Индия зарекомендовала себя грозным конкурентом в глобальной отрасли по производству бриллиантов. Всего за несколько десятилетий ей удалось в несколько раз увеличить объем торговли, расширить свои производственные мощности, внедрить передовую технологию, развить навыки и умения, добавить тысячи рабочих мест и проводить креативный и агрессивный маркетинг. В результате, с точки зрения объемов, индийская отрасль по производству бриллиантов занимает высокое положение среди исторических мировых центров по производству бриллиантов, все из которых имеют вековые традиции, репутацию и опыт.
Будучи крупнейшим в мире потребительским рынком алмазов и бриллиантов и крупным торговым центром, Соединенные Штаты чувствуют влияние Индии на каждый сектор своей внутренней алмазной отрасли и производство бриллиантов. Американские компании с трудом протискиваются к алмазному сырью, так как Индия монополизировала закупку алмазов, предлагая за них высокую цену. Они видят, что Индия вступает еще и в бизнес по огранке более крупных, более дорогостоящих камней, а этим всегда занимались Соединенные Штаты. Американцев подрéзали по ценам, так как Индия смогла извлечь выгоду из своей огромной дешевой рабочей силы. И они с завистью смотрели, как индийское правительство оказывало огромную поддержку своей отрасли по производству бриллиантов, а банкиры страны финансировали ее своим капиталом.
«Индия заняла значительную доминирующую роль во всех областях отрасли, - говорит Рональд Дж. Фридман (Ronald J. Friedman), президент компании William Friedman Diamonds в Нью-Йорке и президент Ассоциации производителей и импортеров бриллиантов Америки (Diamond Manufacturers & Importers Association of America, DMIA). – Они ведут бизнес с точки зрения покупки алмазного сырья, производства и поставки некрупных камней размером менее 3 каратов. Индия практически контролирует отрасль. Уже 20 лет назад Индия была сильной, но далеко не такой, как сейчас».
«Индийцы очень способные, - продолжает Фридман. – Они также имеют очень сильную поддержку со стороны своего правительства в плане экспортных преимуществ, налогов на импорт, условий для банковских займов и операций с валютой. Это не умаляет их изобретательности, их возможностей в области технологии и их стремления и желания упорно работать, но это дает им преимущества перед другими центрами по производству бриллиантов, у которых нет такого уровня поддержки».
«Индия оказала огромное влияние на производство и распределение ювелирных изделий в Соединенных Штатах и других странах, - говорит Джеффри Фишер (Jeffrey Fischer), президент компании Fischer Diamonds, базирующейся в Нью-Йорке и занимающейся производством и оптовой продажей неоправленных бриллиантов. – Когда их импортные пошлины были впервые уменьшены и затем отменены в начале 1980-х годов, при этом было снято и основное препятствие для Индии по ввозу товаров в Соединенные Штаты по более низкой цене и с меньшими затратами. Со временем они создали еще больше путей поставок».
Влияние достигнутого Индией успеха в последние годы чувствовалось в Соединенных Штатах и в большом, и в малом. «Некоторые очень большие дома, осуществлявшие поставки на рынок, целый ряд оптовых компаний, причем некоторые из них были очень сильными компаниями с хорошим управлением, включая огромную компанию Fabrikant, были вытеснены из бизнеса, - говорит Фридман. – Другие американские компании, работавшие с небольшими объемами товаров, конкурировали с компанией Fabrikant и друг с другом, но они не смогли конкурировать с Индией. У нас до сих пор есть некрупные поставщики в Соединенных Штатах, которые сейчас переживают ужасные времена».
ПОДДЕРЖКА ПРАВИТЕЛЬСТВА
Оценка успеха Индии не будет полной, если не упомянуть широкую поддержку, которую оказывает индийское правительство своей промышленности, занимающейся производством бриллиантов. Оказывается финансовая поддержка в виде налоговых преимуществ и стимулов для развития производства, а также административная поддержка в области выдачи лицензий и разрешений. «Они располагают такой правительственной поддержкой, которой нет у нас, - может быть, эта поддержка немного уменьшилась сейчас, но все же поддержка большая, - говорит Фишер. – Когда существует партнерство между правительством и частной промышленностью – подобные партнерские отношения наблюдаются в Бельгии и Израиле, – это создает сценарий и бюджет, направленные на развитие отрасли. Бизнес в свободной рыночной экономике, например, в Соединенных Штатах, ведется не таким путем».
Фридман соглашается. «Наше правительство сосредоточено на отраслях с большой занятостью, а производство бриллиантов не входит в их число. Алмазная отрасль в Соединенных Штатах довольно небольшая. В Израиле и Бельгии нет автомобильной промышленности. У них нет сталелитейной промышленности. Взаимоотношения между промышленностью по производству бриллиантов и федеральным правительством в Соединенных Штатах другие».
