Интервью президента компании АЛМАЗ-ХОЛДИНГ Гумерова Ф.Ф. журналу World Economic Journal

Раздел: Ювелиры и компании
14 сентября 2011 г.

Ко­стром­ской са­мо­ро­док

World Economic Journal, сен­тябрь 2011

Блеск зо­ло­та и пла­ти­ны, про­зрач­ность брил­ли­ан­то­в… Из дра­го­цен­но­стей мож­но тво­рить на­сто­я­щие чу­де­са. Изыс­кан­ность и утон­чен­ность юве­лир­ных из­де­лий ма­стер­ской «АЛМАЗ-ХОЛДИНГ» ни­ко­го не остав­ля­ет рав­но­душ­ным, а Вла­ди­мир Пу­тин и во­все од­на­жды на­звал их фан­та­сти­кой. Ком­па­ния сре­ди ли­де­ров от­рас­ли в Рос­сии. По вер­сии Forbes, «АЛМАЗ-ХОЛДИНГ» вхо­дит в первую трой­ку: ее обо­рот пре­вы­ша­ет $150 млн. Бо­лее 30% про­дук­ции «АЛМАЗ-ХОЛДИНГ» по­став­ля­ет за гра­ни­цу. Пред­ста­ви­тель­ства и ма­га­зи­ны от­кры­ты в Рос­сии и за ру­бе­жом, в том чис­ле в США и Ки­тае. Глав­ная мис­сия «Ал­ма­за» ни мно­го ни ма­ло – укра­шать жизнь лю­дей и улуч­шать имидж Рос­сии. О зо­ло­те ми­ра, тро­фей­ной охо­те на мед­ве­дя и ко­стром­ском ба­ле­те обо­зре­ва­те­лю WEj Ана­ста­сии Яко­вле­вой рас­ска­зал пре­зи­дент «АЛМАЗ-ХОЛДИНГ» Флун Гу­ме­ров.

Флун Фа­ги­мо­вич, вы – ор­га­ни­за­тор од­но­го из круп­ней­ших в Рос­сии про­из­водств юве­лир­ных из­де­лий. Очень кра­си­вых. Но вы ведь вы­бра­ли эту от­расль не за кра­со­ту?

Во вре­ме­на Со­вет­ско­го Со­ю­за и пла­но­вой эко­но­ми­ки я был ру­ко­во­ди­те­лем стро­и­тель­но-мон­таж­но­го управ­ле­ния Все­со­юз­но­го тре­ста «Гид­ро­энер­го­ка­нал­строй». Мне бы­ло трид­цать лет – мо­ло­до­сть, слу­жеб­ная чер­ная «Вол­га»… К вла­сти при­шел Гор­ба­чев, на­ча­лась пе­ре­строй­ка, и на пер­вом же пле­ну­ме Вер­хов­но­го Со­ве­та СССР бы­ло при­ня­то ре­ше­ние на­зна­чить ме­ня ру­ко­во­ди­те­лем хоз­рас­чет­но­го участ­ка (в то вре­мя на ру­ко­во­дя­щие долж­но­сти вы­дви­га­ли мо­ло­дые пер­спек­тив­ные кад­ры). Шло вре­мя, и ком­му­ни­сти­че­ская идея ока­за­лась уто­пи­ей, за­ко­ны эко­но­ми­ки ста­ли дик­то­вать свои усло­вия, СССР на­чал раз­ва­ли­вать­ся…

Из­вест­но, что в то вре­мя мно­гие объ­ек­ты стро­и­тель­ства по­те­ря­ли фи­нан­си­ро­ва­ние. Ва­ши то­же?

