Аристократ народного ремесла

Раздел: Ювелиры и компании
12 января 2012 г.

Ку­ба­чи… Од­но­го это­го сло­ва до­ста­точ­но, что­бы про­бу­дить в со­зна­нии пре­крас­ные об­раз­цы из­де­лий из зо­ло­та и се­ребра, уди­ви­тель­ные юве­лир­ные укра­ше­ния и по­су­ду, рас­пи­сан­ные тон­чай­ши­ми узо­ра­ми.

С ран­не­го дет­ства ку­ба­чин­цы-сви­де­те­ли рож­де­ния пре­крас­ных тво­ре­ний. Де­ти на­блю­да­ют за твор­че­ским про­цес­сом, де­ла­ют пер­вые роб­кие ша­ги на пу­ти, про­ло­жен­ном пред­ка­ми еще ты­ся­чи лет на­зад. Ге­рой на­ше­го рас­ска­за Ильяс Га­джи­ла­ма­ма­ев так же, как и мно­гие его од­но­сель­ча­не, на­чи­нал свой про­фес­си­о­наль­ный путь в ма­стер­ской от­ца, где учил­ся азам ку­ба­чин­ско­го ма­стер­ства.

Уже в свои 15 лет он ра­бо­тал в ку­ба­чин­ской ху­до­же­ствен­ной ар­те­ли «Ху­дож­ник», где по­мо­гал от­цу и стар­шим бра­тьям. За­тем со­вер­шен­ство­вал спо­соб­но­сти, бу­дучи уче­ни­ком из­вест­но­го ма­сте­ра Га­джи­ба­хму­да Ма­го­ме­до­ва. С 1957 го­да, ко­гда Илья­су бы­ло 20 лет, он са­мо­сто­я­тель­но вы­пол­нял ра­бо­ту гра­ви­ров­щи­ка. Свою твор­че­скую де­я­тель­ность то­гда он сов­ме­щал с ра­бо­той в шко­ле учи­те­лем тру­да, где пе­ре­да­вал школь­ни­кам сек­ре­ты мон­ти­ров­ки и гра­ви­ров­ки.

В Ку­ба­чах ма­стер гра­ви­ров­ки счи­та­ет­ся цен­траль­ной фи­гу­рой ху­до­же­ствен­но­го про­из­вод­ства. Ильяс Га­джи­ла­ма­ма­ев сам раз­ра­ба­ты­вал фор­му из­де­лия, его ор­на­мент, де­лал гра­ви­ров­ку, осо­бен­ность ко­то­рой за­клю­ча­ет­ся в плот­ном ор­на­мен­те. При со­зда­нии его ма­стер при­ме­ня­ет раз­лич­ную тех­ни­ку гра­ви­ров­ки, чер­не­ние и зо­ло­че­ние. В сво­ей ра­бо­те И. Га­джи­ла­ма­ма­ев со­че­та­ет тра­ди­ци­он­ные и со­вре­мен­ные при­е­мы гра­ви­ров­ки, вос­ста­нав­ли­ва­ет и за­бы­тые при­е­мы на­не­се­ния эма­ли.

В жиз­ни Илья­са Га­джи­ла­ма­ма­е­ва две боль­шие при­вя­зан­но­сти. По­ми­мо де­ла пред­ков он ис­пы­ты­вал тя­гу к фи­ло­ло­гии. Окон­чил фил­фак ДГУ, ка­ко­е–то вре­мя да­же ра­бо­тал на фа­куль­те­те, все­рьез за­ни­мал­ся на­у­кой, пла­ни­ро­вал за­щи­тить кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию. Но лю­бовь к на­род­ным про­мыс­лам пе­ре­бо­ро­ла в нем фи­ло­ло­га. В сво­бод­ное вре­мя он не­устан­но про­дол­жал со­вер­шен­ство­вать свое ма­стер­ство. Кровь ис­тин­но­го ку­ба­чин­ца не да­ва­ла по­коя, и вме­сто книг он сно­ва и сно­ва скло­нял го­ло­ву над мель­чай­ши­ми узо­ра­ми, в ко­то­рые вкла­ды­вал всю свою ду­шу, де­лил­ся с из­де­ли­я­ми ра­до­стью и пе­ча­лью. Каж­дый за­ви­ток, каж­дый сан­ти­метр его ра­бот – это фей­ер­верк чувств и ощу­ще­ний.

От двух ме­ся­цев до по­лу­го­да про­хо­дит с мо­мен­та за­рож­де­ния идеи до по­яв­ле­ния на свет го­то­во­го пред­ме­та. За это вре­мя из­де­лие как бы ста­но­вит­ся ча­сти­цей са­мо­го ав­то­ра, оно вби­ра­ет в се­бя его энер­ге­ти­ку. Из про­сто­го, не­при­гляд­но­го кус­ка ме­тал­ла он со­зда­вал пред­ме­ты, ко­то­рые ра­до­ва­ли глаз и по­ра­жа­ли во­об­ра­же­ние.

У Илья­са Га­джи­ла­ма­ма­е­ва нет ху­до­же­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния, но его впол­не мож­но на­звать ари­сто­кра­том на­род­ных про­мыс­лов, ака­де­ми­ком ку­ба­чин­ско­го ис­кус­ства. Свои уни­вер­си­те­ты он про­шел еще в ран­нем дет­стве, а тра­ди­ции пред­ков ста­ли для не­го свое­об­раз­ной хре­сто­ма­ти­ей.

