Конфеты в пакетик, яйца в корзинку или сегментация целевой аудитории ювелирного магазина

Раздел: Повышение квалификации
31 марта 2013 г.

Каж­дый ре­бе­нок в дет­стве с не­тер­пе­ни­ем ждет пас­ху. Это один из не­мно­гих дней в го­ду (не счи­тая Но­во­го го­да), ко­гда де­тво­ра про­сы­па­ет­ся рань­ше ро­ди­те­лей, бе­рет с ве­че­ра за­го­тов­лен­ные кор­зин­ки или па­ке­ты и устрем­ля­ет­ся на по­ис­ки сла­до­стей.

Все де­ти объ­еди­не­ны еди­ной це­лью – со­брать как мож­но боль­ше кон­фет и яиц, а по­том на не­де­лю уй­ти на шо­ко­лод­но-яич­ную ди­е­ту. Но мож­но за­ме­тить прин­ци­пи­аль­ную раз­ни­цу меж­ду ни­ми: не­ко­то­рые скла­ды­ва­ют «до­бы­чу» в об­щий па­кет, по­сле че­го еще це­лый день рас­пре­де­ля­ют от­дель­но яй­ца (ро­ди­те­лям), обыч­ные кон­фе­ты (сест­ре/бра­ту) и шо­ко­лад­ные кон­фе­ты (се­бе лю­би­мым, за­слу­жи­ли). А есть де­ти, ко­то­рые в кор­зин­ку кла­дут сра­зу не­сколь­ко па­ке­тов и рас­пре­де­ля­ют сла­до­сти сра­зу по ячей­ка­ми. Что да­ет та­кой под­ход? Он да­ет не толь­ко ко­лос­саль­ную эко­но­мию вре­ме­ни, но и чет­кое по­ни­ма­ние на всем про­тя­же­нии «по­хо­дов», сколь­ко кон­фет и яиц в каж­дом па­ке­те.

Ка­кая связь меж­ду яй­ца­ми и юве­лир­ным ма­га­зи­ном, спро­си­те Вы? Все очень про­сто, боль­шин­ство ру­ко­во­ди­те­лей юве­лир­ных ком­па­ний не уде­ля­ют долж­но­го вни­ма­ния к сег­мен­та­ции це­ле­вой ауди­то­рии. Я ча­сто слы­шу «к нам при­хо­дят и под­рост­ки и со­сто­я­тель­ные лю­ди, мы ра­ды всем». Оно и по­нят­но, но мы же пом­ним «пас­халь­ные» по­след­ствия от не­же­ла­ния ра­ци­о­на­ли­зи­ро­вать про­цесс.

Ос­нов­ная про­бле­ма со­сто­ит в том, что, не раз­де­лив це­ле­вую ауди­то­рию на сег­мен­ты, вам при­хо­дит­ся раз­ра­ба­ты­вать об­щую ре­клам­ную кам­па­нию. Как вы счи­та­е­те, по­треб­но­сти у сту­ден­та и биз­не­сме­на бу­дут оди­на­ко­вы­ми? Очень вряд ли. Имен­но по­это­му мы «вы­жи­га­ем» на­шу кли­ент­скую ба­зу об­щи­ми не­це­ле­вы­ми со­об­ще­ни­я­ми.

Это ка­са­ет­ся и про­цес­са об­слу­жи­ва­ния кли­ен­тов. Ес­ли раз­ра­ба­ты­вать ли­ней­ный под­ход к пре­зен­та­ции, от­ра­бот­ке воз­ра­же­ний для всех кли­ен­тов – эф­фек­тив­ность за­кры­тия про­даж бу­дет го­раз­до ни­же и все по тем же при­чи­нам.

На пер­вый взгляд, про­цесс сег­мен­ти­ро­ва­ния мо­жет по­ка­зать­ся про­стым, но имен­но за про­ста­той кро­ет­ся та са­мая эф­фек­тив­но­сть. По­это­му пред­ла­гаю рас­смот­реть воз­мож­ные ва­ри­ан­ты сег­мен­ти­ро­ва­ния це­ле­вой ауди­то­рии в юве­лир­ном ма­га­зи­не. Для на­ча­ла не­об­хо­ди­мо огра­ни­чить всю це­ле­вую ауди­то­рию:

