Что имеем - сохраним

Раздел: Власть
23 октября 2014 г.

Рос­сий­ский за­пас дра­го­цен­ных ме­тал­лов и кам­ней в бли­жай­шие го­ды не бу­дут тра­тить на бюд­жет­ные рас­хо­ды, счи­та­ет ру­ко­во­ди­тель Го­хра­на Ан­дрей Юрин.

Об этом он за­явил в ин­тер­вью "РГ". И рас­ска­зал еще о це­нах на зо­ло­то в бли­жай­шие го­ды, дав со­вет, сто­ит ли вкла­ды­вать в не­го сбе­ре­же­ния. А так­же дал про­гноз, как бу­дет раз­ви­вать­ся си­ту­а­ция на юве­лир­ном рын­ке, по­явят­ся ли у нас ма­сте­ра та­лан­та Фа­бер­же. С по­мо­щью Ан­дрея Юри­на нам уда­лось за­гля­нуть в "ал­маз­ные за­кро­ма" Ро­ди­ны.

Ан­дрей Вла­ди­ми­ро­вич, в ка­кую сум­му сей­час мож­но оце­нить со­кро­вищ­ни­цу Го­хра­на?

Ан­дрей Юрин:Ес­ли го­во­рить о ху­до­же­ствен­ной кол­лек­ции юве­лир­ных из­де­лий, то не мень­ше трил­ли­о­на руб­лей. А вме­сте со слит­ка­ми зо­ло­та и при­род­ны­ми ал­ма­за­ми - и то­го боль­ше.

И все эти бо­гат­ства про­сто ле­жат в "сун­ду­ках"? Или име­ют ка­кое-то прак­ти­че­ское при­ме­не­ние?

Ан­дрей Юрин:От­вет на этот во­прос чет­ко сфор­му­ли­ро­ван в за­ко­но­да­тель­стве: в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти го­су­дар­ство ре­а­ли­зу­ет зо­ло­той за­пас и на­прав­ля­ет вы­ру­чен­ные день­ги на нуж­ды бюд­же­та.

Но в по­след­ние го­ды го­су­дар­ствен­ный фонд в ос­нов­ном по­пол­ня­ет­ся. Се­год­ня у го­су­дар­ства нет не­об­хо­ди­мо­сти ре­а­ли­зо­вы­вать зо­ло­той за­пас. На­коп­ле­ны до­ста­точ­ные ре­зер­вы, ко­то­рые поз­во­ля­ют да­же при со­кра­ще­нии до­хо­дов на­ше­го бюд­же­та прой­ти ка­кие-то пе­ри­о­ды без ис­поль­зо­ва­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов.

То есть это сво­е­го ро­да "за­нач­ка"?

Ан­дрей Юрин:Ко­неч­но. Го­су­дар­ство долж­но иметь ре­зер­вы в раз­ной фор­ме, в том чис­ле в фор­ме дра­го­цен­ных ме­тал­лов и кам­ней. И в пе­ри­о­ды, ко­гда фе­де­раль­ный бюд­жет бу­дет ис­пы­ты­вать та­кую по­треб­но­сть, за­па­сы ре­а­ли­зу­ют­ся. Но есть и дру­гая сто­ро­на во­про­са.

Во вре­мя ми­ро­во­го эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са в 2009 го­ду пра­ви­тель­ство при­ня­ло ре­ше­ние о под­держ­ке ком­па­нии "АЛРОСА", при­об­ре­тя в со­став го­су­дар­ствен­но­го ре­зер­ва се­рьез­ный объ­ем ал­ма­зов.

Я мо­гу ска­зать со­вер­шен­но точ­но: ес­ли бы не эта под­держ­ка, то ком­па­нию в 2009-2010 го­ды, ко­гда рез­ко сни­зи­лось ми­ро­вое по­треб­ле­ние ее про­дук­ции, жда­ли бы очень тя­же­лые вре­ме­на.

Так что здесь функ­ция, с од­ной сто­ро­ны, на­коп­ле­ния ре­сур­сов, с дру­гой - воз­мож­ность го­су­дар­ства под­дер­жи­вать биз­нес, эко­но­ми­ку в труд­ных си­ту­а­ци­ях.