Да, в том чис­ле день­ги пе­ре­ста­ли по­сту­пать и на те объ­ек­ты, ко­то­ры­ми ру­ко­во­дил я. Кста­ти, я вел стро­и­тель­ство од­но­го из круп­ней­ших объ­ек­тов – во­до­во­да диа­мет­ром 1200 мм про­тя­жен­но­стью 37 км в Кли­ну, очень слож­ный объ­ект. По­том, к сча­стью, на­ча­лись ко­опе­ра­тив­ные дви­же­ния, был при­нят за­кон о ко­опе­ра­ти­вах. Хо­тя ме­ня еди­но­глас­но еще раз вы­бра­ли ру­ко­во­ди­те­лем стро­и­тель­но­го под­раз­де­ле­ния, я по­ни­мал, что на­до пе­ре­хо­дить на ры­ноч­ные усло­вия. И вме­сте с то­ва­ри­ща­ми от­крыл ко­опе­ра­тив «Ре­монт­ник». Мы на­ча­ли стро­ить объ­ек­ты, в том чис­ле и для ВНИИ атом­но­го ма­ши­но­стро­е­ния. У на­ше­го за­каз­чи­ка бы­ли парт­не­ры из Ки­тая, и ки­тай­цы, как за­ча­стую бы­ло при­ня­то в то вре­мя, рас­счи­ты­ва­лись за ра­бо­ту сво­ей про­дук­ци­ей – ко­жа­ны­ми курт­ка­ми.

Вре­мя бар­те­ра!

Оно са­мое. Нам на­до бы­ло при­вез­ти из Ки­тая 200 кур­ток и от­дать в счет зар­пла­ты со­труд­ни­кам. Один из мо­их дру­зей пред­ло­жил про­дать ки­тай­цам юве­лир­ные из­де­лия (рос­сий­ские), так ска­зать, «на про­бу». В ре­зуль­та­те, ко­гда мы вы­ста­ви­ли их на про­да­жу, рен­та­бель­ность ока­за­лась не­ожи­дан­но вы­со­кой. Так что с ми­ром драг­ме­тал­лов и драг­кам­ней я столк­нул­ся аб­со­лют­но слу­чай­но. Тут же при­шло по­ни­ма­ние, что про­стая пе­ре­про­да­жа – не пер­спек­тив­на, день­ги на­до ку­да-то вкла­ды­вать, и мы на­ча­ли ску­пать ак­ции юве­лир­ных за­во­дов, круп­ней­ших и ста­рей­ших на то вре­мя – Ко­стром­ско­го и Крас­но­сель­ско­го. Па­рал­лель­но на­ча­ли раз­ви­вать роз­нич­ную сеть. И так я ока­зал­ся в этом, на са­мом де­ле кра­си­вом биз­не­се!

Ка­кие осо­бен­но­сти на­ци­о­наль­но­го рын­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов, кам­ней и юве­лир­ных из­де­лий вы мо­же­те от­ме­тить се­год­ня?

Ры­нок драг­ме­тал­лов и кам­ней со­сто­ит из не­сколь­ких сег­мен­тов. Мы за­ни­ма­ем один из них. Ста­ра­те­ли до­бы­ва­ют зо­ло­то, про­мыш­лен­ни­ки про­из­во­дят его, бан­ки тор­гу­ют зо­ло­ты­ми слит­ка­ми. От­дель­но рас­смат­ри­ва­ет­ся ал­маз­но-брил­ли­ан­то­вый ком­плекс, так­же есть де­ле­ние на опто­вую и роз­нич­ную юве­лир­ную тор­гов­лю, по­став­щи­ков вста­вок (так мы на­зы­ва­ем юве­лир­ные кам­ни)... Сло­вом, у каж­до­го сег­мен­та своя ем­кость рын­ка. Ры­нок чи­стых юве­лир­ных из­де­лий рос­сий­ско­го про­из­вод­ства мы оце­ни­ва­ем в $6–7 млрд, а ры­нок драг­ме­тал­лов и драг­кам­ней во­об­ще, с уче­том все­го до­бы­то­го зо­ло­та, кам­ней, ал­ма­зов и брил­ли­ан­тов, – око­ло $25 млрд. Из них 10–15% при­хо­дит­ся на ле­галь­ный им­порт, а им­порт по се­реб­ру со­став­ля­ет от 30 до 40%. Часть рос­сий­ско­го про­из­вод­ства со­став­ля­ет не­ле­галь­но за­ве­зен­ный им­порт, ко­то­рый впо­след­ствии вы­да­ет­ся за из­де­лия рос­сий­ско­го про­из­во­ди­те­ля, – это те­не­вой обо­рот. Ду­маю, что он со­став­ля­ет при­мер­но од­ну треть от об­ще­го.

