Проект письма в Минэкономразвития РФ

Раздел: Союз ДМДК
30 июля 2010 г.

В Минэко­но­мраз­ви­тия РФ

Юве­лир­ный биз­нес и от­рас­ле­вая об­ще­ствен­ность обес­по­ко­е­ны про­зву­чав­шей в прес­се ин­фор­ма­ци­ей о воз­мож­но­сти вве­де­нии ак­циз­но­го на­ло­га на про­из­вод­ство юве­лир­ных из­де­лий. Мы счи­та­ем эту ме­ру преж­де­вре­мен­ной, так как уже се­го­дня оте­че­ствен­ные юве­лир­ные из­де­лия усту­па­ют в кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти по от­но­ше­нию к им­порт­ным из­де­ли­ям по сле­ду­ю­щим объ­ек­тив­ным при­чи­на­м.

  1. В Рос­сии при­ме­ня­ет­ся НДС 18% при по­куп­ке дра­го­цен­но­го ме­тал­ла (в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве стран ми­ра обо­рот зо­ло­та не об­ла­га­ет­ся НДС).

  2. В Рос­сии при вво­зе юве­лир­ных вста­вок при­ме­ня­ет­ся НДС (в раз­ме­ре 18%) и им­порт­ные по­шли­ны (по став­кам 15–20%), при­чем 70% юве­лир­ных из­де­лий в сто­и­мост­ном вы­ра­же­нии име­ют юве­лир­ные встав­ки, прак­ти­че­ски все (кро­ме брил­ли­ан­то­в) – им­порт­но­го про­ис­хож­де­ни­я.

  3. В Рос­сии име­ет­ся серь­ёз­ная фис­каль­ная и на­ло­го­вая на­груз­ка на юве­лир­ную про­мыш­лен­но­сть. В том же Ка­зах­ста­не на­лог на при­быль и НДС на­мно­го ни­же, о чём сви­де­тель­ству­ют дан­ные Про­бир­ной Па­ла­ты: за 2008–2009 год тем­пы ро­ста им­пор­та в ра­зы пре­вы­ша­ют тем­пы ро­ста оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства. Уже се­го­дня на рос­сий­ском рын­ке каж­дое 4–е из­де­лие из се­реб­ра и каж­дое 10–е из зо­ло­та – им­порт­но­е. При этом да­же часть оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства фак­ти­че­ски уже сей­час из­го­тов­ле­на за ру­бе­жо­м, что вид­но на при­ме­ре ком­па­нии «Ал­ты­н». По­доб­ные из­де­лия про­из­во­дят­ся за ру­бе­жо­м, за­во­зят­ся в Рос­сию не­ле­галь­ным путё­м, на них ста­вят­ся рос­сий­ские имен­ни­ки и за­тем они клей­мят­ся как оте­че­ствен­ные из­де­ли­я. Объ­ём та­кой про­дук­ции на оте­че­ствен­ном рын­ке, по дан­ным экс­пер­то­в, от 30 до 40%.

  4. В Рос­сии име­ет­ся зна­чи­тель­ная ад­ми­ни­стра­тив­ная на­груз­ка на юве­лир­ных про­из­во­ди­те­лей: ле­галь­ные про­из­во­ди­те­ли долж­ны каж­дое из­де­лие опро­бо­вать и за­клей­мить в ин­спек­ции го­су­дар­ствен­ной Про­бир­ной па­ла­ты Рос­си­и, на что ухо­дит от 3–х до 7–и дней, а се­бе­сто­и­мость клей­ме­ния со­став­ля­ет от 0,5 до 1% сто­и­мо­сти из­де­ли­я, с уче­том транс­пор­ти­ров­ки и хра­не­ни­я.

