Борьба с коррупцией — это ограничение государственных функций

Раздел: Власть
15 апреля 2011 г.

Борь­ба с кор­руп­ци­ей — это огра­ни­че­ние го­су­дар­ствен­ных функ­ций­
Пробле­ма го­су­дар­ства в том, что оно огром­но и не в со­сто­я­нии кон­тро­ли­ро­вать все. Ни­ка­ким спо­со­бом, в том чис­ле про­це­ду­ра­ми. Чем боль­ше услуг бу­дет по­ку­пать­ся на сво­бод­ном кон­ку­рент­ном рын­ке, чем боль­ше этот вы­бор бу­дет за­ви­сеть от ко­неч­но­го по­тре­би­те­ля, тем мень­ше бу­дет ос­нов для кор­руп­ци­и
К со­жа­ле­нию, по­ка мы идем в пря­мо про­ти­во­по­лож­ном на­прав­ле­нии, к рас­ши­ре­нию функ­ций го­су­дар­ства, сле­до­ва­тель­но, к то­таль­ной от­вет­ствен­но­сти го­су­дар­ства за все про­цес­сы, в том чис­ле за ошиб­ки и не­уда­чи. И опи­са­ние про­це­дур здесь не по­мо­жет. Мы не впер­вые про­хо­дим этот путь и по­то­му по­ни­ма­ем, ку­да он ве­дет.
Воз­мож­но, мы изоб­ре­та­ем то, что изоб­ре­сти не­воз­мож­но.
Гу­бер­на­тор Перм­ской об­ла­сти Олег Чир­ку­нов,
га­зе­та «Ве­до­мо­сти» 25 мар­та 2011 го­да

Об­суж­де­ние про­ек­та Ука­за Пре­зи­ден­та об об­ра­зо­ва­нии Фе­де­раль­ной Служ­бы по кон­тро­лю за обо­ро­том драг­ме­тал­лов и драг­кам­ней долж­но быть все­сто­рон­ним, что­бы мы не по­стро­и­ли в на­шей от­рас­ли го­су­дар­ствен­ный ка­пи­та­лизм.

Как мы обе­ща­ли, се­го­дня воз­вра­ща­ем­ся к те­ме, ко­то­рая вол­ну­ет всех участ­ни­ков рын­ка драг­ме­тал­лов и драг­кам­ней – Про­ект Ука­за Пре­зи­ден­та об об­ра­зо­ва­нии фе­де­раль­ной служ­бы по кон­тро­лю за обо­ро­том драг­ме­тал­лов и драг­кам­ней.

Сна­ча­ла не­мно­го ис­то­рии. Не­об­хо­ди­мость со­зда­ния служ­бы Про­бир­но­го над­зо­ра яви­лось след­стви­ем пер­во­го и, к со­жа­ле­нию, по­след­не­го со­ве­ща­ния за 2 ми­нув­шие го­да, про­шед­ших по ини­ци­а­ти­ве пред­ста­ви­те­лей Мин­фи­на, хо­тя до это­го об­щи­ми уси­ли­я­ми ре­зуль­та­том та­ких со­ве­ща­ний ста­ла от­ме­на тол­лин­га, со­кра­тил­ся срок клей­ме­ния с трех не­дель до трех дней, ис­чез­ли оче­ре­ди в Про­бир­ные ин­спек­ции, ко­то­рые за­ни­ма­ли с 12 ча­сов но­чи и пе­ре­ста­ли го­нять пред­при­я­тия, к при­ме­ру, из Крас­но­го, где есть соб­ствен­ная ин­спек­ция до Ве­ли­ко­го Устю­га за 400 км в ви­ду за­гру­жен­но­сти Крас­но­сель­ской ин­спек­ции. А глав­ное – пред­ста­ви­те­ли Про­бир­ной Па­ла­ты по­ни­ма­ли, что биз­нес на­хо­дит­ся в кон­струк­тив­ном диа­ло­ге с выс­шим ру­ко­вод­ством и не ре­ша­лись его «кош­ма­рить». Ука­зан­ное со­ве­ща­ние со­сто­я­лось по­сле при­ня­тия 294-го За­ко­на, и про­вел его ру­ко­во­ди­тель Ад­ми­ни­стра­тив­но­го Де­пар­та­мен­та Ми­ни­стер­ства фи­нан­сов А.А.Ах­по­лов.

