Проект Постановления противоречит Соглашению о единых принципах и правилах технического регулирования

Раздел: Гильдия Ювелиров России
23 января 2012 г.

«Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» на­пра­ви­ла опуб­ли­ко­ван­ный про­ект По­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства РФ «О вне­се­нии из­ме­не­ний в По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 5 ап­ре­ля 1999 № 372» на экс­пер­ти­зу во Все­рос­сий­ский на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский ин­сти­тут сер­ти­фи­ка­ции ВНИИС.

По­лу­чен­ное Экс­перт­ное За­клю­че­ние под­твер­жда­ет на­ше мне­ние о том, что опуб­ли­ко­ван­ный про­ект По­ста­нов­ле­ния про­ти­во­ре­чит Со­гла­ше­нию о еди­ных прин­ци­пах и пра­ви­лах тех­ни­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния в рес­пуб­ли­ке Бе­ла­русь, рес­пуб­ли­ке Ка­зах­стан и Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 18 но­яб­ря 2010 го­да и при­ме­не­ние обя­за­тель­но­го под­твер­жде­ния со­от­вет­ствия дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней не­це­ле­со­об­раз­но.»

 
Ге­не­раль­но­му ди­рек­то­ру
Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии»
В.И.Мос­па­ну

1275 21 г.Москва, ул.Вет­ки­на, д.4

В со­от­вет­ствии с до­го­во­ром №10-2012/101 на­прав­ляю Вам под­го­тов­лен­ное ин­сти­ту­том экс­перт­ное за­клю­че­ние на про­ект По­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции «О вне­се­нии из­ме­не­ний в По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 5 ап­ре­ля 1999 г. №372».

Пер­вый за­ме­сти­тель Ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра
И.И.Чай­ка


УТВЕРЖДАЮ
Ге­не­раль­ный ди­рек­тор ОАО ВНИИС
 
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на про­ект По­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции «О вне­се­нии из­ме­не­ний в По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 5 ап­ре­ля 1999 г. №372»

Про­ект По­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции «О вне­се­нии из­ме­не­ний в По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 5 ап­ре­ля 1999 г. №372» (да­лее - про­ект по­ста­нов­ле­ния) преду­смат­ри­ва­ет вне­се­ние из­ме­не­ний в По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции «О сер­ти­фи­ка­ции дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней и про­дук­ции из них» в це­лях ре­а­ли­за­ции Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 19 июля 2011г. № 248- ФЗ «О вне­се­нии из­ме­не­ний в от­дель­ные за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в свя­зи с ре­а­ли­за­ци­ей по­ло­же­ний Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О тех­ни­че­ском ре­гу­ли­ро­ва­нии».

Про­ек­том по­ста­нов­ле­ния преду­смат­ри­ва­ет­ся утвер­дить при­ла­га­е­мые пе­реч­ни дра­го­цен­ных кам­ней, под­ле­жа­щих обя­за­тель­ной сер­ти­фи­ка­ции, и дра­го­цен­ных ме­тал­лов и про­дук­ции из них, под­твер­жде­ние со­от­вет­ствия ко­то­рых осу­ществ­ля­ет­ся в фор­ме при­ня­тия де­кла­ра­ции о со­от­вет­ствии, а так­же по­ру­че­ние Мин­фи­ну Рос­сии обес­пе­чить раз­ра­бот­ку тех­ни­че­ских ре­гла­мен­тов на дра­го­цен­ные ме­тал­лы, дра­го­цен­ные кам­ни и про­дук­цию из них.

Экс­пер­ти­за про­во­ди­лась с уче­том но­вых усло­вий, свя­зан­ных с дей­ству­ю­щи­ми нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми до­ку­мен­та­ми Та­мо­жен­но­го со­ю­за, а так­же с уче­том це­ле­со­об­раз­но­сти обя­за­тель­но­го под­твер­жде­ния со­от­вет­ствия та­ких спе­ци­фи­че­ских ви­дов про­дук­ции, вме­сто дру­гих форм оцен­ки со­от­вет­ствия, преду­смот­рен­ных за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

В ре­зуль­та­те про­ве­ден­ной экс­пер­ти­зы уста­нов­ле­но сле­ду­ю­щее.