Это глав­ная про­бле­ма рын­ка?

Нет, ос­нов­ная про­бле­ма в том, что наш ин­ве­стор от­да­ет день­ги за им­порт­ную про­дук­цию. Это в це­лом про­бле­ма рос­сий­ской эко­но­ми­ки. Мы очень бо­га­тая стра­на, про­да­ем свое бо­гат­ство за дол­ла­ры, а по­том на эти же дол­ла­ры по­ку­па­ем им­порт­ную про­дук­цию. Круг за­мы­ка­ет­ся. По мо­е­му мне­нию, бы­ла со­вер­ше­на се­рьез­ная ошиб­ка: мы со­зда­ли эко­но­ми­ку по­треб­ле­ния. Мы счи­та­ли: ес­ли во­льем в эко­но­ми­ку день­ги, то они нач­нут ра­бо­тать на рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей и про­мыш­лен­ность под­ни­мет­ся. Но, к со­жа­ле­нию, это­го не про­изо­шло. Я счи­таю, мы долж­ны бы­ли по­стро­ить эко­но­ми­ку пред­ло­же­ния – со­здать усло­вия для на­ших про­из­во­ди­те­лей и пред­при­ни­ма­те­лей, что­бы они мог­ли пред­ло­жить про­дук­цию, ана­ло­гич­ную им­порт­ной по ка­че­ству и це­не.

По­лу­ча­ет­ся, что день­ги, ко­то­рые при­хо­дят в эко­но­ми­ку, тут же ухо­дят в им­порт, то есть на раз­ви­тие на­ших кон­ку­рен­тов?

Имен­но так. Эко­но­ми­ка по­треб­ле­ния, ко­гда мы под­ни­ма­ем пен­сии и зар­пла­ты бюд­жет­ни­кам, – это все нуж­но, но мы долж­ны по­ни­мать, что эти день­ги долж­ны быть обес­пе­че­ны то­ва­ра­ми и услу­га­ми, про­из­ве­ден­ны­ми в Рос­сии. Ведь ни для ко­го не сек­рет, что успех то­го же Ки­тая – в спро­се на внут­рен­нем рын­ке. Ки­тай­цы преж­де все­го по­ку­па­ют про­дук­цию оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства. По раз­ным оцен­кам, ры­нок драг­ме­тал­лов и кам­ней в этой рес­пуб­ли­ке на­хо­дит­ся на тре­тьем ме­сте по­сле рын­ка не­дви­жи­мо­сти и ав­то­транс­пор­та. А еще 15 лет на­зад о ка­ком-то юве­лир­ном рын­ке Ки­тая во­об­ще ни­кто не го­во­рил.

Свою це­ле­вую ауди­то­рию мы от­да­ли им­пор­ту?

Да. И это не един­ствен­ная про­бле­ма. По­че­му мы не по­ку­па­ем из­де­лия оте­че­ствен­но­го про­из­во­ди­те­ля? Это про­ис­хо­дит не по­то­му, что мы ра­бо­та­ем пло­хо, что у нас пло­хие ди­зай­не­ры или обо­ру­до­ва­ние. От­ню­дь. Яр­кий при­ме­ру то­му – наш ди­зай­нер Иль­гиз Фа­зул­зя­нов в этом го­ду в Гон­кон­ге стал чем­пи­о­ном по юве­лир­но­му ис­кус­ству. Эта круп­ней­шая вы­став­ка юве­лир­ных из­де­лий со все­го ми­ра про­хо­дит в Гон­кон­ге раз в два го­да. Ту­да при­во­зят ра­бо­ты по­бе­ди­те­лей ана­ло­гич­ных вы­ста­вок, мень­ших по мас­шта­бу. По­лу­ча­ет­ся, что вы­би­ра­ют луч­ших из луч­ших! И наш ди­зай­нер там по­бе­дил – его из­де­лие «С­не­ги­ри» еди­но­глас­но по­лу­чи­ло наи­выс­шие бал­лы. И та­ких при­ме­ров мно­го. По­это­му, ко­гда об­ви­ня­ют рос­си­ян в том, что они пло­хо ра­бо­та­ют, это боль­шая ошиб­ка. У нас пре­крас­ная юве­лир­ная шко­ла.

