В.Б.Радашевич: антикоррупционная экспертиза

Раздел: Власть
09 мая 2011 г.

Про­ект 3 мая 2011 го­да

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА

про­ек­та Ука­за Пре­зи­ден­та РФ «Об об­ра­зо­ва­нии Фе­де­раль­ной служ­бы по кон­тро­лю за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней» и по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства РФ «О Фе­де­раль­ной служ­бе по кон­тро­лю за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней».

Вы­пол­не­на в со­от­вет­ствии с пунк­том 6 Пра­вил про­ве­де­ния ан­ти­кор­руп­ци­он­ной экс­пер­ти­зы нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов и про­ек­тов нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов, утвер­жден­ных по­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 26 фев­ра­ля 2010 г. №96 (Со­бра­ние за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, 2010 № 10, ст.1084).

Ос­нов­ные нор­мы, ис­поль­зо­ван­ные при про­ве­де­нии ан­ти­кор­руп­ци­он­ной экс­пер­ти­зы:

1. С 2003 го­да дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни не яв­ля­ют­ся ва­лют­ны­ми цен­но­стя­ми и на них не рас­про­стра­ня­ют­ся огра­ни­че­ния и тре­бо­ва­ния Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О ва­лют­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии и ва­лют­ном кон­тро­ле».

2. Фе­де­раль­ный за­кон «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях», пункт 6 ста­тьи 2: «дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни, при­об­ре­тен­ные в по­ряд­ке, уста­нов­лен­ном за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, мо­гут на­хо­дить­ся в соб­ствен­но­сти юри­ди­че­ских и фи­зи­че­ских лиц. Соб­ствен­ни­ки дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней осу­ществ­ля­ют свое пра­во соб­ствен­но­сти на дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни в со­от­вет­ствии с на­сто­я­щим Фе­де­раль­ным за­ко­ном и Граж­дан­ским ко­дек­сом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».
Граж­дан­ский ко­декс – ос­нов­ная цель субъ­ек­та пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти по­лу­че­ние при­бы­ли от сво­ей де­я­тель­но­сти и с этой це­лью мак­си­маль­ное со­кра­ще­ние сво­их рас­хо­дов (ста­тья 50 пункт 1 ГК).

3. Субъ­ек­ты рын­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней – в ос­нов­ном част­ные пред­при­я­тия и ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли, юве­лир­ных пред­при­я­тий и пред­при­я­тий по огран­ке брил­ли­ан­тов с до­лей го­су­дар­ства в их соб­ствен­но­сти нет.

4. Кон­сти­ту­ция Р.Ф. Ста­тья 24, пункт 1 «Каж­дый име­ет пра­во на сво­бод­ное ис­поль­зо­ва­ние сво­е­го иму­ще­ства. Ста­тья 35 пункт 1 «пра­во част­ной соб­ствен­но­сти охра­ня­ет­ся за­ко­ном».

5. До­бы­ча, про­из­вод­ство дра­го­цен­ных ме­тал­лов, из­го­тов­ле­ние вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ной про­мыш­лен­ной про­дук­ции из них, из­го­тов­ле­ние юве­лир­ных и дру­гих бы­то­вых из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней вно­сят су­ще­ствен­ный вклад в эко­но­ми­ку стра­ны, со­зда­ют ра­бо­чие ме­ста в ре­ги­о­нах, яв­ля­ют­ся со­ци­аль­но зна­чи­мы­ми для их раз­ви­тия.
Го­су­дар­ство и биз­нес долж­ны быть за­ин­те­ре­со­ва­ны в уве­ли­че­нии объ­е­мов до­бы­чи и про­из­вод­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, ро­сте огран­ки брил­ли­ан­тов из до­бы­ва­е­мо­го ал­маз­но­го сы­рья, рез­ком уве­ли­че­нии про­из­вод­ства рос­сий­ских юве­лир­ных и дру­гих бы­то­вых из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Но се­го­дня го­су­дар­ство за­ин­те­ре­со­ва­но толь­ко в кон­тро­ле.