1. Со­гла­ше­ни­ем о еди­ных прин­ци­пах и пра­ви­лах тех­ни­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния в Рес­пуб­ли­ке Бе­ла­русь, Рес­пуб­ли­ке Ка­зах­стан и Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 18 но­яб­ря 2010 г. вве­де­ны опре­де­лен­ные огра­ни­че­ния сфе­ры на­ци­о­наль­но­го за­ко­но­да­тель­ства го­су­дар­ств-чле­нов Та­мо­жен­но­го со­ю­за в об­ла­сти тех­ни­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния.
Ста­тьей 3 Со­гла­ше­ния вво­дит­ся еди­ный пе­ре­чень про­дук­ции, в от­но­ше­нии ко­то­рой уста­нав­ли­ва­ют­ся обя­за­тель­ные тре­бо­ва­ния в рам­ках Та­мо­жен­но­го со­ю­за (да­лее - еди­ный пе­ре­чень). Этот еди­ный пе­ре­чень яв­ля­ет­ся огра­ни­чи­тель­ным.

Сто­ро­ны не до­пус­ка­ют уста­нов­ле­ние в сво­ем за­ко­но­да­тель­стве обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний в от­но­ше­нии про­дук­ции, не вклю­чен­ной в еди­ный пе­ре­чень.

Та­ким об­ра­зом, усло­ви­ем при­ме­не­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний к про­дук­ции и, сле­до­ва­тель­но, осу­ществ­ле­ния обя­за­тель­но­го под­твер­жде­ния со­от­вет­ствия яв­ля­ет­ся на­ли­чие та­кой про­дук­ции в еди­ном пе­реч­не.

Этот вы­вод спра­вед­лив так­же ис­хо­дя из нор­мы ста­тьи 4 Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О тех­ни­че­ском ре­гу­ли­ро­ва­нии», со­глас­но ко­то­рой ес­ли меж­ду­на­род­ным до­го­во­ром Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в сфе­ре тех­ни­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния уста­нов­ле­ны иные пра­ви­ла, чем те, ко­то­рые преду­смот­ре­ны на­сто­я­щим Фе­де­раль­ным за­ко­ном, при­ме­ня­ют­ся пра­ви­ла меж­ду­на­род­но­го до­го­во­ра.
Учи­ты­вая, что ука­зан­ное Со­гла­ше­ние ра­ти­фи­ци­ро­ва­но в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в уста­нов­лен­ном по­ряд­ке, его по­ло­же­ния рас­смат­ри­ва­ют­ся в ста­ту­се меж­ду­на­род­но­го до­го­во­ра.

2. Про­ек­том по­ста­нов­ле­ния преду­смот­ре­на раз­ра­бот­ка тех­ни­че­ских ре­гла­мен­тов на дра­го­цен­ные ме­тал­лы, дра­го­цен­ные кам­ни и про­дук­цию из них. Од­на­ко ста­тьей 4 Со­гла­ше­ния о еди­ных прин­ци­пах и пра­ви­лах тех­ни­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния в Рес­пуб­ли­ке Бе­ла­русь, Рес­пуб­ли­ке Ка­зах­стан и Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 18 но­яб­ря 2010 г. уста­нов­ле­но, что «тех­ни­че­ские ре­гла­мен­ты Та­мо­жен­но­го со­ю­за раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся толь­ко в от­но­ше­нии про­дук­ции, вклю­чен­ной в еди­ный пе­ре­чень...», при этом раз­ра­бот­ка на­ци­о­наль­ных тех­ни­че­ских ре­гла­мен­тов в го­су­дар­ствах-чле­нах Та­мо­жен­но­го со­ю­за пре­кра­ще­на. Еди­ный пе­ре­чень, утвер­жден­ный Ре­ше­ни­ем Ко­мис­сии Та­мо­жен­но­го со­ю­за от 28 ян­ва­ря 2011г. не со­дер­жит та­кой про­дук­ции, как дра­го­цен­ные ме­тал­лы, дра­го­цен­ные кам­ни и про­дук­ция из них.
Та­ким об­ра­зом, нет пра­во­вых ос­но­ва­ний для уста­нов­ле­ния обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний в от­но­ше­нии дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней и про­дук­ции из них, и раз­ра­бот­ки со­от­вет­ству­ю­щих тех­ни­че­ских ре­гла­мен­тов.