Та­лант­ли­вый ма­стер, име­ю­щий выс­шее фи­ло­ло­ги­че­ское об­ра­зо­ва­ние, при­влек вни­ма­ние твор­че­ской ин­тел­ли­ген­ции, и в ян­ва­ре 1979 го­да ку­ба­чин­ца при­гла­си­ли ра­бо­тать в Ми­ни­стер­ство мест­ной про­мыш­лен­но­сти Да­ге­ста­на. Там он ра­бо­тал глав­ным ху­дож­ни­ком - на­чаль­ни­ком от­де­ла на­род­ных про­мыс­лов по­чти 20 лет, вплоть до вы­хо­да на пен­сию. Та­кая ра­бо­та да­ла воз­мож­ность ему объ­ез­дить все про­мыс­ло­вые цен­тры Да­ге­ста­на. В этой долж­но­сти Ильяс Га­джи­ла­ма­ма­ев про­во­дил ху­до­же­ствен­ные со­ве­ты, со­би­рал ма­сте­ров, про­ве­рял ка­че­ство, изу­чал ас­сор­ти­мент ху­до­же­ствен­ных из­де­лий, раз­ра­ба­ты­вал ме­то­ди­ку по­вы­ше­ния ка­че­ства ра­бо­ты. Та­ким об­ра­зом, он не­устан­но ру­ко­во­дил ху­до­же­ствен­ной и твор­че­ской ра­бо­той в рес­пуб­ли­ке.

Ак­тив­ная ра­бо­та в ми­ни­стер­стве спо­соб­ство­ва­ла и са­мо­раз­ви­тию Илья­са Га­джи­ла­ма­ма­е­ва. Встре­ча­ясь с луч­ши­ми ма­сте­ра­ми, бе­се­дуя, изу­чая их твор­че­ство, он за­мет­но по­вы­сил свой про­фес­си­о­наль­ный уро­вень. По­ми­мо это­го он по­лу­чал и но­вые для се­бя зна­ния, к при­ме­ру, в де­та­лях изу­чил ков­ро­вое про­из­вод­ство.

В на­пря­жен­ном гра­фи­ке он все­гда на­хо­дил вре­мя для лю­би­мо­го де­ла, и его ра­бо­ты ста­но­ви­лись бо­лее со­вер­шен­ны­ми. Ка­че­ство его юве­лир­ных укра­ше­ний и про­чих из­де­лий вы­шло на но­вый уро­вень, он раз­ра­бо­тал соб­ствен­ный стиль. Его ра­бо­ты участ­во­ва­ли в вы­став­ках меж­ре­ги­о­наль­но­го и меж­ду­на­род­но­го мас­шта­ба, сре­ди них: «Д­ни СССР в Со­фии» (1984 год), меж­ду­на­род­ная вы­став­ка «Ху­до­же­ствен­но-при­клад­ное ис­кус­ство Да­ге­ста­на» (За­греб, Юго­сла­вия, 1981 год), «Со­вет­ский Юг–79», «Со­вет­ский Юг–84», «7-я Все­рос­сий­ская» (1985 г.). И. Га­джи­ла­ма­ма­ев был ор­га­ни­за­то­ром и участ­ни­ком меж­ду­на­род­ной вы­став­ки–яр­мар­ки в го­ро­де Из­ми­ре (Тур­ция, 1987 год).

Мно­го лет Ильяс Га­джи­ла­ма­ма­ев яв­ля­ет­ся чле­ном Со­ю­за ху­дож­ни­ков Да­ге­ста­на. Его ра­бо­ты хра­нят­ся в Да­ге­стан­ском го­су­дар­ствен­ном му­зее изоб­ра­зи­тель­ных ис­кус­ств, в мос­ков­ских му­зе­ях, в част­ных кол­лек­ци­ях по всей Рос­сии. По­я­са, брас­ле­ты, кин­жа­лы, ва­зы, ча­ши в ис­пол­не­нии да­ге­стан­ско­го ма­сте­ра вы­зы­ва­ли вос­хи­ще­ние и изум­ле­ние це­ни­те­лей в стра­не и во всем ми­ре.

В 1991 го­ду за из­го­тов­ле­ние вы­со­ко­ка­че­ствен­ной про­дук­ции ху­до­же­ствен­ных про­мыс­лов ему бы­ло при­сво­е­но зва­ние «Заслу­жен­ный де­я­тель ис­кусств ДАССР».

Всей сво­ей жиз­нью Ильяс Га­джи­ла­ма­ма­ев слу­жил раз­ви­тию на­род­но­го твор­че­ства, сей­час он ре­же из­го­тав­ли­ва­ет ку­ба­чин­ские из­де­лия, но по-преж­не­му ста­ра­ет­ся все­ми сред­ства­ми про­па­ган­ди­ро­вать на­род­ные про­мыс­лы и на­де­ет­ся, что тра­ди­ции, скла­ды­вав­ши­е­ся ты­ся­че­ле­ти­я­ми, не бу­дут за­бы­ты мо­ло­де­жью в усло­ви­ях со­вре­мен­ной жиз­ни. Мастер го­во­рит о важ­но­сти обу­че­ния мо­ло­де­жи на­род­ным про­мыс­лам, ко­то­рые мо­гут стать глав­ным зве­ном, со­еди­ня­ю­щим про­шлое и бу­ду­ще­е…


[ dagpravda.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->