Два го­да на­зад в июне на том со­ве­ща­нии пред­ста­ви­те­ли Ге­не­раль­ной Про­ку­ра­ту­ры жeст­ко пре­ду­пре­ди­ли Про­бир­ную Па­ла­ту о том, что За­кон за­пре­ща­ет со сто­ро­ны Про­бир­ной Па­ла­ты лю­бые про­вер­ки, так как она не яв­ля­ет­ся ор­га­ном го­су­дар­ствен­ной вла­сти. И биз­нес, и пред­ста­ви­те­ли Мин­фи­на, и пред­ста­ви­те­ли про­бир­ной Па­ла­ты, а так­же дру­гие за­ин­те­ре­со­ван­ные в на­ве­де­ние по­ряд­ка субъ­ек­ты рын­ка пы­та­ют­ся ис­кать пу­ти вы­хо­да из со­здав­ше­го­ся по­ло­же­ния. Так, во вре­мя ко­ман­ди­ров­ки в Та­тар­стан ру­ко­во­ди­тель про­бир­ной Па­ла­ты В.И.Мос­пан встре­чал­ся с Пре­зи­ден­том Та­тар­ста­на Р.Н. Мин­ни­ха­но­вым, где сто­ро­ну биз­не­са пред­став­лял Ваш по­кор­ный слу­га, и бы­ло ре­ше­но об­ра­тить­ся в Пра­ви­тель­ство РФ с пред­ло­же­ни­ем со­здать на ба­зе Про­бир­ной Па­ла­ты го­су­дар­ствен­ный ор­ган – Фе­де­раль­ную служ­бу, и бы­ло на­прав­ле­но со­от­вет­ству­ю­щее пись­мо.

Сле­ду­ю­щим ша­гом яви­лось со­ве­ща­ние у гу­бер­на­то­ра Ко­стром­ской об­ла­сти в июне 2010 го­да, где при­ни­ма­ли уча­стие Пер­вый за­ме­сти­тель гу­бер­на­то­ра Ко­стром­ской об­ла­сти А.Н.Ко­но­ва­лов, ру­ко­во­ди­тель про­бир­ной Па­ла­ты Рос­сии В.И.Мос­пан и пред­ста­ви­те­ли биз­не­са. Участ­ни­ки еди­но­глас­но под­дер­жа­ли идею о со­зда­нии Фе­де­раль­ной служ­бы. Но, к со­жа­ле­нию, и это бы­ло по­след­нее сов­мест­ное об­суж­де­ние обо­зна­чен­но­го сверх­слож­но­го во­про­са сов­мест­но с ру­ко­вод­ством Про­бир­ной Па­ла­ты и биз­не­са, и то без пред­ста­ви­те­лей са­мо­го Мин­фи­на. А об­суж­де­ния с пред­ста­ви­те­ля­ми Мин­фи­на во­об­ще не бы­ло. Биз­нес на­де­ял­ся, что при Мин­фи­не бу­дет со­здан Об­ще­ствен­ный (и­ли экс­перт­ный) Со­вет по РДМК. Но, не­смот­ря на под­держ­ку ви­це-пре­мье­ра А.Л.Куд­ри­на, не бы­ло со­зда­но ни этой пло­щад­ки, не на­шлось и дру­гих, где этот во­прос был бы про­ра­бо­тан.

