Е-коммерция набирает высоту

Раздел: Торговля
08 апреля 2014 г.

Элек­трон­ная ком­мер­ция про­дол­жа­ет свое три­ум­фаль­ное ше­ствие по ми­ру, оста­ва­ясь в чис­ле тех не­мно­гих рын­ков, ко­то­рые на про­тя­же­нии дол­гих лет ста­биль­но де­мон­стри­ру­ют дву­знач­ные тем­пы ро­ста. Не­дав­но за­вер­шив­ший­ся 2013 г. не стал ис­клю­че­ни­ем для боль­шин­ства го­су­дарств ми­ра.

Объ­ем ми­ро­во­го рын­ка элек­трон­ной ком­мер­ции по ито­гам 2013 г. пре­вы­сил $1248,4 млрд, про­де­мон­стри­ро­вав рост на 18% по от­но­ше­нию к ана­ло­гич­но­му по­ка­за­те­лю 2012 г., сви­де­тель­ству­ют дан­ные гло­баль­но­го ис­сле­до­ва­ния ком­па­нии eMarketer. В част­но­сти, не­мец­кий ры­нок он­лайн-тор­гов­ли, вхо­дя­щий в топ-5 ев­ро­пей­ский рын­ков по то­ва­ро­обо­ро­ту и усту­па­ю­щий лишь бри­тан­ско­му, по­ка­зал ро­ст, зна­чи­тель­но пре­вы­ша­ю­щий сред­ний по ми­ру. Ас­со­ци­а­ция ди­стан­ци­он­ной тор­гов­ли (BvH) в сво­ем от­че­те со­об­щи­ла, что не­мец­кий е-ком­мерс до­стиг объ­е­ма про­даж в 39,1 млрд ев­ро (в­клю­чая циф­ро­вые то­ва­ры и би­ле­ты), по­ка­зав ди­на­ми­ку в 42% за год.

На­до от­ме­тить, что на­се­ле­ние Гер­ма­нии – это по­ряд­ка 82 млн че­ло­век, из ко­то­рых по­чти 69 млн яв­ля­ют­ся ин­тер­нет-поль­зо­ва­те­ля­ми, а 37 млн – он­лайн-по­ку­па­те­ля­ми. По­это­му про­де­мон­стри­ро­ван­ный по ито­гам го­да рост – впол­не за­ко­но­мер­ный про­цесс в усло­ви­ях про­ник­но­ве­ния ин­тер­не­та, к ко­то­ро­му очень удач­но до­бав­ля­ют­ся раз­ви­тая фи­нан­со­вая ин­фра­струк­ту­ра и си­сте­ма ло­ги­сти­ки. Кста­ти, BvH от­ме­ча­ет лю­бо­пыт­ный факт, от­ли­ча­ю­щий не­мец­кую элек­трон­ную ком­мер­цию от дру­гих рын­ков: при­мер­но две тре­ти он­лайн-про­даж в Гер­ма­нии при­шлись на гло­баль­ные тор­го­вые пло­щад­ки вро­де аме­ри­кан­ских eBay и Amazon.

Са­мые ди­на­мич­ные рын­ки

Впро­чем, не­смот­ря на очень хо­ро­ший рост не­мец­ко­го рын­ка, наи­бо­лее ди­на­мич­ны­ми, как по­ка­зы­ва­ет ис­сле­до­ва­ние eMarketer, оста­ют­ся ази­ат­ские стра­ны. К при­ме­ру, ки­тай­ский ры­нок элек­трон­ной ком­мер­ции вы­рос по ито­гам 2013 г. на 78,5%, ин­до­не­зий­ский – на 71,3%. Ки­тай се­го­дня по­ка­зы­ва­ет оше­ло­ми­тель­ные ре­зуль­та­ты с точ­ки зре­ния ди­на­ми­ки раз­ви­тия: ки­тай­ский ри­тей­лер Alibaba уже пре­взо­шел по объ­е­мам про­даж eBay и Amazon вме­сте взя­тые, а в ско­ром вре­ме­ни впол­не мо­жет обо­гнать и ми­ро­во­го роз­нич­но­го ли­де­ра Walmart. По мне­нию экс­пер­тов eMarketer, раз­ви­тие ин­тер­нет-ком­мер­ции в Ки­тае и даль­ше бу­дет ид­ти по на­рас­та­ю­щей. Ес­ли ки­тай­ская он­лайн-тор­гов­ля бу­дет рас­ти на 30% еже­год­но, уже к 2017 г. ее до­ля в ми­ро­вых ин­тер­нет-про­да­жах вы­рас­тет до 75%.

Не толь­ко Ки­тай, а весь Ази­ат­ско-Ти­хо­оке­ан­ский ре­ги­он (АТР) се­го­дня пре­тен­ду­ет на зва­ние глав­ной дер­жа­вы в элек­трон­ной ком­мер­ции. По­ка ази­ат­ский ры­нок на­хо­дит­ся на тре­тьем ме­сте по объ­е­му про­даж по­сле се­ве­ро-аме­ри­кан­ско­го и ев­ро­пей­ско­го. Се­ве­ро-аме­ри­кан­ский ры­нок се­го­дня ли­ди­ру­ет за счет раз­ви­той си­сте­мы до­став­ки то­ва­ров, вы­со­ко­го сред­не­го че­ка, фи­нан­со­вой ин­фра­струк­ту­ры и чис­ла ин­тер­нет-поль­зо­ва­те­лей (бо­лее 70% в Ев­ро­пе и США про­тив 27% в Азии), од­на­ко уже в те­ку­щем го­ду си­ту­а­ция мо­жет кар­ди­наль­но из­ме­нить­ся. Ана­ли­ти­ки eMarketer про­ро­чат, что в 2014 г. на до­лю АТР при­дет­ся 46% всех ин­тер­нет-по­ку­па­те­лей ми­ра: по про­гно­зам, он­лайн-про­да­жи там до­стиг­нут $525,2 млрд, в то вре­мя как Се­вер­ная Аме­ри­ка про­де­мон­стри­ру­ет $482,6 млрд.

