Дорогая Pandora

Раздел: Бренды
21 мая 2014 г.

Ин­ве­сти­ци­он­ная «доч­ка» Сбер­бан­ка вы­ку­пи­ла треть рос­сий­ской юве­лир­ной се­ти Pandora, очень вы­со­ко оце­нив опе­ра­ци­он­ные успе­хи ком­па­нии и обес­пе­чив фи­нан­си­ро­ва­ние про­ек­там ее вла­дель­ца Мак­си­ма Но­гот­ко­ва на 13,6 млрд руб­лей

Мак­сим Но­гот­ков (вла­де­лец про­ек­тов «С­вяз­ной», Связ­ной-банк, Enter и др.) по­лу­чил круп­ное фи­нан­со­вое вли­ва­ние от Сбер­бан­ка, про­дав треть ак­ций од­но­го из наи­бо­лее успеш­ных сво­их биз­нес-про­ек­тов — се­ти юве­лир­ных ма­га­зи­нов Pandora. В офи­ци­аль­ном пресс-ре­ли­зе ука­за­но, что Sberbank CIB ор­га­ни­зо­вал фи­нан­си­ро­ва­ние ЗАО «ПанКлуб», яв­ля­ю­ще­го­ся экс­клю­зив­ным дис­три­бу­то­ром юве­лир­ных из­де­лий Pandora в Рос­сии и стра­нах СНГ. Об­щая сум­ма сдел­ки пре­вы­си­ла 13,6 млрд руб­лей. Часть средств бы­ла предо­став­ле­на в ви­де кре­ди­та опе­ра­ци­он­ной ком­па­нии, вы­дан­но­го при уча­стии де­пар­та­мен­та кре­ди­то­ва­ния Sberbank CIB, осталь­ное — пу­тем вы­ку­па 35% ак­ций хол­дин­го­вой ком­па­нии у Мак­си­ма Но­гот­ко­ва в поль­зу ООО «С­бер­банк Ин­ве­сти­ции» (100-про­цент­ная «доч­ка» ОАО «С­бер­банк Рос­сии»). Ка­кая имен­но часть сум­мы яв­ля­ет­ся кре­ди­том и чем она обес­пе­че­на, сто­ро­ны не со­об­ща­ют.

Участ­ни­ков юве­лир­но­го рын­ка сум­ма фи­нан­си­ро­ва­ния по­ра­зи­ла. Опе­ра­ци­он­ные по­ка­за­те­ли ЗАО «ПанКлуб» не рас­кры­ва­ет, но ра­нее в прес­се на­зы­ва­лись циф­ры за 2012 год: обо­рот 1,9 млрд руб­лей, при­быль 345,5 млн руб­лей. Да­же с уче­том зна­чи­тель­но­го ро­ста в 2013 го­ду — а сеть Pandora рас­тет быст­рее рын­ка, при­бав­ляя по 30–40 ма­га­зи­нов еже­год­но, — ее сто­и­мость вряд ли при­бли­зи­лась к сум­ме 13,6 млрд руб­лей, осо­бен­но учи­ты­вая слож­ную эко­но­ми­че­скую си­ту­а­цию в Рос­сии.

Илья Адам­ский, ком­мер­че­ский ди­рек­тор ком­па­нии «Мос­ков­ский юве­лир­ный за­вод», счи­та­ет, что за ак­ции се­ти вла­де­лец мог по­лу­чить око­ло 3 млрд руб­лей, и не очень по­ни­ма­ет, ку­да се­го­дня для раз­ви­тия на юве­лир­ном рын­ке мож­но по­тра­тить де­вять с лиш­ним мил­ли­ар­дов руб­лей. Впро­чем, Мак­сим Но­гот­ков по­яс­нил для «Экс­пер­та», что эти сред­ства бу­дут на­прав­ле­ны и на дру­гие его про­ек­ты, вклю­чая груп­пу «С­вяз­ной».