  1. Гео­гра­фи­че­ское сег­мен­ти­ро­ва­ние. От­ку­да в ваш ма­га­зин мо­гут при­ез­жать лю­ди? Ес­ли вы ра­бо­та­е­те в не­боль­шом го­ро­де, то ско­рее все­го к вам мо­гут при­е­хать со все­го го­ро­да и да­же с бли­жай­ших при­го­ро­дов. Чет­ко обо­значь­те кон­крет­ные на­се­лен­ные пунк­ты, это не­об­хо­ди­мо для даль­ней­шей ра­бо­ты с про­дви­же­ни­ем. Ес­ли же вы из круп­но­го го­ро­да, воз­мож­но, с про­ти­во­по­лож­ной его сто­ро­ны к вам не по­едут (ес­ли толь­ко вы да­е­те дей­стви­тель­но цен­ное уни­каль­ное тор­го­вое пред­ло­же­ние), по­это­му чет­ко огра­ничь­те рай­о­ны, с ко­то­рых ско­рее все­го к вам бу­дут сте­кать­ся по­се­ти­те­ли.
  2. Воз­раст­ное сег­мен­ти­ро­ва­ние. Укра­ше­ния но­сят все: и де­ти и по­жи­лые лю­ди, но это не зна­чит, что мы долж­ны со­зда­вать ре­клам­ную кам­па­нию для де­тей! Про­ве­ди­те ана­лиз ва­шей те­ку­щей кли­ент­ской ба­зы и вы­де­ли­те воз­раст­ной диа­па­зон по­ку­па­те­лей. На­при­мер, 20 – 45 лет. Ес­ли из 5000 кли­ен­тов вам по­па­лась все­го лишь од­на ан­ке­та пят­на­дца­ти­лет­не­го по­ку­па­те­ля – не ставь­те «16» в ка­че­стве ниж­не­го по­ка­за­те­ля, будь­те объ­ек­тив­ны.
  3. Ген­дер­ное сег­мен­ти­ро­ва­ние. Еще раз об­ра­ти­тесь к кли­ент­ской ба­зе. По­счи­тай­те об­щее со­от­но­ше­ние муж­чин к жен­щи­нам.
  4. Ма­те­ри­аль­ное сег­мен­ти­ро­ва­ние. Ско­рее все­го, в ва­шем ма­га­зи­не есть бюд­жет­ные укра­ше­ния, до 1 000 руб­лей и в то­же вре­мя экс­клю­зив­ные гар­ни­ту­ры то 100 000 руб­лей. Вам не­об­хо­ди­мо по­счи­тать сред­ний низ­кий по­рог и усред­не­но верх­ний по­рог (про­шу не брать в рас­чет, что на за­каз вы мо­же­те при­вез­ти и укра­ше­ния до­ро­же мил­ли­о­на). Та­к­же по­счи­тай­те сред­ний чек по­ку­па­те­лей. Для это­го сло­жи­те все по­куп­ки, на­при­мер, за ме­сяц и раз­де­ли­те их на ко­ли­че­ство че­ков. На ос­но­ве этих по­ка­за­те­лей вы смо­же­те по­нять ори­ен­ти­ро­воч­ный со­ци­аль­ные ста­тус ва­ших по­ку­па­те­лей.
Вы­пол­нив ба­зо­вую сег­мен­та­цию, вы вы­де­ли­ли всю це­ле­вую ауди­то­рию ком­па­нии. Но этой ин­фор­ма­ции не до­ста­точ­но, что­бы удо­вле­тво­рить по­треб­ность каж­до­го кли­ен­та. Для эф­фек­тив­ной ра­бо­ты с кли­ен­та­ми, не­об­хо­ди­мо раз­бить их на от­дель­ные груп­пы (сег­мен­ты), и вот как я пред­ла­гаю это сде­лать:
  1. Вы­бор ос­нов­но­го па­ра­мет­ра сег­мен­ти­ро­ва­ния. Для то­го, что­бы раз­де­лить всю це­ле­вую ауди­то­рию на сег­мен­ты, не­об­хо­ди­мо вы­брать чет­кие па­ра­мет­ры от­бо­ра. Это мо­жет быть: гео­гра­фи­че­ское рас­по­ло­же­ние, ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние, воз­раст и так да­лее. В боль­шин­стве слу­ча­ев я ре­ко­мен­дую брать за ос­но­ву имен­но ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние.
