­жи чтоб ни­кто не тро­гал по­не­же ко­гда за­сох­нет фи­нифть, то­гда жи­вет сла­бо а ко­гда на­во­дишь то­гда разо­жги горн и печ­ку по­ло­жи на уго­лье да всю об­кла­ди уго­льем доб­рым чтоб не бы­ло ог­ня и ды­ма. А на устье по­ло­жи уголь ве­ли­кий чтоб устье за­кры­ло. И то­гда дай во­лю пус­кай са­ма со­бою на­го­рит и ко­гда крас­на бу­дет аки уголь. И то­гда устье у печ­ки от­во­ри да ме­шоч­ком выд­ми, чтоб бы­ло чи­сто и то­гда же­лез­ною ло­па­точ­кою по­са­ди что по­ло­же­но. А та­ко­во опас­но чтоб не стрях­ну­лось.
Да по­са­див­ши за­крой уг­лем устье. А под вер­хом оставь по­ло, чтоб чад вы­шел зе­ле­ной, ко­гда по­ло­жен­ное ста­нет на­го­рат то­гда, чад бу­дет ид­тить. А ко­гда ста­нет бу­ро быть по­ло­жен­ное что и кра­сить ста­нет, то­гда плот­но за­при. Да по­смат­ри­вай да на фи­ниф­те бу­дет лоск знать, а по­ло­жен­ное ста­нет крас­но, то­гда устье от­крой да дай сдох­нуть, чтоб не сго­ре­ло. И то­гда за­крой креп­ко, чтоб толь­ко про­хо­дец оставь по­смат­ри­вать да не­мно­го по­на­ро­ви. Да от­крой и про­сту­ди не­мно­го да вон вы­тя­ни и по­кла­дай на ка­мень, как фи­ниф­тян­ное так и не фи­ниф­тян­ное. Да то­му же по­доб­но как не­фи­ниф­тян­ное так и фи­ниф­тян­ное осмот­ри вы­ше се­го ука­зу от­бель­но­го. А ко­то­рое фи­ниф­тян­ное ство­ры или кре­сты чтоб на­го­то­во при­тер­то бы­ло чтоб по­сле ни­чем не ко­ло­тить дабы фи­нифть не вре­дил­ся. А по­сле от­бе­лу на­го­то­во пи­лою обо­три чтоб бы­ло чи­сто и глад­ко да мож­но щет­кой мед­ною вы­че­ши.
А еже­ли что по­хо­чешь па­ять как ве­щи чер­ниль­ни­цы или це­поч­ки, се­ребром, то­гда возь­ми ста­рин­но­го се­реб­ра да раз­бей мо­ло­том чтоб тон­ко бы­ло аки ли­ст. Да ко­то­рое па­ять на то ме­сто по­ма­чи­вай слю­ною да ки­сточ­кой при­пой по­кла­дай. А по­вер­ху по­сы­пай ва­ра­хою в тон­кую. Да то­гда в уго­лье в ров­ное по­кла­дай да ме­шоч­ком дми а сам по­кла­дай уго­лье око­ло да по­смат­ри­вай чтоб на­зре­ло. А ко­гда при­пой схо­дит­ся то­гда щет­кой сви­ною по­ма­ни­вай в во­ду да по­брыз­гай да то­гда вон тя­ни. Да вы­смот­ри еже­ли ко­то­рое ме­сто не спа­я­лось и то сно­ва вы­чи­сти да еще тем же при­по­ем при­кла­ди. А еже­ли хо­чешь знать как ва­ра­ха со­ста­вить то­гда возь­ми бу­ры зо­лот­ник или два да по­ло­жи в ча­шеч­ку мед­ную с тою бу­рою да по­ло­жи на уго­лье и она вы­рас­тет ве­ли­ко и бу­дет бе­ла аки пе­на. И то­гда вон вынь да мы­ла возь­ми фунт или пол­фун­та да по­ло­жи в гор­шо­чек не­боль­шой. Да ко­гда печь на­то­пит­ся то­гда пус­кай чтоб жар боль­шой вы­шел да на уго­лье по­ставь да пус­кай ог­нем вы­го­рит да од­ни ога­ри­ны оста­нут­ся и то­гда вынь да про­сту­ди еже­ли мы­ла пол­фун­та по­ло­жи бу­ры зо­лот­ник ро­ще­ной на уго­лье да вме­сте сме­шай да вы­ме­ли мел­ко аки му­ку сит­ную, да тою по се­реб­ру по­сы­пай.
А еже­ли медь оло­вом па­ять то на­шо­стырь разо­три да по ме­ди по­сы­пай да на­верх оло­во и то­гда бу­дет па­ять­ся.
По­се­му же и про­чая ра­зу­ме­вай ели­ко при­ло­жишь же­ла­ние к бла­го­му уче­нию, то­гда и наи­па­че ис­ку­сен бу­де­ши ко ве­ли­ко­му де­лу. А еже­ли в фи­нифть по­хо­чешь по­ло­жить би­се­ру в си­ней по­ло­жи по­ло­ви­ну ве­сом да в ме­стах и рас­ти­рай. А в дру­гие цве­ты по­ло­жи по­не­мно­гу, да так же рас­ти­рай вме­сте с би­се­ром.
Да еже­ли по­хо­чешь крас­ную медь сде­лать зе­ле­ной то по­ло­жи фунт крас­ной ме­ди и пол­фун­та шлио­тру, а про­чее раз­ве­ши­вай по на­до­бью да пер­во медь разо­грей, а то­гда шлиотр по­ло­жи в та­лую медь, и по­ва­ри не­мно­го прут­ки да ог­нем вы­су­ши, да ко­гда сго­то­вишь опо­ки лить и вы­ко­ло­тишь, да то­гда в опо­ку по­кла­дай дол­гую в дол­гия ме­ста а ко­рот­кия в ко­рот­ким ме­ста. А по­кла­дай на пра­вую сто­ро­ну опо­ки в ко­то­рой ли­ка пе­ча­та­ны, а ле­вую на­верх. Да сло­жи вме­сте, опо­ки да возь­ми да тою ле­вою сто­ро­ною по­ло­жи на до­ску. А пра­вую на­верх да до­с­кою сверху, да в тис­ки чтоб ту­го бы­ло ток­мы в ме­ру. И с обе­их сто­рон опо­ки за­мажь зем­лею от хво­ста и до гор­ла опай­но­го да возь­ми уши на­грей, да то­гда лей.
По­том же и сам упраж­няй­ся на вся­ком де­ле и ко всем на­у­кам и бу­де­ши ра­зу­ме­ва­ти яв­ствен­но и бу­дешь ис­ку­сен во всем.

