Ювелирные лирики

Раздел: Ювелиры и компании
24 февраля 2010 г.

Персональная выставка предполагает выставку работ одного автора. Однако на последнем «Петербургском ювелире» персональная выставка «Капля солнца» превратилась в семейную, поскольку разделить творчество Юлии и Бориса Колесниковых невозможно.

Они как Инь и Янь: совершенно разные, а вместе представляют единое целое. Их украшения – как светлые напоминания о счастливых моментах, которые с великолепным мастерством запечатлены в драгоценных металлах и камнях. И успехи Колесниковы делят поровну. Борис на последнем «Ювелирном Олимпе» занял призовое место за интерьерные кольца «Квадратное Солнце» и «Квадратная Луна». Юля получила почетный приз Николая Нужина «За философское осмысление образа».

Однако пальма первенства в этом тандеме все же принадлежит Борису. На «Петербургском ювелире» он впервые появился тринадцать лет назад, в 1997 году и с тех пор не устает восхищать зрителей. Нам запомнилась серия украшений «Особенности древней охоты». Удивили эпатажные кольца-велосипеды, утюги и замки. Тронули лиричные и теплые броши «Кошка на окошке» и «Домик». Позабавили веселые знаки Зодиака. Все это – Борис Колесников.

Знатоки и любители ювелирного искусства, глядя на многие вещи этого автора, вспомнят его учителя – ярославского художника Николая Нужина. Они и появились «Петербургском ювелире» вместе: Николай Нужин в зените славы и Борис Колесников, молодой талантливый и уже известный художник. Многое изменилось за эти годы. Навсегда ушел Николай Нужин. Борис Колесников вышел из ранга ученика, став настоящим мастером и ярким художником. Поэтика повседневной жизни, привнесенная в ювелирные украшения, стала общей составляющей их творчества.
 

А начались ювелирные университеты Бориса Колесникова на Ярославском заводе топливной аппаратуры. Здесь, в бюро технической эстетики, работал отец, и Борис проводил в его мастерской все свободное время. Здесь он и познакомился с Нужиным, который в то время занимался разработкой и изготовлением сувениров. Наверняка у кого-то сохранились памятные медали, посвященные 975-летию Ярославля, выполненные по эскизам Николая Нужина.

Это знакомство стало поворотным этапом в жизни Бориса: по его собственному признанию уже в 8 классе он знал, что будет, как Николай, учиться в Красносельском училище художественных металлов, а поступив в училище, с головой окунулся в учебу и работу. В 1991 году, будучи студентом второго курса, принял участие в выставке «От образа - к предмету», который проводил Всероссийский музей прикладного искусства. С тех пор регулярно участвует в многочисленных выставках, последние годы – вместе с Юлей. В 1998 году стал членом Союза Художников. В прошлом году у Колесниковых прошли две персональные выставки в Санкт-Петербурге: в Константиновском Дворце и на «Петербургском ювелире».

От завода до Олимпа

«Поймать» Колесниковых для интервью в Манеже оказалось не так просто: на их стенде всегда много посетителей. Поэтому разговаривать с супругами пришлось по очереди. Борис, как и положено главе семейства с большим ювелирным стажем, оказался моим первым собеседником.

- Борис, вы учились в Красном Селе, но в ваших работах абсолютно не ощущается влияние красносельской ювелирной школы.
- Красное Село дает мастерство и набор определенных техник. В пору ученичества и чуть позже я делал работы в этой стилистике, но очень быстро понял, что мне это не интересно. Мои идеи невозможно выразить в скани. Скань такая трепетная, романтичная, она красива сама по себе, без смысловой нагрузки. А мои вещи символично-плакатные, они требует совсем других изобразительных средств.

К тому же, еще студентом я начал вариться в московской каше, там места скани не было вообще. Меня уже тогда современные тенденции волновали гораздо больше, чем традиционные техники. Я восхищался художником-ювелиром Лешеком Кульнисом, который жил в те годы в Ярославле. Он делал потрясающе интересные работы, но совершенно не умел их продавать, а позже уехал в Америку. Прибалтийская декоративно-прикладная школа в те годы была очень сильная. У меня много альбомов того времени, и даже сейчас видно, насколько люди в те годы шагнули вперед.

