Участники рынка онлайн-торговли приступили к разработке стандартов работы

Раздел: Торговля
20 декабря 2011 г.

Как со­об­щил «А­льянс Ме­диа» управ­ля­ю­щий ди­рек­тор ком­па­нии B2B Conference Group (BBCG) Алек­сей Фи­ла­тов, при ор­га­ни­зу­е­мом два­жды в год (в де­каб­ре и ап­ре­ле) ком­па­ни­ей фо­ру­ме Online Retail Russia сфор­ми­ро­ва­на по­сто­ян­но дей­ству­ю­щая ра­бо­чая груп­па по стан­дар­ти­за­ции ин­тер­нет-тор­гов­ли, ко­то­рая мо­жет впо­след­ствии ини­ци­и­ро­вать со­зда­ние ор­га­ни­за­ции по сер­ти­фи­ка­ции он­лайн-тор­гов­ли.

По его сло­вам, уже в рам­ках III Фору­ма он­лайн и муль­ти­ка­наль­но­го ри­тей­ла Online Retail Russia 2011г., со­сто­я­лись пер­вые за­се­да­ния не­сколь­ких ра­бо­чих групп по он­лайн-тор­гов­ле и стан­дар­ти­за­ции этой сфе­ры, а так­же ини­ци­и­ро­ва­на экс­перт­ная ко­мис­сия по стан­дар­ти­за­ции ин­тер­нет-тор­гов­ли, ко­то­рая на­ме­ти­ла кон­ту­ры ра­бо­ты над от­рас­ле­вы­ми пра­ви­ла­ми ра­бо­ты и сер­ти­фи­ка­ции ин­тер­нет-ма­га­зи­нов.

Меж­ду тем, участ­ни­ки рын­ка по­ка не при­шли к од­но­знач­но­му за­клю­че­нию, как долж­на ре­а­ли­зо­вы­вать­ся стан­дар­ти­за­ция впо­след­ствии, долж­на ли быть сер­ти­фи­ка­ция плат­ной для он­лайн-ма­га­зи­нов. В част­но­сти, пре­зи­дент На­ци­о­наль­ной ас­со­ци­а­ции ди­стан­ци­он­ной тор­гов­ли (НАДТ), член ра­бо­чей груп­пы по уда­лен­ной тор­гов­ле Ко­ми­те­та по раз­ви­тию по­тре­би­тель­ско­го рын­ка ТПП РФ Алек­сандр Ива­нов счи­та­ет, что долж­на быть со­зда­на об­нов­ля­е­мая каж­дые пол­го­да экс­перт­ная груп­па из пред­ста­ви­те­лей рын­ка, ко­то­рая бы про­ве­ря­ла он­лайн-ма­га­зи­ны на со­от­вет­ствие вы­ра­бо­тан­ным рын­ком стан­дар­там ра­бо­ты. При этом та­кая сер­ти­фи­ка­ция долж­на быть бес­плат­ной.

Од­на­ко ге­не­раль­ный ди­рек­тор ин­тер­нет-ма­га­зи­на Philips «Ари­стос Ри­тейл» Ан­дрей Хро­мов, на­про­тив, по­ла­га­ет, что без опо­ры на ма­те­ри­аль­ный ба­зис экс­перт­ная ра­бо­та не смо­жет быть ор­га­ни­зо­ва­на, по­это­му не­об­хо­ди­мо преду­смот­реть плат­ную сер­ти­фи­ка­цию и, со­от­вет­ствен­но, со­зда­ние ор­га­ни­за­ции для ад­ми­ни­стри­ро­ва­ния это­го про­цес­са. Со­от­вет­ствие сер­ти­фи­ка­ци­он­ным тре­бо­ва­ни­ям мо­жет обо­зна­чать­ся спе­ци­аль­ным знач­ком на сай­те он­лайн-ма­га­зи­на. А.Хро­мов счи­та­ет, что от 30-50% дей­ству­ю­щих объ­ек­тов рос­сий­ской ин­тер­нет-тор­гов­ли, по пред­ва­ри­тель­ной оцен­ке, мо­жет со­от­вет­ство­вать стан­дар­там ка­че­ствен­ной ра­бо­ты и прой­ти доб­ро­воль­ную сер­ти­фи­ка­цию.

