Борис Борисов: «Победит в кризисе тот, кто найдет наиболее эффективные способы работы…»

Раздел: Власть
03 июля 2009 г.

Борис Борисов: «Победит в кризисе тот, кто найдет наиболее эффективные способы работы…»

Читатели журнала «Навигатор ювелирной торговли» регулярно присылают в редакцию вопросы, касающиеся как ювелирного рынка в целом, так и пробирного надзора в частности. На самые интересные и актуальные темы мы побеседовали с первым заместителем руководителя Пробирной палаты России Борисом Павловичем Борисовым.

Борис Павлович, каково Ваше мнение о сегодняшнем кризисе. Как он отразился на ювелирной отрасли России?

Конечно же, кризис негативно повлиял на ситуацию в ювелирной промышленности, что, впрочем, происходит и во всех других отраслях. Если обратиться к нашим данным за текущий год, то динамика такова: за четыре месяца 2009 года сокращение поступления изделий из золота в инспекции пробирного надзора относительно соответствующего периода прошлого года составило 44%, а импорт золота уменьшился на 53–57%. То есть импорт упал в большей степени, чем внутреннее производство. По серебру наблюдается рост: количество отечественных изделий, прошедших через инспекции пробирного надзора, за четыре месяца увеличилось на 42% по сравнению с тем же периодом 2008 года. Из этих цифр понятно, что происходит замещение золота серебром. Ювелирные изделия продолжают быть востребованными у населения, однако люди не могут платить за них те же деньги, что и до кризиса. Они покупают красивые и оригинальные изделия, но выбирают более дешевые варианты – и в этом плане «спасает» серебро. Кстати, импорт серебряных изделий за четыре месяца снизился на 30%.

Что, с Вашей точки зрения, будет происходить дальше?

Поскольку вся информация, касающаяся развития кризиса, весьма противоречива, у меня нет базы, чтобы давать какие-либо точные прогнозы. Стагнация есть, и если будет происходить дальнейшее падение производства, то, видимо, все отрицательные показатели еще больше ухудшатся. Если же промышленность останется на сегодняшнем уровне, а отдельные отрасли начнут выбираться из кризиса, увеличивать объемы, то, наверное, будет сохраняться нынешний темп ювелирного производства или произойдет его некоторое повышение, на 5–10%. Все зависит от общей экономической ситуации.

В целом же я считаю, что есть маркетинг, менеджмент, есть новые технологии, и каждый российский производитель сегодня что-то предпринимает. Кто найдет более эффективный способ работы, тот и выйдет из кризиса победителем. Это рынок. А потребность населения в ювелирных изделиях есть, и имеющиеся цифры это подтверждают.

Какие еще процессы кроме кризисных проходят сегодня в ювелирной отрасли?

Ювелирное производство – это не автомобилестроение, здесь работают немного другие законы. Очень многое в нашей отрасли зависит от личной инициативы и творческого потенциала человека – художника, дизайнера, менеджера. Я знаю людей, которые владеют совсем «молодыми» ювелирными производствами (6–8 лет), но достигли на этом поприще больших успехов. Знаю я и тех, которые работают в отрасли давно, но далеко не так успешно. Мне кажется, что сейчас период (совпавший с кризисом) замены старого поколения новым. Люди, которые работали в СССР и были основой российской ювелирной промышленности, по законам природы должны уступить место молодым. И молодые приходят. А у них уже другая философия, другое образование, опыт, они подходят к делу иначе, больше ориентированы на западные стандарты. Если наше советское поколение мало знало о ювелирной промышленности за рубежом, то молодежь хорошо ориентируется в этих вопросах. И это дает отрасли определенный потенциал для развития и выхода на иностранные рынки.

Мне кажется, результатом данного процесса станет еще большая интеграция ювелирной промышленности, увеличение российского импорта и экспорта. Например, США закупают за границей ювелирных изделий в несколько раз больше, чем производят сами, – импорт у них намного превышает собственное производство, и никто не устраивает по этому поводу «истерик», как это происходит у нас. С другой стороны, американские производители экспортируют большое количество драгоценностей, и никто не видит в этом ничего особенного. То же самое происходит во многих странах мира. Думаю, что вскоре так же будет и у нас. Конечно, наш экспорт сегодня крайне мал, но я уверен, что отечественные ювелиры вскоре всему научатся, главное, чтобы это им было экономически выгодно. А еще это значит, что российской ювелирной промышленности надо стать современной, отойти от традиционных понятий и подходов. Мы интегрируемся – другого пути нет. Поэтому нужно работать над многими законодательными вопросами, решение которых сегодня затормозилось.

Некоторое время назад в отрасли появилось течение по радикальному реформированию пробирного надзора. Причем некоторые предложения настолько неадекватны, что я даже не знаю, как их комментировать. Реализация большинства из них приведет к излишней бюрократизации и полной запутанности всех процессов. У меня сложилось мнение, что цель всего происходящего – ликвидировать какой бы то ни было контроль государства над ювелирной промышленностью, лишить потребителя защиты. Но если устранить пробирный надзор, то никто не будет знать, что сделано, кем, какого качества и т.д. В любом сарае можно будет выпускать ювелирные изделия, и все они постепенно станут некачественными. Те, кто действительно ценит ювелирное искусство, не сможет работать в такой обстановке. Конечно, некоторые предложения не связаны с ликвидацией надзора – предлагается разрешить около десятка разных клейм. Однако результат будет тот же: хаос, отсутствие контроля, здоровой конкуренции между ювелирами – в общем, джунгли. Я считаю, что объективные последствия реализации таких предложений приведут к развалу ювелирного рынка.