По­яс­не­ния к ука­за­м

Обо­ру­до­ва­ние и ин­стру­мент, упо­мя­ну­тые или под­ра­зу­ме­ва­е­мые для опе­ра­ций, пе­ре­чис­лен­ных в ука­зах.

Сло­ва, при­ве­ден­ные в ка­выч­ках — под­лин­ные тер­ми­ны из ука­зов, рас­смат­ри­ва­ют­ся по ме­ре их по­яв­ле­ния в тек­с­те.

1. «СОСУД» — ем­кость для сме­ши­ва­ния во­ды с обык­но­вен­ной зем­лей, что­бы от­де­лить круп­ные ча­сти от мел­ких ча­стиц.
2. Пал­ка для раз­ме­ши­ва­ния сме­си во­ды и зем­ли.
3. «ДРУГАЯ ПОСУДА» — ем­кость для сбо­ра тех ча­сти­чек, что «с во­дою хо­дят*. В этой же ем­ко­сти во­да и ис­па­ря­ет­ся.
4. Ко­стер, в ко­то­ром долж­ны вы­го­рать кат­ки зем­ли с мел­ки­ми ча­сти­ца­ми.
5. «ЧИСТОЕ СИТО» — для про­се­и­ва­ния ком­ков зем­ли.
6. «КОРЫТО НАРОЧНОЕ» — ем­кость для про­це­жен­ной и про­се­ян­ной зем­ли, в ко­то­рую до­бав­ля­ет­ся квас.
7. «ОПОКА» — опо­ка, то есть рам­ка в ко­то­рой на­би­ва­ет­ся фор­ма.
8. «ДОСКА» — плос­кость на ко­то­рую кла­дет­ся опо­ка.
9. Ин­стру­мент для на­бив­ки зем­ли в опо­ки.
10. «НОЖ» — для сре­за­ния лиш­ней зем­ли с опо­ки.
11. «ПЫХВОЙ НАПЫХАЙ» — воз­мож­но, что «пы­хва» есть ло­каль­ное на­зва­ние гри­ба-дож­де­ви­ка, ина­че — «де­душ­кин та­бак». Мел­кие спо­ры это­го со­зрев­ше­го гри­ба мо­гут ис­поль­зо­вать­ся как раз­де­ли­тель­ный слой при от­тис­ке мо­де­ли в фор­мо­воч­ную зем­лю. Фра­зу «пы­хвой на­пы­хай» нель­зя по­ни­мать бук­валь­но, ибо не сам гриб тря­сет­ся над фор­мо­воч­ной зем­лей, но толь­ко спо­ры, про­се­ян­ные че­рез си­то.
12. «СИТОМ НАСЕЙ» — на­не­се­ние раз­де­ли­тель­но­го слоя меж­ду дву­мя опо­ка­ми, что­бы раз­де­лить две по­ло­вин­ки фор­мы и из­влечь мо­дель.
13. «ПАХАННАЯ ГОРЯЧАЯ ПЕЧЬ» — для про­суш­ки опок с го­то­вы­ми зем­ля­ны­ми фор­ма­ми.
14. «ГОРН» — горн.
15. Ин­стру­мент для из­го­тов­ле­ния «ПРОХОДОВ» в фор­мо­воч­ной мас­се для до­сту­па ме­тал­ла к раз­лич­ным ча­стям фор­мы. Ве­ро­ят­но, тер­мин «пу­тик» яв­ля­ет­ся обо­зна­че­ни­ем или этих про­хо­дов, или ко­ло­нок за­стыв­ше­го в них ме­тал­ла, то есть лит­ни­ков.
16. «БЕРЕСТОМ ВЫКОПТИТЬ» — го­то­вый от­пе­ча­ток вы­коп­тить, что­бы са­жа бы­ла раз­де­ли­тель­ным сло­ем для го­ря­че­го ме­тал­ла.
17. «ГОРШОК» — для ме­ди, пред­на­зна­чен­ной для рас­плав­ки (ти­гель).
18. Ме­ха для раз­ду­ва­ния жа­ра в гор­не.
19. «ПИЛА» — но­жов­ка для от­ре­за­ния ме­тал­ла, но так­же и на­пиль­ник.
20. «НОЖНИ» — круп­ные нож­ни­цы для рез­ки ме­тал­ла.
21. «ЩЕТЬ СВИНАЯ» — щет­ка из сви­ной ще­ти­ны.
22. «ПЕЧКА НАРОЧНАЯ» — ма­лень­кая пе­чь, му­фель для от­жи­га в гор­не го­то­вых от­ли­вок. Отвер­стие в му­фе­ле — «устье» — за­кры­ва­ет­ся кус­ком уг­ля.
23. «МЕШОЧЕК» — ма­лые ме­ха, что­бы сду­вать пыль.
24. Со­суд, что­бы то­лочь яго­ды.
25. Ем­кость для хра­не­ния со­ли.
26. Со­суд для вар­ки тол­че­ных ягод с со­лью.
27. Кле­щи или дру­гое при­спо­соб­ле­ние для пе­ре­но­са рас­ка­лен­но­го тиг­ля с ме­тал­лом.
28. «ЩЕТЬ МЕДНАЯ» — для очист­ки го­то­вых от­ли­вок. Ис­поль­зу­ет­ся и с ква­сом.
29. Со­суд для хра­пе­ния ква­са.
30. Ма­лень­кая ем­кость для ква­са, в ко­то­ром сма­чи­ва­ет­ся мед­ная щет­ка.
31. «ПИЛА» — раз­лич­ные на­пиль­ни­ки для опи­ли­ва­ния го­то­вых от­ли­вок на­чи­сто.
32. «ГЛАДИЛО» — ин­стру­мент из твер­дой ста­ли для вы­гла­жи­ва­ния и пол¬и­ров­ки ча­стей от­лив­ки.
33. «БЕЛЫЙ ПЛАТ» — бе­лая чи­стая ткань для об­ти­ра­ния окон­ча­тель­но го­то­вой про­дук­ции.