И вот не­де­лю на­зад на сай­те Мин­фи­на по­явил­ся про­ект Ука­за Пре­зи­ден­та об об­ра­зо­ва­нии фе­де­раль­ной служ­бы по кон­тро­лю за обо­ро­том драг­ме­тал­лов и драг­кам­ней и нам остаeт­ся чуть боль­ше не­де­ли на фор­ми­ро­ва­ние пред­ло­же­ний. Бе­з­услов­но, этот срок очень ма­лый. На­ли­цо стрем­ле­ние чи­нов­ни­ков ещe раз за­нять­ся ре­фор­ми­ро­ва­ни­ем са­мих се­бя са­мим же, без при­вле­че­ния пред­ста­ви­те­лей биз­не­са. Нач­нeм с на­зва­ния служ­бы – «по кон­тро­лю за обо­ро­том драг­ме­тал­лов и драг­кам­ней». Оно озна­ча­ет, что служ­ба со­зда­ет­ся не для раз­ви­тия, а для фик­са­ции прав кон­тро­ли­ру­ю­щих ор­га­нов. Каж­дое де­ло тре­бу­ет пла­ни­ро­ва­ния, ре­а­ли­за­ции, ру­ко­вод­ства, ко­ор­ди­на­ции и толь­ко по­том кон­тро­ля. Биз­нес ждeт, что Фе­де­раль­ная служ­ба долж­на за­ни­мать­ся, преж­де все­го, раз­ви­ти­ем рын­ка драг­ме­тал­лов и драг­кам­ней и толь­ко по­том кон­тро­лем, что долж­но от­ра­жать­ся в еe на­зва­нии.

Мы осо­знан­но при­ве­ли ци­та­ты из ста­тьи Гу­бер­на­то­ра Перм­ской об­ла­сти О.А.Чир­ку­но­ва, по­сколь­ку про­бле­ма не в том, что­бы пы­тать­ся вне­сти из­ме­не­ния в вы­стра­дан­ный биз­не­сом 294-й За­кон. Вновь со­зда­ва­е­мая служ­ба мо­жет за­гнать и так слиш­ком уж за­ре­гу­ли­ро­ван­ную от­расль в ещe бо­лее жeст­кие рам­ки, за­бы­вая о том, что юве­лир­ный ры­нок живeт в усло­ви­ях же­сто­чай­шей кон­ку­рен­ции, ко­то­рая се­го­дня про­ис­хо­дит не меж­ду пред­при­я­ти­я­ми и да­же не меж­ду кон­ку­ри­ру­ю­щи­ми от­рас­ля­ми, а меж­ду стра­на­ми – ли­де­ра­ми по про­из­вод­ству юве­лир­ных из­де­лий.Биз­нес ожи­да­ет, что го­су­дар­ство, в первую оче­редь, со­здаст кон­ку­рен­то­спо­соб­ную нор­ма­тив­но-пра­во­вую ба­зу, со­от­вет­ству­ю­щую дру­гим ве­ду­щим ми­ро­вым юве­лир­ным дер­жа­вам, и Рос­сия вер­нeт­ся в эли­ту юве­лир­ных дер­жав ми­ра.Для это­го у на­шей стра­ны есть все пред­по­сыл­ки: слав­ные ве­ко­вые тра­ди­ции, пре­крас­ная юве­лир­ная шко­ла, оте­че­ствен­ная сы­рье­вая ба­за, воз­ник­ший но­вый сред­ний класс. Ма­ло от­рас­лей, ко­то­рые на се­го­дняш­ний день име­ют пред­при­я­тия, осна­щeн­ные по по­след­не­му сло­ву тех­ни­ки, спо­соб­ные кон­ку­ри­ро­вать со сво­и­ми кол­ле­га­ми из-за ру­бе­жа. Это мож­но уви­деть на при­ме­ре из­де­лий рос­сий­ско­го ху­дож­ни­ка-юве­ли­ра Иль­ги­за Фа­зул­зя­но­ва, по­лу­чив­ше­го на все­мир­ном юве­лир­ном кон­кур­се, про­хо­див­шем в Гон­кон­ге Гран-при в но­ми­на­ции «Луч­ший из луч­ших», глав­ной сре­ди вось­ми фи­наль­ных ме­ст.