Чле­ны Спе­ци­аль­ной ко­мис­сии Сов­нар­ко­ма под ру­ко­вод­ством ака­де­ми­ка Фер­сма­на А.Е. и ра­бот­ни­ки Го­хра­на Рос­сии с дра­го­цен­но­стя­ми из Брил­ли­ан­то­вой ком­на­ты (1922 г.).
Фо­то:Из ар­хи­ва Го­со­хра­на

Сей­час фор­ми­ру­ет­ся бюд­жет на бли­жай­шие три го­да. Про­да­вать дра­го­цен­но­сти при­дет­ся, что­бы его под­дер­жать?

Ан­дрей Юрин:Я не ду­маю, что для его ис­пол­не­ния бу­дут ис­поль­зо­вать зо­ло­той за­пас. Бюд­жет сфор­ми­ро­ван с до­ста­точ­ным за­па­сом соб­ствен­ных ре­зер­вов.

Кро­ме то­го, вы зна­е­те, есть спе­ци­аль­ные фон­ды, ко­то­рые то­же слу­жат стра­хов­кой от раз­лич­ных си­ту­а­ций. А дра­го­цен­ные ме­тал­лы и кам­ни про­да­ют­ся в са­мом край­нем слу­чае. Ду­маю, это­го не про­изой­дет.

А це­ны на драг­ме­тал­лы и кам­ни устой­чи­вы? Не ска­чут ли они, как це­на на нефть?

Ан­дрей Юрин: Це­ны на зо­ло­то ста­биль­но рас­тут. По­нят­но, что ко­ле­ба­ния про­ис­хо­дят. Но ес­ли по­смот­реть пе­ри­од в де­сять лет, то ока­жет­ся, что зо­ло­то по­до­ро­жа­ло по­чти в 5 раз - с 353 дол­ла­ров за ун­цию до 1600 дол­ла­ров. Сей­час есть ми­ни­маль­ное сни­же­ние, но на уров­не обыч­ных кор­рек­ти­ро­вок рын­ка. Це­ны на осталь­ные ме­тал­лы ме­нее устой­чи­вые.

А обыч­ным по­тре­би­те­лям вы­год­но вкла­ды­вать в зо­ло­то ?

Ан­дрей Юрин:Все за­ви­сит, для ка­ких це­лей де­ла­ет­ся на­коп­ле­ние. Ес­ли че­ло­век хо­чет в ито­ге что-то при­об­ре­сти, то вы­год­нее все­го ко­пить в той ва­лю­те, в ко­то­рой бу­дет со­вер­шать­ся по­куп­ка. Но часть средств мож­но хра­нить на обез­ли­чен­ных ме­тал­ли­че­ских сче­тах в бан­ках.

Юве­лир­ные ал­ма­зы "Сво­бод­ная Рос­си­я" (241,8 ка­рат) и "Рос­си­я" (85 ка­ра­тов).

Как вы ду­ма­е­те, в 2015 го­ду це­ны на драг­ме­тал­лы бу­дут рас­ти?

Ан­дрей Юрин:Ду­маю, что не­боль­шой рост бу­дет на­блю­дать­ся в бли­жай­шие го­ды.

Ска­жи­те, зо­ло­то пе­ре­ста­ло быть глав­ным сим­во­лом бо­гат­ства го­су­дар­ства?

Ан­дрей Юрин: Се­год­ня на­ци­о­наль­ные бо­гат­ства це­нят­ся в са­мой раз­ной фор­ме - про­до­воль­ствие, ми­не­ра­лы, энер­гия. Чем ши­ре ди­вер­си­фи­ка­ция, тем луч­ше. Но цен­траль­ные бан­ки все­го ми­ра про­дол­жа­ют на­ра­щи­вать зо­ло­той за­пас, по­ку­пать зо­ло­то. В пя­тер­ке ли­де­ров по зо­ло­тым за­па­сам - США, Ки­тай, Рос­сия.