6. Обо­рот дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней и из­де­лий из них не яв­ля­ет­ся со­ци­аль­но опас­ным (вред­ным) в от­ли­чие от обо­ро­та нар­ко­ти­че­ских средств или ал­ко­голь­ной про­дук­ции.

Пунк­ты про­ек­та По­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства РФ, да­ю­щие воз­мож­ность кор­руп­ци­он­ных про­яв­ле­ний:

1.1.Пол­но­мо­чия:

5.2. осу­ществ­ля­ет пе­ри­о­ди­че­ский го­су­дар­ствен­ный кон­троль за до­бы­чей, про­из­вод­ством, пе­ре­ра­бот­кой, из­вле­че­ни­ем, ис­поль­зо­ва­ни­ем, об­ра­ще­ни­ем, хра­не­ни­ем и уче­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней во всех ор­га­ни­за­ци­ях, осу­ществ­ля­ю­щих ука­зан­ную де­я­тель­но­сть, в том чис­ле в во­ин­ских ча­стях и во­ин­ских фор­ми­ро­ва­ни­ях, ор­га­ни­за­ци­ях, ску­па­ю­щих, при­ни­ма­ю­щих в за­лог юве­лир­ные и дру­гие бы­то­вые из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, тор­гу­ю­щих эти­ми из­де­ли­я­ми или ока­зы­ва­ю­щих по­сред­ни­че­ские услу­ги в тор­гов­ле ими, хра­ня­щих и экс­по­ни­ру­ю­щих из­де­лия (про­дук­цию, ма­те­ри­а­лы) из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, за­го­тав­ли­ва­ю­щих и пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щих лом и от­хо­ды дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, а так­же у ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, осу­ществ­ля­ю­щих опе­ра­ции с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми;

Го­су­дар­ствен­ный кон­троль за ис­поль­зо­ва­ни­ем, об­ра­ще­ни­ем, хра­не­ни­ем и уче­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней у их соб­ствен­ни­ков, вла­де­ю­щих ими на за­кон­ных ос­но­ва­ни­ях, про­ти­во­ре­чит Кон­сти­ту­ции РФ и да­ет воз­мож­ность для ад­ми­ни­стра­тив­но­го дав­ле­ния и кор­руп­ци­он­ных про­яв­ле­ний.

Го­су­дар­ствен­ный кон­троль дол­жен осу­ществ­лять­ся толь­ко за за­кон­но­стью про­ис­хож­де­ния (при­об­ре­те­ния) дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней их соб­ствен­ни­ка­ми и они долж­ны иметь пра­во ис­поль­зо­вать, хра­нить учи­ты­вать, за­кон­но при­над­ле­жа­щие им дра­го­цен­ные ме­тал­лы са­мо­сто­я­тель­но.

6. Фе­де­раль­ная служ­ба по кон­тро­лю за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней в це­лях ре­а­ли­за­ции пол­но­мо­чий в уста­нов­лен­ной сфе­ре ве­де­ния име­ет пра­во:

6.1. про­во­дить ре­ви­зии и про­вер­ки всех ор­га­ни­за­ций, не­за­ви­си­мо от ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вой фор­мы (в том чис­ле во­ин­ских ча­стей и во­ин­ских фор­ми­ро­ва­ний) и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей в уста­нов­лен­ной сфе­ре де­я­тель­но­сти, в хо­де ко­то­рых:

6.1.1. про­из­во­дить осмотр по­ме­ще­ний, ра­бо­чих ме­ст, транс­порт­ных сред­ств, мест по­сто­ян­но­го или вре­мен­но­го хра­не­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, а так­же опе­ча­ты­ва­ние в слу­чае вы­яв­ле­ния на­ру­ше­ний уста­нов­лен­но­го по­ряд­ка об­ра­ще­ния цен­но­стей;

Пункт пред­став­ля­ет воз­мож­ность для кор­руп­ци­он­но­го про­яв­ле­ния. Пред­ла­га­ет­ся из­ло­жить в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции: «в слу­чае от­сут­ствия до­ку­мен­тов, под­твер­жда­ю­щих за­кон­ность про­ис­хож­де­ния (при­об­ре­те­ния) дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней.

ВЫВОДЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Неопре­де­лен­ность и не­кон­крет­ность фор­му­ли­ро­вок кон­тро­ли­ру­ю­щих функ­ций, со­зда­ва­е­мой фе­де­раль­ной служ­бы на­ру­ша­ет пра­ва субъ­ек­тов пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти и да­ет воз­мож­ность кор­руп­ци­он­но­го воз­дей­ствия на биз­нес.

В ин­те­ре­сах го­су­дар­ства и биз­не­са огра­ни­чить кон­троль­ные функ­ции и до­пол­ни­тель­но воз­ло­жить на со­зда­ва­е­мую фе­де­раль­ную служ­бу функ­ции по нор­ма­тив­но-пра­во­во­му ре­гу­ли­ро­ва­нию, раз­ра­бот­ке и ре­а­ли­за­ции го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки, обес­пе­чи­ва­ю­щей уве­ли­че­ние до­бы­чи и про­из­вод­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов, вы­пус­ка вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ной про­мыш­лен­ной про­дук­ции, зна­чи­тель­ное уве­ли­че­ние про­из­вод­ства и ре­а­ли­за­ции рос­сий­ских юве­лир­ных из­де­лий и их экс­порт­ную ори­ен­та­цию.

В свя­зи с этим:
- ис­клю­чить пункт 10 из про­ек­та По­ло­же­ния,
- из­ме­нить на­зва­ние со­зда­ва­е­мой фе­де­раль­ной служ­бы: «Фе­де­раль­ная служ­ба по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным кам­ням», Ро­сдраг­ме­талл.
- под­чи­нить со­зда­ва­е­мую Фе­де­раль­ную служ­бу по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным кам­ням Пра­ви­тель­ству Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, вне­ся со­от­вет­ству­ю­щие из­ме­не­ния в про­ек­ты Ука­за Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Ан­ти­кор­руп­ци­он­ную экс­пер­ти­зу про­вел
Член Со­ве­та Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии»,
Со­вет­ник Пре­зи­ден­та юве­лир­ной ком­па­нии «Эстет»
В.Ра­да­ше­вич.

[ Ювелирные Известия ]

  • 11 мая 2011 г.:

    Полностью присоединяюсь к результатам экспертизы, проведенной В.Б.Радашевичем.
    Если драгоценные металлы перестали быть валютной ценностью, следовательно они являются обычным товаром. И относиться к ним нужно как к товару. Это конечно так. Но сложившийся менталитет и отношение к драгметаллам наверное еще долго не позволят этого сделать.
    Попробуйте применить нижеприведенные примеры к драгметаллам. Думаю, что большинство сочтет меня сумашедшим.
    1. Почему меховщики не отчитываются о том, как они собирают отходы ценных пород меха? И почему собирая шубу из обрезков меха не нужно производить проверку качества обрезков меха на специализированной фабрике? А иная шкура может стоить подороже серебра.
    2. Почему дизайнер может пойти на помойку и из старых стульев сделать авторский светильник. а затем пойти на выставку и продать его. Не объясняя никому о законности приобретения материалов?
    И таких почему можно привести миллион. А на рынке драгоценных металлов это в норме вещей. И никто в сущности сильно не возражает.
    Если цена товара и его качество удовлетворяет потребителя, то какой контроль еще нужен?
    Основная проблема любого предпринимателя - это налоги. Но какая разница чем торгует предприниматель золотом или ботинками. Правила бухгалтерского учета у всех одинаковые.
    Я считаю, что задача любой государственной структуры стимулировать развитие вверенной ей отрасли.

  • 11 мая 2011 г.:

    "Но какая разница чем торгует предприниматель золотом или ботинками. Правила бухгалтерского учета у всех одинаковые." Совершенно верно. Но с одним маленьким условием - попробуйте сначала отменить государственную монополию на драгоценные металлы (соответственно и камни). Любая монополия предполагает ограничение прав. А если речь идет о материальных ресурсах, то и в части добычи, обращения, использования, хранения и т. д.
    А пока она есть, и я уверен что и будет - все вышеизложенное не имеет никакого смысла.

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->