34. При­спо­соб­ле­ние — обо­ру­до­ва­ние для очист­ки от­ли­вок пес­ком.
35. Тиг­лей, от­ли­ча­ю­щих­ся раз­ме­ром, долж­но быть не­сколь­ко, но так­же и для раз­лич­ных спла­вов ме­тал­лов.
36. «ХРУСТАЛЬНАЯ ПОСУДА» — для хра­не­ния «КРЕПКОЙ ВОДКИ».
37. Стек­лян­ная ем­кость для креп­кой вод­ки, в ко­то­рую опус­ка­ют для трав­ле­ния го­то­вые от­лив­ки.
38. Стол для об­ра­бот­ки го­то­вых от­ли­вок.
39. Ме­тал­ли­че­ские щип­цы для хва­та­ния мел­ких от­ли­вок и на­гре­ва­ния их в ог­не.
40. Де­ре­вян­ные щип­цы или мед­ные, но не же­лез­ные, для по­гру­же­ния на­гре­тых от­ли­вок в креп­кую вод­ку и из­вле­че­ния из нее.
41. «КИСТОЧКИ ПОРТЯНЫЕ МАЛЫЕ НА ОБСТОЯТЕЛЬНЫХ РУКОЯТОЧКАХ» — ки­сточ­ки для сма­зы­ва­ния креп­кой вод­кой го­то­вых на­гре­тых от­ли­вок.
42. Ем­кость для про­мыв­ки в во­де по­сле трав­ле­ния в креп­кой вод­ке.
43. Со­суд с тол­че­ны­ми яго­да­ми, в ко­то­ром по­ме­ща­ют­ся про­трав­лен­ные и про­мы­тые от­лив­ки на час.
44. «КАМЕНЬ АКИ КРЕМЕНЬ С ГНЕЗДЫШКОМ КРУГЛЕНЬКИМ» — для рас­тир­ки фи­ниф­ти в по­ро­шок (ступ­ка).
45. «КАМЕНЬ АКИ ЯЙЦО» — пе­стик для рас­тир­ки фи­ниф­ти.
46. «МОЛОТ» — для раз­бив­ки круп­ных кус­ков фи­ниф­ти.
47. Ма­лень­кая ем­кость для во­ды, ко­то­рую до­бав­ля­ют в ступ­ку при рас­ти­ра­нии фи­ниф­ти.
48. «ХРУСТАЛЬ ИЛИ РАКОВИНА» — для по­ме­ще­ния рас­тер­той в пыль фи­ниф­ти.
49. Со­суд для про­мыв­ки фи­ниф­ти.
50. «СПИЧКА» — ма­лень­кие па­лоч­ки для рас­клад­ки раз­ных цве­тов эма­ли по из­де­лию.
51. Сто­лик для рас­клад­ки из­де­лий под эмаль.
52. «ПЕЧКА» — ма­лень­кая печ­ка-му­фель для по­ме­ще­ния ее в горн, а внут­ри нее ле­жат из­де­лия с на­ло­жен­ной фи­нифтью.
53. «ЖЕЛЕЗНАЯ ЛОПАТОЧКА» — для по­сад­ки в рас­ка­лен­ный му­фель из­де­лий, пред­на­зна­чен­ных к эма­ли­ро­ва­нию.
54. «КАМЕНЬ» — плос­кий ка­мень для рас­клад­ки на нем го­ря­чих из­де­лий с эма­лью.
55. Мед­ные па­яль­ни­ки раз­ных раз­ме­ров для пай­ки оло­вом.
56. Раз­лич­но­го ви­да и раз­ме­ра щип­цы, струб­ци­ны и про­чие пред­ме­ты для па­я­ния.
57. Раз­лич­ные ем­ко­сти для при­поя, флю­са и пр.
58. Спе­ци­аль­ные ост­рые ин­стру­мен­ты для за­чист­ки швов под па­я­ние.
59. «МОЛОТ» — Спе­ци­аль­ной фор­мы мо­ло­точ­ки для раз­бив­ки кус­ков се­реб­ра в тон­кие ли­сты.
60. На­ко­валь­ня спе­ци­аль­но для рас­плю­щи­ва­ния се­ребра.
61. «КИСТОЧКИ» для уклад­ки се­реб­ря­но­го при­поя в швы из­де­лия.
62. Ло­па­точ­ки для при­сып­ки «вара­хи» — флю­са на из­де­лия.
63. «ЩЕТЬ СВИНАЯ» — что­бы брыз­гать во­дою на осты­ва­ю­щие из­де­лия с эма­лью.
64. «ЧАШЕЧКА МЕДНАЯ» — для при­го­тов­ле­ния «вара­хи» — ро­ще­ной бу­ры.
65. Ем­кость для хра­пе­ния мы­ла.
66. «ГОРШОЧЕК НЕБОЛЬШОЙ» в ко­то­ром жгут кус­ки мы­ла па уго­льях до вы­го­ра­ния.
67. Ступ­ка что­бы то­лочь бу­ру с огар­ка­ми мы­ла.
68. Ступ­ка то­лочь «НАШОСТЫРЬ».
69. Ло­па­точ­ка для оло­вян­ных опи­лок, что­бы сы­пать на па­яль­ные швы.
70. Спе­ци­аль­ный ин­стру­мент для при­го­тов­ле­ния чи­стых оло­вян­ных опи­лок.
71. Ве­сы взве­ши­вать и ма­лень­кий и боль­шой вес.
72. Нож­ни­цы ре­зать же­лез­ные прут­ки для пе­тель.
73. Мо­лот­ки и на­ко­валь­ня для вы­прав­ле­ния прут­ков.
74. «ЩИПОЧКИ» — что­бы хва­тать прут­ки и встав­лять их в пет­ли.
75. «ДОСКА» — для раз­ве­де­ния зем­ли с ква­сом, на ко­то­рой об­ма­зы­ва­ют прут­ки для пе­тель.
76. «ТИСКИ» — для сжа­тия опок пе­ред от­лив­кой.

