Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв., рисунки-реконструкции Олега Федорова

Раздел: Общество
23 сентября 2012 г.

Древ­не­рус­ский жен­ский юве­лир­ный го­лов­ной убор XI - XIII вв.

Ри­сун­ки-ре­кон­струк­ции Оле­га Фе­до­ро­ва вы­де­ля­ют­ся на фо­не ис­то­ри­че­ских ра­бот дру­гих ху­дож­ни­ков преж­де все­го за счет до­сто­вер­но­сти мель­чай­ших де­та­лей. Ре­кон­струк­ции Фe­до­ро­ва ос­но­ва­ны на ак­ту­аль­ных ар­хео­ло­ги­че­ских и на­уч­ных дан­ных, мно­гие ра­бо­ты со­зда­ны для круп­ней­ших му­зеев в со­труд­ни­че­стве с ве­ду­щи­ми уче­ны­ми и спе­ци­а­ли­ста­ми. Под­бор­ка ри­сун­ков на те­му древ­не­рус­ско­го жен­ско­го юве­лир­но­го го­лов­но­го убо­ра да­ет нам воз­мож­ность уви­деть, как мог­ли вы­гля­деть на­ши пра-пра-(50 раз пра)-ба­буш­ки по­чти ты­ся­чу лет на­зад.

 

Ве­ли­кая кня­ги­ня в па­рад­ном убо­ре, кон. XII-нач. XIII вв. По ма­те­ри­а­лам кла­дов Ста­рой Ря­за­ни 1822 и 1992гг. С ис­поль­зо­ва­ни­ем на­клад­ной ко­ру­ны к ико­не Бо­го­ма­терь Бо­го­люб­ска­я

Уче­ные утвер­жда­ют, что прак­ти­че­ски каж­дый свет­ло­ко­жий жи­тель Ев­ро­пы яв­ля­ет­ся по­том­ком или род­ствен­ни­ком как ми­ни­мум од­но­го из Ев­ро­пей­ских ко­ро­лев­ских до­мов. Мож­но пред­по­ло­жить, что и прак­ти­че­ски каж­дый жи­тель ев­ро­пей­ской ча­сти Рос­сии, Укра­и­ны или Бе­ла­ру­си яв­ля­ет­ся по­том­ком или род­ствен­ни­ком хо­тя бы од­но­го из рус­ских кня­же­ских ро­дов. А зна­чит, впол­не воз­мож­но, что на ри­сун­ках-ре­кон­струк­ци­ях древ­не­рус­ско­го жен­ско­го го­лов­но­го убо­ра мы ви­дим на­ших да­ле­ких ба­бу­шек.
 

Кня­ги­ня в эма­ле­вом убо­ре с диа­де­мой и кол­та­ми, вто­рая по­ло­ви­на XII - на­ча­ло XIII вв. По ма­те­ри­а­лам Ки­ев­ских кла­дов.


Бла­го­да­ря ра­бо­там Оле­га Фе­до­ро­ва, ге­рои древ­не­рус­ских ле­то­пи­сей и бы­лин об­ре­та­ют до­сто­вер­ные ли­ца, пред­ста­вая пе­ред по­том­ка­ми ре­аль­ны­ми лю­дь­ми. И сра­зу ста­но­вит­ся по­нят­но, что не­смот­ря на раз­ни­цу в ты­ся­чу лет, по боль­шо­му сче­ту жизнь на­ших пред­ков ма­ло чем от­ли­ча­лась от на­шей. Мы оди­на­ко­во лю­бим и не­на­ви­дим, дру­жим и во­ю­ем, ве­се­лим­ся и гру­стим, вос­пи­ты­ва­ем де­тей и уми­ра­ем.
 

Жен­щи­на в убо­ре с гроз­де­вид­ны­ми на­уш­ни­ца­ми, кон­ца X - на­ча­ла XI вв. По ма­те­ри­а­лам кла­дов из Гнeз­до­во под Смо­лен­ском.

Под впе­чат­ле­ни­ем от древ­не­рус­ских жен­ских об­ра­зов ху­дож­ни­ка Фе­до­ро­ва, ста­но­вят­ся близ­ки­ми и по­нят­ны­ми ду­шев­ные пе­ре­жи­ва­ния не­из­вест­ной влюб­лен­ной жен­щи­ны, жив­шей в Нов­го­ро­де в на­ча­ле XII ве­ка. Бе­ре­стя­ная гра­мо­та с ее пись­мом воз­люб­лен­но­му бы­ла най­де­на ар­хео­ло­га­ми при рас­коп­ках:

"Я по­сы­ла­ла к те­бе три­жды. Что за зло ты про­тив ме­ня име­ешь, что в эту не­де­лю ты ко мне не при­хо­дил? А я к те­бе от­но­си­лась как к бра­ту! Не­уже­ли я те­бя за­де­ла тем, что по­сы­ла­ла к те­бе? А те­бе, я ви­жу, не лю­бо. Ес­ли бы те­бе бы­ло лю­бо, то ты бы вы­рвал­ся из-под люд­ских глаз и при­мчал­ся... Бу­де да­же я те­бя по сво­е­му не­ра­зу­мию за­де­ла, ес­ли ты нач­нешь на­до мною на­сме­хать­ся, то су­дит те­бя Бог и моя ху­до­сть."
 