Я не раз го­во­рил, что го­су­дар­ство долж­но вы­ра­бо­тать яс­ные и по­нят­ные биз­не­су пра­ви­ла иг­ры, как на фут­бо­ле, но не долж­но иг­рать на сто­ро­не ка­кой-ли­бо из ко­манд, а как ар­битр на­блю­дать за со­блю­де­ни­я­ми пра­вил. Ко­гда го­су­дар­ство пы­та­ет­ся кон­тро­ли­ро­вать всe и вся, как го­во­рит Чир­ку­нов, оно толь­ко по­рож­да­ет кор­руп­цию. Соз­да­ние но­вой служ­бы в том ви­де, в ка­ком пред­ла­га­ет Про­ект Ука­за, ещe раз за­ста­вит пе­ре­не­сти кон­ку­рен­цию с ли­нии «кто пред­при­им­чи­вее, кто ра­бо­та­ет с но­вы­ми тех­но­ло­ги­я­ми, кто ищет но­вые рын­ки» на ли­нию, «у ко­го ка­кой ад­ми­ни­стра­тив­ный ре­сурс», как это се­го­дня и про­ис­хо­дит. Кто-то, вос­поль­зо­вав­шись сво­им ре­сур­сом, на­прав­ля­ет на кон­ку­рен­тов вне­пла­но­вые про­вер­ки, ко­му-то ру­ко­во­ди­те­ли ин­спек­ции бес­плат­но пе­ре­да­ют но­вые ху­до­же­ствен­ные ли­нии мо­де­лей, вы­пус­ка­е­мые кон­ку­рен­та­ми, ко­го-то за­став­ля­ют во­зить из­де­лия в пункт про­бир­но­го над­зо­ра за сот­ни ки­ло­мет­ров, и всe это про­ис­хо­дит при пол­ном от­сут­ствии ка­ко­го-ли­бо кон­тро­ля за роз­нич­ной тор­гов­лей, ку­да сте­ка­ет­ся весь не­ле­галь­ный то­вар.

Я ни­ко­гда не по­ни­мал, по­че­му Мин­фин за­ни­ма­ет­ся про­из­вод­ствен­ны­ми функ­ци­я­ми? Ес­ли ка­кая-то услу­га вос­тре­бо­ва­на на­се­ле­ни­ем, по­че­му эту услу­гу не мо­гут предо­став­лять ры­ноч­ные ин­сти­ту­ты? И по­че­му у по­тре­би­те­ля нет вы­бо­ра, где опре­де­лить со­дер­жа­ние зо­ло­та и ка­че­ство из­де­лий? По­че­му он дол­жен ехать за сот­ню ки­ло­мет­ров? Я не по­ни­маю, по­че­му сло­жи­лось та­кое не­до­ве­рие со сто­ро­ны вла­сти к юве­лир­ной от­рас­ли? До­ве­ря­ют же но­та­ри­усу, ко­то­рый за­ве­ря­ет мно­го­мил­ли­он­ные сдел­ки, кро­ме пе­ча­ти, ни­че­го за ду­шой не имея. Да и го­су­дар­ство не про­ве­ря­ет каж­дую пач­ку ле­карств или пар­тию про­дук­тов, хо­тя там воз­мож­на пря­мая угро­за жиз­ни.

Уже се­го­дня мож­но бы­ло бы сде­лать су­ще­ству­ю­щие про­бир­ные ин­спек­ции го­су­дар­ствен­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми с даль­ней­шей при­ва­ти­за­ци­ей, тем са­мым на­чав дей­стви­тель­но ли­бе­ра­ли­за­цию Про­бир­ной Па­ла­ты, как это сде­ла­но на Укра­и­не. По­че­му нель­зя до­ве­рять нам са­мим клей­мить из­де­лия, пред­ва­ри­тель­но ат­те­сто­вав и нор­ма­тив­но за­кре­пив от­вет­ствен­но­сть, и в первую оче­редь, от­вет­ствен­ность юве­лир­ной тор­гов­ли за про­да­жу не­ка­че­ствен­ной про­дук­ции? Не­уже­ли ма­стер из Урю­пин­ска, из­го­то­вив­ший из быв­ше­го в упо­треб­ле­нии из­де­лия но­вое коль­цо, дол­жен ве­сти его за сот­ни ки­ло­мет­ром ста­вить клей­мо, преж­де чем от­дать за­каз­чи­ку? Это же аб­сур­д! По­яви­лись но­вые тех­но­ло­гии, при­бо­ры, ко­то­рые опе­ра­тив­но, на ме­сте, прак­ти­че­ски в ма­га­зи­не поз­во­ля­ют опре­де­лять ка­че­ство то­ва­ра. Тем бо­лее, «не­воз­мож­но предъ­яв­лять пре­тен­зии кон­крет­но­му чи­нов­ни­ку, ука­зав на не­ка­че­ствен­ный про­дукт». Воз­мож­но, как ска­зал г-н Чир­ку­нов, «мы изоб­ре­та­ем то, что изоб­ре­сти не­воз­мож­но». Бе­з­услов­но, жизнь юве­лир­ной от­рас­ли тре­бу­ет вне­се­ния из­ме­не­ний, но ес­ли субъ­ек­та­ми из­ме­не­ний бу­дут толь­ко чи­нов­ни­ки, не­по­нят­но, что имен­но по­лу­чит биз­нес и по­тре­би­тель.