В Рос­сии, по дан­ным тор­го­вой пло­щад­ки Molotok, в про­шлом го­ду ры­нок элек­трон­ной ком­мер­ции вы­рос на 29% по от­но­ше­нию к 2012 г. Ли­де­ра­ми ро­ста рын­ка ста­ли уни­вер­саль­ные ин­тер­нет-про­дав­цы – у них за­фик­си­ро­ва­на са­мая вы­со­кая ча­сто­та по­ку­пок и ло­яль­ность со сто­ро­ны по­тре­би­те­лей. Глав­ным кри­те­ри­ем при со­вер­ше­нии по­ку­пок для рос­си­ян по-преж­не­му оста­ет­ся при­ем­ле­мая це­на, хо­тя для жи­те­лей боль­ших го­ро­дов не­ма­ло важ­ную роль иг­ра­ет и ско­рость до­став­ки.

Ло­каль­ная пред­рас­по­ло­жен­но­сть­

Ос­нов­ной пре­гра­дой в раз­ви­тии рос­сий­ской он­лайн-тор­гов­ли оста­ет­ся уста­рев­шая ло­ги­сти­че­ская си­сте­ма. Рос­сия – стра­на с огром­ной тер­ри­то­ри­ей, до­став­ка меж­ду го­ро­да­ми огра­ни­че­на из-за сла­бо­го раз­ви­тия поч­то­вых услуг, по­это­му не­об­хо­ди­мо как мож­но быст­рее усо­вер­шен­ство­вать поч­то­вую служ­бу, до­ба­вив к ней раз­лич­ный функ­ци­о­нал. Се­год­ня боль­шин­ство он­лайн-ри­тей­ле­ров в круп­ных го­ро­дах уже со­зда­ют соб­ствен­ные си­сте­мы до­став­ки и пунк­ты са­мо­вы­во­за, не рас­счи­ты­вая на поч­то­вую служ­бу.

Рос­сию в це­лом мож­но на­звать стра­ной, рас­по­ло­жен­ной к он­лайн-тор­гов­ле. Те труд­но­сти, что есть на рын­ке сей­час, на са­мом де­ле яв­ля­ют­ся его драй­ве­ра­ми. Ас­сор­ти­мент то­ва­ров в ре­ги­о­нах се­го­дня го­раз­до ни­же, чем в го­ро­дах-мил­ли­он­ни­ках, но по ме­ре рас­ши­ре­ния до­сту­па к ин­тер­не­ту ре­ги­о­наль­ные объ­е­мы про­даж он­лайн-ри­тей­ле­ров бу­дут толь­ко рас­ти. Бла­го­да­ря ро­сту транс­гра­нич­ных по­ку­пок рос­сий­ские по­тре­би­те­ли при­вы­ка­ют к опла­те пла­сти­ко­вы­ми кар­та­ми.

К 2018 г. рос­сий­ский ры­нок элек­трон­ной ком­мер­ции обе­ща­ет вы­рас­ти вчет­ве­ро, как про­гно­зи­ру­ют экс­пер­ты PricewaterhouseCoopers (PwC): в бли­жай­шие не­сколь­ко лет до­ля он­лайн-тор­гов­ли в об­щем объ­е­ме роз­нич­ных про­даж в Рос­сии вы­рас­тет с 3% до 12%. В первую оче­редь это свя­за­но с тем, что офлайн-ри­тей­ле­ры боль­ше не мо­гут поз­во­лить се­бе иг­но­ри­ро­вать важ­ность вза­и­мо­дей­ствия с по­тре­би­те­ля­ми че­рез раз­лич­ные ка­на­лы, по­это­му при­хо­дят к идее мно­го­ка­наль­ной тор­гов­ли. Та­к­же сти­му­ла­ми раз­ви­тия элек­трон­ной ком­мер­ции ста­нут со­ци­аль­ные се­ти и мо­биль­ная тор­гов­ля. До­ля «смарт­фон­ных» по­ку­па­те­лей в про­шлом го­ду, по дан­ным PwC, вы­рос­ла до 41% (с 28% в 2012 г.), «план­шет­ных» – до 44% (с 31%). По дан­ным тор­го­вой пло­щад­ки Molotok, се­го­дня око­ло 15% по­ку­пок поль­зо­ва­те­ли со­вер­ша­ют имен­но с мо­биль­ных устрой­ств, хо­тя еще в ап­ре­ле про­шло­го го­да этот по­ка­за­тель не пре­вы­шал и 7%.

Ми­ро­вой обо­рот элек­трон­ной ком­мер­ции уже в те­ку­щем 2014 г. пре­одо­ле­ет план­ку в $1,5 трлн, а к 2017 г. со­ста­вит, по про­гно­зам eMarketer, по­ряд­ка $2,4 трлн. Ли­де­ра­ми ро­ста по­ми­мо стран Ази­ат­ско-Ти­хо­оке­ан­ско­го ре­ги­о­на экс­пер­ты на­зы­ва­ют Рос­сию, Ар­ген­ти­ну, Мек­си­ку, Бра­зи­лию, Ита­лию и Ка­на­ду. Все драй­ве­ры ро­ста уже бы­ли на­зва­ны вы­ше – это раз­ви­тие м-ком­мер­са, внед­ре­ние но­вых спо­со­бов до­став­ки и опла­ты, а так­же ак­тив­ная экс­пан­сия ми­ро­вых брен­дов на но­вые рын­ки.

[ banks.cnews.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->