Рос­сия вхо­дит в де­сят­ку стран и по до­бы­че зо­ло­та - 250 тонн до­бы­ва­ет­ся в Рос­сии по­чти из трех ты­сяч тонн ми­ро­вой до­бы­чи. Что ка­са­ет­ся ал­ма­зов, их в Рос­сии до­бы­ва­ет­ся треть от ми­ро­во­го объ­е­ма - при­мер­но 38 мил­ли­о­нов ка­рат из 120 мил­ли­о­нов ка­рат. Про­да­жа их при­но­сит бюд­же­ту при­лич­ный до­ход, хо­тя, ко­неч­но, их до­ля в ВВП не очень вы­со­ка: не со­по­ста­ви­ма с га­зом и нефтью. Хо­тя сей­час про­ис­хо­дит на­ра­щи­ва­ние объ­е­мов до­бы­чи.

Ес­ли зо­ло­то - глав­ный ме­талл, то ал­маз - глав­ный ка­мень? Или есть кам­ни, ко­то­рые "на­сту­па­ют ему на пят­ки" по цен­но­сти?

Ан­дрей Юрин:Ко­неч­но, ал­маз - глав­ный ка­мень. В ми­ре рас­тет по­треб­ле­ние ал­ма­зов са­мых раз­ных раз­ме­ров и ха­рак­те­ри­стик: и круп­ных, и мел­ких. Мел­кие по­ку­па­ют­ся на­се­ле­ни­ем для юве­лир­ных из­де­ли­ий. Круп­ные ча­сто ис­поль­зу­ют­ся со­сто­я­тель­ны­ми людь­ми как сред­ство со­хра­не­ния де­нег, на­коп­ле­ния. Что ка­са­ет­ся дру­гих кам­ней, спектр их ха­рак­те­ри­стик сло­жен. Изу­мруд - до­ро­гой ка­мень, сап­фир. При­род­ный жем­чуг до­бы­ва­ет­ся прак­ти­че­ски по­штуч­но и по це­не он мо­жет быть до­ро­же ал­ма­за.

Са­мо­ро­док зо­ло­та "Вер­блюд" (9,3 кг).

Про­тив Рос­сии вве­де­ны санк­ции. А ес­ли их рас­ши­рят и рас­про­стра­нят на на­ши ал­ма­зы? Ска­жут: не бу­дем боль­ше их по­ку­пать.

Ан­дрей Юрин:Сей­час про­ис­хо­дит об­рат­ная си­ту­а­ция. Ал­ма­зы ре­а­ли­зу­ют­ся на ми­ро­вых бир­жах за­пад­ных стран. Уход с этих бирж на­ших кам­ней на­шим парт­не­рам не вы­го­ден.

Мы од­ни из ос­нов­ных про­из­во­ди­те­лей. И ес­ли мы уй­дем с за­пад­но­го рын­ка, по­стра­да­ют преж­де все­го мест­ные фир­мы: они ли­шат­ся ра­бо­ты. Кро­ме то­го, на­до иметь в ви­ду, что боль­шой спрос на ал­ма­зы су­ще­ству­ет со сто­ро­ны рас­ши­ря­ю­ще­го­ся рын­ка быст­ро­раз­ви­ва­ю­щих­ся во­сточ­ных эко­но­мик. Араб­ские Эми­ра­ты, Ин­дия - круп­ные по­ку­па­те­ли ал­ма­зов и про­из­во­ди­те­ли брил­ли­ан­тов. И, ес­ли мы уй­дем с за­пад­но­го рын­ка, они с удо­воль­стви­ем при­мут мас­су на­ших ал­ма­зов в про­из­вод­ство. Так что Рос­сия вряд ли по­не­сет ущерб.

При­род­ные дра­го­цен­ные кам­ни при­ме­ня­ют­ся толь­ко в юве­лир­ной про­мыш­лен­но­сти?

Ан­дрей Юрин: Ко­гда на­у­ка и тех­но­ло­гии бы­ли не столь раз­ви­ты, то ал­маз ши­ро­ко ис­поль­зо­вал­ся в про­мыш­лен­но­сти как сверх­проч­ный ма­те­ри­ал. Но уче­ные со­зда­ли син­те­ти­че­ские ал­ма­зы, и они ис­поль­зу­ют­ся в про­мыш­лен­но­сти. А в юве­лир­ных из­де­ли­ях це­нят­ся при­род­ные ал­ма­зы.

