Авторами поправок, размещенных в электронной базе данных Госдумы, выступили члены Совета Федерации Николай Журавлев и Александр Тер-Аванесов. В частности, инициатива предусматривает "установление двух уровней пороговых значений сумм операций при покупке физическим лицом ювелирных изделий, которые могут осуществляться без идентификации клиента: 150 тыс. рублей при расчетах наличными денежными средствами и 600 тыс. рублей при расчетах персонифицированными электронными средствами платежа".
Между тем, на данный момент Госдума уже приняла в первом чтении законопроект (его разработчик - единоросс Валерий Язев) об установлении ценовой планки в 15 тыс. рублей, выше которой при покупке украшений придется показывать паспорт. Проводили ли между собой какие-либо консультации авторы двух проектов, пока не ясно.
Действующее законодательство не предполагает порогов идентификации покупателя при любой сумме и любом способе платежа при покупке ювелирных изделий в розничной сети, указывают сенаторы в пояснительной записке. Между тем, столь жесткая норма привела к тому, что ее выполняет лишь один процент ювелирных магазинов. Более того, многие "предпочли переместить часть оборота в теневой сектор, что причиняет огромный вред российскому бизнесу и интересам РФ", предупреждают разработчики.
"В российской действительности необходимость предоставления продавцу магазина собственных персональных данных, во-первых, сопровождается возникновением у покупателя определенных психологических проблем, а, во-вторых, содержит опасность всевозможных криминальных последствий", - утверждают члены СФ. "В большинстве регионов России покупатели не имеют привычки брать с собой паспорт для посещения магазина, а ведь при покупке ювелирного изделия велика эмоциональная составляющая", - пишут они.
Что касается идентификации клиента при расчете банковской картой, то это нецелесообразно по целому ряду причин, полагают законодатели. Во-первых, считают они, владелец карты уже идентифицирован банком - эмитентом карты. Во-вторых, если на счете карты имеются денежные средства для расчета за покупку, то они либо имеют законное происхождение, либо уже "отмыты", и проведение повторной идентификации ничем не поможет. В-третьих, "при расчете картой платеж осуществляется в безналичной форме и отслеживается по всем банковским проводкам, а следовательно, контролируется банковским учреждением, сотрудники которого имеют более высокую квалификацию, нежели продавец магазина", говорится в пояснительной записке.
В своей аргументации сенаторы идут еще дальше и объясняют, что дорогостоящие покупки оплачиваются в основном платежными картами, "и идентифицировать владельца карты вдвойне опасно, так как персональные данные платежеспособных покупателей представляют особый интерес для криминальных структур". При этом действующее законодательство о противодействии отмыванию денег предусматривает безусловное сообщение о сделках с драгоценными металлами и драгоценными камнями на сумму свыше 600 тыс рублей. Такой размер порогового значения сумм сделок с ювелирными изделиями авторы считают вполне обоснованным.
Эти 15000 рублей как пороговая сумма для документальной фиксации личных данных покупателя родились из стандартов ФАТФ. Там порогами установлены 15000 евро и 15000 долларов без указаний о конвертации. Ну, наши и вписали в закон - 15000 рублей. Что можно купить в ювелирном салоне на 15000 рублей? Особенно сейчас. А неисполнение - статья 15.27 часть 1 (как минимум). А это 50 000 штрафа для ИП, так как предприниматели согласно Примечанию к указанной статье, рассматриваются как юридические лица. Думаю, что всё это как-то совершенно не соразмерно. Хорошо, что ст. 15.27 передали судам. Судьям проще, они независимы. А начальнику инспекции стоит только написать предупреждение, как тут же молодцы из Следственного комитета с подачи прокуратур спешат коррупционную составляющую сшить. И вот отписывается бедняга.