Губернатор Игорь Слюняев о социальной ответственности бизнеса и гранях сотрудничества региональной власти с костромскими ювелиранми
- Кострома — ювелирная столица России. Это не только красивый титул, но и обязывающий ко многому статус. Что же сейчас делается, чтобы поддержать его на должном уровне? Какие первейшие шаги по его развитию планируются? Насколько значима ювелирная отрасль для экономики нашего региона?
- Давайте начнем с цифр. Около 30% всех российских ювелирных изделий из золота и около 20% серебряных украшений сегодня производятся в Костромской области.
Поэтому статус ювелирной столицы России для региона вполне заслуженный, и администрация области ювелирную отрасль поддерживает. Практически сразу после вступления в должность я посетил ювелирное предприятие С. Шаповалова (“АРТИ"). встретился с генеральным директором гильдии ювелиров России В. Радашевичем и руководителем компании “Топаз" А. Гутерманом. Ознакомился с работой Костромского ювелирного завода. В Красном я постил пробирную инспекцию, побывал в Костромском художественном училище художественной обработки металлов. Во время встречи администрации и губернатора с костромским бизнес-сообществом 16 ноября 2007 года ювелирной отрасли тоже было уделено особое внимание.
Успехи в развитии ювелирного дела на костромской земле очевидны. Благодарны предпринимателям, которые в нелегкие времена рискнули вложиться в открытие новых предприятий, регион по праву называют ювелирной столицей России. При столь значительных объемах производства ювелирная отрасль должна стать значимой и формировании областного бюджета. Но этого пока не произошло.
Судите сами. Производство золотых изделий в физическом объеме по сравнению с 2000 годом выросло на 400%. Только по 2007 году рост по золоту составил 38%, по серебру — 16%. При этом повышение цен на ювелирную продукцию составило по золоту 11,6%, а по серебру — 12,9%. Нетрудно подсчитать, что денежные обороты в отрасли по производству ювелирных украшений из золота возросли на 49%, а по серебру — почти на 29%. Но в бюджете таких прибавок мы пока не заметили. По данным управления Федеральной налоговой службы, в 2007 году предприятия ювелирной отрасли региона перечислили в консолидированный бюджет области всего лишь 435,3 млн. рублей. Это мизерные налоговые отчисления от такой высокодоходной отрасли, как ювелирное производство.
Нам известно, что между Пробирной палатой России и Федеральной налоговой службой заключен договор о сотрудничестве. В ближайшее время я запрошу информацию о том, как шла реализация этого договора в 2006-2007 и что планируется руководителями пробирной инспекции и ФНС для повышения доходов бюджетов всех уровней в нынешнем году. А дальше мы будем ежемесячно сопоставлять объемы пробируемых изделий и денег, поступивших в казну в качестве налоговых платежей.
Налоговая нагрузка у различных предприятий на один грамм выпускаемого изделия, или в пересчете на одного работника, отличается в разы. Это в первую очередь говорит об огромном потенциале пополнения бюджетов всех уровней. И наша задача — довести до сведения бизнес-сообщества, что борьба с сокрытием налогооблагаемой базы является одной из основных задач текущего дня.
- Это Вы о зарплате в конвертах?
- И о ней тоже. Кто может поверить, что средняя зарплата на ювелирном производстве в поселке Красное-на-Волге составляет 5000 рублей?! Или что работники из Костромы готовы ездить за 35 км на работу в Красное ежедневно ради такой зарплаты?
Сегодня в Красном зарегистрированы тысячи частных предпринимателей-ювелиров. Это означает, что производство должно быть практически в каждом доме и чуть ли не каждый трудоспособный житель поселка является индивидуальным предпринимателем. Реально? Нет. Очевидно, что несколько ИП регистрируются для ухода от налогов. Проверить, кто стоит за каждым таким ИП не так уж сложно, и в ближайшее время именно этим и будут заниматься соответствующие органы.
Приведу слова Д. Медведева на V экономическом форуме в феврале этого года в Красноярске: “И работодатели, и работники должны понимать, что сокрытие реальной заработной платы — это кража из кошелька любого российского гражданина. И что особенно печально — каждого пенсионера". Воровство в виде ухода от налогов будет пресекаться, и сурово караться в соответствии с буквой закона. У нас есть уже опыт в решении таких задач. К примеру, в лесопромышленном комплексе Костромской области за первый квартал этого года поступления в бюджет выросли в шесть (!) раз.
Схемы уклонения от налогов не существуют сами по себе. Их разрабатывают и реализуют конкретные люди, найти которых труда не составляет. Мне хотелось бы напомнить печально известные примеры из нефтяного бизнеса в том смысле, что сотрудники компаний, разрабатывавшие схемы ухода от налогов, получили по приговорам суда наказания даже более суровое, чем владельцы компаний Поэтому, те управленцы, бухгалтера, менеджеры по продажам ювелирных изделий, которые помогают хозяину ювелирного предприятия осуществлять проведение схем по уходу от налогов, должны понимать, что нарушая закон, они тоже рискуют.