Вы­ше­пе­ре­чис­лен­ный ин­стру­мент и обо­ру­до­ва­ние пря­мо вы­те­ка­ют из по­ло­же­ний ука­зов, од­на­ко не мо­гут ис­чер­пы­вать весь не­об­хо­ди­мый ин­вен­тарь ли­тей­ной — фи­ниф­тя­ной ма­стер­ской. Ре­аль­ное обо­ру­до­ва­ние бы­ло зна­чи­тель­но боль­шим. В част­но­сти, от­ме­тим, что ука­зы не упо­ми­на­ют о мно­гих ра­бо­тах, не­пре­мен­но не­об­хо­ди­мых ли­тей­щи­ку и эма­лье­ру в ка­че­стве под­го­то­ви­тель­ных или от­де­лоч­ных про­цес­сов. На­при­мер, нет упо­ми­на­ния о под­го­тов­ке мо­де­ли для пе­ча­та­ния, или нет зо­ло­че­ния и се­реб­ре­ния из­де­лий по­сле всех опе­ра­ций. Есте­ствен­но, ав­тор ука­зов не пе­ре­чис­ля­ет все обо­ру¬­до­ва­ние, ибо его цель — рас­ска­зать толь­ко о спе­ци­фи­ке мед­но­ли­тей­но­го и фи­ниф­тя­но­го про­из­вод­ства, но не бо­лее то­го.