  2. Ко­ли­че­ство сег­мен­тов и «ко­до­вые име­на». Опре­де­ли­те, на сколь­ко це­ле­вых групп вы мо­же­те раз­бить всех кли­ен­тов. На­при­мер, ес­ли вы взя­ли за ос­но­ву ма­те­ри­аль­но по­ло­же­ние, то мо­же­те вы­де­лить по­ку­па­те­лей укра­ше­ний до 3 000 руб­лей (се­реб­ря­ная «мас­сов­ка», зо­ло­тая фи­а­ни­то­вая груп­па, под­вес­ки без дра­го­цен­ных кам­ней). Вто­рой груп­пой мо­гут стать по­ку­па­те­ли укра­ше­ний от 3 000 до 15 000 руб­лей (из­де­лия с по­лу­дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, брас­ле­ты, экс­клю­зив­ные се­реб­ря­ные из­де­лия, сто­ло­вые при­над­леж­но­сти). И на­ко­нец тре­тья груп­па от 15 000 руб­лей до 100 000 руб­лей (из­де­лия с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, ча­сы). Дай­те каж­дой груп­пе на­зва­ние, на­при­мер: «эко­ном», «стан­дарт», «VIP». Эти на­име­но­ва­ния ис­клю­чи­тель­но для вас и ва­шей ко­ман­ды, кли­ен­ты знать их не долж­ны.
  3. До­бав­ле­ние об­щих па­ра­мет­ров. Ко­гда вы раз­де­ли­ли не­сколь­ко кон­крет­ных групп, до­бавь­те к каж­дой осталь­ные об­щие па­ра­мет­ры. Опре­де­ли­те гео­гра­фи­че­ское рас­по­ло­же­ние, воз­раст, пол, ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние и так да­лее для каж­до­го сег­мен­та «эко­но­мии», «стан­дарт», «VIP». Обя­за­тель­но про­пи­ши­те это к каж­до­му сег­мен­ту, не остав­ляй­те в го­ло­ве.
  4. Опре­де­ле­ние по­треб­но­стей. По­жа­луй, са­мый глав­ный этап сег­мен­ти­ро­ва­ния – опре­де­ле­ние ис­тин­ных по­треб­но­стей каж­дой це­ле­вой груп­пы. Для это­го со­бе­ри­те всех кон­суль­тан­тов ма­га­зи­на на моз­го­вой штурм, на дос­ке на­пи­ши­те три сег­мен­та, дай­те ха­рак­те­ри­сти­ку каж­до­му и сов­мест­ны­ми уси­ли­я­ми под­пи­сы­вай­те, что имен­но же­ла­ет тот или иной тип кли­ен­тов (по­ни­же­ние це­ны, га­ран­тия ка­че­ства, вы­со­кое зна­че­ние экс­клю­зив­но­сти укра­ше­ний и т.д.). По­сле моз­го­во­го штур­ма по­про­буй­те объ­еди­нить все вы­ска­зан­ные пред­ло­же­ния по смыс­ло­вым груп­пам. У нас оста­нет­ся по не­сколь­ко по­треб­но­стей к каж­до­му сег­мен­ту.
По­сле про­ве­ден­ной ра­бо­ты, обоб­щи­те ин­фор­ма­цию и рас­пе­ча­тай­те ее для ва­ших кон­суль­тан­тов и мар­ке­то­ло­га. Уже та­кое рас­пре­де­ле­ние су­ще­ствен­но до­ба­вить по­ни­ма­ния как при­вле­кать кон­крет­ный сег­мент, опи­ра­ясь на их ос­нов­ные по­треб­но­сти и как об­слу­жи­вать каж­дый тип кли­ен­тов.
В бес­плат­ной обу­ча­ю­щей рас­сыл­ке ин­фор­ма­ци­он­но­го про­ек­та «Юве­лир­ный аль­ма­нах» мы бо­лее де­таль­но рас­смот­рим про­цесс при­вле­че­ния и кон­суль­ти­ро­ва­ния кли­ен­тов в раз­ре­зе каж­до­го из сег­мен­тов.

- Де­лай­те биз­нес яр­ко!

Ар­тур Са­ля­ка­ев, биз­нес-кон­суль­тант по раз­ви­тию юве­лир­но­го биз­не­са.

Вы мо­же­те еще боль­ше узнать о том, как уве­ли­чить про­да­жи на все­рос­сий­ском ин­фор­ма­ци­он­но­го про­ек­те для юве­лир­но­го биз­нес-со­об­ще­ства «Юве­лир­ный Аль­ма­нах», пе­рей­дя по ссыл­ке http://jalmanah.ru/

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->