Од­на­ко, при этом участ­ни­кам рын­ка при­дет­ся про­де­лать зна­чи­тель­ный объ­ем ра­бо­ты, что­бы эти стан­дар­ты раз­ра­бо­тать и при­нять как кон­со­ли­ди­ро­ван­ную по­зи­цию рын­ка. Как счи­та­ет ви­це-пре­зи­дент по ком­мер­ции WikiMart Ти­гран Гу­ка­сян, стан­дарт со­вер­ше­ния по­куп­ки – это по­нят­ный при­ем­ле­мый, про­гно­зи­ру­е­мый сце­на­рий раз­ви­тия со­бы­тий вы­бо­ра, опла­ты, по­лу­че­ния, ре­ше­ния про­блем, свя­зан­ных с при­об­ре­те­ни­ем то­ва­ра. Меж­ду тем, по­ка стан­дар­ты со­вер­ше­ния по­куп­ки в тра­ди­ци­он­ной тор­гов­ле бо­лее от­ра­бо­та­ны и по­нят­ны как для участ­ни­ков рын­ка, так и по­тре­би­те­лей, в от­ли­чие от он­лайн-тор­гов­ли. Как опи­сы­ва­ет си­ту­а­цию Т.Гу­ка­сян, в тра­ди­ци­он­ной тор­гов­ле лег­че най­ти от­вет­ствен­но­го в ли­це ад­ми­ни­стра­то­ра ма­га­зи­на; бо­лее по­нят­на про­це­ду­ра за­ме­ны то­ва­ра, воз­вра­та то­ва­ра и де­нег.

Ана­ли­зи­руя эти фак­то­ры, ста­но­вит­ся по­нят­но, что пре­иму­ще­ства ин­тер­нет-ма­га­зи­нов за­мет­ны толь­ко на эта­пе вы­бо­ра то­ва­ра, ко­гда удоб­но срав­ни­вать то­ва­ры и це­ны, ис­кать то­вар в се­ти. На эта­пах же опла­ты, по­лу­че­ния и об­слу­жи­ва­ния по­тре­би­тель пред­по­чтет офлайн-ма­га­зин в си­лу бо­лее по­нят­ных стан­дар­тов ра­бо­ты тра­ди­ци­он­ной роз­ни­цы.

Из­ме­нить си­ту­а­цию мо­жет толь­ко внед­ре­ние вы­со­ких стан­дар­тов ра­бо­ты ин­тер­нет-ма­га­зи­нов, счи­та­ет Т.Гу­ка­сян. В част­но­сти, не­об­хо­ди­мо внед­рять еди­ную ко­ди­ров­ку то­ва­ров на ос­но­ве меж­ду­на­род­ных стан­дар­тов, по­вы­шать ка­че­ство ин­фор­ма­ции о то­ва­ре на сай­те, со­зда­вать но­вые по­ис­ко­вые функ­ци­о­наль­но­сти и тех­но­ло­гии на сай­те, преду­смат­ри­вать фор­ми­ро­ва­ние шо­у­ру­мов.

В зве­не опла­ты экс­пе­ди­то­ров не­об­хо­ди­мо осна­щать тер­ми­на­ла­ми опла­ты, по­вы­шать до­ве­рие к опе­ра­ции «о­пла­та на сай­те». При по­лу­че­нии по­тре­би­те­лем то­ва­ра сто­ит, как счи­та­ет экс­перт, раз­ви­вать сеть пунк­тов вы­да­чи и ку­рье­ров, упа­ко­вы­вать то­вар с со­от­вет­ствие с его спе­ци­фи­кой, а так­же раз­ви­вать спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных ло­ги­сти­че­ских опе­ра­то­ров. При этом по­тре­бу­ет­ся со­зда­вать нор­ма­тив­ную ба­зу по за­щи­те прав по­тре­би­те­лей в он­лайн-тор­гов­ле, ко­то­рая бы опи­сы­ва­ла от­вет­ствен­но­сть, воз­врат, об­мен то­ва­ра, ра­бо­ту с бра­ком, воз­врат де­нег. Сто­ит преду­смот­реть и раз­ви­тие до­пол­ни­тель­ных сер­ви­сов (с­бор­ка, об­слу­жи­ва­ние, вы­воз упа­ков­ки и уста­рев­ших из­де­лий).