Хо­чет­ся за­ме­тить, что из­веч­ный Шекс­пи­ров­ский во­прос «Быть или не быть» мы не при­ме­ня­ем от­но­си­тель­но к Фе­де­раль­ной служ­бе. Еe плю­сы и ми­ну­сы бу­дут за­ви­сеть от то­го, кто имен­но бу­дет при­ни­мать в ней уча­стие и ка­кой ор­ган по­лу­чит­ся в ито­ге. Се­го­дняш­ние по­пыт­ки со­здать Фе­де­раль­ную служ­бу толь­ко для то­го, что­бы вер­нуть се­бе кон­троль­ные функ­ции в том объ­e­ме, ко­то­рые су­ще­ство­ва­ли до 294-го За­ко­на, как я уже го­во­рил - ту­пи­ко­вый пу­ть. И то­гда де­ла об­сто­я­ли на рын­ке не на­мно­го луч­ше, чем се­год­ня. Со­бы­тия уже ни­ко­гда не бу­дут та­ки­ми, ка­ко­вы бы­ли вче­ра. Не­воз­мож­но дви­гать­ся впе­рeд с го­ло­вой, по­вeр­ну­той на­зад.

Ис­хо­дя из все­го вы­ше­пе­ре­чис­лен­но­го, я счи­таю:
1. Хо­тят то­го чи­нов­ни­ки или нет, тренд, за­дан­ный ру­ко­вод­ством стра­ны – пе­ре­дать мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство функ­ций го­су­дар­ства са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мым ор­га­ни­за­ци­ям - аб­со­лют­но пра­виль­ный. Воз­мож­но, пер­вое вре­мя по­тре­бу­ет­ся по­мощь Мин­фи­на в фор­ми­ро­ва­нии та­ких биз­нес-со­об­ществ в ви­де го­су­дар­ствен­но-част­но­го парт­нeр­ства, при­вле­кая, преж­де все­го, биз­не­сме­нов ре­аль­но­го сек­то­ра, ес­ли мы хо­тим со­здать эко­но­ми­ку пред­ло­же­ний кон­ку­рен­то­спо­соб­ных то­ва­ров и услуг вме­сто эко­но­ми­ки спро­са, ко­гда день­ги на­се­ле­ния ухо­дят на им­порт­ную про­дук­цию, раз­ви­вая на­ших кон­ку­рен­тов. Тя­же­ло ве­рит­ся, что пред­ста­ви­те­ли вла­сти (М­ин­фи­на) го­то­вы пе­ре­дать функ­ции биз­нес-со­об­ще­ству и са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мым ор­га­ни­за­ци­ям, ведь да­же та­кой во­прос как со­зда­ние Об­ще­ствен­но­го (экс­перт­но­го) со­ве­та, где биз­нес имел бы толь­ко со­ве­ща­тель­ный го­лос – иг­но­ри­ру­ет­ся. Не­слу­чай­но Пре­зи­дент Д.А.Мед­ве­дев ещe раз на днях под­твер­дил в Ки­тае, что мы стро­им не го­су­дар­ствен­ный ка­пи­та­лизм.