- То есть, во главу угла ставится ответственность бизнеса перед социумом?
- Уважаемые бизнесмены должны понимать, что они работают в государстве и пользуются всеми его благами. Подготовленными кадрами, существующими ресурсами — от электроэнергии, инженерных коммуникаций до дорог. Вашу собственность охраняют правоохранительные органы. Ваших детей обучают педагоги, в медицинских учреждениях лечатся ваши сотрудники и вы сами. И не одно общество не будет терпеть потребительского отношения к себе.
Будем бороться за экологию, за социальную защиту работников, независимо от формы собственности предприятия. Кстати, попытка некоторых бизнесменов заменить налоговое бремя благотворительностью при всем уважительном отношении к этому явлению, не делает им чести. Конечно, мы поддерживаем традиции благотворительности и меценатства, но еще раз должен сказать: налоги и сборы — основной источник пополнения бюджетов.
- Конечно, предприниматели должны помнить об ответсвенности перед обществом. Но, с другой стороны, малый и средний бизнес задыхается в это время под бременем чиновничьего произвола, бумажной волокиты, коррупции. Ювелиры не исключение. Каким образом областная областная администрация предполагает улучшать условия ведения бизнеса, создавать равные условия?
- В программе развития Российской Федерации до 2020 года есть четкие установки о помощи в развитии малого и среднего бизнеса. Мы стараемся заменять разрешительный порядок на уведомительный, чтобы не приходилось начинающим предпринимателям проходить через многомесячные согласования еще до начала их работы. Надзор должен быть не упреждающим, а последующим, и делегировать его необходимо на региональный уровень.
Что касается текущих проблем костромских ювелиров, то мы с В.Радашевичем обсуждали вопрос открытия пунктов пробирного надзора в Костромской области на отдельных заводах. Но если они будут клеймить изделия только конкретного предприятия — это будет нарушением равенства условий ведения бизнеса. Мне известно о такой практике в других городах, в том числе и в Москве. Считаю ее не соответствующей Конституции, поскольку таким образом создаются конкурентные преимущества отдельным предпринимателям. В. Радашевич предложил вынести на обсуждение в Госсовет проблемы отрасли — это схемы работы на давальческом сырье, пошлины на ввоз ювелирного оборудования и ювелирных вставок, либерализация пробирного надзора. Такой комплекс назревших вопросов, на мой взгляд, можно и нужно обсуждать на самом высоком уровне, в том числе и с участием Президента РФ.
- Все СМИ пишут о кадровом голоде в Росси. В Костромской области, насколько нам известно, многие предприятия, в том числе и ювелирные, тоже бьются над решением кадровых проблем. Входом в сложившейся ситуации многим видится “импорт" рабочей силы из ближнего и дальнего зарубежья. Поможет ли приглашение гастарбайтеров улучшить ситуацию?
- Эта легкость решения — только кажущаяся. Более того, поспешность таких шагов может нанести значительный вред всем нам. Бизнесмены должны искать возможности повышения эффективности предприятия путем модернизации производства, а не через привлечение дешевой рабочей силы и возможность сокрытия реальной зарплаты. Представьте, сколько денег уже сейчас вывозится рабочими-иммигрантами и еще будет вывозиться за пределы области и тем более России?
Не следует забывайть, что иностранные рабочие — это другой менталитет, другой образ жизни, а зачастую и другая религия. При высокой концентрации иностранных наемных работников в одном месте возникает опасность усиления социальной напряженности между местным населением и, скажем, турками или китайцами, привезенными нашими ювелирами для работы в регионе. И тогда мы получим другую головную боль — как усмирять нацонал-шовнинистические организации, которые, несомненно, воспользуются возникшей напряженностью…
Поэтому мы попросили бы ювелиров не торопиться с принятием таких решений, а тщательно взвесить все “за" и “против". Да и иммиграционной службе нужно как следует подумать, прежде чем выдавать разрешение на въезд импортной рабсилы.
У нас далеко еще не исчерпан человеческий ресурс внутри региона. И тем ювелирам, которые уже озадачились постройкой общежитий для гастарбайтеров, мы рекомендуем не торопиться, а задуматься о переносе производства в районы, где имеется профицит рабочей силы: в Поназыревский, Октябрьский, Нейский и другие.
- Игорь Николаевич, что можно сделать для продвижения продукция костромских ювелиров на внутреннем и на внешнем рынках?