- Вы начали как ювелир в 90-ые, а время-то было совсем не подходящее для ювелирных экспериментов.

- Было бы желание, а возможности найдутся в любые времена. Я в те годы не только учился, но и много работал. Все свободные деньги вкладывал в путешествия. Помимо ювелирки, занимался еще и эмалями. В Ярославле был такой творческий центр «Эмалис». В 1990-м мы поехали в Германию на творческий семинар по эмалям и жили там целый месяц. Когда все покупали магнитофоны домой, я набрал эмалей. Помню, продавец тогда сказал: «Правильно, надо деньги сюда вкладывать» и постучал по голове. Мне так эта мысль запала, что я с тех пор стараюсь и в жизни этому правилу следовать.

После учебы я попал в центр «Эмалис», и там мы пытались делать отделение ювелирки. В 1994 году было очень тяжело. Я помню, мы делали выставку эмалей в музее Бенуа в Петергофе. Какой-то спонсор дал безумные деньги - 20 тысяч евро. Мы напечатали огромное количество буклетов, потратили все деньги на выставку, и не продали ни одной работы. Через 2 года все развалилось. Это был отрицательный опыт, но он иногда полезнее положительного.

- Как рождаются Ваши коллекции?

- Не нравится мне слово коллекция, лучше серии… Этот процесс у меня достаточно своеобразный. Я постоянно что-то рисую и складываю в папку. А проходит год, два, я открываю папку, нахожу эскиз и начинаю делать. Например, первая серия – «Рыбки» - это студенческое задание по композиции. Я рисовал их так много, что грех не делать. После «Рыбок» была серия «Кошки на окошках». В это время появился младший сын. Я приходил домой, сажал его на колени и читал книжки. На почве детских книжек эта серия и родилась, поэтому она такая теплая, домашняя. «Особенности охоты» нарисованы в 1988 году в армии на каком-то политсобрании. И 90 процентов работ родились именно так. И я не начинаю делать, пока не увижу работу в металле.

- Некоторые Ваши украшения невозможно представить на человеке. Например, кольца в форме крана или утюга… 

- Ну и напрасно. У меня любая вещь априори носибельная. Я об этом даже не задумываюсь специально, это само собой получается, пока я вещь делаю. Конечно, есть ювелирно-пластические объекты, например, кольца «Квадратное Солнце» и «Квадратная Луна», но в принципе их тоже можно носить.

Кольца, о которых вы говорите, из серии «Детские воспоминания». Придумали мы ее вдвоем с приятелем. Хотели воплотить в жизнь идею, что в форме кольца можно сделать все, что угодно: кран, велосипед, утюг и прочее. Серия получилась немного хулиганская, но, как ни странно на первый взгляд, востребованная: эти вещи покупаются. Самое популярное кольцо в этой серии – «Кран». Есть еще популярные серии колец «Тиски» и «Винты».

- Какие формы украшений вами особенно любимы?

- Считается, что брошь дает возможность раскрыть любую тему, но я больше всего люблю кольцо. Это самое сложное украшение, но оно дает пространство, объем, что позволяют решить задачу скульптурно.

- Какие украшения из сделанных - любимые?

- Любимое украшение – которое в данный момент делаю. Как только сделал, вещь практически сразу становится не моей. Украшений, которыми могу гордиться, я еще не сделал.

Время получать призы

    Известно, что пока мужчины достигают творческих высот, женщины воспитывают детей. У Колесниковых их двое: мальчик и еще мальчик. Пока они росли, Юля была при детях. Ювелирка, говорит она сама, была для нее в то время отдыхом. Дети выросли, Юля вырвалась на творческую свободу, и на работе теперь отдыхает от семейных будней. В мастерской Колесниковы с утра до ночи. Новые коллекции и выставки требуют сил и времени, а поскольку все свои украшения они делают сами, то свободного времени практически нет. Старший сын, похоже, пойдет по стопам родителей. Денис увлекается камнями и самостоятельно делает украшения. Более того, на одном из «Петербургских ювелиров» получил диплом в номинации «Удачный дебют».