В чем же то­гда при­чи­на то­го, что рос­сий­ские про­из­во­ди­те­ли, со­глас­но циф­рам, про­иг­ры­ва­ют за­ру­беж­ным?

Ка­кая из стран со­зда­ла луч­шие усло­вия для раз­ви­тия той или иной от­рас­ли, та и вы­иг­ры­ва­ет. Ки­тай со­здал мак­си­маль­но ком­форт­ные усло­вия для про­из­во­ди­те­лей юве­лир­ных из­де­лий и стал пе­ре­ра­ба­ты­вать все до­бы­тое зо­ло­то. Ин­дия то­же со­зда­ла хо­ро­шие усло­вия: стра­на прак­ти­че­ски не до­бы­ва­ет, а толь­ко пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет зо­ло­то, и в ито­ге, пе­ре­ра­ба­ты­вая око­ло 700 тонн в год, яв­ля­ет­ся круп­ней­шим про­из­во­ди­те­лем в ми­ре. Рос­сия на се­го­дняш­ний день до­бы­ва­ет 200 тонн зо­ло­та, а пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет все­го 40, осталь­ное бес­по­шлин­но экс­пор­ти­ру­ет­ся.

До 2002 го­да по­шли­на на экс­порт зо­ло­та со­став­ля­ла око­ло 5%. Сей­час ее нет?

Так и есть. С 2002 го­да зо­ло­то и се­реб­ро экс­пор­ти­ру­ют­ся бес­по­шлин­но. Сей­час це­на зо­ло­та рас­тет, и, что­бы сы­рье пе­ре­ра­ба­ты­ва­лось внут­ри Рос­сии, го­су­дар­ство долж­но вве­сти по­шли­ну на экс­порт. Ес­ли мы хо­тим от слов пе­рей­ти к де­лу, то нуж­но внед­рять ры­ноч­ные ме­ха­низ­мы. В про­шлом го­ду впер­вые ин­ве­сти­ци­он­ная по­куп­ка, я имею в ви­ду бан­ки, ин­ве­сти­ци­он­ные фон­ды и т.д., драг­ме­тал­лов пре­вы­си­ла по­куп­ку со сто­ро­ны юве­лир­ных пред­при­я­тий. Мы на­де­ем­ся, что у нас по­явит­ся нор­маль­ный ор­ган, не толь­ко кон­тро­ли­ру­ю­щий, но и со­зда­ю­щий рав­ные усло­вия для ве­де­ния биз­не­са с за­ру­беж­ны­ми кол­ле­га­ми. Мы вы­иг­ра­ем толь­ко в том слу­чае, ес­ли вер­нем Рос­сии зва­ние юве­лир­ной дер­жа­вы ми­ра.Для это­го у нас всe есть – зо­ло­то, ал­ма­зы, пла­ти­на и т.д. Я не по­ни­маю, по­че­му это­му уде­ля­ет­ся так ма­ло вни­ма­ния на го­су­дар­ствен­ном уров­не.

Вы яв­ля­е­тесь чле­ном ко­ми­те­та Тор­го­во-про­мыш­лен­ной па­ла­ты Рос­сии по драг­ме­тал­лам и драг­кам­ням. На­вер­ня­ка вы под­ни­ма­ли эти ост­рые во­про­сы. Го­су­дар­ство при­слу­ши­ва­ет­ся, ожи­да­ют­ся ка­кие-то по­движ­ки?

