Как все начиналось: импрессионизм и пунтуализм

Раздел: Общество
21 января 2010 г.

При всем различии внешних форм императивы современного искусства, тем не менее, оказываются весьма сходны с императивами романтизма. А именно: это романтизм впервые вводит в обиход мысль, щедро приправленную воображением.

«Новые романтики» импрессионисты проявляют повышенный интерес к жизни природы, водной и воздушной стихий.

Но, в отличие от немецкого романтизма XIX столетия, «конструировавшего» пейзажи в соответствии с идеальными представлениями, импрессионисты бесстрастно – в действительности же якобы бесстрастно – фиксируют состояния природы.

Полагая, что беспристрастно отражают действие физико-оптических законов, заявляя себя бесстрастными учеными-копиистами, последние в действительности оказываются завзятыми оптимистами, превратив серые будни в бесконечную череду праздников.

Напомним, что сам термин «импрессионизм» был пренебрежительно брошен Луи Леруа5 в отношении картины Клода Моне «Впечатление (франц. impression). Восход солнца», выставленной в 1874 году в ателье Надара на бульваре Капуцинок.

Также Леруа заметил: «предварительный набросок для обоев и то выглядит более завершенным, нежели этот морской пейзаж».

Уничижительное наименование было гордо подхвачено художниками, и ценность импрессионизма для очищения взгляда воистину невозможно переоценить.

Именно в работах импрессионистов доселе не подвергавшиеся сомнению, достоверные отношения между человеком и окружающим его миром переживают свою завершающую фазу – и терпят сокрушительное поражение.

Уже в 1881 году Эмиль Золя6 напишет: «человеческий дух переживает кризис, старые формулы мертвы, идеалы меняются». Внезапно реальность становится сомнительной, переместившись в двусмысленные области метафор и символов.

Поль Гоген формулирует неуверенность, неопределенность современного человека заголовком одной из своих работ «D’où venons nous? Que sommes nous? Où allons nous?» («Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?», 1897-1898, Музей изящных искусств, Бостон).

Открытие Максом Планком7 квантовой теории (1900) хоть и не имеет непосредственного, прямолинейного отношения к развитию искусства в ХХ веке, однако знаменует собой переход из макромира в микромир, распространив идею атомизма на все явления природы – и живопись как ее отражение.

Увлечение художниками наукой особенно заметно на примере возможных наименований заключительной стадии импрессионизма – пуантилизма, заметными представителями которого являлись Сёра, Синьяк, Кросс8, Ван Риссельберге9.

Итак, пуантилизм имел в пору своего зарождения, в 90-е годы XIX века, несколько наименований, среди которых нео-импрессионизм, хромо-люминаризм и дивизионизм. Импрессионист Камиль Писсаро, одно время увлекавшийся пуантилизмом, так вовсе называл его «научным импрессионизмом».

Кстати, название «дивизионизм», происходящее от французского la touché divisée, «раздельный мазок», не прижилось у французов, однако было подхвачено итальянскими художниками.

«Ковровая королевская мануфактура», сплетаемая работами Сёра, при всей пестроте раздельных мазков, тем не менее, не создает и намека на движение – во избежание головокружения у слишком впечатлительных зрителей.

При всей внешней несхожести пуантилизма и кубизма у них оказывается немало общего в методах. В кубизме форма подавляет цвет, в пуантилизме цвет обретает самодовлеющее значение, однако и то, и другое направления выводят живопись из сферы предметного мира в сферу математической абстракции.

[ leon-chuk.w-r.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->