Цены на золото по-прежнему угнетают малые ювелирные предприятия - не пора ли экспериментировать с новыми материалами?

Раздел: Рынки
15 октября 2012 г.

"Биз­нес все со­кра­ща­ет­ся, - при­зна­ет­ся вла­де­лец не­боль­шо­го ма­га­зи­на юве­лир­ных из­де­лий в Ита­лии. - Зо­ло­то слиш­ком до­ро­го. Я при­ве­ду при­мер: ес­ли бы вы за­хо­те­ли ку­пить эти об­ру­чаль­ные коль­ца, вы долж­ны бы­ли бы за­пла­тить на 20% боль­ше, чем в про­шлом го­ду, и по­чти на 50% боль­ше, чем три го­да на­за­д". Но в то вре­мя как об­ру­ча­ю­щи­е­ся па­ры не эко­но­мят день­ги на сим­во­лах веч­ной люб­ви, кли­ен­ты ста­но­вят­ся осто­рож­ны­ми при по­куп­ке дра­го­цен­но­стей для дру­гих слу­ча­ев.

Больной ребенок, принесенный в храм Эскулапа
Джон Уйльям Вотерхауз
1877 г.

Це­ны на зо­ло­то рас­тут уже в те­че­ние мно­гих лет, по­вы­сив­шись при­мер­но с $14 до бо­лее $55 за грамм в по­след­нее де­ся­ти­ле­тие. Ко­гда ми­ро­вая эко­но­ми­ка за­мед­ли­ла свой темп, а за­тем впа­ла в гло­баль­ный кри­зис, ин­ве­сто­ры об­ра­ти­ли свое вни­ма­ние на зо­ло­то как на на­деж­ный ак­тив и, су­дя по все­му, бу­дут дер­жать­ся за не­го, по­ка не вер­нет­ся ста­биль­но­сть. В то вре­мя как все боль­ше и боль­ше зо­ло­та ста­ло скап­ли­вать­ся в сей­фах по все­му ми­ру, юве­ли­ры вдруг об­на­ру­жи­ли, что его ры­ноч­ная це­на под­ня­лась до та­ких уров­ней, что этот ме­талл стал для них эко­но­ми­че­ски не­вы­год­ным.

Ин­ве­сто­рам, мо­жет быть, удоб­но тра­тить боль­шие сум­мы на зо­ло­то, а вот кли­ен­там, по­ку­па­ю­щим юве­лир­ные из­де­лия, нет. Оже­ре­лье и серь­ги не по­ку­па­ют­ся в ка­че­стве ин­ве­сти­ций в бу­ду­ще­е; это спе­ци­аль­ные по­дар­ки, ко­то­рые при­об­ре­та­ют­ся для близ­ких или для осо­бых слу­ча­ев. Един­ствен­но, к че­му ве­дет этот гран­ди­оз­ный ин­фля­ци­он­ный про­цесс, это к от­пу­ги­ва­нию по­ку­па­те­лей.

Что­бы про­да­вать свою про­дук­цию в усло­ви­ях за­стой­но­го рын­ка, у юве­ли­ров нет ино­го вы­бо­ра, не­же­ли от­но­сить на свой счет наи­боль­шую до­лю рас­хо­дов, свя­зан­ных с зо­ло­том, и пы­тать­ся под­дер­жи­вать це­ны мак­си­маль­но устой­чи­вы­ми. В ре­зуль­та­те тор­го­вая на­цен­ка к се­бе­сто­и­мо­сти про­дук­ции упа­ла до 3-5% - уро­вень, ко­то­рый счи­та­ет­ся не­устой­чи­вым для мел­ко­се­рий­но­го про­из­вод­ства. Не­уди­ви­тель­но, что эта си­ту­а­ция не­сет с со­бой не­га­тив­ные по­след­ствия в Ита­лии.

Рас­по­ло­жен­ный на кра­си­вой со­бор­ной пло­ща­ди Пьяц­ца дель Ду­о­мо во Фло­рен­ции, юве­лир­ный ма­га­зин Torrini яв­ля­ет­ся од­ним из ста­рей­ших в ми­ре. Его ис­то­рия на­ча­лась в 1369 го­ду, ко­гда Яко­пус Ту­ри­ни (Jacopus Turini) за­ре­ги­стри­ро­вал­ся в ка­че­стве юве­ли­ра во Фло­рен­тий­ской рес­пуб­ли­ке. Не­смот­ря на свою дав­нюю тра­ди­цию со­зда­ния из­де­лий кра­си­во­го ди­зай­на и вы­со­ко­го ка­че­ства, фир­ма Torrini чуть не обанк­ро­ти­лась, ко­гда це­на на зо­ло­то раз­ру­ши­ла ее биз­нес. Пло­щадь ее роз­нич­но­го ма­га­зи­на при­шлось со­кра­тить до од­ной де­ся­той пер­во­на­чаль­но­го раз­ме­ра.

Torrini - не еди­нич­ный слу­чай. Мно­гие тра­ди­ци­он­ные юве­ли­ры в Ита­лии ли­бо за­кры­ва­ют­ся, ли­бо за­мет­но умень­ша­ют свои объ­е­мы про­из­вод­ства. Но не­ко­то­рые из них, со­зна­вая, что зо­ло­тые укра­ше­ния уже боль­ше не яв­ля­ют­ся жиз­не­спо­соб­ным биз­не­сом, ре­ши­ли по­экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с аль­тер­на­тив­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми.