И к то­му же я яв­ля­юсь чле­ном ге­не­раль­но­го со­ве­та рос­сий­ской об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции «Де­ло­вая Рос­сия». Не­дав­но мы за­щи­ти­ли про­ект со­зда­ния юве­лир­но­го кла­сте­ра в Ко­стром­ской об­ла­сти, те­перь его бу­дет рас­смат­ри­вать Пра­ви­тель­ство РФ. Во­об­ще я сто­рон­ник кон­струк­тив­но­го диа­ло­га биз­не­са и вла­сти. Мы по­ни­ма­ем все труд­но­сти. В прин­ци­пе, мы на­хо­дим­ся в этом диа­ло­ге, нас под­дер­жи­ва­ет гу­бер­на­тор Ко­стром­ской об­ла­сти, мы про­во­ди­ли не­сколь­ко встреч с пре­зи­ден­та­ми Та­тар­ста­на и Чу­ва­ши­и… Ре­ги­о­наль­ные ли­де­ры нас под­дер­жи­ва­ют. Мы встре­ча­лись и с ви­це-пре­мье­ром Куд­ри­ным. Сей­час мы под­го­то­ви­ли стра­те­гию раз­ви­тия от­рас­ли, ду­маю, что за этим по­сле­ду­ют дей­ствия со сто­ро­ны го­су­дар­ства. От­дель­но ни­кто не улуч­шит жиз­нь, толь­ко вме­сте – биз­нес и власть. Се­рьез­ный им­порт и до­ля кон­тра­факт­ной про­дук­ции – это про­бле­мы, ко­то­рые есть и в дру­гих от­рас­лях. Мно­гое здесь за­ви­сит не от эко­но­ми­че­ских, а от по­ли­ти­че­ских фак­то­ров. Раз­ви­тие в це­лом – это се­рьез­ный со­ци­аль­ный во­прос.

Кста­ти о со­ци­аль­ных во­про­сах. Вы из­вест­ны сво­ей бла­го­тво­ри­тель­ной де­я­тель­но­стью – спон­си­ру­е­те Рус­ский на­ци­о­наль­ный ба­лет «Ко­стро­ма», дет­ский дом в се­ле Чен­цы, ли­цей в Вол­го­ре­чен­ске. Вос­со­зда­ли ча­сов­ню в се­ле Си­до­ров­ское Ко­стром­ской об­ла­сти. Нас­коль­ко, по-ва­ше­му, биз­нес дол­жен быть со­ци­аль­но от­вет­ствен­ным?

Я уве­рен, что нет ни од­но­го по­ря­доч­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый не по­мо­га­ет сла­бым, – к при­ме­ру, ин­ва­ли­дам или бро­шен­ным де­тям. Для это­го не обя­за­тель­но быть биз­не­сме­ном. Лю­бой че­ло­век по ме­ре сво­их воз­мож­но­стей остав­ля­ет день­ги на вос­ста­нов­ле­ние хра­ма или по­мо­га­ет про­ся­ще­му на ули­це. Бла­го­тво­ри­тель­ность идет от ду­ши, и я с боль­шой теп­ло­той по­мо­гаю сво­ей род­ной зем­ле. На­ши юве­лир­ные за­во­ды на­хо­дят­ся в кра­си­вей­ших ме­стах Ко­стром­ской об­ла­сти, бо­га­тых ис­то­ри­ей. Это Крас­ное се­ло – быв­шая вот­чи­на бо­яр Го­ду­но­вых, се­ло Си­до­ров­ское, ко­то­рым вла­дел граф Ор­лов. Ко­неч­но, я не мо­гу не об­ра­щать вни­ма­ния на те про­бле­мы, ко­то­рые там есть, по­это­му по­мо­гаю вос­ста­нав­ли­вать мест­ные хра­мы, под­дер­жи­вать твор­че­ские кол­лек­ти­вы, в том чис­ле и пре­крас­ней­ший Рус­ский на­ци­о­наль­ный ба­лет «Ко­стро­ма».