Жен­щи­на в убо­ре с ко­ло­ко­вид­ны­ми под­вес­ка­ми и сет­кой-под­ни­зью. По ма­те­ри­а­лам кла­дов Ста­рой Ря­за­ни и Нов­го­род­ской зем­ли, в. п. XII в.


Олег Вла­ди­ми­ро­вич Фe­до­ров ро­дил­ся в го­ро­де Ом­ске в 1964 го­ду. В 1988 го­ду окон­чил Все­со­юз­ный Го­су­дар­ствен­ный Ин­сти­тут Ки­не­ма­то­гра­фии (ВГИК). Ра­бо­тал на ки­но­сту­дии им. Горь­ко­го, пре­по­да­вал жи­во­пись и ри­су­нок в Шко­ле-Сту­дии МХАТ.
 

Жен­щи­на в убо­ре с кол­та­ми на ряс­нах и оче­льем, вто­рая по­ло­ви­на XII ве­ка.


С на­ча­ла 1990-х го­дов увлек­ся ис­то­ри­ей. Стал за­ни­мать­ся ре­кон­струк­ци­ей одеж­ды, во­ору­же­ния, бы­та рус­ских и степ­ных во­и­нов сред­не­ве­ко­вья (9-17ве­ка). С 1996 го­да ра­бо­ты Фe­до­ро­ва ста­ли пуб­ли­ко­вать­ся в раз­лич­ных жур­на­лах, на­уч­ных и на­уч­но-по­пу­ляр­ных кни­гах рос­сий­ских и за­ру­беж­ных из­да­тель­ств.
 

Жен­щи­на в убо­ре с кол­та­ми и трех­бу­син­ны­ми коль­ца­ми, XII век. По ма­те­ри­а­лам кла­да из Ста­рой Ря­за­ни 1970 го­да.


В 1996 го­ду участ­во­вал с ри­сун­ка­ми-ре­кон­струк­ци­я­ми в вы­став­ке «Из ва­ряг в гре­ки» Го­су­дар­ствен­но­го Исто­ри­че­ско­го му­зея (ГИМ). С это­го вре­ме­ни стал по­сто­ян­но со­труд­ни­чать с му­зей­ны­ми и на­уч­ны­ми ра­бот­ни­ка­ми, ар­хео­ло­га­ми, ис­то­ри­ка­ми. Ри­сун­ки-ре­кон­струк­ции Фe­до­ро­ва ос­но­ва­ны на до­сто­вер­ных ар­хео­ло­ги­че­ских и на­уч­ных дан­ных, мно­гие ра­бо­ты бы­ли со­зда­ны в со­труд­ни­че­стве с ве­ду­щи­ми уче­ны­ми и спе­ци­а­ли­ста­ми. По­след­ние наи­бо­лее из­вест­ные ри­сун­ки-ре­кон­струк­ции вы­пол­не­ны для но­вой экс­по­зи­ции Го­су­дар­ствен­но­го Во­ен­но-исто­ри­че­ско­го му­зея-за­по­вед­ни­ка «Ку­ли­ко­во по­ле», а так­же для от­де­ла Охран­ных рас­ко­пок Ин­сти­ту­та Ар­хео­ло­гии РАН и Яро­слав­ско­го му­зея-за­по­вед­ни­ка.
 

Жен­щи­на вя­ти­чей в лен­точ­ном убо­ре с ви­соч­ны­ми коль­ца­ми. По ма­те­ри­а­лам кур­га­нов вя­ти­чей из Под­мос­ко­втя, ко­нец XI ве­ка - XII век.

 

Ре­кон­струк­ция ко­стю­ма и укра­ше­ний мо­ло­дой жен­щи­ны из Дмит­ро­ва, ко­нец XII ве­ка - на­ча­ло XIII ве­ка.
 

Ре­кон­струк­ция ко­стю­ма и укра­ше­ний де­вуш­ки из Яро­слав­ля, ко­нец XII - на­ча­ло XIII вв. По ма­те­ри­а­лам От­де­ла охран­ных рас­ко­пок Ин­сти­ту­та ар­хео­ло­гии РАН.

 

Де­вуш­ка вя­ти­чей в убо­ре, с ви­соч­ны­ми коль­ца­ми и шей­ной грив­ной. По ма­те­ри­а­лам кур­га­нов вя­ти­чей, кон­ца XI - XII вв.


Ра­бо­ты Оле­га Фe­до­ро­ва хра­нят­ся во мно­гих част­ных кол­лек­ци­ях Рос­сии и за­ру­бе­жья, на­хо­дят­ся в экс­по­зи­ци­ях му­зеев Рос­сии и Укра­и­ны. Ка­лен­дарь с ре­про­дук­ци­я­ми ри­сун­ков-ре­кон­струк­ций древ­не­рус­ско­го жен­ско­го го­лов­но­го убо­ра мож­но за­ка­зать по элек­трон­ной по­чте az1974@gmail.com, сто­и­мость ка­лен­да­ря 300 руб­лей.

[ kulturologia.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->