На меж­ду­на­род­ном кон­грес­се юве­ли­ров, ко­то­рый про­хо­дил вес­ной в Москве, ак­тив­но об­суж­да­лась те­ма раз­гра­ни­че­ния об­ра­ще­ния син­те­ти­че­ских и при­род­ных ал­ма­зов. Че­ло­век име­ет пра­во ку­пить син­те­ти­че­ский ка­мень, но он дол­жен знать, что он - имен­но син­те­ти­че­ский, по­то­му что це­на на син­те­ти­ку и на при­род­ный ка­мень раз­нит­ся в сот­ни раз. И юве­лир­ное со­об­ще­ство сей­час ста­вит во­прос о чет­ком раз­гра­ни­че­нии об­ра­ще­ния син­те­ти­че­ских и при­род­ных ал­ма­зов. Рост объ­е­ма по­треб­ле­ния брил­ли­ан­тов в год - 3-4 про­цен­та.

Дра­го­цен­ные ме­тал­лы то­же ис­поль­зу­ют­ся в ос­нов­ном в юве­лир­ной про­мыш­лен­но­сти за ис­клю­че­ни­ем, по­жа­луй, пал­ла­дия. Он ис­поль­зу­ет­ся в ав­то­мо­биль­ной про­мыш­лен­но­сти, и спрос на не­го рас­тет.


Брил­ли­ан­то­вая диа­де­ма с ин­дий­ски­ми бри­о­ле­та­ми.

Экс­пер­ты го­во­рят, что в Рос­сии дра­го­цен­ные кам­ни не ли­цен­зи­ру­ют­ся, и на юве­лир­ном рын­ке встре­ча­ют­ся под­дел­ки це­ной в не­сколь­ко со­тен ты­сяч руб­лей. Как с этим бо­роть­ся?

Ан­дрей Юрин:Доб­ро­со­вест­ный про­из­во­ди­тель все­гда стре­мит­ся под­твер­дить ка­че­ство сво­е­го из­де­лия. Он до­ро­жит ре­пу­та­ци­ей. Из­вест­ная мар­ка, фир­ма не бу­дет об­ма­ны­вать по­ку­па­те­ля.

В ми­ро­вом юве­лир­ном со­об­ще­стве счи­та­ют, что ха­рак­те­ри­сти­ка кам­ня долж­на при­кла­ды­вать­ся к из­де­лию. А над­зор­ные ор­га­ны долж­ны сле­дить за доб­ро­со­вест­ным об­ра­ще­ни­ем юве­лир­ных из­де­лий. Часть из­го­то­ви­те­лей уже при­кла­ды­ва­ют по­доб­ные сер­ти­фи­ка­ты.

Ес­ли вы по­до­зре­ва­е­те, что вас об­ма­ну­ли, мож­но от­дать из­де­лие на экс­пер­ти­зу в про­бир­ный над­зор, в гем­мо­ло­ги­че­скую ла­бо­ра­то­рию - они есть во всех круп­ных го­ро­дах, или нам: спе­ци­а­ли­сты опре­де­лят при­ро­ду кам­ня. Це­на экс­пер­ти­зы - от ты­ся­чи руб­лей, в за­ви­си­мо­сти от це­ны из­де­лия.

Кро­ме то­го, Го­с­ду­ма при­ня­ла в пер­вом чте­нии за­ко­но­про­ект о вне­се­нии из­ме­не­ний в за­кон об об­ра­ще­нии дра­го­цен­ных кам­ней и ме­тал­лов. Сей­час он го­то­вит­ся ко вто­ро­му. Он уже­сто­ча­ет кон­троль над об­ра­ще­ни­ем дра­го­цен­ных кам­ней и ме­тал­лов, в том чис­ле в роз­нич­ной тор­гов­ле. По­сле его при­ня­тия по­явят­ся ос­но­ва­ния для про­ве­рок роз­нич­ных ма­га­зи­нов, в том чис­ле - по жа­ло­бам по­ку­па­те­лей, ес­ли они со­мне­ва­ют­ся в ка­че­стве кам­ней или в до­сто­вер­но­сти ин­фор­ма­ции о них. Про­ве­рять и про­во­дить экс­пер­ти­зу бу­дет про­бир­ный над­зор. На­ру­ши­те­лям бу­дет гро­зить на­ка­за­ние.

