Бывают случаи, когда приходится сожалеть об отсутствии цензуры СМИ. Ведь «художественный вымысел» режиссеров тематических телепрограмм понятен лишь специалистам, а народ-то все воспринимает за истинную правду. То есть телевидение в данном случае просто лжет, нещадно обманывая доверчивых телезрителей.
Вот такой «документальный» (!) фильм под названием «Стекляшка за миллион» (http://films-online.su/news/stekljashka_za_million/2012-11-06-18680) показал нам вчера канал «ТВ Центр».
В этот фильм о драгоценных камнях телевизионщикам удалось вмонтировать интервью целого ряда уважаемых людей, настоящих специалистов, отвечающих за свои слова. Но «мастерство» режиссера сделало свое неблаговидное дело – и пазл из десятков правильных фраз, но подобранных и нарезанных хитрым образом, дал потрясающий результат – в целом получилась классическая фальшивка, из-за авторского текста ставшая образцом непрофессионализма и подтасовки фактов ради продвижения некой общей идеи режиссера.
Оставим аспект возможного подрыва имиджа тех, кто согласился на интервью для фильма – многих этих людей знают в отрасли, и коллеги ни за что не поверят в их некомпетентность. Например, монтаж рассказа геммолога экстра-класса Ю.Б.Шелементьева об облагораживании природных рубинов методом пропитки стеклом никак не мог быть уместен в контекст повествования о «фальшивых рубинах» в кольцах советского производства… Причем таких примеров явных «подстав» в фильме – множество. Пусть это будет на совести режиссера и на усмотрении пострадавших.
Оставим и ставший традиционным для такого типа телепередач вопрос о нанесении вреда всей торговле ювелирными изделиями с ювелирными вставками. Например, о вреде отрасли от озвученной «информации» о том, что изделие с настоящим драгоценным камнем обязательно должно стоить миллионы рублей. А если дешевле – то это фальшивка.
У меня к режиссеру этой телепередачи два других вопроса.
Первое: почему беря интервью у уважаемых специалистов (правда, таковыми в телепередаче были далеко не все), режиссер фильма не обратился к ним же за консультацией по авторскому тексту «за кадром»? Не знаю, но уверен - не обратился, иначе такой фильм никогда бы не был ими одобрен.
И второе – самое главное. А кто заказчик? Кто подсказал подать ситуацию с оборотом драгоценных камней именно в таком ракурсе? Или это были лишь просто творческие позывы режиссера, его личное видение ситуации?
Ну, а теперь об общей подаче ситуации на рынке ювелирных камней и изделий с ними, как это сделано в фильме «Стекляшка за миллион»: обманывают. Показано так: сплошняком обманывали в СССР, продавая «фальшивые» рубины. Обманывают повсеместно сегодня в России. А все от того, что контроль слишком слабый. Могут радиоактивные камни продать – и никто не проверяет! Но еще более жутко обманывают в Таиланде и Турции, продавая в основном фальшивку. А все от того, что так контроля никакого нет! О ужас: там запросто можно добывать и продавать драгоценные камни! Короче, отрасль драгкамней во всем мире, и у нас в том числе – просто чудовищна, и нуждается в контроле, контроле, контроле. Как же созвучна оказалась идея фильма сегодняшним чаяниям Минфина в части усиления контроля на рынке, создания федеральной службы по контролю…
Еще пару слов об освещении в фильме деятельности Калининградского янтарного комбината. Путем нехитрых подстановок (демонстрации незаконной добычи янтаря и изумрудов какими-то сторонними людьми) сегодняшняя деятельность комбината выглядит в фильме едва ли не преступной. Хотя именно сейчас реальные успехи работы комбината налицо. Но – кому-то это не нравится…
Мой совет тем, кто не смотрел этот фильм: обязательно посмотрите. Посмотрите, чтобы лучше понимать, где и с кем мы живем, какие нынче времена.
Сальвадор Дали
[ Ювелирные Известия ]
Нет сомнений в том, что это деньги Минфина. Но. Во первых, рядовой налогоплательщик может сколько угодно думать, что это его деньги. А у Минфина другое мнение. Во вторых, не только дураков, но и просто умных людей в Минфине нет, там только очень умные. И уж как воспользоваться дивидендами от тотального разрушения добычи и переработки ювелирных камней они сообразят. Например, отдадут всё опять в Израиль. Для того и оценивают результаты деятельности ювелиров и огранщиков в России количеством лет в колонии, чтобы в том же Израиле проще было ту же деятельность оценивать в деньгах.