Возвратный тупик ожидает интернет-торговлю в июле

Раздел: Торговля
04 июня 2013 г.


С 1 июля 2013 го­да в си­лу всту­па­ет По­ло­же­ние Цен­тро­бан­ка Рос­сии 266-П «Об эмис­сии бан­ков­ских карт и об опе­ра­ци­ях, со­вер­ша­е­мых с ис­поль­зо­ва­ни­ем бан­ков­ских карт». А это вле­чет за со­бой но­вую «го­лов­ную боль» для ин­тер­нет-пред­при­ни­ма­те­лей. В чис­ле ос­нов­ных из­ме­не­ний есть ряд огра­ни­че­ний по ис­поль­зо­ва­нию пред­опла­чен­ных карт и элек­трон­ных ко­шель­ков. В со­от­вет­ствии с По­ло­же­ни­ем пред­опла­чен­ные бан­ков­ские кар­ты мо­гут ис­поль­зо­вать­ся лишь для опе­ра­ций с элек­трон­ны­ми де­неж­ны­ми сред­ства­ми. Чем это гро­зит пред­при­я­ти­ям элек­трон­ной ком­мер­ции?

В Рос­сии на на­ча­ло те­ку­ще­го го­да бы­ло эми­ти­ро­ва­но 48 мил­ли­о­нов пред­опла­чен­ных карт, с ко­то­рых по­тен­ци­аль­но мо­гут со­вер­шать­ся пла­те­жи за по­куп­ки в Ин­тер­не­те. И все эти 48 мил­ли­о­нов по­тен­ци­аль­ных по­ку­па­те­лей мо­гут стать при­чи­ной «воз­врат­но­го ту­пи­ка» для ин­тер­нет-ма­га­зи­нов. По дан­ным Data Insight воз­вра­ты то­ва­ров в сфе­ре e-commerce со­став­ля­ют до 2% от со­вер­шен­ных по­ку­пок, а от­ка­зы при по­лу­че­нии то­ва­ра — бо­лее 5% слу­ча­ев.

Ес­ли вла­де­лец бан­ков­ской кар­ты со­вер­ша­ет опла­ту за­ка­за на сай­те, а по­том по той или иной при­чи­не от­ка­зы­ва­ет­ся от за­ка­за, ин­тер­нет-ма­га­зин дол­жен вер­нуть сред­ства на его кар­ту. Но в слу­чае, ес­ли опла­та со­вер­ше­на с не­пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ной бан­ков­ской кар­ты, ин­тер­нет-ма­га­зин, в со­от­вет­ствии с об­нов­лен­ным По­ло­же­ни­ем, не мо­жет про­ве­сти элек­трон­ный пла­теж на эту кар­ту. То есть, фак­ти­че­ски, опла­та с не­пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ной кар­ты ста­нет для по­ку­па­те­ля «би­ле­том в один ко­нец». А это, ве­ро­ят­но, ска­жет­ся на уров­не до­ве­рия к без­на­лич­ным пла­те­жам в Ин­тер­не­те со сто­ро­ны по­ку­па­те­лей и не­га­тив­но от­ра­зит­ся на ре­пу­та­ции ин­тер­нет-ма­га­зи­нов, ко­то­рые по­па­дут в «воз­врат­ный ту­пик» – и сде­ла­ют вы­бор в поль­зу со­блю­де­ния «бук­вы за­ко­на».

Вы­хо­дом из ту­пи­ка для ин­тер­нет-ма­га­зи­нов ста­нет за­прос пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ных рек­ви­зи­тов кар­ты у пла­тель­щи­ка, офор­мив­ше­го воз­врат, или воз­врат упла­чен­ных средств в на­лич­ной фор­ме. Од­на­ко, как пер­вый, так и вто­рой ва­ри­ант име­ют зна­чи­тель­ные огра­ни­че­ния: у пла­тель­щи­ка мо­жет не быть пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ной кар­ты, а за­каз мо­жет оформ­лять­ся из на­се­лен­но­го пунк­та, от­лич­но­го от ад­ре­са ре­ги­стра­ции ин­тер­нет-ма­га­зи­на. А все­го один «про­блем­ный» воз­врат мо­жет при­ве­сти к воз­му­ще­нию кли­ен­тов, ре­пу­та­ци­он­ным рис­кам и да­же – к су­деб­но­му раз­би­ра­тель­ству.

Ре­пу­та­ция на вы­со­ко­кон­ку­рент­ном рын­ке элек­трон­ной ком­мер­ции – это ба­зо­вый ка­пи­тал ин­тер­нет-ма­га­зи­на. И мно­гие участ­ни­ки рын­ка элек­трон­ной ком­мер­ции го­то­вы под­дер­жи­вать ре­пу­та­цию чест­но­го про­дав­ца, да­же ес­ли при этом при­дет­ся всту­пить в кон­фликт с за­ко­но­да­тель­ством.

Как про­ком­мен­ти­ро­ва­ли си­ту­а­цию в пресс-служ­бе од­но­го из круп­ней­ших сер­ви­сов элек­трон­ных «ко­шель­ков», «мы счи­та­ем воз­мож­ным про­во­дить воз­вра­ты от ин­тер­нет-ма­га­зи­на к част­но­му ли­цу, ко­гда речь идет о яв­ной ком­пен­са­ции за не предо­став­лен­ный то­вар или услу­гу, и ес­ли воз­врат про­из­во­дит­ся на тот же счет, с ко­то­ро­го бы­ла со­вер­ше­на по­куп­ка». Та­кую по­зи­цию вы­ска­зы­ва­ли пред­ста­ви­те­ли са­мо­го ЦБ на не­сколь­ких встре­чах с пла­теж­ны­ми си­сте­ма­ми. Од­на­ко до­ку­мен­таль­но эта по­зи­ция не бы­ла за­креп­ле­на.

С по­прав­ка­ми, ре­ша­ю­щи­ми это про­ти­во­ре­чие, си­ту­а­ция слож­нее. От­зыв пра­ви­тель­ства об одоб­ре­нии по­пра­вок по­сту­пил лишь в кон­це про­шлой не­де­ли. Как по­яс­ни­ла На­та­лья Бу­ры­ки­на, гла­ва бан­ков­ско­го ко­ми­те­та в Го­с­ду­ме, «успеть при­нять за­ко­но­про­ект во всех трех чте­ни­ях в те­ку­щую сес­сию нам вряд ли удаст­ся, я на­де­юсь, что он бу­дет при­нят в бли­жай­шее вре­мя хо­тя бы в пер­вом чте­нии». А в про­ме­жу­ток меж­ду вступ­ле­ни­ем в си­лу По­ло­же­ния ЦБ и при­ня­ти­ем по­пра­вок к за­ко­ну об НПС участ­ни­кам рын­ка при­дет­ся ре­шать про­бле­мы с по­ку­па­те­ля­ми на свое усмот­ре­ние.

[ retail.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->