В Го­хра­не от­кры­лась пре­крас­ная вы­став­ка юве­лир­но­го до­ма Са­зи­ко­вых. Пла­ни­ру­ют­ся ли дру­гие вы­став­ки?

Ан­дрей Юрин: С од­ной сто­ро­ны, Го­хран - это го­су­дар­ствен­ное хра­ни­ли­ще цен­но­стей, они пред­став­ле­ны в раз­ной фор­ме, в том чис­ле в ви­де ху­до­же­ствен­ных из­де­лий. У нас есть под­раз­де­ле­ние, ко­то­рое за­ни­ма­ет­ся их на­уч­ной ат­те­ста­ци­ей.

Не­пра­виль­но огра­ни­чи­вать до­ступ спе­ци­а­ли­стов к та­ким из­де­ли­ям, по­это­му бы­ло при­ня­то ре­ше­ние, что Го­хран бу­дет про­во­дить те­ма­ти­че­ские экс­по­зи­ции из­де­лий, ко­то­рые яв­ля­ют­ся на­ци­о­наль­ным до­сто­я­ни­ем. По­ка­зы­вать их бу­дем преж­де все­го спе­ци­а­ли­стам, юве­ли­рам, сту­ден­там и пре­по­да­ва­те­лям ху­до­же­ствен­ных учи­лищ. Вы­став­ку до­ма Са­зи­ко­вых и его со­вре­мен­ни­ков мож­но по­се­тить, на­пи­сав за­яв­ку в на­шу ор­га­ни­за­цию, и мы про­ве­дем экс­кур­сию. По за­вер­ше­нии этой экс­по­зи­ции в сле­ду­ю­щем го­ду от­кро­ет­ся но­вая, ее те­ма - по­ка сек­рет.


Юби­лей­ная на­гра­да "Ор­ден Фа­бер­же".

Есть ли в Рос­сии сей­час юве­ли­ры уров­ня Са­зи­ко­ва, Фа­бер­же?

Ан­дрей Юрин: На Ру­си ос­нов­ны­ми за­каз­чи­ка­ми пред­ме­тов юве­лир­но­го ис­кус­ства бы­ли со­сто­я­тель­ные се­мьи. На­ря­ду с ни­ми граж­да­не сред­не­го до­стат­ка счи­та­ли хо­ро­шим то­ном иметь из­де­лия из се­реб­ра и спла­вов дра­го­цен­ных ме­тал­лов. И юве­лир­ное ис­кус­ство раз­ви­ва­лось.

В ХХ ве­ке по­сле ре­во­лю­ции спрос на из­де­лия юве­ли­ров прак­ти­че­ски пре­кра­тил­ся. Тот же Фа­бер­же за­кон­чил жизнь до­ста­точ­но пе­чаль­но, он был вы­нуж­ден эми­гри­ро­вать в Па­риж и там умер, а его фаб­ри­ка пре­кра­ти­ла де­я­тель­но­сть. В со­вет­ское вре­мя в стра­не за­ни­ма­лись раз­ви­ти­ем про­мыш­лен­но­сти, эко­но­ми­ки, на­у­ки, но не юве­лир­ным де­лом. Все све­лось к из­го­тов­ле­нию се­рий­ных из­де­лий, об­ру­чаль­ных ко­лец.

В 1980 го­дах бы­ло при­ня­то ре­ше­ние, что со­вет­ские юве­ли­ры долж­ны по­ка­зать, на что они спо­соб­ны. И то­гда шесть луч­ших юве­ли­ров стра­ны бы­ли при­гла­ше­ны на ра­бо­ту в Го­хран, им предо­ста­ви­ли все не­об­хо­ди­мые ма­те­ри­а­лы, и они по сво­им ри­сун­кам, по ри­сун­кам из­де­лий, ко­то­рые бы­ли утра­че­ны или про­да­ны за ру­беж на за­ре со­вет­ской вла­сти, со­зда­ли но­вые про­из­ве­де­ния. Ес­ли вы бу­де­те на вы­став­ке Ал­маз­но­го фон­да, уви­ди­те экс­по­зи­цию их ра­бот. Это то, что яв­ля­ет­ся вер­ши­ной юве­лир­но­го со­вет­ско­го ис­кус­ства.