- Мы готовы совместно с бизнес-сообществом работать над созданием условий для увеличения конкурентной способности костромской ювелирной продукции, как внутри России, так и за рубежом. Для этого надо решить несколько задач. Самое главное — создать равные условия ведения бизнеса для всех субъектов. Необходимо радикально изменить ситуацию в правоприменении, преодолеть правовой и налоговый нигилизм. Требуется и значительное снижение административных барьеров.
Административное вмешательство со стороны государства в бизнес должно быть минимальным. Больше надо доверять людям. Живой пример: в Красном во время встречи с ювелирами, один из представителей малого бизнеса пожаловался, на то, что его предприятию для сдачи изделий для пробирования приходится занимать очередь с полуночи. А, сдав изделия, неделями ждать их возврата! Получается, что не пробирные услуги существуют для ювелирного производителя, а наоборот! Д.Медведев четко сказал: “Чиновники должны в полной мере осознать, что именно общество является их работодателем и ответственность они несут перед всем российским обществом, перед российскими гражданами." Не надо забывать, что чиновников пробирной инспекции кормит ювелирный бизнес. Их деятельность должна быть четко регламентирована.
Ювелиры, к примеру, должны твердо знать, какую ответственность понесет пробирная инспекция за допущения брака при клеймении. Или, за сколько дней (дней, а не недель!) она должна вернуть сданные на клеймение изделия и какое наказание следует за нарушение этих сроков. А вообще, явно напрашивается мысль, что деятельность пробирной службы нуждается в реформировании, чтобы соответствовать реалиям современного рынка, а не являться дополнительной фискальной и административной нагрузкой на бизнес.
- Какие Вы видите резервы для улучшения работы пробирной инспекции?
- В мартовском номере “Ювелирного обозрения" есть такие данные: из 7, 117 млн. серебряных изделий, проверенных Верхнее-Волжской ГИПН в 2007 г., лишь 59 признаны не соответствующими стандартам. Сколько сил затрачено на поиски ничтожно малого количества брака. Стоит ли работникам инспекции тратить на это время? Есть ли смысл предприятиям возить изделия на пробирование за десятки, а то и сотни километров? А вот другой пример. Если сложить данные по предприятиям и индивидуальным предпринимателям, то из почти 2400 производителей инспекция в 2007 году смогла проверить только 92. Получается что одно предприятие проверяется раз в двадцать пять лет. Есть ли смысл в таких проверках, которые отнимают массу времени работников инспекции? Может, проводить их только по решению суда?
В области есть отраслевая общественная организация — Гильдия ювелиров “Золотое кольцо Руси". Думаю, что совместно мы можем решать костромских ювелиров. Я знаю, что по указанию руководства Пробирной палаты России на заседаниях гильдии всегда присутствует начальник местной инспекции пробирного надзора. А теперь в них обязательно будет принимать участие и представитель областной администрации. Мы хотим, чтобы эта организация стала саморегулируемой на уровне области и Федерации, и я готов совместно с Агентством по поддержке малого предпринимательства и департаментом экономического развития делегировать Гильдии немалые полномочия. Именно о передаче значительной части функций, исполняемых государственными органами Дмитрий Медведев говорил как раз о передаче значительной части функций, исполняемых государственными органами, на реализацию в негосударственный сектор и говорит Президент РФ.
- Областная администрация, как и наш журнал, является одним из организаторов ежегодного летнего фестиваля “Золотое кольцо России". Он уже давно перерос уровень регионального и даже российского события, работает на развитие брэнда “Кострома — ювелирная столица России". Какое содействие областная администрация будет оказывать в развитии этих проектов?
- Безусловно, как один из организаторов, областная администрация будет участвовать в подготовке фестиваля и в его мероприятиях. Выставке, которая проходит в рамках этого фестиваля, нужна хорошая площадка. Поэтому, на совете по инвестициям при губернаторе области в ближайшее время будет рассмотрен проект строительства многопрофильного выставочного комплекса.
Мне понравилась реализуемая вашим журналом идея конкурса “Золотая ладья". Как председатель попечительского совета фестиваля, предлагаю объявить совместно с Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ) конкурс на звание самого динамичного предприятия российской ювелирной отрасли; совместно с Федеральной налоговой службой (ФНС) — конкурс на крупнейшего и самого прозрачного налогоплательщика; с Федеральной таможенной службой — на крупнейшего экспортера отрасли; с ассоциацией банков — на крупнейшего покупателя драгметаллов, и на предпочтительного заемщика.
Надо разработать положения об этих конкурсах совместно с данными федеральными службами, провести их, а награждать победителей следует именно в Костроме, во время проведения фестиваля! И обязательно с участием представителей этих федеральных структур.
Беседовал
Алексей ЩЕРБИНА,
главные редактор журнала
“Ювелирное обозрение"