Немалую часть времени занимает работа с заказчиками, столь необходимая для успешного существования маленького авторского ателье. Впрочем, Колесниковы воспринимают ее позитивно. Их заказчики, чаще всего, люди творческие, увлекающиеся и иногда сами подсказывают интересные идеи. Например, браслет «Народный орнамент», удостоенный диплома на конкурсе «Ювелирный Олимп – 2008», был придуман Юлей вместе с человеком, который увлекается северной вышивкой крестом.

Впрочем, проблем с идеями в этой семье не испытывает никто. Сюжеты для украшений Юля находит иногда совсем рядом, не выходя из дома или мастерской, и получаются они всегда светлые и позитивные, как и она сама. Очень часто ее украшения напоминают лирические новеллы – с особым настроением, персонажами, «закадровой» историей... Кольцо-браслет «Возвращение домой» и композиция колец «Лягушка-путешественница» имеют явно сказочное происхождение. Колье «Подарок Нептуна» напоминает об отпуске, проведенном на берегу моря. Брошь «Валентинка» отсылает к счастливым дням, когда признание на заборе заставляло сердце трепетать не меньше, как кольцо с бриллиантом. Столь теплые по настроению работы в мастерской надолго не остаются. Еще не закончился «Петербургский ювелир», а на украшения, получившие приз, уже нашелся претендент.

- Юля, что Вас вдохновляет на работу? 

- С одной стороны, я человек эмоциональный, с другой – люблю наблюдать за всем, что происходит рядом. Положительные эмоции, наблюдения часто толкают к созданию украшений. Практически все мои работы именно так появились на свет. Много идей рождается, когда мы путешествуем по России, от общения с людьми. Например, подвески «Снопы» придуманы после поездки в деревню, а потом я и кольца к ним сделала. Получились парные – мужской и женский – символы.

- Какова история тех колье, за которые вы получили приз?

- У каждого своя история. Идея «Весенних ручьев» пришла в голову, когда мы 8 марта катались на лыжах. Был яркий солнечный, такой предвесенний день, и мне захотелось сделать колье, в котором отразилось бы это настроение: когда зима уступает яркому солнцу и звонким ручьям. 

         

Медальон «Тайное одеяло» - это история о снах, о людях, о которых мы мечтаем во сне. Я иногда быстро придумываю, но с этой работой я долго возилась, хотелось более точно выразить эмоции. И вот однажды я просто смотрела в окно и начала зарисовывать все, что там увидела. Появились люди, кошки, цветы, и работа пошла с одного эскиза очень быстро. Так родилось колье «Дом, в котором мы живем».

- Вы каждый день работаете бок о бок с мужем, который раньше, чем вы, достиг высот в ювелирном искусстве. Борис не давит авторитетом?

- Он критику высказывает, иногда в жесткой форме, но никогда не обижает. У нас есть правило: любая критика должна носить конструктивный характер. Иначе невозможно было бы вместе находиться. 

- Цветовая гамма вашей обшей коллекции – спокойная, светлая, без резких контрастов. Но у Вас чаще встречаются более яркие цветовые пятна: эмаль, камни.

- Я вообще воспринимаю мир в цвете, это для меня очень важно. И сейчас мне хочется делать украшения с яркими камнями. Первые эксперименты (кольцо в форме листа с большим зеленым камнем) уже есть. Теперь хочется чего-то синего. В этом, наверное, и заключается притягательность ювелирного искусства: оно позволяет в малых, близких человеческому телу, формах выразить простые и понятные всем чувства и эмоции. Поэтому заниматься им мне никогда не надоест.

[ gemworld.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->