Они об­ра­ти­ли свое вни­ма­ние на се­реб­ро в по­пыт­ке рас­ши­рить диа­па­зон пред­ло­же­ния. Не­смот­ря на то, что се­реб­ро на­мно­го ме­нее цен­но, чем зо­ло­то, оно поль­зу­ет­ся до­ста­точ­ным до­ве­ри­ем у кли­ен­тов. Те ком­па­нии, ко­то­рые в по­след­ние ме­ся­цы ре­ши­лись вве­сти в обо­рот кол­лек­ции из се­реб­ря­ных юве­лир­ных укра­ше­ний, не жа­ле­ют об этом: про­шлой вес­ной на вы­став­ке Vicenza Oro ита­льян­ский юве­лир Нар­дел­ли (Nardelli) пред­ста­вил дан­ные о про­да­жах сво­ей кол­лек­ции «Sunsation 925» («Солн­са­ция 925»), в ко­то­рой пред­став­ле­ны вы­пол­нен­ные в фор­ме солн­ца се­реб­ря­ные юве­лир­ные из­де­лия с не­боль­ши­ми бе­лы­ми брил­ли­ан­та­ми. Все­го за один год вы­пуск та­кой про­дук­ции до­стиг 10 000 штук, обес­пе­чив 15% об­ще­го до­хо­да фир­мы. Нар­дел­ли не оди­нок: дру­гой из­вест­ный ита­льян­ский юве­лир, Damiani, в 2011 го­ду так­же на­чал вы­пуск соб­ствен­ной кол­лек­ции из се­реб­ра и ал­ма­зов «Damianissima.925», как и мно­гие дру­гие, за­ня­тые в на­сто­я­щее вре­мя охва­том этой ча­сти рын­ка.

Се­ре­б­ро не за­щи­ще­но от ин­фля­ци­и; на­про­тив, его це­на под­ня­лась со ско­ро­стью, за­мет­но пре­вы­шав­шей зо­ло­то и пла­ти­ну (см. срав­ни­тель­ную таб­ли­цу). Но, не­смот­ря на то, что в 2012 го­ду се­реб­ро сто­ит в шесть раз до­ро­же, чем де­сять лет на­зад, его вли­я­ние на сто­и­мость дра­го­цен­но­го кам­ня по-преж­не­му ми­ни­маль­но. Один раз­го­вор­чи­вый юве­лир при­вел мне прак­ти­че­ский при­мер: "Ви­ди­те вон те про­стые серь­ги-гвоз­ди­ки из зо­ло­та с брил­ли­ан­та­ми? Посколь­ку они сде­ла­ны из зо­ло­та, то они, ско­рее все­го, обо­шлись из­го­то­ви­те­лю при­мер­но в 50 ев­ро. Ес­ли бы они бы­ли сде­ла­ны из се­ребра, то сто­и­мость ма­те­ри­а­ла, на­вер­ное, бы­ла бы 2 ев­ро". Ко­гда же я воз­ра­зил, что се­реб­ро все-та­ки не зо­ло­то, он от­ве­тил с улыб­кой: "Се­ре­б­ро не зо­ло­то, но брил­ли­ан­то­вые серь­ги - это брил­ли­ан­то­вые серь­ги". Ви­ди­мо, для мно­гих кли­ен­тов это то, что дей­стви­тель­но име­ет зна­че­ние.

Ес­ли вы по­ла­га­е­те, что се­реб­ро и брил­ли­ан­ты стран­ное (и­ли да­же по­роч­ное) со­че­та­ние, вам сто­ит взгля­нуть на но­вые тен­ден­ции в юве­лир­ном ди­зай­не. По дан­ным TrendVision, ита­льян­ско­го цен­тра про­гно­зи­ро­ва­ния в юве­лир­ной от­рас­ли, в бли­жай­шие го­ды мы бу­дем на­блю­дать рас­про­стра­не­ние аль­тер­на­тив­ных ма­те­ри­а­лов. Ди­зай­не­ры экс­пе­ри­мен­ти­ру­ют над со­зда­ни­ем экс­тра­ва­гант­ных со­че­та­ний брил­ли­ан­тов и ме­нее бла­го­род­ных ма­те­ри­а­лов. Брон­за, сталь или да­же де­ре­во и стек­ло в на­сто­я­щее вре­мя ис­поль­зу­ют­ся в со­че­та­нии с дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми для со­зда­ния не­ожи­дан­ных ре­ше­ний.

По­ла­гать, что та­кой аван­тю­ризм в вы­бо­ре ма­те­ри­а­лов объ­яс­ня­ет­ся лишь вы­со­ки­ми це­на­ми на зо­ло­то, бы­ло бы ошиб­кой. На­про­тив, за этим про­сле­жи­ва­ет­ся чет­кая стра­те­гия мар­ке­тин­га: за­пад­ные стра­ны все боль­ше увле­ка­ют­ся прин­ци­па­ми «зе­ле­ной эко­но­ми­ки». А зе­ле­ная эко­но­ми­ка пред­ла­га­ет вер­нуть­ся к ку­стар­ным и эко­ло­ги­че­ски сба­лан­си­ро­ван­ным ма­те­ри­а­лам, ис­поль­зуя их для со­зда­ния на­прав­ле­ний в сти­ле и мо­де и от­вер­гая от­кро­вен­ное про­яв­ле­ние рос­ко­ши.

Как пред­став­ля­ет­ся, в это вре­мя боль­ших пе­ре­мен ре­ша­ю­щим по­ка­за­те­лем ка­че­ства ста­но­вят­ся не ма­те­ри­а­лы, а твор­че­ский по­иск и ди­зайн.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->