Кон­цеп­ту­аль­ный успе­х

Pandora — гло­баль­ная ком­па­ния дат­ско­го про­ис­хож­де­ния, ее про­дук­ция про­да­ет­ся в 80 стра­нах, бо­лее чем в 10 тыс. тор­го­вых точ­ках. Про­из­вод­ство на­хо­дит­ся в Та­и­лан­де, где ра­бо­та­ют 6,8 тыс. из 9 тыс. со­труд­ни­ков ком­па­нии. В 2013 го­ду об­щий до­ход Pandora со­ста­вил око­ло 1,2 млрд ев­ро. С этим по­ка­за­те­лем ком­па­ния вхо­дит в трой­ку ли­де­ров ми­ро­во­го юве­лир­но­го рын­ка, об­хо­дя Bulgari и усту­пая лишь Tiffani. Фран­ши­зу на раз­ви­тие Pandora в Рос­сии и стра­нах СНГ Мак­сим Но­гот­ков по­лу­чил в 2010 го­ду сро­ком на пять лет, пер­вый ма­га­зин от­крыл­ся в но­яб­ре 2010-го. Ме­нее чем за че­ты­ре го­да ко­ман­де «ПанКлу­ба» уда­лось со­здать се­рьез­ную юве­лир­ную сеть, со­сто­я­щую из 257 ма­га­зи­нов (137 соб­ствен­ных и 120 по суб­фран­ши­зе). Еже­год­но ком­па­ния от­кры­ва­ет по 35–40 ма­га­зи­нов в раз­ных ре­ги­о­нах стра­ны, та­кой же план раз­ви­тия сто­ит и на те­ку­щий год, и на сле­ду­ю­щий, 2015-й. О том, что бу­дет про­ис­хо­дить с фран­ши­зой по­сле 2015 го­да — бу­дет ли она про­дле­на или рос­сий­ский биз­нес бу­дет вы­куп­лен Pandora, — Но­гот­ков не рас­ска­зы­ва­ет.

Ру­ко­во­ди­тель Sberbank Merchant Banking, управ­ля­ю­щий ди­рек­тор Sberbank CIB Оскар Ра­цин, ком­мен­ти­руя со­бы­тие, от­ме­тил, что «эта сдел­ка от­ра­жа­ет успе­хи, до­стиг­ну­тые ком­па­ни­ей за по­след­ние че­ты­ре го­да, и уве­рен­ность бан­ка в том, что Мак­сим Но­гот­ков и та­лант­ли­вая ко­ман­да ме­не­дже­ров, ко­то­рую он воз­глав­ля­ет, смо­гут со­хра­нить ве­ду­щие в сек­то­ре тем­пы ро­ста и вы­со­кую мар­жи­наль­ность биз­не­са».

Дей­стви­тель­но, тем­пы ро­ста для юве­лир­но­го рын­ка в пост­кри­зис­ный пе­ри­од впе­чат­ля­ю­щие. Ва­ле­рий Ра­да­ше­вич, за­ме­сти­тель ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии, го­во­рит, что по­сле се­рьез­но­го па­де­ния в кри­зис ры­нок к 2012 го­ду вос­ста­но­вил­ся и рас­тет се­го­дня на 3–4% в год, не бо­лее. Оль­га Ере­ме­е­ва, ге­не­раль­ный ди­рек­тор ЗАО «ПанКлуб», го­во­рит, что обо­ро­ты ее ком­па­нии уве­ли­чи­ва­ют­ся на 30–40% еже­год­но, та­кой же про­гноз и на те­ку­щий год. При этом до­хо­ды рас­тут не толь­ко за счет от­кры­тия но­вых ма­га­зи­нов: та­ки­ми же тем­па­ми уве­ли­чи­ва­ет­ся и вы­руч­ка в уже су­ще­ству­ю­щих тор­го­вых точ­ках. Как счи­та­ет Оль­га Ере­ме­е­ва, при­чи­ной успеш­но­го раз­ви­тия про­ек­та яв­ля­ет­ся ком­би­на­ция трех фак­то­ров: уни­каль­ная кон­цеп­ция (по­ку­па­тель, по су­ти, са­мо­сто­я­тель­но со­би­ра­ет укра­ше­ние, при­об­ре­тая — сра­зу или по­сте­пен­но — его ча­сти); вы­со­кое ка­че­ство са­мо­го про­дук­та (руч­ная об­ра­бот­ка, мод­ный ди­зайн, рас­кру­чен­ный бренд); вы­со­кий про­фес­си­о­на­лизм рос­сий­ской ко­ман­ды, ко­то­рая за че­ты­ре го­да не до­пу­сти­ла ни од­но­го про­ко­ла — все ма­га­зи­ны се­ти по­ка­зы­ва­ют хо­ро­шую при­быль, ни од­но­го не­удач­но­го от­кры­тия не бы­ло.