КОНКУРЕНЦИЯ ЗА АЛМАЗНОЕ СЫРЬЕ
Ронни Вандерлинден (Ronnie VanderLinden), президент Diamex, оптовой торговой и производственной компании в Нью-Йорке, говорит, что Индия в последнее время оказывала значительное влияние на рынок алмазного сырья. «Имея крупнейшее в мире число предприятий по огранке алмазов, они, конечно, должны иметь доступ к огромному количеству алмазного сырья. Сектор производства бриллиантов резко сократился. Для производства бриллиантов сейчас трудные времена здесь и везде. Мы не имеем данных по Соединенным Штатам с точки зрения затрат, но в Нью-Йорке все еще проводят огранку крупных камней. Вандерлинден хочет перестроить производство в Нью-Йорке, чтобы работать с мелкими камнями. Он считает это огромной задачей, но, по его словам, задачей, которой он «хочет заняться».
Нет сомнения, что расширение производства бриллиантов в Индии создало для нее проблему ненасытной потребности в алмазах. «Во-первых, им нужны алмазы для поддержания производства бриллиантов, - говорит Фишер. – Во-вторых, они обеспокоены тем, что если они не захватят монополию на рынке сырья, то это сделает кто-то другой. Они опасаются, что, если не они купят сырье, его не будет, когда оно им понадобится. Организации отрасли по производству бриллиантов почти маниакально стремятся монополизировать рынок алмазного сырья».
Как говорит Фишер, нет сомнения в том, что индийские производители бриллиантов «вошли в область производства, которая пересекается с огранкой, которой мы занимаемся в Соединенных Штатах, или огранкой, которой занимаются в России или Бельгии – то есть занялись обработкой более крупных, более дорогих камней, для которых стоимость рабочей силы не имеет такого критического значения, как опыт и навыки огранщика. Затраты на рабочую силу все еще являются значимым показателем для этих камней, но они уже не имеют такого веса в формуле, как опыт и навыки огранщика».
«В ответ на конкуренцию со стороны Индии компании по производству бриллиантов в Соединенных Штатах попытались перейти к высококачественной продукции для того, чтобы специализироваться в нишах, дизайнах, размерах и камнях, более подходящих для высококлассной продукции, - продолжает Фишер. – Большее значение приобретает создание запасов по принципу «точно к назначенному сроку» (just-in-time) и обслуживание покупателей. Каждый раз, когда иностранная компания говорит, что потребуется шесть-восемь недель на выполнение вашего заказа или ремонта изделия, а какие-то другие компании говорят, что они смогут это сделать за шесть-восемь дней, если не за шесть-восемь часов, то это является преимуществом».
Фридман отмечает, что в области специальных огранок и крупных размеров, некоторые виды такого производства лучше выполняются в Израиле, Бельгии и Соединенных Штатах. «Но с каждым днем становится труднее. Ясно, что мы пытаемся стимулировать поставку алмазного сырья в Нью-Йорк. Но дело в том, что мы не в состоянии сделать все, чтобы изменить тенденцию».
СТРАТЕГИИ ПРОДАЖИ
Индийские компании расширили свою деятельность в США и проникновение на американский рынок, открывая офисы в Соединенных Штатах. «Они вступают в партнерские отношения с американскими компаниями и покупают американские компании, - говорит Вандерлинден. – С точки зрения Соединенных Штатов, некоторые компании считают, что лучше объединить усилия с конкурентами, чем попытаться с ними бороться. Индийские компании понимают важность присутствия американской розничной торговли с участием американских работников. Это не просто путь к продаже на рынке Соединенных Штатов, присутствуя на этом рынке, но также и возможность изучения рынка – каковы предпочтения, какой маркетинг действует лучше, необходимые стандарты обслуживания покупателей. Потом они могут привезти эти знания назад домой и заставить их работать на себя».
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМ
«Я не могу делать прогнозы в такой обстановке, - говорит Вандерлинден. – Руки опускаются от того, как быстро могут измениться дела. Не успеешь оглянуться, и все может разрушиться».
Фридман считает, что в долгосрочной перспективе доминирование Индии продолжится. «В краткосрочной перспективе ситуация несколько изменилась. В последнее время рупия ослабла, что оказало очень большое влияние. Потребление в Индии в значительной мере упало, что сказывается на местной промышленности и отражается на производстве. Именно сейчас рынки экспорта не радужные».
«Мы наблюдаем сейчас в индийской экономике некоторое движение по кругу; в краткосрочной перспективе они испытывают некоторые трудности. Их первоочередной задачей должна быть стабилизация своей экономики, - говорит в заключение Фишер. – По большому счету, в Индии огромное население, которому нужно жить прилично, пользуясь основными видами услуг. Для того чтобы крупнейшая в мире демократия оставалась устойчивой, все большее значение будут приобретать потребности народа и больше внимания необходимо уделять разрыву между обеспеченными и неимущими».