Се­год­ня си­ту­а­ция по­ме­ня­лась, есть воз­мож­ность рас­кры­вать твор­че­ский по­тен­ци­ал юве­ли­ров. Го­хран воз­об­но­вил прак­ти­ку про­ве­де­ния кон­кур­сов юве­лир­но­го ис­кус­ства. Он про­шел в этом го­ду, и че­рез два го­да по­вто­рит­ся. Гран-при по­лу­чил один из луч­ших юве­ли­ров Рос­сии Иль­гиз Фа­зул­зя­нов.

Го­хран за­ку­па­ет ра­бо­ты со­вре­мен­ных юве­ли­ров?

Ан­дрей Юрин: Нет. Хо­тя, на­вер­ное, бы­ло бы пра­виль­но по­ку­пать вы­да­ю­щи­е­ся из­де­лия. Но это есть в на­ших пла­нах. Важ­но про­ду­мать про­це­ду­ру от­бо­ра, при­знан­ную юве­лир­ным со­об­ще­ством. В 2015 го­ду, мы пла­ни­ру­ем за­нять­ся этим во­про­сом.


Крест ор­де­на свя­то­го Ан­дрея Пер­во­зван­но­го.

Юве­ли­ры за­яв­ля­ют, что мог­ли бы участ­во­вать в меж­ду­на­род­ных вы­став­ках и вы­гля­деть на них до­стой­но. Но это до­ро­го. Мо­жет ли го­су­дар­ство им по­мочь?

Ан­дрей Юрин: На­шим юве­ли­рам сей­час нуж­но объ­еди­нить­ся, им нуж­на хо­ро­шая ра­бо­та­ю­щая про­фес­си­о­наль­ная об­ще­ствен­ная ор­га­ни­за­ция. И мы удо­вле­тво­ре­ны, что ею ста­но­вит­ся Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии. Она пре­вра­ща­ет­ся в пло­щад­ку для об­суж­де­ния про­фес­си­о­наль­ных во­про­сов, кон­со­ли­ди­ру­ет юве­лир­ное со­об­ще­ство, и ко­гда про­цесс ста­нов­ле­ния бу­дет за­вер­шен, мы смо­жем до­стой­но по­ка­зать ми­ру рос­сий­ских ма­сте­ров. По­мощь го­су­дар­ства - сле­ду­ю­щий этап. Мы го­то­вы со­труд­ни­чать с про­фес­си­о­наль­ной ор­га­ни­за­ци­ей.

Как вы пой­ме­те, что гиль­дия со­сто­я­лась?

Ан­дрей Юрин: По объ­е­му ре­а­ли­за­ции про­дук­ции, ко­то­рый осу­ществ­ля­ют чле­ны гиль­дии и не вхо­дя­щие в нее ор­га­ни­за­ции. Сей­час со­от­но­ше­ние 50 на 50. А мы счи­та­ем, что гиль­дия долж­на объ­еди­нить боль­ше по­ло­ви­ны про­из­во­ди­те­лей. И ко­гда это про­изой­дет, мы бу­дем го­то­вы об­суж­дать с ней воз­мож­ные фор­мы под­держ­ки юве­лир­но­го де­ла. Я ду­маю, на ее ста­нов­ле­ние по­на­до­бит­ся еще при­мер­но год.

Ка­ков объ­ем рос­сий­ско­го юве­лир­но­го рын­ка?

Ан­дрей Юрин:Он по­сто­ян­но рас­тет. Сей­час мы оце­ни­ва­ем его обо­рот в 183 мил­ли­ар­да руб­лей в год. Но до по­ло­ви­ны объ­е­ма рын­ка - это им­порт, при­чем не все­гда вы­со­ко­ка­че­ствен­ный. Но, я на­де­юсь, что по­сле при­ня­тия за­ко­но­про­ек­та, по ме­ре вве­де­ния кон­троль­ных про­це­дур, ка­че­ствен­ных из­де­лий ста­нет боль­ше.

