Идея окрашивать минералы пришла Олегу Лопатину и его бывшему однокласснику Рустему Хайбуллину во время дружеской встречи в одном из казанских кафе.
- Ее реализация заняла долгих 15 лет, - вспоминает Олег Николаевич, - мы начинали с производства рубинов. Брали чистый оксид алюминия по рублю за тонну, облучали его в ускорителе и на выходе получали рубины и сапфиры. В реальных природных условиях минералы формируются миллионы лет, мы же научились их создавать за 10-15 минут! Причем ни одна экспертиза не усомнилась в подлинности наших драгоценных камней.
Но фантастических результатов ученым удалось добиться при обработке алмазов. Как известно, цветные алмазы встречаются крайне редко (один на миллион) и очень ценятся на рынке драгоценных камней: стоимость одного карата может достигать миллиона долларов. А себестоимость казанского бриллианта равна стоимости затраченного электричества и используемых веществ.
- Мы пока научились окрашивать алмазы в золотистые и черные цвета, - рассказывает Олег Лопатин. - В настоящий момент работаем над созданием полихромных бриллиантов, то есть хотим окрашивать камень сразу в несколько цветов. Например, верхней части бриллианта придать синий цвет, а нижней — красный.
Окраска драгоценных камней происходит в ионно-лучевом ускорителе Казанского физико-технического института.
- Этот аппарат можно назвать прадедушкой Большого Адронного коллайдера, - шутит Олег Лопатин. - Уникальность казанского аппарата в том, что он рассчитан на всю таблицу Менделеева.