Ба­лет – та­кой изящ­ный вид сце­ни­че­ско­го ис­кус­ства. Вы мо­же­те на­звать его сво­им увле­че­ни­ем?

За «Ко­стро­му» я бо­лею всей ду­шой. Но мое глав­ное увле­че­ние – это охо­та.

Охо­та – на­сто­я­щее муж­ское за­ня­ти­е! «Каж­дый охот­ник же­ла­ет знать, где си­дят» … Кто в ва­шем слу­чае? На ко­го вы охо­ти­тесь?

Каж­дый охот­ник име­ет, так ска­зать, свою «спе­ци­а­ли­за­цию». Вот я спе­ци­а­ли­зи­ру­юсь на мед­ве­дях. Но это не име­ет ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к пар­тии «Е­ди­ная Рос­сия». (Улы­ба­ет­ся.) Я тро­фей­ный охот­ник. Я знаю, что в об­ще­стве не­од­но­знач­ное от­но­ше­ние, но я убеж­ден, что са­мые луч­шие за­щит­ни­ки при­ро­ды – это охот­ни­ки!

(У­див­лен­но.) За­щит­ни­ки?!

А вот вы спро­си­те у лю­бо­го, кто в сту­де­ную зим­нюю по­ру хо­тя бы раз в жиз­ни нес в лес под­корм­ку для толь­ко что ро­див­ших­ся ка­ба­нят? Кто весь год по­ку­па­ет на свои лич­ные день­ги пи­та­ние для зве­рят и рас­ки­ды­ва­ет его по сво­е­му участ­ку? На­се­ле­ние в це­лом об этом да­же не за­ду­мы­ва­ет­ся! А вот охот­ни­ки по­сто­ян­но это де­ла­ют. У ме­ня есть свое охот­ни­чье уго­дье в Ко­стром­ской об­ла­сти и толь­ко там на под­держ­ку ди­ких жи­вот­ных, в част­но­сти на их про­пи­та­ние, я тра­чу до трех мил­ли­о­нов руб­лей в год. Охот­ни­ки (Ви­ди­мо, речь не идет о бра­ко­нье­рах. – WEj) изы­ма­ют толь­ко тех пред­ста­ви­те­лей фа­у­ны, ко­то­рые уже на­хо­дят­ся в пре­ста­ре­лом воз­расте. Ес­ли, к при­ме­ру, оле­ни жи­вут 12–15 лет, то лет в 13–14 они уже яв­ля­ют­ся ис­точ­ни­ком це­ло­го ря­да бо­лез­ней, и толь­ко на та­ких оле­ней мы охо­тим­ся. Эта це­лая на­у­ка.

Я слы­ша­ла о слу­ча­ях, ко­гда охот­ни­ки спа­са­ли на­се­ле­ние от на­па­де­ний ди­ких жи­вот­ны­х…

Пра­виль­но! Об охот­ни­ке лю­ди вспо­ми­на­ют, ко­гда при­бли­жа­ет­ся опас­но­сть. В этом го­ду мы от­кры­ли охо­ту рань­ше обыч­но­го – в кон­це июля вме­сто 1 ав­гу­ста: мы на­ча­ли охо­тить­ся на ка­ба­нов, по­то­му что те по­до­шли слиш­ком близ­ко к се­лам и на­ча­ли уни­что­жать ого­ро­ды. Ча­сто при­хо­дит­ся охра­нять лю­дей от воз­мож­ных на­па­де­ний мед­ве­дей. К при­ме­ру, ес­ли на 10 ты­сяч квад­рат­ных мет­ров обыч­но жи­вет один мед­ведь, то ко­гда их ста­но­вит­ся два-три, го­лод­ный мед­ведь мо­жет под­хо­дить близ­ко к се­лам, и хо­ро­шо, ес­ли он на­па­да­ет толь­ко на жи­вот­ных, а ведь ча­сто и на гриб­ни­ков, и жи­те­лей.

Зна­чит, охот­ник – это во­все не «жи­во­дер», как мно­гие счи­та­ют?