2. Указ и По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства долж­ны ор­га­ни­че­ски впи­сать­ся в нор­ма­тив­но-пра­во­вую ба­зу Та­мо­жен­но­го Со­ю­за. Всем из­вест­но, что в Ка­зах­ста­не нет За­ко­на о драг­ме­тал­лах и драг­кам­нях. Функ­ции Про­бир­ной Па­ла­ты вы­пол­ня­ют част­ные ком­па­нии, а без вза­им­но­го при­зна­ния клейм не мо­жет быть еди­но­го эко­но­ми­че­ско­го про­стран­ства.

3. Что­бы не изоб­ре­тать то, что изоб­ре­сти не­воз­мож­но, и что­бы по­лу­чить го­су­дар­ствен­ный ор­ган, поз­во­ля­ю­щий рын­ку драг­ме­тал­лов и драг­кам­ней раз­ви­вать­ся, двух не­дель яв­но ма­ло для об­суж­де­ния это­го важ­но­го во­про­са. Не­об­хо­ди­ма се­рия встреч с биз­нес-со­об­ще­ством для то­го, что­бы, дей­стви­тель­но, из-под пе­ра Пре­зи­ден­та вы­шел до­ку­мент, поз­во­ля­ю­щий в те­че­ние не­сколь­ких лет пре­одо­леть все не­га­тив­ные яв­ле­ния, су­ще­ству­ю­щие се­го­дня на рын­ке. Этот ор­ган дол­жен со­от­вет­ство­вать ука­за­нию, ко­то­рое бы­ло да­но Пре­зи­ден­том стра­ны и Пред­се­да­те­лем Пра­ви­тель­ства – «ми­ни­маль­ное уча­стие го­су­дар­ства в эко­но­ми­ке». Это озна­ча­ет не­об­хо­ди­мость пе­ре­дать мак­си­мум функ­ций го­су­дар­ства участ­ни­кам рын­ка.

Хо­те­лось бы ве­рить, что но­вое ру­ко­вод­ство Фе­де­раль­ной служ­бы бу­дет по­ни­мать, что ин­но­ва­ции и мо­дер­ни­за­ции от­но­сят­ся не толь­ко к обо­ру­до­ва­нию и тех­но­ло­ги­ям, а в первую оче­редь, к че­ло­ве­че­ско­му ка­пи­та­лу и бу­дут под­би­рать шта­ты со­труд­ни­ков с но­вым мыш­ле­ни­ем.

Ру­ко­вод­ством стра­ны по­став­ле­на за­да­ча о мак­си­маль­ной пе­ре­ра­бот­ке все­го ми­не­раль­но­го сы­рья, до­бы­ва­е­мо­го в Рос­сии, внут­ри стра­ны, что­бы эко­но­ми­ка бы­ла экс­порт­но­ори­ен­ти­ро­ван­ной и им­пор­то­за­ме­ща­ю­щей. В на­шей от­рас­ли есть, ко­го за­ме­щать внут­ри Рос­сии и оче­ви­ден огром­ный экс­порт­ный по­тен­ци­ал. Кто его дол­жен ре­а­ли­зо­вать, ес­ли не мы, юве­ли­ры, име­ю­щие со­вре­мен­ное обо­ру­до­ва­ние, пре­крас­ную шко­лу и пла­те­же­спо­соб­ное на­се­ле­ние, ос­нов­но­го ин­ве­сто­ра лю­бо­го про­из­вод­ства?

Мы де­ла­ем де­ло.

Пред­се­да­тель Ко­ми­те­та по ДМДК ФМОС «Де­ло­вая Рос­сия»,
Пре­зи­дент ком­па­нии «Ал­маз-Хол­динг» Ф.Ф.Гу­ме­ров.

[ Ювелирные Известия ]

  • 15 апреля 2011 г.:

    Прошу прошения, но (имхо) слишком много общепринятой демагогии про наш родной (кондовый, сермяжный..., он же - посконный бизнес). С излишней патетикой для остроты. Уж кому-кому, как не автору знать - что есть ювелирный бизнес в нынешней РФии.
    "Александр Македонский - великий полководец, но зачем же стулья ломать".

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->