представляет Екатерина Истомина
Ювелирное подразделение Chanel в последние несколько лет показывает удивительные успехи. Эти успехи связаны с тем, что дизайнерам Chanel удалось найти верную оркестровку. Именно оркестровку, а не просто оригинальную и долгоиграющую ювелирную концепцию. Ценнее, конечно, она, оркестровка, а также внутреннее понимание того, какой именно должна быть драгоценность с именем этого дома. Тем более это важно, когда речь идет о столь великой марке, как Chanel. Ведь оригинальные концепции приходят и уходят, ювелирная мода хотя и медленно, но все же меняется, а вот понимание, настрой, вектор, дискурс никуда не пропадут.
Сегодня Chanel в своем ювелирном искусстве отважно, но убедительно пытается занять нишу величественно, тотально классических, в высшей степени сложных и стопроцентно французских драгоценностей. Казалось бы, трудно соперничать в этом вопросе с титанами французской ювелирной индустрии, домами, не одно поколение положившими на покорение капризной публики. Казалось бы, это будет трудно сделать даже Chanel. Однако оркестровка была выбрана на редкость метко – Chanel берет тем, что выпускает классические ювелирные вещи, которые именно сегодня выглядят как классика, а некогда слыли за неистовый авангард и считались революционными. Это классика с революционным прошлым. В каком-то смысле Chanel ведет музейную работу, предлагая бриллианты, еще 70 лет назад бывшие авангардными, но за истекший период успевшие порядком "забронзоветь" и превратиться в монументальные памятники декоративно-прикладного искусства.
Ювелирная линия Chanel Comete, которая получает развитие постоянно, в этом смысле – музейной работы – наиболее показательна. Ведь тема небесных, холодных, столь далеких светил была воспета самой Габриэль Шанель в ее дебютной ювелирной коллекции Bijoux de Diamants 1932 года. С тех пор несмотря на то, что Шанель позднее сделала свой собственный ювелирный бестиарий и вполне сентиментальный драгоценный цветник (главным сокровищем которого стала, разумеется, ее незабвенная камелия), именно небесные светила остаются ее фирменным знаком, ее главной ювелирной фигурой. Ее талисманом.
Звезды и кометы легко и естественно оказываются и в других ювелирных коллекциях, не только, собственно, в самой Comete. Так, например, светила без телескопа можно обнаружить в ювелирных линиях Poussieres d`Etoiles, Pluie d`Etoiles, Geode, Perles et Etoiles. Но Comete все же является самой аутентичной. Итак, Габриэль Шанель – это наш главный ювелирный астроном, Иоганн Кеплер и Тихо Браге в одном лице.
Ювелирная коллекция Comete включает в себя колье, сотуары, подвески, серьги, кольца, а также две модели ювелирных часов, напоминающих браслеты. Все украшения Comete выполнены из белого золота и белых бриллиантов, исключением являются только два значительных кольца, центром которых служат аметист и аквамарин, а также коктейльного толка подвеска на цепочке и стилистически близкое к ней кольцо с черным ониксом или молочно-белым агатом (cacholong).
Линия традиционно открывается большим флагманским колье в любимой французскими ювелирами форме "знак вопроса". Это изогнувшаяся змеей хищная комета со звездой на одном конце и хвостом кометы на другом (253 бриллианта общим весом 13,4 карата). В дальнейшем эта двухчастная композиция колье – звезда и звездный хвост – "распадается" по другим украшениям коллекции, которые во многом являются репликами вещей, выходивших еще при жизни самой Мадемуазель.
Большую часть драгоценностей составляют предметы, сюжетом которых является звезда. В первую очередь стоит отметить броши. Это восхитительные бриллиантовые звезды – как правило, ассиметричные (они отличаются друг от друга размерами и огранкой белых бриллиантов). Мода на броши всегда буржуазна, ведь никакое украшение не требует костюма так настойчиво, как этого требует брошь. И броши Chanel не являются здесь исключением, это претенциозные буржуазные бриллиантовые драгоценности, обозначающие как вкус, так и достаток, а также умение их носить. Все же носить на груди звездную брошь куда сложнее, чем брошь в виде невинного цветка или, допустим, прелестной в своей глупости лягушки.
Хотелось бы отметить и серьги из коллекции Comete. Во-первых, есть восхитительные пусеты, или же серьги-гвоздики, редчайшее сегодня украшение. Пусеты – это крошечные бриллиантовые звезды, которые едва ли способны закрыть всю мочку уха, и в этой их беспомощности и кроется главное очарование. Во-вторых, в Comete представлены вечерние серьги с арабским подтекстом. Это увесистые бриллиантовые полумесяцы, круто и бескомпромиссно изогнутые, на концах завершающиеся также звездами (126 бриллиантов).
Более легкая, коктейльная часть коллекции – это небольшие кольца и подвески на цепочках. Бриллиантовая составляющая облегчается в данном случае присутствием недорогого молочно-белого агата, а также черного оникса. Наиболее интересно, на наш взгляд, выглядит черно-белая гамма, точная для духа Chanel. Избранная композиция – бриллиантовая звезда, распластавшаяся на ониксе или на молочно-белом агате – является чисто французской (похожие кольца раньше выпускал и старый французской дом Mauboussin).
Ювелирные часы Comete – это вещь, трудная для эстетического понимания. Если украшения Comete выглядят невесомыми, то часы, напротив, похожи на необработанную глыбу льда. Изогнутый, словно синус, браслет с подробной ажурной изнанкой и бриллиантовой лицевой стороной, две мощные звезды, одна из которых является часовым корпусом (есть вариант и с одной звездой), распушенный хвост кометы – в итоге часы выглядят не драгоценностью, а нелепым театральным реквизитом. Быть может, таким часам тоже нужно время – лет 70, чтобы они смогли превратиться в музейный экспонат, а оттого стать убедительной классикой.