Про­дук­ция Pandora про­да­ет­ся в сред­нем, вы­со­ком и пре­ми­ум-сег­мен­тах. Она пред­став­ля­ет со­бой раз­лич­ные эле­мен­ты укра­ше­ний, в ос­нов­ном брас­ле­тов, вы­пол­нен­ных из се­реб­ра или зо­ло­та с ис­поль­зо­ва­ни­ем как дра­го­цен­ных, так и по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней или му­ран­ско­го стек­ла. По­ку­пая ос­но­ву для брас­ле­та, кли­ент мо­жет до­ку­пить для не­го от од­но­го до два­дца­ти эле­мен­тов (шар­мов) из ас­сор­ти­мен­та в не­сколь­ко со­тен, фор­ми­руя та­ким об­ра­зом уни­каль­ное укра­ше­ние. «Pandora — пер­вая юве­лир­ная ком­па­ния, ко­то­рая раз­ви­ва­ет­ся по прин­ци­пу fast fashion, ха­рак­тер­но­му для всей се­го­дняш­ней фэшн-ин­ду­стрии, — по­яс­ня­ет Оль­га Ере­ме­е­ва. — Кол­лек­ция из­де­лий об­нов­ля­ет­ся семь раз в год, под каж­дую кол­лек­цию ме­ня­ет­ся внеш­ний вид ма­га­зи­нов — но­вые по­сте­ры, но­вые вит­ри­ны, но­вые эле­мен­ты оформ­ле­ния. Все это сти­му­ли­ру­ет по­ку­па­те­лей зай­ти и по­смот­реть, что ин­те­рес­но­го по­яви­лось. Да и са­ма идея — со­брать свой не­по­вто­ри­мый брас­лет — за­став­ля­ет по­ку­па­те­ля воз­вра­щать­ся в ма­га­зин до два­дца­ти раз: столь­ко шар­мов по­ме­ща­ет­ся на од­ном брас­ле­те. А ведь за­да­ча сде­лать по­ку­па­те­ля по­сто­ян­ным сто­ит пе­ред каж­дым тор­го­вым биз­не­сом. В Pandora она ре­ше­на кон­цеп­ту­аль­но. К то­му же это сни­ма­ет про­бле­му фи­нан­со­вой до­ступ­но­сти — на­чать “со­би­рать” укра­ше­ние мож­но с очень не­боль­ши­ми день­га­ми».

Флун Гу­ме­ров, ди­рек­тор ком­па­нии «Ал­маз-хол­динг», очень вы­со­ко оце­ни­ва­ет по­тен­ци­ал этой кон­цеп­ции. «Ин­ди­ви­ду­а­лизм се­го­дня в мо­де, — рас­суж­да­ет Гу­ме­ров. — Все хо­тят быть не­по­хо­жи­ми на дру­гих, а по­то­му воз­мож­ность са­мо­му со­здать уни­каль­ное укра­ше­ние по­ку­па­те­ля­ми це­нит­ся. Соз­дав по­доб­ную кон­цеп­цию, Pandora се­го­дня са­ма фор­ми­ру­ет ин­те­рес по­ку­па­те­ля, а не под­стра­и­ва­ет­ся под не­го, об этом меч­та­ет лю­бой про­из­во­ди­тель, да­ле­ко не всем уда­ет­ся по­доб­ное». За счет столь удач­но­го мар­ке­тин­го­во­го ре­ше­ния ком­па­ния мо­жет уста­нав­ли­вать на свой про­дукт вы­со­кую мар­жу, до­бав­ля­ет он. «Се­реб­ря­ный шарм ве­сом пять грам­мов в Pandora сто­ит ты­ся­чу–ты­ся­чу две­сти руб­лей, це­на се­реб­ра — чуть боль­ше два­дца­ти руб­лей за грамм, оче­вид­но, что до­ход­ность от про­да­жи та­ко­го из­де­лия о-очень хо­ро­шая», — по­яс­ня­ет Гу­ме­ров.

Впро­чем, по уве­ре­ни­ям Оль­ги Ере­ме­е­вой, на­цен­ка на юве­лир­ные из­де­лия в Pandora не вы­ше сред­ней на рын­ке, хо­ро­шую до­ход­ность биз­не­са уда­ет­ся удер­жи­вать за счет быст­ро­го раз­ви­тия и на­ра­щи­ва­ния обо­ро­тов, а так­же за счет очень жест­ко­го кон­тро­ля за за­тра­та­ми и скру­пу­лез­но­го вни­ма­ния к вы­бо­ру ме­ста для каж­дой но­вой точ­ки.

Участ­ни­ки рын­ка, впро­чем, ста­вят под со­мне­ние пер­спек­ти­вы от­кры­вать­ся та­ки­ми же тем­па­ми. «Воз­мож­но­сти для мас­со­во­го от­кры­тия но­вых ма­га­зи­нов в Рос­сии в сег­мен­те “сред­ний плюс” се­го­дня силь­но огра­ни­че­ны, — счи­та­ет Илья Адам­ский из ком­па­нии “Мос­ков­ский юве­лир­ный за­вод”, чья сеть на­счи­ты­ва­ет по­ряд­ка 270 ма­га­зи­нов. — По­тре­би­тель­ский спрос на юве­лир­ном рын­ке в этом сег­мен­те с кон­ца про­шло­го го­да по­чти не рас­тет».

[ expert.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->