Ма­те­ри­а­лы, не­об­хо­ди­мые ли­тей­щи­ку-эма­лье­ру

1. «ЗЕМЛЯ» — обык­но­вен­ная зем­ля, из ко­то­рой при­го­тов­ля­ют уже так на­зы­ва­е­мую фор­мо­воч­ную зем­лю.
2. «КВАС СВЕЖИЙ ДОБРЫЙ» — квас, слу­жа­щий клей­ким свя­зу­ю­щим в при­го­тов­ле­нии фор­мо­воч­ной зем­ли. Тот же квас слу­жит смяг­чи­те­лем при очист­ке и по­ли­ров­ке из­де­лий мед­ной щет­кой.
3. «УГОЛЬЕ» — дре­вес­ный уголь, спе­ци­аль­но из­го­тав­ли­ва­е­мый по­лу­сго­ра­ни­ем. Ве­ро­ят­но, уголь по­ку­пал­ся уже го­то­вым у про­из­во­ди­те­лей, ко­то­рые на Ру­си бы­ли по­все­мест­но.
4. «БЕРЕСТА» — упо­треб­ля­ет­ся для коп­че­ния са­жей зе­мель­ных от­тис­ков. Слой тон­кой са­жи не­об­хо­дим как раз­де­ли­тель­ная плен­ка при за­лив­ке ме­ди в фор­мы.
5. «ПЫХВА» — по-ви­ди­мо­му, ло­каль­ное на­зва­ние гри­ба-дож­де­ви­ка, чьи спо­ры слу­жат тон­ким сло­ем, от­де­ля­ю­щим опо­ки по раз­де­лу. В дру­гих про­из­вод­ствах упо­треб­ля­ют для этих же це­лей дре­вес­ную му­ку, ко­то­рая вы­го­ра­ет от го­ря­че­го ме­тал­ла.
6. «ЯГОДЫ» — воз­мож­но, клюк­ва для од­них мест­но­стей, но и дру­гая яго­да — в дру­гих. Сов­мест­но с со­лью, ягод­ный мя­киш ра­бо­та­ет по очист­ке ме­тал­ла и для ней­тра­ли­за­ции кис­ло­ты — «креп­кой вод­ки».
7. «КРЕПКАЯ ВОДКА» — озна­ча­ет в том чис­ле и «цар­скую вод­ку», то есть смесь со­ля­ной и сер­ной кис­лот. Но мо­жет упо­треб­лять­ся и в ка­че­стве об­ще­го обо­зна­че­ния кис­ло­ты.
8. «СОЛЬ» — обык­но­вен­ная для хи­ми­че­ской об­ра­бот­ки от­ли­вок.
9. «МЕЛЕНЬКИЙ ПЕСОК» — упо­треб­ля­ет­ся для очист­ки от­ли­вок.
10. «КРАСНАЯ МЕДЬ» — чи­стая медь.
11. «ЗЕЛЕНАЯ МЕДЬ» — ла­ту­нь. Это до­ка­зы­ва­ет­ся тем, что в ука­зе да­ет­ся ре­цепт из­го­тов­ле­ния ла­ту­ни, как сме­си ме­ди с цин­ком.
12. «ШЛИОТР» — цинк. До кон­ца XIX ве­ка в Рос­сии цинк не­ред­ко на­зы­ва­ли «шпи­атр».
13. «ЗАПРУДА» — упо­треб­ле­ние это­го сло­ва в тек­сте ука­за поз­во­ля­ет пред­по­ла­гать, что речь идет об осо­бен­ном ме­тал­ли­че­ском спла­ве, ибо пе­ре­чис­ля­ет­ся: «крас­ной или зе­ле­ной и за­пру­ды». В жар­го­не рус­ских кол­лек­ци­о­не­ров XIX ве­ка упо­треб­ля­лось на­зва­ние мед­но­го спла­ва «с­пру­да», по сло­вам Н. В. По­кров­ско­го «пер­во­быт­ная брон­за», из ко­то­рой де­ла­лись са­мые древ­ние пред­ме­ты. Ар­хео­ло­ги XX ве­ка отож­деств­ля­ют «с­пру­ду» со спла­вом ме­ди—о­ло­ва — свин­ца. К со­жа­ле­нию, имен­но эта часть тек­ста ука­за не­яс­на по смыслу, воз­мож­но, текст пе­ре­пу­тан пе­ре­пис­чи­ком. Ес­ли пе­ре­осмыс­лить текст, то по­лу­чит­ся предо­сте­ре­же­ние ав­то­ра ука­за, что пред­ме­ты из «за­пру­ды» нель­зя по­кры­вать фи­нифтью, ибо они рас­пла­вят­ся. Не озна­ча­ет ли тер­мин «за­пру­да» не ка­кой-ли­бо осо­бый мед­ный сплав, а пе­ре­плав­ку обык­но­вен­но­го ме­тал­ло­ло­ма? В та­ком слу­чае все преды­ду­щие трак­тов­ки тер­ми­на «с­пру­да» оши­боч­ны и не име­ют ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к «пер­во­быт­ной брон­зе» или к со­зна­тель­но­му спла­ву медь-оло­во-сви­нец. «За­пру­да», пли «с­пру­да», суть мед­ные спла­вы с ме­ша­ни­ной раз­лич­ных при­ме­сей, и не бо­лее то­го?
14. «ФИНИФТЬ» — по­сту­па­ла к ли­тей­щи­ку в боль­ших кус­ках, ибо тре­бо­ва­ла раз­би­тия мо­ло­том и рас­ти­ра­ния в по­ро­шок. От­дель­ным про­цес­сом на­зва­но упо­треб­ле­ние по­куп­но­го би­се­ра, ко­то­рый ре­ко­мен­ду­ет­ся лишь в ка­че­стве до­бав­ки в фи­нифть. Лю­бо­пыт­но, что осо­бен­но по­дроб­но ре­ко­мен­ду­ет­ся до­бав­ка би­се­ра в си­нюю фи­нифть. По-ви­ди­мо­му, кус­ко­вая фи­нифть бы­ла тем­но­го цве­та, а до­бав­ка би­се­ра в по­ло­вин­ном ве­се да­ва­ла го­лу­бой цвет. Имен­но тем­но-си­няя фи­нифть, ча­сто по­чти чер­ная в со­че­та­нии с го­лу­бой и есть наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ная рас­цвет­ка всех рус­ских мед­но­ли­тых из­де­лий XVIII—XIX ве­ков. Не озна­ча­ет ли это, что тем­но-си­нее стек­ло-смаль­та бы­ло наи­бо­лее до­ступ­но, де­ше­во на все­рос­сий­ском рын­ке?
15. «БИСЕР» — был в Рос­сии при­воз­ным из-за гра­ни­цы, ибо М. В. Ло­мо­но­сов пы­тал­ся на­ла­дить его про­из­вод­ство как аль­тер­на­ти­ву им­пор­ту. Зна­ком­ство ли­тей­щи­ков с би­се­ром за­став­ля­ет пред­по­ло­жить, что зна­ме­ни­тая рас­цвет­ка по­мор­ских эма­лей бе­лы­ми, жел­ты­ми, чер­ны­ми точ­ка­ми де­ла­лись уклад­кой ку­соч­ков би­се­ра.
16. «СТАРИННОЕ СЕРЕБРО» — упо­треб­ля­лось для пай­ки се­реб­ром из­де­лий ти­па чер­ниль­ниц и це­поч­ки.
17. «ОЛОВО» — для пай­ки мед­ных пред­ме­тов.
18. «ВАРАХА» — флюс для пай­ки се­реб­ром и ме­дью. Со­став­лял­ся са­мим ма­сте­ром сме­ше­ни­ем ро­ще­ной бу­ры с огар­ка­ми го­ре­ло­го мы­ла.
19. «БУРА» — бу­ра нор­маль­ная.
20. «БУРА РОЩЕНАЯ» — ва­ре­ная бу­ра.
21. «МЫЛО» — при­ме­ня­лось для из­го­тов­ле­ния «ва­ра­ха» и до­бав­ле­ния в сплав ла­ту­ни.
22. «НАШОСТЫРЬ» — на­ша­ты­рь, флюс для па­я­ния оло­вом.
23. «ПРУТКИ ПРОВОЛОЧНЫЕ» — же­лез­ные прут­ки, на­ре­зан­ные из по­куп­ной про­во­ло­ки. При­ме­ня­лись для по­лу­че­ния от­вер­стий в пет­лях склад­ней од­но­вре­мен­но с от­лив­кой из­де­лия.