  5. В Рос­сии стро­гость обя­за­тель­но­го уче­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней как в про­цес­се про­из­вод­ства юве­лир­ных из­де­лий, так и при хра­не­нии и транс­пор­ти­ров­ке дра­го­цен­ных ме­тал­ло­в, дра­го­цен­ных кам­ней и юве­лир­ных из­де­лий (на со­от­вет­ствие тре­бо­ва­ни­ям ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях») вы­зы­ва­ет зна­чи­тель­ные до­пол­ни­тель­ные за­тра­ты про­из­во­ди­те­ля.

  6. Про­из­во­ди­тель юве­лир­ных из­де­лий при­об­ре­та­ет дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни за счет кре­ди­тов или за соб­ствен­ный счет, из­вле­кая при этом при­быль лишь от соб­ствен­но­го тру­да – до­ба­воч­ной сто­и­мо­сти про­из­вод­ства. Од­на­ко кре­дит­ная на­груз­ка про­из­во­ди­те­ля при­хо­дит­ся в первую оче­редь на за­куп­ку им дра­го­цен­но­го сы­рья, не­по­сред­ствен­ный обо­рот ко­то­ро­го в со­ста­ве юве­лир­ной про­дук­ции при­бы­ли не при­но­си­т.

  7. Юве­лир­ная тор­гов­ля так­же ра­бо­та­ет на при­вле­ка­е­мых кре­ди­тах, при­чем пе­ри­од обо­ро­та юве­лир­ных из­де­лий в тор­гов­ле со­став­ля­ет в сред­нем от 3 ме­ся­цев до по­лу­го­да и бо­ле­е.

При этом на­ло­го­вая и ад­ми­ни­стра­тив­ная на­груз­ка на оте­че­ствен­ную юве­лир­ную про­мыш­лен­ность не со­от­вет­ству­ет ана­ло­гич­ным па­ра­мет­рам го­сре­гу­ли­ро­ва­ния в стра­на­х, де­мон­стри­ру­ю­щих вы­со­кие про­из­вод­ствен­ные по­ка­за­те­ли в дан­ной сфе­ре эко­но­ми­ки и бур­ный рост про­из­вод­ства. От­рас­ле­вое за­ко­но­да­тель­ство Рос­си­и, ба­зи­ру­ю­ще­е­ся на ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях», не толь­ко не сти­му­ли­ру­ет раз­ви­тие оте­че­ствен­ной юве­лир­ной про­мыш­лен­но­сти, но что го­раз­до ху­же – за­ча­стую во­все не поз­во­ля­ет под­дер­жи­вать юве­лир­ное про­из­вод­ство на рен­та­бель­ном уров­не.

По офи­ци­аль­ным дан­ным Рос­ста­та, рен­та­бель­ность юве­лир­ной от­рас­ли очень не ве­ли­ка. Она со­ста­ви­ла в 2009 го­ду:

  • при про­из­вод­стве юве­лир­ных из­де­лий, ме­да­лей и тех­ни­че­ских из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней – 6,6%;

  • при об­ра­бот­ке ал­ма­зов – 4,4%.

На про­тя­же­нии ря­да лет, да­же в от­сут­ствие ак­ци­зов на юве­лир­ные из­де­ли­я, темп ро­ста офи­ци­аль­но­го им­пор­та юве­лир­ной про­дук­ции в Рос­сию мно­го­крат­но пре­вы­шал темп ро­ста соб­ствен­но­го юве­лир­но­го про­из­вод­ства. Та­ким об­ра­зо­м, вве­де­ние ак­циз­но­го на­ло­га (на­ло­га на сверх­при­быль) при­ведёт к до­пол­ни­тель­ной на­груз­ке на юве­лир­ную про­мыш­лен­ность и в ко­неч­ном ито­ге – к пол­но­му ис­чез­но­ве­нию оте­че­ствен­но­го юве­лир­но­го про­из­вод­ства. Уже сей­час быв­ший флаг­ман юве­лир­ной про­мыш­лен­но­сти Рос­сии «Рус­ские са­мо­цве­ты» (г. Санк­т–Пе­тер­бур­г) ис­пы­ты­ва­ет огром­ные труд­но­сти, со­кра­тив в не­сколь­ко раз ко­ли­че­ство ра­бо­чих мест и объ­ё­мы вы­пус­ка из­де­лий. Часть оте­че­ствен­ных юве­лир­ных пред­при­я­тий, устав от ра­бо­ты в усло­ви­ях, пре­пят­ству­ю­щих до­сти­же­нию кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти, по­шли по дру­го­му пу­ти – они вы­во­зят свои про­из­вод­ства за ру­беж в офф­шор­ные зо­ны (ком­па­нии «Фор­ми­ка», «Лал», «Ка­до» и др.). Вве­де­ние ак­циз­но­го на­ло­га мо­жет при­ве­сти к пол­но­му ис­чез­но­ве­нию ле­галь­но­го юве­лир­но­го про­из­вод­ства в Рос­си­и.

