Выставка «Славянские мотивы в работах уральских мастеров»

Раздел: Выставки
01 апреля 2013 г.

29 мар­та 2013 в Му­зее ис­то­рии кам­не­рез­но­го и юве­лир­но­го ис­кус­ства от­кры­лась вы­став­ка «Сла­вян­ские мо­ти­вы в ра­бо­тах ураль­ских ма­сте­ров». Ос­но­вой экс­по­зи­ции ста­ла кол­лек­ция ав­тор­ско­го юве­лир­но­го ис­кус­ства 2-ой пол. XX - нач. XXI вв. из фон­дов му­зея, ко­то­рая де­мон­стри­ру­ет ис­поль­зо­ва­ние древ­не­рус­ских мо­ти­вов в твор­че­стве ураль­ских ма­сте­ров. А так же пред­став­ле­на про­дук­ция Сверд­лов­ско­го юве­лир­но­го за­во­да 1960-х го­дов - рос­сыпь се­рег, вы­пол­нен­ных по эс­ки­зам ху­дож­ни­цы Н.А. Ста­цен­ко.

На про­тя­же­нии XX ве­ка ху­дож­ни­ки-юве­ли­ры не раз стре­ми­лись по­гру­зить­ся в мир ста­рин­ных узо­ров, об­ра­тить­ся к тра­ди­ци­он­ным ма­те­ри­а­лам (зо­ло­то, се­ребро) и тех­ни­кам (ли­тье, гра­ви­ров­ка, че­кан­ка, ска­нь, эмаль). В 1960-е гг. воз­вра­ще­ние к тра­ди­ци­ям рус­ско­го зо­ло­то­го и се­реб­ря­но­го де­ла вы­ра­зи­лось в ис­поль­зо­ва­нии древ­ней юве­лир­ной тех­ни­ки – ска­ни (фи­ли­гра­ни). В ком­по­зи­цию из­де­лий вклю­ча­ют­ся и не­ме­тал­ли­че­ские ма­те­ри­а­лы, ис­кус­но увя­зан­ные со ска­нью (э­маль, стек­ло, дра­го­цен­ные кам­ни, а так­же рез­ное де­ре­во и ко­сть). На пер­вое ме­сто ча­сто вы­дви­га­ют­ся цвет­ные кам­ни (а­гат, ма­ла­хит, яш­ма, ро­до­нит и др.), а скань ис­поль­зу­ет­ся как об­рам­ле­ние. В ра­бо­тах ураль­ских юве­ли­ров скань раз­но­об­раз­на: ажур­ная и лег­кая в ра­бо­тах Л.Ф. Устьян­це­ва, на­пай­ная ска­нь, об­ра­зу­ю­щая плот­ный узор в укра­ше­ни­ях Храм­цо­ва В.М., объ­ем­ная скань у Куз­не­цо­вой Н.Д., Ко­ма­ро­ва И.П. Ху­дож­ни­ки ра­бо­та­ют в рус­ле тра­ди­ции, но при­вно­сят в про­из­ве­де­ние свое от­но­ше­ние к про­шло­му, свое ви­де­ние пла­сти­ки пред­ме­та. (Серь­ги-кол­ты "Бы­ли­на" Куз­не­цо­вой Н.Д., брас­лет "Му­ра­вуш­ка" В.М. Храм­цо­ва, гар­ни­тур "Тра­ди­ци­я" Соч­не­ва В.Н., оже­ре­лье "Русь" По­бе­дин­ской Т. и др.).

В 1990-е го­ды наи­боль­шую по­пу­ляр­ность при­об­ре­ла тех­ни­ка ли­тья. В этой тех­ни­ке вы­пол­нен гар­ни­тур "Пре­да­ния ста­ри­ны да­ле­кой" В.Е. Де­ни­со­ва с изоб­ра­же­ни­ем узо­ра "пле­тен­ки" и зо­оморф­ным мо­ти­вом, на­по­ми­на­ю­щим "з­ве­ри­ный" стиль.

В со­вре­мен­ном юве­лир­ном ис­кус­стве пред­став­ле­ны как дра­го­цен­ные ма­те­ри­а­лы (ка­мень, ме­талл), так и не дра­го­цен­ные, а так­же раз­лич­ные тех­ни­ки ис­пол­не­ния. Все это поз­во­ля­ет со­зда­вать ху­дож­ни­кам яр­кие об­раз­ные про­из­ве­де­ния на те­му Древ­ней Ру­си. Гар­ни­тур Глад­ко­ва Б.А. "О­бе­ре­ги" на­по­ми­на­ет, о ма­ги­че­ской ро­ли, ко­то­рую укра­ше­ния вы­пол­ня­ли в древ­но­сти. Вла­ди­мир Ши­ца­лов под­чер­ки­ва­ет ру­ко­твор­ность ра­бот, вос­про­из­во­дя сред­не­ве­ко­вую тех­ни­ку со­еди­не­ния ме­тал­ли­че­ских по­лос, со­хра­ня­ю­щих сле­ды ин­стру­мен­тов.

На вы­став­ке мож­но по­лю­бо­вать­ся ра­бо­та­ми резь­бы по ко­сти и де­ре­ву ма­сте­ра Вла­ди­ми­ра Ко­син­це­ва. Его ин­те­рьер­ные ком­по­зи­ции по­гру­жа­ют зри­те­ля в мир рус­ской бы­ли­ны, на­по­ми­на­ют пред­став­ле­ния древ­них сла­вян об устрой­стве ми­ра. Его ра­бо­ты от­ли­ча­ет ис­кус­ное ис­пол­не­ние. Зна­ко­мые мо­ти­вы ав­тор твор­че­ски ин­тер­пре­ти­ру­ет, про­яв­ляя фан­та­зию и юмор (ком­по­зи­ция "No comment"). Ве­ли­ко­леп­ные клин­ки из­вест­ных мос­ков­ских ору­жей­ни­ков яв­ля­ют­ся ча­стью не­ко­то­рых его ре­пре­зен­та­тив­ных из­де­лий.
Все­го в экс­по­зи­ции пред­став­ле­но бо­лее 70 про­из­ве­де­ний.

Вы­став­ка от­кры­та с 29 мар­та 2013 г.

г. Ека­те­рин­бург, пр. Ле­ни­на, д. 37. Тел. (343) 371-24-62, 371-00-82
вре­мя ра­бо­ты: ср. - вс. 10.00 – 18.00, чт. - 13.00 - 21.00 (кас­са за­кры­ва­ет­ся за 45 ми­нут)
вы­ход­ные — пн., вт. Сайт: www.stone-cutting.e-burg.ru; e-mail: mikji@mail.ru

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->