Не по­лу­чит­ся ли, что с умень­ше­ни­ем до­ли им­пор­та по­до­ро­жа­ют юве­лир­ные из­де­лия?

Ан­дрей Юрин: Ни в ко­ем слу­чае.

А на экс­порт на­ша про­дук­ция не идет?

Ан­дрей Юрин: Идет. Но, к со­жа­ле­нию, объ­ем экс­пор­та ни­же, чем им­пор­та. Ко­гда Рос­сия от­кры­ла гра­ни­цы в 1990 го­дах, она ока­за­лась не­кон­ку­рен­то­спо­соб­ной. Что та­кое со­вет­ский юве­лир­ный за­вод? Это боль­шое пред­при­я­тие с се­рьез­ны­ми из­держ­ка­ми, а зна­чит - не­кон­ку­рен­то­спо­соб­ное. И им­порт во­шел в Рос­сию.

По­че­му се­го­дня боль­шин­ство юве­лир­ных про­из­водств в Рос­сии сред­ние и мел­кие? По­то­му что там из­держ­ки мень­ше. Ча­сто это се­мей­ные пред­при­я­тия. Те­перь рос­сий­ско­му про­из­во­ди­те­лю еще толь­ко пред­сто­ит вновь за­во­е­вы­вать рын­ки.

А в чем про­бле­ма?


Боль­шая им­пе­ра­тор­ская ко­ро­на, со­здан­ная для ко­ро­на­ции Ека­те­ри­ны II.

Ан­дрей Юрин: На­ши из­де­лия до­ро­же, по­то­му что из­держ­ки вы­ше. По ме­ре то­го, как бу­дут рас­ти про­фес­си­о­на­лизм юве­ли­ров и сни­жать­ся из­держ­ки, они нач­нут вы­хо­дить на ми­ро­вой ры­нок.

Рос­сия дол­го раз­ви­ва­лась в не­кон­ку­рент­ной сре­де, не ин­те­гри­ру­ясь в ми­ро­вое со­об­ще­ство. А мир гло­ба­ли­зо­ван. Стра­на, ко­то­рая про­из­во­дит наи­бо­лее де­ше­вый про­дукт, за­во­е­вы­ва­ет по­тре­би­те­ля во всем ми­ре. Так что ре­цепт один - де­лать де­шев­ле и кра­си­вее. Пер­вое важ­нее для мас­со­во­го по­тре­би­те­ля, вто­рое - для лю­би­те­лей экс­клю­зив­ных ве­щей.

За­во­зят ли экс­клю­зив­ные укра­ше­ния в Рос­сию? Нас­коль­ко ве­ли­ка кон­ку­рен­ция меж­ду на­ши­ми и ино­стран­ны­ми про­из­во­ди­те­ля­ми в этом сег­мен­те?

Ан­дрей Юрин:К со­жа­ле­нию, се­го­дня до­ро­го­сто­я­щие из­де­лия бо­га­тые рос­си­я­не по­ку­па­ют не у рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей. И зо­ло­то у нас хо­ро­шее. И ал­ма­зы. Но есть та­кое по­ня­тие, как бренд, ко­то­рый мо­жет со­став­лять до 40 про­цен­тов в це­не. Что та­кое бренд? Это под­твер­жде­ние ка­че­ства, име­ни, доб­ро­со­вест­но­сти. И по­ку­па­тель пла­тит за имя. Бу­дем вы­ра­щи­вать рос­сий­ские брен­ды. По­ка их нет.

Что для это­го нуж­но и как мно­го вре­ме­ни на это по­тре­бу­ет­ся?

Ан­дрей Юрин: Хо­тя бы пять лет. На­до ста­вить до­сти­жи­мые це­ли. Уча­стие на­ших юве­ли­ров в меж­ду­на­род­ных вы­став­ках бу­дет спо­соб­ство­вать про­дви­же­нию их про­дук­ции на ми­ро­вой ры­нок. И го­су­дар­ствен­ную по­ли­ти­ку нуж­но осу­ществ­лять по мно­гим на­прав­ле­ни­ям. Под­дер­жи­вать ху­до­же­ствен­ное на­ча­ло, про­во­дить вы­став­ки, кон­кур­сы, яр­мар­ки внут­ри стра­ны и за ру­бе­жом. Вы­ход на ми­ро­вой ры­нок - это очень слож­ный про­цесс, ко­то­рый тре­бу­ет кон­со­ли­да­ции уси­лий юве­лир­но­го со­об­ще­ства и под­держ­ки го­су­дар­ства.