Ак­ци­зы на юве­лир­ные из­де­лия ра­нее при­ме­ня­лись, но бы­ли сня­ты в Рос­сии в 2001 го­ду. По­сле их сня­тия на­чал­ся бур­ный рост юве­лир­ной от­рас­ли (Гра­фик 1). Мож­но ожи­дать, что воз­врат к об­ло­же­нию юве­лир­ной про­дук­ции ак­ци­за­ми даст зер­каль­ный бур­ный спад про­из­вод­ства рос­сий­ской юве­лир­ной про­мыш­лен­но­сти.

Проект письма в Минэкономразвития РФ. Ювелирные Известия - J-izvestia.ru

Гра­фик 1. Об­щая мас­са зо­ло­тых юве­лир­ных из­де­лий, опро­бо­ван­ных и за­клей­мен­ных (в тон­на­х, в ли­га­ту­ре), по дан­ным Про­бир­ной па­ла­ты Рос­сии

При этом сле­ду­ет учи­ты­вать ве­ро­ят­ное по­яв­ле­ние не­га­тив­но­го со­ци­аль­но­го ас­пек­та. По дан­ным Рос­ста­та, в 2009 оду сред­не­спи­соч­ная чис­лен­ность ра­бот­ни­ко­в, за­ня­тых в про­из­вод­стве юве­лир­ных из­де­лий, ме­да­лей и тех­ни­че­ских из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней со­ста­ви­ла 10.768 че­ло­век, плюс в об­ра­бот­ке ал­ма­зов и дру­гих дра­го­цен­ных кам­ней – еще 4.213 че­ло­век. И это без уче­та субъ­ек­тов ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ства, на ко­то­рых в от­рас­ли при­хо­дит­ся бо­лее по­ло­ви­ны всех ра­бот­ни­ко­в. Та­ким об­ра­зо­м, бо­лее 30 ты­сяч че­ло­век, за­ня­тых в про­из­вод­ствен­ном сек­то­ре юве­лир­ной от­рас­ли, в слу­чае вве­де­ния ак­ци­за на юве­лир­ные из­де­лия мо­гут ока­зать­ся без ра­бо­ты.

Что очень важ­но: уве­ли­че­ние до­пол­ни­тель­ных на­ло­гов и фис­каль­ной на­груз­ки не­из­беж­но при­ведёт к даль­ней­ше­му уве­ли­че­нию не­за­кон­но­го обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, ухо­ду «в тень» ны­неш­них ле­галь­ных про­из­во­ди­те­лей. С уче­том дей­ствия фе­де­раль­но­го за­ко­на 294–ФЗ, ре­аль­но­го кон­тро­ля за рын­ком юве­лир­ной про­дук­ции сей­час фак­ти­че­ски не­т, и не­ле­галь­ный обо­рот дра­го­цен­ных ме­тал­лов и юве­лир­ных из­де­лий бу­дет про­дол­жать рас­ти.