Нет, не жи­во­дер, а боль­шой лю­би­тель при­ро­ды! Вот, к при­ме­ру, од­на­жды сей­час уже быв­ший, а на тот мо­мент дей­ству­ю­щий ру­ко­во­ди­тель ком­па­нии Swarovski на це­лую не­де­лю при­гла­сил ме­ня по­охо­тить­ся в свое име­ние. За это вре­мя мы бы смог­ли пой­мать всех жи­вот­ных в окру­ге (улы­ба­ет­ся), но мы же это­го не сде­ла­ли. А во­об­ще пре­крас­но про­ве­ли вре­мя. Кста­ти, я счи­таю, что без охо­ты че­ло­век не стал бы че­ло­ве­ком. Это шло ис­по­кон ве­ков. Пи­щу на­до бы­ло до­бы­вать, а до­бы­вать – зна­чит груп­пи­ро­вать­ся, а груп­пи­ро­вать­ся – зна­чит об­щать­ся и мыс­лить. Вот так мы и ста­ли ду­ма­ю­щи­ми. По­это­му мы долж­ны быть бла­го­дар­ны охот­ни­кам, а не кри­ти­ко­вать их.

Это бла­го­да­ря охо­те вы в от­лич­ной спор­тив­ной фор­ме или за­ни­ма­е­тесь еще ка­ким-то спор­том?

Очень люб­лю ло­ша­дей. В Крас­ном се­ле у нас ко­нюш­ня, там сей­час 15 ло­ша­дей. В ос­нов­ном за­ни­ма­ют­ся там де­ти. Но я и сам ча­стень­ко люб­лю про­ехать­ся га­ло­пом по пре­крас­ным на­шим бес­край­ним ле­сам. Это то­же дер­жит в фор­ме. К то­му же два ра­за в не­де­лю за­ни­ма­юсь фит­не­сом (со мной ра­бо­та­ет от­лич­ный тре­нер, по­бе­ди­тель­ни­ца чем­пи­о­на­та ми­ра по фит­не­су Еле­на Са­ен­ко), си­сте­ма­ти­че­ски пла­ваю в бас­сей­не. Кро­ме то­го, увле­ка­юсь фут­бо­лом. Мы иг­ра­ем и в Москве, и в Крас­ном се­ле, ко­ман­ды со­би­ра­ют­ся из со­труд­ни­ков за­во­дов и дру­зей. Ко­неч­но, ко­ман­ды лю­би­тель­ские, но соб­ствен­ная фор­ма есть.

Вы очень раз­но­сто­рон­ний че­ло­век, и у вас боль­шая се­мья. Де­ти под­дер­жи­ва­ют ва­ши увле­че­ния?

Де­ти – это мое са­мое боль­шое бо­гат­ство. Мы ча­сто про­во­дим вре­мя в се­мей­ном кру­гу, но, ко­неч­но, на охо­ту вме­сте не хо­дим (улы­ба­ет­ся). Дочь окон­чи­ла Фи­нан­со­вую ака­де­мию при Пра­ви­тель­стве РФ с крас­ным ди­пло­мом, два го­да от­учи­лась в Ан­глии в Imperial College London, сей­час про­хо­дит ста­жи­ров­ку в «Ре­нес­санс Ка­пи­та­ле», хо­чет вер­нуть­ся в Ан­глию. Млад­ший сын то­же идет на крас­ный ди­плом в Фи­нан­со­вой ака­де­мии, а стар­шие сы­но­вья за­ни­ма­ют­ся биз­не­сом.

У всех крас­ные ди­пло­мы! Это в ва­шей се­мье пра­ви­ло?

До сво­их де­тей я с ран­них лет до­во­жу, что са­мое глав­ное бо­гат­ство, ко­то­рое все­гда при них, – это зна­ния и здо­ро­вье. А са­мый не­вос­пол­ни­мый ре­сурс – это вре­мя. К не­му на­до от­но­сить­ся очень бе­реж­но и пра­виль­но его рас­пре­де­лять. Ви­ди­мо, по­ни­мая эти про­стые ис­ти­ны, де­ти стре­мят­ся быть луч­ши­ми, со­вер­шен­ство­вать­ся в раз­лич­ных на­прав­ле­ни­ях. Это­му я, ко­неч­но, очень рад.