Что хра­нит Го­хран?

Ан­дрей Юрин: Весь ас­сор­ти­мент дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, ко­то­рые пред­став­ле­ны в ми­ре.

Го­хра­ну 295 лет. Он был со­здан ука­зом Пет­ра Пер­во­го в 1719 го­ду. И за­ни­ма­лось тем, что хра­ни­ло цар­ские ре­га­лии, дра­го­цен­но­сти им­пе­ра­тор­ско­го дво­ра. Сей­час оно, по су­ти, де­ла­ет то же са­мое. Все, что хра­нит­ся в сте­нах фон­да - соб­ствен­ность Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Зо­ло­то как уни­вер­саль­ный дра­го­цен­ный ме­талл, пла­ти­на и ме­тал­лы пла­ти­но­вой груп­пы - пал­ла­дий, ро­дий, ру­те­ний, ос­мий. Ал­ма­зы, ко­то­рые до­бы­ва­ют­ся в Рос­сии, брил­ли­ан­ты, изу­мру­ды, ру­би­ны, сап­фи­ры... Они со­дер­жат­ся в раз­ном ви­де - и в ви­де слит­ков, го­то­вых к ры­ноч­но­му об­ра­ще­нию, са­мо­род­ков, в ви­де ху­до­же­ствен­ных из­де­лий.

Вы­став­ка Ал­маз­ный фонд в Крем­ле - часть гос­фон­да. На ней пред­став­ле­ны вы­со­ко­ху­до­же­ствен­ные юве­лир­ные из­де­лия, из­го­тав­ли­ва­е­мые рос­сий­ски­ми ма­сте­ра­ми на про­тя­же­нии не­сколь­ких ве­ков. Мно­гие из них при­над­ле­жа­ли им­пе­ра­тор­ской се­мье. Но кол­лек­ция Ал­маз­но­го фон­да - это толь­ко вер­ши­на айс­бер­га.

Ко­неч­но, не все, что до­бы­ва­ет­ся в стра­не, ста­но­вит­ся соб­ствен­но­стью го­су­дар­ства, это и соб­ствен­ность тех, кто до­бы­ва­ет. Но го­су­дар­ство име­ет за­кон­ное пра­во при­об­ре­сти, ска­жем, уни­каль­ные са­мо­род­ки или ал­ма­зы. И го­су­дар­ство им поль­зу­ет­ся.

А ес­ли до­быт­чик на­шел уни­каль­ный са­мо­ро­док и по­ду­мал: за­чем я бу­ду рас­ска­зы­вать про это го­су­дар­ству? Луч­ше я его по­до­ро­же про­дам за гра­ни­цу?

Ан­дрей Юрин:Обра­ще­ние дра­го­цен­ных кам­ней и ме­тал­лов ре­гу­ли­ру­ет­ся за­ко­но­да­тель­ством. Ес­ли это уни­каль­ный са­мо­ро­док, а та­ким он при­зна­ет­ся спе­ци­аль­ной экс­перт­ной ко­мис­си­ей, он дол­жен быть про­дан го­су­дар­ству. Ли­бо го­су­дар­ство мо­жет от не­го от­ка­зать­ся. Пра­ви­ла уста­нов­ле­ны. И есть лю­ди, ко­то­рые сле­дят, что­бы эти пра­ви­ла не на­ру­ша­лись.

У го­су­дар­ства есть план за­ку­пок?

Ан­дрей Юрин:Есть за­кон о фе­де­раль­ном бюд­же­те, в ко­то­ром уста­нав­ли­ва­ет­ся объ­ем средств на за­куп­ку. В по­след­ние го­ды на это за­кла­ды­ва­ют­ся при­мер­но 10 мил­ли­ар­дов руб­лей в год.

[ rg.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->