СПРАВКА

Пробирный надзор действует в России как государственная система с 1700 года. Целью деятельности пробирного надзора является защита прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей указанных изделий от недобросовестной конкуренции, а также защита государственных интересов в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Что вы скажете по поводу «Стратегии развития ювелирной промышленности в кризисный и посткризисный периоды», которая в настоящее время обсуждается в отрасли?

Никакой стратегии нет. Есть текст, якобы принятый Союзом ювелиров России. Но такого союза де-юре тоже нет (мне, во всяком случае, не удалось увидеть ни одного документа этой организации). Важно, что внеочередное собрание Гильдии ювелиров России 20 мая 2009 года приняло, в частности, решение воздержаться от вступления в указанный союз, а проект упомянутой «Стратегии» признать в целом неудовлетворительным. Это можно прочитать в Русской ювелирной сети (25.05.09). Я тоже считаю этот проект неудовлетворительным, а материалы, относящиеся к пробирному надзору, во многом ложными и провокационными. Есть основания полагать, что этот текст исходил не из ювелирного сообщества.

До последнего времени одной из актуальных проблем отрасли был толлинг – об этом много говорили и писали. Как обстоят дела сейчас?

Уже не говорят. Раньше наше законодательство допускало переработку драгоценных металлов и камней вне таможенной зоны РФ. И это было выгодно многим. Но, видимо, эти операции оказались не совсем продуманы технически, и в результате реализация данного права поссорила часть ювелирного сообщества. Те, кто не пользовался толлингом, обвиняли тех, кто им пользовался, в различных злоупотреблениях. Такая формулировка кажется мне странной, ведь если право существует – то и пользуйся им на все 100%, получай прибыль! Однако в результате различных споров и недовольств ювелиров таможенные органы приостановили проведение ими толлинговых операций, а затем вышло Постановление правительства от 10 ноября 2008 года № 841, которое его вообще запретило. В постановлении говорится о том, что «…помещение под таможенный режим переработки вне таможенной территории РФ драгоценных металлов и драгоценных камней … в случае изготовления ювелирных изделий… запретить согласно Приложению». Очень хорошо, что в приложении дан перечень товаров, на которые распространяется действие постановления с приведением кодов ТН ВЭД. Так что тема толлинга на сегодняшний день закрыта. Честно говоря, жаль. Ведь если правильно организовать сам механизм... Ни в одной стране подобных проблем не было, только у нас дело носило скандальный характер. Во всем мире можно спокойно вывозить материалы, сырье, перерабатывать, возить детали, изделия, торговать, перепродавать свободно – и нигде люди не скандалят по этому поводу.

Как сегодня осуществляется взаимодействие инспекций пробирного надзора с ювелирными магазинами?

С 1 мая 2009 года, с момента вступления в силу Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», контроль инспекций пробирного надзора над магазинами временно прекращен.

От общих вопросов перейду к частному. С 1 января 2009 года введен ГОСТ на бриллианты. Наши читатели интересуются: что теперь должно быть указано на ярлыке товара – старое ТУ или новый ГОСТ?

Любой нормативный документ по стандартизации. С 1993 года, когда вышел закон о стандартизации, официальные стандарты стали добровольными к применению. А новый закон о техническом регулировании еще более закрепил эту норму. Все стандарты добровольны к применению! Предприятие может использовать даже международный стандарт – это его право.

И в заключение хотелось бы услышать Ваши пожелания читателям нашего журнала.

Я верю в торжество здравого смысла. Поэтому желаю всем читателям вашего журнала: помните, что все развивается. И каковы бы ни были временные отклонения, вектор развития направлен в сторону создания оптимальных условий для работы, улучшения ситуации на рынке в целом. Я желаю, чтобы все мы вкусили именно такой жизни: упорядоченной, стабильной, хорошей!

СПРАВКА

О деятельности Российской государственной пробирной палаты Российская государственная пробирная палата (в дальнейшем - Палата) является федеральным учреждением при Министерстве финансов Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 106 "О Российской государственной пробирной палате"). В настоящее время в структуру Палаты входят 16 государственных инспекции пробирного надзора и четыре филиала, осуществляющие функции государственного пробирного надзора в соответствующих районах деятельности. Задачи Палаты сформулированы в Положении, утвержденном приказом Министра России от 29 мая 1998 г. № 91.

Для выполнения своих задач Палата осуществляет пробирный надзор, включающий опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом Российской Федерации ювелирных и других бытовых изделий, изготовленных из сплавов драгоценных металлов, как внутреннего производства, так и ввозимых из-за границы для продажи, проведение экспертизы оттисков пробирных клейм, экспертизы драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, арбитражных и контрольных анализов; экспертиз музейных и архивных ценностей.

Непосредственно пробирный надзор в Российской Федерации осуществляется территориальными государственными инспекциями пробирного надзора. Аппарат госинспекций, осуществляющий пробирный надзор, экспертизу музейных и архивных ценностей, периодический контроль за использованием драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации, в настоящее время насчитывает 644 человек, в т.ч. 568 человек производственного персонала и 76 - аппарата управления, имеющих высшее, среднее техническое и среднее образование.

В государственных инспекциях пробирного надзора имеются производственные участки по опробованию, механическому и электроискровому клеймению изделий, химические лаборатории, подразделения музейных экспертов и контрольного аппарата. В Центральной госинспекции функционирует участок по изготовлению клейм-электродов для электроискрового клеймения, обеспечивающий территориальные госинспекции клеймами-электродами.

[ "Навигатор ювелирной торговли", июнь 2009 г. ]

  • 07 июля 2009 г.:

    Собрание постановило не "воздержаться от вступления в Союз", а "не обсуждать вступление в Союз, пока не будут разъяснены его цели". Проект Стратегии был признан неудовлетворительным лишь в текущем виде, и было решено обсуждать его после доработки.
    Не надо передергивать!

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->