Ве­щи, ука­зан­ные в ка­че­стве про­дук­ци­и

Ство­ры, кре­сты, рас­пя­тия, чер­ниль­ни­цы, це­поч­ки и «дру­гие вся­кие ве­щи».

Тех­но­ло­ги­че­ские про­цес­сы в ука­за­х

При­го­тов­ле­ние фор­мо­воч­ной зем­ли, фор­мов­ка, от­лив­ка. Со­став­ле­ние мед­ных спла­вов: «крас­ной ме­ди», «зе­ле­ной ме­ди», «за­пру­ды».
От­дел­ка по­верх­но­сти го­то­вой от­лив­ки: хи­ми­че­ская об­ра­бот­ка, ме­ха­ни­че­ская очист­ка, по­ли­ров­ка.
При­го­тов­ле­ние эма­ле­вой мас­сы из кус­ков фи­ниф­ти и би­се­ра. Эма­ли­ро­ва­ние из­де­лий.
Па­я­ние пред­ме­тов се­реб­ря­ным и оло­вян­ным при­по­я­ми. При­го­тов­ле­ние па­яль­но­го флю­са — «вара­хи».

Спе­ци­фи­че­ские тер­ми­ны­

Об­суж­дая из тер­ми­нов про­из­вод­ства, от­ме­тим лишь те, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо при­ла­гать уже к го­то­вой про­дук­ции. Так, из­лиш­ние стол­би­ки ме­тал­ла, за­пол­ня­ю­щие про­хо­ды к раз­ным ме­стам (лит­ни­ки) в ука­зе на­зва­ны «пу­ти­ки». Не от­но­сит­ся ли тот же тер­мин к вер­ти­каль­ным со­еди­не­ни­ям на­вер­шия кре­стов с ле­тя­щи­ми над огла­ви­ем хе­ру­ви­ма­ми?
В раз­де­ле о по­ли­ров­ке гла­ди­лом ска­за­но, о по­ли­ров­ке «про­стых ме­ст» и «по дре­вам». «Про­стые ме­ста» — по­нят­но без объ­яс­не­ний, но ка­кую часть из­де­лия на­зы­ва­ют «д­ре­вом»? По­жа­луй, так на­звать мож­но лишь глад­кое пе­ре­кре­стье — рам­ку, раз­де­ля­ю­щую сю­же­ты в мно­го­част­ных ство­рах.

Ком­мен­та­рии к Ука­за­м

Ин­то­на­ция тек­ста ско­рее не при­каз­ная-указ­ная, но доб­ро­же­ла­тель­ные со­ве­ты. Слов­но отец по­уча­ет сы­на, не толь­ко пе­ре­да­вая в его ру­ки на­след­ствен­ную про­фес­сию, ма­стер­скую, но и оза­бо­чен об­щим раз­ви­ти­ем сво­е­го уче­ни­ка, вклю­чая и его нрав­ствен­ные устои. Чи­сто тех­ни­че­ские ре­ко­мен­да­ции за­кан­чи­ва­ют­ся та­ким за­клю­че­ни­ем: «По­том же и сам упраж­няй­ся па вся­ком де­ле и ко всем на­у­кам и бу­дешь ра­зу­ме­ва­ти яв­ствен­но и бу­дешь ис­ку­сен во всем».
Ин­тим­ность на­ших ука­зов, без­услов­но, яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том убеж­де­ния ав­то­ра-ре­меслеп­ни­ка, что труд его есть на­сла­жде­ние, но не про­кля­тая тя­же­лая обя­зан­но­сть. Слу­шай­те, с ка­кой лю­бо­вью ав­тор по­яс­ня­ет та­кие тех­ни­че­ские и тех­но­ло­ги­че­ские де­та­ли: «ки­сточ­ки сде­лай пор­тя­пые ма­лень­кие на об­сто­я­тель­ных ру­ко­я­точ­ках», «вы­трях­ни ти­хо­сти».
Со­ста­ви­тель ука­за гор­дит­ся сво­им ре­меслом как важ­ным все­на­род­ным ху­до­же­ством, по­это­му упо­треб­ля­ет на­име­но­ва­ние склян­ки с кис­ло­той: «хру­сталь­ная по­су­да». Гор­дит­ся ли­тей­щик и тру­да­ми сво­их рук, уве­рен­ный в том, что про­из­во­дит не что-то слу­чай­ное, вре­мен­но­го ис­поль­зо­ва­ния, но не­кое Про­из­ве­де­ние Ду­ха Че­ло­ве­че­ско­го и для ду­шев­но­го вос­при­я­тия дру­ги­ми лю­дь­ми. Вот по­че­му на ум не при­шло сло­во «тря­пи­ца», но для окон­ча­тель­ной об­тир­ки го­то­во­го из­де­лия он ре­ко­мен­ду­ет ис­поль­зо­вать «бе­лый плат».

