Каждый раз, когда в Израиле открывается филиал ведущей международной компании, мы считаем это поводом для радости. Но вот когда в Израиль приходит ведущая геммологическая лаборатория мира, благодаря которой мир геммологии приобрел свою сегодняшнюю форму, которая внедрила в геммологические испытания этические стандарты, ведет самые современные всесторонние исследования и разработки, выдает 40 % всех геммологических сертификатов в мире, а также занимается широким спектром образовательной деятельности, – это уже настоящий прорыв. Убедить их оказалось делом долгим и непростым. Практически с момента моего вступления в должность президента Израильской ассоциации производителей алмазов (ИАПА), да и потом, когда я стал председателем Израильского института алмазов, мы с моими коллегами пытались договориться с главным маркeром мира геммологии – Американским геммологическим институтом (GIA) – об открытии филиала в Израиле.
GIA никуда не спешил. В общем объеме заказчиков сертификатов по всему миру израильтяне составляют 40 %, а ежегодно в Израиле производится бриллиантов, требующих сертификации GIA, на сумму около 1 миллиарда долларов (не считая бриллиантов, которые израильтяне изготавливают за рубежом). Поэтому руководство GIA могло спать спокойно, зная, что израильские бриллианты все равно придут к ним.
А вот мы в ИАПА – по той же самой причине – спокойно спать не могли. У нас стояла задача дать израильской алмазной промышленности возможность сохранить те 30-50 миллионов долларов год, которые мы тратим на курьеров, страховку, время между отправкой бриллианта и получением сертификата, а также, при необходимости, время на подачу и рассмотрение апелляции.
Второй фактор – сформировавшаяся у израильских производителей бриллиантов, которые теперь работают с крупными, высококачественными камнями, необходимость в более высоком уровне доступа к геммологической лаборатории такого высокого класса для получения консультаций и даже помощи в процессе обработки камня.
Открытие колледжа по обучению геммологов (специалистов по бриллиантам и другим драгоценным камням) и ювелиров, где преподавание будет вестись в том же объеме и на том же уровне, что и в аналогичных учреждениях GIA в Соединенных Штатах и зарубежных филиалах, даст возможность каждому диамантеру получить превосходные знания в области геммологии. Это особенно важно, поскольку каждая серьезная алмазная компания сегодня имеет в штате хотя бы одного-двух геммологов. Израильским предприятиям, специализирующимся на высокоточной, максимально пропорциональной огранке, которая впоследствии получает тройную высшую оценку, необходим геммолог высочайшего уровня профессионализма, чтобы он был на месте и руководил работой полировщиков. Потенциальная прибыль, которую могут принести такие камни, оправдывает постоянное нахождение в штате предприятия одного или двух геммологов. Тем, кто специализируется на фантазийных бриллиантах, тоже в штате нужны геммологи. А что может быть лучше, чем взять на работу на предприятие геммолога, прошедшего обучение в GIA. Это максимально увеличивает шансы получения бриллиантом сертификата GIA, в котором будут стоять именно те оценки, к которым стремился производитель.
До сих пор израильскому диамантеру, желавшему изучать геммологию в GIA, приходилось тратить примерно 60-70 тысяч долларов в год на оплату обучения и проживания на территории главного учебного центра GIA в Карлсбаде (штат Калифорния). С открытием колледжа GIA в Израиле этих расходы уменьшатся как минимум на 80 %, и каждый, кто захочет лучше разбираться в алмазах и бриллиантах, сможет это сделать по доступной цене. В семи мировых центрах алмазного производства и торговли (в Калифорнии, Нью-Йорке, Таиланде, Гонконге, Индии, ЮАР и Ботсване) уже есть свои колледжи GIA. Вне всякого сомнения, мы тоже должны быть в этом списке. Учеба принесет нам большую выгоду: благодаря колледжу GIA в Израиле, безусловно, повысится профессиональный уровень всех тех, кто работает в израильской алмазной промышленности, обучится молодое поколение, усилятся наши позиции на вершине профессиональной пирамиды мировой алмазной промышленности. GIA тоже получит выгоду. Благодаря уровню обучающихся и постоянному спросу на учебные курсы GIA.
Как я уже говорил выше, в колледже GIA преподается обширная программа учебных курсов – в дополнение к программе по геммологии в области алмазов и других драгоценных камней. Коснусь этой темы более подробно. В течение последних трех лет мы наблюдаем широкое, динамичное развитие израильской ювелирной отрасли. Ювелиры размещаются во всем нашем комплексе – от зданий биржи до Музея алмазов – и на прилегающих улицах. Всюду, куда ни глянь, виден невероятный рост числа ювелирных магазинов в этом районе. Все большее число диамантеров к своему основному виду деятельности добавляет производство ювелирных изделий с бриллиантами и другими драгоценными камнями и стремится привлечь местную израильскую публику и туристов, которые наводняют этот район. По этой причине мы хотим не только повысить уровень образования и профессиональных знаний диамантеров до уровня мирового класса, но и сделать тоже самое в отношении израильской ювелирной отрасли, чтобы и она заняла свое место в высших эшелонах мирового производства ювелирных изделий. Вот почему учебная программа GIA по ювелирным изделиям, жемчугу и драгоценным камням тоже принесет нам огромную выгоду.