3. Вы­зы­ва­ет со­мне­ние в прин­ци­пе це­ле­со­об­раз­ность при­ме­не­ния для оцен­ки со­от­вет­ствия дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней и про­дук­ции из них обя­за­тель­но­го под­твер­жде­ния со­от­вет­ствия.
Хо­тя ста­тьей 4 Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О тех­ни­че­ском ре­гу­ли­ро­ва­нии» и Со­гла­ше­ни­ем в ка­че­стве од­ной из це­лей тех­ни­че­ских ре­гла­мен­тов опре­де­ле­но пре­ду­пре­жде­ние дей­ствий, вво­дя­щих в за­блуж­де­ние при­об­ре­та­те­лей (по­тре­би­те­лей), од­на­ко по смыс­лу нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов в сфе­ре тех­ни­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и по со­дер­жа­нию при­ня­тых тех­ни­че­ских ре­гла­мен­тов, мож­но за­клю­чить, что ука­зан­ная цель долж­на быть свя­за­на с глав­ным на­зна­че­ни­ем тех­ни­че­ских ре­гла­мен­тов - обес­пе­че­ни­ем без­опас­но­сти. То есть, дей­ствия, вво­дя­щие в за­блуж­де­ние при­об­ре­та­те­лей (по­тре­би­те­лей) - это дей­ствия, спо­соб­ные на­не­сти вред жиз­ни и (и­ли) здо­ро­вью че­ло­ве­ка, иму­ще­ству, окру­жа­ю­щей сре­де, жиз­ни и (и­ли) здо­ро­вью жи­вот­ных и рас­те­ний.

Вряд ли та­кое вли­я­ние в пол­ной ме­ре мож­но от­не­сти к дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным кам­ням, для ко­то­рых глав­ны­ми по­тре­би­тель­ски­ми свой­ства­ми яв­ля­ют­ся ди­зайн, со­от­вет­ствие за­яв­лен­но­му на­име­но­ва­нию и дру­гим при­зна­кам, опре­де­ля­ю­щие цен­ность та­кой про­дук­ции, но не ее без­опас­ность для жиз­ни и здо­ро­вья че­ло­ве­ка.

Для оцен­ки со­от­вет­ствия та­ких по­тре­би­тель­ских свойств в наи­боль­шей сте­пе­ни под­хо­дит доб­ро­воль­ная сер­ти­фи­ка­ция, по­ло­жи­тель­ные ре­зуль­та­ты ко­то­рой мо­гут при­ме­нять­ся для оте­че­ствен­ных и за­ру­беж­ных по­тре­би­те­лей при вы­бо­ре при­об­ре­та­е­мых дра­го­цен­ных кам­ней, из­де­лий из них и из дра­го­цен­ных ме­тал­лов.

При этом про­бле­ма борь­бы с фаль­си­фи­ка­ци­ей та­кой про­дук­ции, по на­ше­му мне­нию, долж­на ре­шать­ся в рам­ках го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля (над­зо­ра), преду­смот­рен­но­го дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Вы­во­ды­

  1. Про­ект По­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции «О вне­се­нии из­ме­не­ний в По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 5 ап­ре­ля 1999 г. №372» в пред­став­лен­ном ви­де про­ти­во­ре­чит Со­гла­ше­нию о еди­ных прин­ци­пах и пра­ви­лах тех­ни­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния в Рес­пуб­ли­ке Бе­ла­русь, Рес­пуб­ли­ке Ка­зах­стан и Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 18 но­яб­ря 2010г.
  2. Счи­та­ем в прин­ци­пе не­це­ле­со­об­раз­ным при­ме­не­ние обя­за­тель­но­го под­твер­жде­ния со­от­вет­ствия (де­кла­ри­ро­ва­ния со­от­вет­ствия и обя­за­тель­ной сер­ти­фи­ка­ции) для це­лей оцен­ки со­от­вет­ствия дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней и про­дук­ции из них.
  3. Сле­ду­ет рас­смот­реть во­прос о вне­се­нии из­ме­не­ний в Фе­де­раль­ный за­кон от 26 мар­та 1998 го­да № 41-ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях» в це­лях при­ве­де­ния его в со­от­вет­ствие с дей­ству­ю­щи­ми нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми ак­та­ми Та­мо­жен­но­го со­ю­за.
Зав. от­де­лом ОАО «ВНИИС», док­тор тех­ни­че­ских на­ук, про­фес­сор

И.З. Аронов

Вед. на­уч­ный со­труд­ник, кан­ди­дат тех­ни­че­ских на­ук

А.Л. Тер­кель

 

 

 

 

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->