Весь текст су­гу­бо тех­ни­че­ско­го ру­ко­вод­ства укра­шен са­мо­цве­та­ми цве­ти­стой ре­чи и па­мят­ка­ми кни­го­чея: «Пер­вое по­до­ба­ет на­ча­ти… », «в со­су­де в ка­ком при­стой­но… », «на­бей об­сто­я­тель­но… ». Мастер-учи­тель ви­дит се­бя в по­зе не про­сто­го умель­ца, ко­то­рый бо­лее уме­ет про­стых дел, по не ме­нее как Книж­но­го Настав­ни­ка, про­по­ве­ду­ю­ще­го ве­ли­кие ис­ти­ны: «По­се­му же и про­чая ра­зу­ме­вай ели­ко при­ло­жишь же­ла­ние к бла­го­му уче­нию, то­гда и наи­па­че ис­ку­сен бу­дешь к ве­ли­ко­му де­лу».
Сло­вес­ная цве­ти­стость и эмо­ци­о­наль­ная ин­то­на­ция тек­ста про­во­ци­ру­ют нас на по­пыт­ку опре­де­ле­ния ав­тор­ства и вре­ме­ни со­став­ле­ния тек­ста ука­зов.
На­при­мер, мно­го­крат­ное упо­треб­ле­ние сло­ва «об­сто­я­тель­но», «об­сто­я­тель­ный» сви­де­тель­ству­ет о пси­хо­ло­гии ско­рее ма­сте­ра круп­но­го про­из­вод­ства, важ­но­го про­из­вод­ства, но не обы­ден­ных мыс­ли­шек де­ре­вен­ских ку­ста­рей, ра­бо­та­ю­щих толь­ко для при­ра­бот­ка. Труд­но пред­ста­вить се­бе сей­час ис­тин­ный объ­ем пси­хо­ло­гии ма­сте­ра XVII—XVIII ве­ков, од­на­ко ес­ли умест­на ана­ло­гия с ре­мес­лен­ни­ка­ми XIX ве­ка или с со­вет­ски­ми ра­бо­чи­ми, то ав­тор ука­зов дол­жен быть не­пре­мен­но в ран­ге не ни­же Масте­ра, осо­зна­ю­ще­го по­ня­тие «ра­бо­чая че­сть».
Ав­тор тек­ста был глав­ным ма­сте­ром про­из­вод­ства яв­но не де­ре­вен­ско-ре­мес­лен­ной ори­ен­та­ции, ибо на­зы­вал свой об­раз за­ня­тий «ве­ли­ким де­лом», а ре­зуль­тат сво­е­го тру­да ви­дел толь­ко на «бе­лом пла­те». Не сви­де­тель­ству­ет ли это о том, что ма­стер при­чис­лял се­бя ско­рее к ико­но­пис­цам, да к та­ким, ко­то­рые ри­су­ют по люб­ви и вдох­но­ве­нию и для ве­ли­ких це­лей, но не для до­бы­ва­ния про­пи­та­ния?

Ра­зу­ме­ет­ся, тек­сты ука­зов не да­ют нам ис­чер­пы­ва­ю­щей ин­фор­ма­ции об ав­тор­стве или ме­сте на­пи­са­ния их, од­на­ко сре­ди все­воз­мож­ных групп рус­ско­го на­се­ле­ния, по­жа­луй, толь­ко у ста­ро­об­ряд­цев бы­ло от­но­ше­ние к мед­но­му ли­тью как к «ве­ли­ко­му де­лу».
Толь­ко ста­ро­об­ряд­че­ские ре­мес­лен­ни­ки, как пра­ви­ло, бы­ли и кни­го­че­я­ми, что и вы­ли­лось в книж­ный язык тек­ста ука­зов.
Со­блаз­ни­тель­но пред­по­ло­жить, что дан­ные ука­зы яв­ля­ют­ся твор­че­ством зна­ме­ни­той Вы­го­рец­кой ста­ро­об­ряд­че­ской пу­сты­ни, од­на­ко, ни­что в тек­сте ука­зов не про­ти­во­ре­чит та­ко­му пред­по­ло­же­нию.
За­клю­чи­тель­ная фра­за ука­зов «сам упраж­няй­ся на вся­ком де­ле и ко всем на­у­кам и бу­дешь ра­зу­ме­ва­ти яв­ствен­но и бу­дешь ис­ку­сен во всем» сво­ею тор­же­ствен­но­стью впол­не в ду­хе пет­ров­ско­го вре­ме­ни, и имен­но та­кой дух ве­ли­ко­го пре­об­ра­зо­ва­тель­ства ре­ял и в пи­са­ни­ях вы­гов­ских учи­те­лей на­ча­ла XVIII сто­ле­тия.
Не слу­чай­но же управ­ля­ю­щий Пет­ров­ски­ми за­во­да­ми, Ге­нинг на­звал ста­ро­об­ряд­цев «луч­ши­ми ра­бот­ни­ка­ми», что озна­ча­ет и то, что они ра­бо­та­ли в охот­ку, ра­до­стью бла­го­твор­но­го тру­да!