Наши взаимоотношения развивались постепенно. Можно сказать, что первые попытки предпринимались еще в 1970 году, когда впервые в Израиль приехал геммолог GIA из США Гленн Норд (Glenn Nord). Он провел первый учебный курс по геммологии, организованный Израильским институтом алмазов. Через 37 лет GIA провел еще один учебный курс по геммологии в Израиле, в этот раз под эгидой ИАПА, для чего конференц-зал ассоциации был превращен в учебный класс. Через пару часов после начала регистрации желающих попасть на курс свободных мест уже не было. Слушатели этого эксклюзивного курса (и, надо сказать, вовсе не дешевого – 2500 долларов с человека) представляли собой очень разнообразную и интересную группу: опытные диамантеры, в том числе даже один геммолог, молодые диамантеры, в том числе представители молодого поколения и сотрудники офисов алмазных компаний. Неделя обучения увенчалась головокружительным успехом. Слушатели остались более чем довольны. Преподаватели отметили, что «студенты» работали чрезвычайно усердно и продемонстрировали очень высокий уровень. В этот раз мы решили, что не будем ждать следующего шага еще 37 лет...
Мы интенсифицировали нашу деятельность. По завершении курса мы увеличили частоту наших визитов в GIA, пытаясь наладить диалог по вопросу открытия лаборатории и колледжа для обучения геммологов в Израиле. Я возглавил этот процесс, заручившись поддержкой почетного президента ИАПА Авраама (Буми) Трауба и директора-распорядителя ИАПА Уди Шейнталя. Нам помогал Элиот Танненбаум – диамантер-ветеран с давними связями с руководством GIA. Мы также вели соответствующие переговоры с государственными органами Израиля. Здесь нам оказывала поддержку бухгалтерская компания Lion, Orlitzky & Co.
Мы можем быть уверены, что деятельность GIA в Израиле никоим образом не будет мешать тем лабораториям, которые работают здесь многие годы. Диамантеры, которым нужны сертификаты GIA, будут посылать камни на сертификацию в GIA вне зависимости от того, будет здесь филиал или нет. Выбор лаборатории не зависит от ее доступности. Он продиктован потребностями рынка. Деятельность GIA в Израиле – Божий дар для всех. Она будет способствовать активизации отрасли, добавит привлекательности в глазах тех международных компаний, которые подумывают об открытии филиала или переезде сюда, а также поможет создать дополнительные рабочие места.
Присутствие GIA в Израиле имеет первостепенную важность в свете того, что для значительного расширения производства бриллиантов в Израиле – то, к чему мы все стремимся, – необходим сильный, привлекательный гранильный центр. Это абсолютно жизненно важно для израильской алмазной промышленности. В этой связи я воспользовался преимуществом совмещения должностей – председателя Израильского института алмазов и президента Израильской ассоциации производителей алмазов. Мой выбор объявить о проекте сначала на заседании исполнительного комитета ИАПА, будучи президентом ИАПА, был не случайным, а намеренным. Он был нацелен на акцентирование особой направленности проекта на укрепление израильского производства на территории Израиля.
В течение следующих двух лет я намерен посвятить свое личное и рабочее время содействию усилиям ИИА по обеспечению будущих поколений всеми аспектами профессионального обучения. Курс менеджмента в алмазной отрасли, который мы преподаем совместно с Колледжем «Шенкар», – хороший пример того, как мы заботимся об образовании, обучении, уровне знаний тех, кто занят в израильской алмазной промышленности. Тем не менее, я намерен повысить уровень образования и получаемых знаний в нашей отрасли еще сильнее. Для этого нам понадобится сделать гигантский шаг вперед.
Открытие геммологической лаборатории GIA в Израиле и особенно открытие профессионального центра GIA по обучению в области алмазов и бриллиантов станет значительным подспорьем ИИА в запланированной деятельности в сфере высшего образования. Все это обогатит и усовершенствует тот «набор инструментария», который мы предлагаем израильским диамантерам, чтобы они росли и развивались, и будет вести к новым высотам обслуживания, которое предлагают каждому из нас учреждения израильской алмазной промышленности.
Статья впервые опубликована в 204-м номере журнала Hayahalom
[ Израильский Институт Алмазов ]