Ваш биз­нес то­же тес­но свя­зан с се­мьей, на­сколь­ко я по­ни­маю.

Да, мож­но ска­зать, что биз­нес – на­ша се­мей­ная тра­ди­ция. Ска­жу боль­ше то­го: мы счи­та­ем, что на­ши со­труд­ни­ки долж­ны быть ча­стью од­ной се­мьи и со­от­вет­ствен­но от­но­сить­ся к на­шим по­ку­па­те­лям. Ес­ли мы зна­ем, что у нас на­чи­на­ет­ся ка­кая-то ак­ция, то мы долж­ны до­во­дить ин­фор­ма­цию о ней до све­де­ния по­ку­па­те­лей, что­бы те не то­ро­пи­лись по­ку­пать се­год­ня, а по­до­жда­ли до зав­тра. Ес­ли мы зна­ем, что тот или иной про­дукт луч­ше у на­ших кон­ку­рен­тов, то то­же долж­ны об этом со­об­щать по­ку­па­те­лям.

По­лу­ча­ет­ся, ва­ша фи­ло­со­фия биз­не­са – чест­ность и объ­ек­тив­но­сть?

Мы ве­дем биз­нес вме­сте с дву­мя сест­ра­ми и бра­том. И как у лю­дей ве­ру­ю­щих, у нас есть по­ни­ма­ние то­го, что ма­те­ри­аль­ные бла­га и се­го­дняш­нее по­ло­же­ние да­но нам в управ­ле­ние Все­выш­ним. И мы долж­ны ра­бо­тать ис­клю­чи­тель­но по со­ве­сти. Бла­го­род­ные ме­тал­лы са­ми по се­бе под­ра­зу­ме­ва­ют бла­го­род­ные от­но­ше­ния. Ес­ли сде­лать то, что не впи­сы­ва­ет­ся в пра­ви­ла мо­ра­ли, то все мо­жет лег­ко ис­чез­нуть – день­ги ухо­дят так же быст­ро и вне­зап­но, как и при­хо­дят. Исто­рия зна­ет мас­су та­ких при­ме­ров. Так, на «Ти­та­ни­ке» все бы­ли здо­ро­вы­ми и очень бо­га­ты­ми. У нас нет ка­ко­го-то куль­та бо­гат­ства. К то­му же мы лю­бим де­лать по­дар­ки. (Кста­ти, мы ра­бо­та­ем и с по­да­роч­ным фон­дом Пре­зи­ден­та Рос­сии.) У нас есть пра­ви­ло: мы ни­ко­гда не го­во­рим пло­хо о на­ших кон­ку­рен­тах – я счи­таю, что на­до де­лом до­ка­зы­вать, что ты луч­ший.

Бы­ло очень при­ят­но с ва­ми по­об­щать­ся и услы­шать столь­ко «зо­ло­тых» слов от зо­ло­то­го маг­на­та.

Спа­си­бо. Мне то­же! Вы зна­е­те, мы рос­ли в де­рев­не, се­мья бы­ла боль­шая – пя­те­ро де­тей. Жи­ли в про­стом де­ре­вян­ном до­ме, ту­да же за­во­ди­ли и яг­нят, и те­лят. Бы­ло до­ста­точ­но тес­но, и мы прак­ти­че­ски ни­че­го не име­ли. Но глав­ное то, что мы бы­ли счаст­ли­вы. Сей­час мы ча­сто вспо­ми­на­ем то вре­мя, мно­же­ство теп­лых ду­шев­ных мо­мен­тов и зна­ем: что­бы чув­ство­вать се­бя счаст­ли­вым, го­ры зо­ло­та не нуж­ны. До­ста­точ­но про­сто жить и де­лать де­ло.

[ almaz-holding.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->