Счи­та­е­м, что для ре­а­ли­за­ции ука­за­ния Пре­зи­ден­та на мак­си­маль­ную пе­ре­ра­бот­ку ми­не­раль­но­го сы­рья внут­ри Рос­си­и, вме­сто ак­циз­но­го на­ло­га бы­ло бы це­ле­со­об­раз­нее вве­сти экс­порт­ную по­шли­ну на вы­воз за ру­беж дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, что­бы уров­нять усло­вия вве­де­ния биз­не­са меж­ду оте­че­ствен­ны­ми про­из­во­ди­те­ля­ми юве­лир­ных из­де­лий и их за­ру­беж­ны­ми кол­ле­га­ми.

С дру­гой сто­ро­ны, для ре­а­ли­за­ции ука­за­ний Пре­зи­ден­та на мак­си­маль­ную пе­ре­ра­бот­ку ми­не­раль­но­го сы­рья внут­ри Рос­си­и, вме­сто ак­циз­но­го на­ло­га го­су­дар­ство в от­рас­ли дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней мог­ло бы най­ти и бо­лее эф­фек­тив­ный, чем ак­циз на юве­лир­ные из­де­ли­я, ис­точ­ник для до­пол­ни­тель­но­го по­пол­не­ния бюд­же­та. Как из­вест­но, в фис­каль­ном пла­не для Рос­сии наи­бо­лее ад­ми­ни­стри­ру­е­мы­ми на­ло­га­ми и сбо­ра­ми яв­ля­ют­ся экс­порт­ные по­шли­ны, со­став­ля­ю­щие 31% всех по­ступ­ле­ний в бюд­жет.

За­меть­те, что уже се­го­дня Рос­сия яв­ля­ет­ся экс­пор­тёром сы­рья: по­ло­ви­на ал­маз­но­го сы­рья, 98% огранён­ных брил­ли­ан­то­в, ­наи­боль­шая часть до­бы­ва­е­мо­го зо­ло­та, пла­ти­ны, пал­ла­дия и се­реб­ра экс­пор­ти­ру­ет­ся за ру­бе­ж, при­чём без об­ло­же­ния экс­порт­ны­ми по­шли­на­ми. Вве­де­ние экс­порт­ной по­шли­ны на них в бы­ло бы впол­не ло­гич­ны­м. В ми­ро­вой прак­ти­ке наи­боль­шая часть зо­ло­та (до 70 – 80%) ис­поль­зу­ют­ся как сы­рье для об­ра­ба­ты­ва­ю­щей, в первую оче­редь – юве­лир­ной про­мыш­лен­но­сти. Сле­ду­ет за­ме­тить, что от вве­де­ния экс­порт­ных по­шлин на зо­ло­то про­из­во­ди­те­ли не по­стра­да­ют, т.к. экс­пор­том зо­ло­та за­ни­ма­ют­ся бан­ки, име­ю­щие не­со­из­ме­ри­мо боль­ший уро­вень рен­та­бель­но­сти сво­ей де­я­тель­но­сти.

Кро­ме то­го, экс­порт­ная по­шли­на на дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни поз­во­ли­ла бы уров­нять усло­вия вве­де­ния биз­не­са меж­ду оте­че­ствен­ны­ми про­из­во­ди­те­ля­ми юве­лир­ных из­де­лий и их за­ру­беж­ны­ми кол­ле­га­ми.

Биз­нес го­тов к диа­ло­гу в лю­бом фор­ма­те с ру­ко­вод­ством Минэко­но­мраз­ви­тия для на­хож­де­ния оп­ти­маль­но­го ре­ше­ния на­сущ­ных про­бле­м, сло­жив­ших­ся в от­рас­ли, с учётом ин­те­ре­сов го­су­дар­ства, биз­не­са и по­тре­би­те­ля.

С ува­же­ни­е­м,

Пред­се­да­тель выс­ше­го Со­ве­та НП «Со­юз ДМДК»

Ф.Ф.Гу­ме­ров

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->