Линг­ви­сти­че­ский ана­лиз тек­ста Ука­зов по­мо­жет уточ­нить не­ко­то­рые ло­каль­ные сло­ва, как на­при­мер, «пы­хва», что при­не­сет ар­гу­мен­ты в ло­ка­ли­за­ции на­пи­са­ния текста.
Мож­но, од­на­ко, за­клю­чить, что в ре­ко­мен­да­ци­ях ука­зов нет сле­дов внед­ре­ния но­вей­шей за­пад­но­ев­ро­пей­ской тех­но­ло­гии, что про­изо­шло в рус­ском про­из­вод­стве с на­ча­ла XVIII ве­ка. Един­ствен­ным ис­клю­че­ни­ем яв­ля­ет­ся упо­треб­ле­ние на­име­но­ва­ния цин­ка — «ш­лио­тром», од­на­ко сам сплав ме­ди с цин­ком — ла­ту­нь, стал упо­треб­лять­ся в Рос­сии еще в до­пет­ров­ское вре­мя. Та­ким об­ра­зом, воз­мож­но пред­по­ло­жить, что на­ши ука­зы, за ис­клю­че­ни­ем не­ко­то­рых ма­ло­су­ще­ствен­ных де­та­лей (ти­па до­бав­ки би­се­ра), мо­гут вос­со­зда­вать для нас об­щий тех­но­ло­ги­че­ский про­цесс мед­но­го ли­тья еще древ­не­рус­ской по­ры.

И по­след­ний во­прос: мож­но ли счи­тать дан­ный текст ука­зов ав­тор­ским ав­то­гра­фом или это лишь пе­ре­пись с не­ко­е­го дру­го­го пер­во­ис­точ­ни­ка?
Посколь­ку не­из­вест­ны дру­гие спис­ки Ука­зов, то не­воз­мож­но про­во­дить срав­не­ния раз­но­чте­ний в раз­ных ре­дак­ци­ях. Од­на­ко, оста­ет­ся воз­мож­ность вы­ло­вить в об­щей ло­ги­че­ской струе тек­ста не­кую не­су­ра­зи­цу, по­втор или раз­рыв смысла.
В об­щем, тек­сты ука­зов не­раз­рыв­но ло­гич­ны, од­на­ко в од­ном ме­сте воз­мож­но до­пу­ще­ние раз­ры­ва ни­ти по­вест­во­ва­ния: «А ко­то­рое бу­дешь лить ство­ры или кре­сты на­го­ло с зе­ле­ной ме­ди лей от­нюдь не кла­ди». Че­го не кла­ди? Не про­пуск ли это в тек­с­те?
Впро­чем, об­щее впе­чат­ле­ние от тек­ста та­ко­во, что его за­пи­сы­вал пи­сец под дик­тов­ку. Ко­ро­че го­во­ря, из дан­но­го тек­ста не­воз­мож­но сде­лать окон­ча­тель­ные вы­во­ды об уни­каль­ность или ко­пий­но­сти ука­зов.

Пуб­ли­ку­е­мые «Указ о мед­ном ма­стер­стве» и «Указ как фи­ниф­том на­во­дить» яв­ля­ют­ся един­ствен­ны­ми опи­са­ни­я­ми тра­ди­ци­он­ной тех­но­ло­гии из­го­тов­ле­ния мед­но­ли­той пла­сти­ки на Ру­си. Не­ко­то­рые по­ло­же­ния этих ука­зов мо­гут спо­соб­ство­вать ат­ри­бу­ции па­мят­ни­ков древ­не­рус­ско­го ли­тья. На­при­мер, ка­че­ство от­лив­ки в зе­мель­ные фор­мы та­ко­вы, что, сло­ва­ми ав­то­ра ука­зов «с ла­до­ни ви­дать пись­мо». Зна­чит, на от­лив­ках мо­гут по­лу­чать­ся от­пе­чат­ки паль­цев ли­тей­щи­ка да­же в том слу­чае, ко­гда мо­дель из твер­до­го ма­те­ри­а­ла. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли, за­ме­тив сле­ды от­пе­чат­ков паль­цев, де­ла­ют по­спеш­ный вы­вод о том, что ли­тье бы­ло по вос­ко­вой мо­де­ли. Со­глас­но ука­зу «с ла­до­ни... пись­мо» воз­мож­но на са­мой фор­мо­воч­ной зем­ле.

Текст ука­зов поз­во­ля­ет нам на­ко­нец за­гля­нуть не­по­сред­ствен­но в про­цесс про­из­вод­ства па­мят­ни­ков рус­ской мед­но­ли­той пла­сти­ки, то­гда как преж­де мы до­воль­ство­ва­лись толь­ко на­шим во­об­ра­же­ни­ем.

[ olevs.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->