А.И­ва­нов так­же счи­та­ет, что при раз­ра­бот­ке стан­дар­тов по­тре­бу­ет­ся от­ве­тить на ряд во­про­сов. Сре­ди та­ко­вых, на­при­мер, нуж­но ли иметь соб­ствен­но­го кон­суль­тан­та по про­дук­ции в колл-цен­тре, ка­ко­вы обя­за­тель­ные эта­пы ра­бо­ты с кли­ен­том (при­ем за­ка­за, под­твер­жде­ние, зво­нок-на­по­ми­на­ние), ка­кие фа­куль­та­тив­ные, ка­ко­вы нор­мы по до­став­ке то­ва­ров, воз­мож­на ли до­став­ка "день в день", долж­ны ли ма­га­зи­ны брать на се­бя рис­ки по предо­став­ле­нию га­ран­тии или это за­бо­та про­из­во­ди­те­ля, ма­га­зин или по­ку­па­тель долж­ны взять на се­бя во­прос до­став­ки бра­ко­ван­но­го то­ва­ра до пунк­та при­е­ма? Та­к­же при­дет­ся вы­ра­бо­тать нор­ма­ти­вы ис­пол­ня­е­мо­сти за­ка­зов.

При этом Т.Гу­ка­сян пред­ла­га­ет не сбра­сы­вать со сче­тов и кон­струк­тив­ное вли­я­ние ад­ми­ни­стра­тив­ных фак­то­ров: утвер­жде­ние го­су­дар­ствен­ны­ми ор­га­на­ми и ввод в дей­ствие пра­вил ра­бо­ты по от­рас­ли в от­но­ше­нии со­блю­де­ния прав по­тре­би­те­лей, а так­же раз­ра­бот­ку си­сте­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми опе­ра­то­ра­ми стан­дар­тов ко­ди­ров­ки и тре­бо­ва­ний к ин­фор­ма­ции. Меж­ду тем, ми­ро­вые тен­ден­ции рын­ка элек­трон­ной ком­мер­ции то­ро­пят участ­ни­ков рос­сий­ско­го рын­ка уже сей­час за­ду­мы­вать­ся о сле­ду­ю­щем эта­пе стан­дар­ти­за­ции и са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния. Как со­об­щи­ла ди­рек­тор по ис­сле­до­ва­ни­ям Shop.Org (круп­ней­шая в ми­ре ас­со­ци­а­ция ин­тер­нет-ма­га­зи­нов) Фи­о­на Сверд­лоу, сре­ди ак­ту­аль­ных ми­ро­вых трен­дов элек­трон­ных про­даж на се­го­дня вы­де­ля­ют­ся муль­ти­ка­наль­но­сть, mCommerce (по­куп­ки че­рез смарт­фо­ны, план­ше­ты и мо­биль­ные те­ле­фо­ны), бес­плат­ная до­став­ка, про­да­жи че­рез social media (ре­ко­мен­да­ции дру­зей и зна­ко­мых в Facebook, twitter).

По дан­ным аме­ри­кан­ско­го экс­пер­та, ры­нок элек­трон­ный ком­мер­ции США пред­по­ла­га­ет еже­год­ный рост в 10% до 2015 го­да и со­ста­вит 279 млрд долл. про­тив 176 млрд долл. в 2010 го­ду.

Рос­сий­ский ры­нок он­лайн-тор­гов­ли по­ка су­ще­ствен­но мень­ше, но име­ет тен­ден­цию к скач­ко­об­раз­но­му ро­сту. Так, по сов­мест­ной оцен­ке Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки (ВШЭ) и ра­бо­чей груп­пы по уда­лен­ной тор­гов­ле ТПП РФ, за по­след­ние 6 лет наи­боль­ший при­рост сре­ди всех сек­то­ров вне­ма­га­зин­ной тор­гов­ли про­де­мон­стри­ро­ва­ла ин­тер­нет-тор­гов­ля – в 3,84 ра­за (с 50 млрд руб. в 2005г. до 192 млрд руб. в 2010г.). Как счи­та­ют экс­пер­ты, рост рын­ка элек­трон­ной ком­мер­ции в 2011г., по пред­ва­ри­тель­ной оцен­ке, со­ста­вил 30%.

[ allmedia.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->