"Хрустальная печать Фаберже"

Раздел: Выставки
17 октября 2007 г.

Среди старинной мебели в небольшом уютном зале “Музея-усадьбы Колокольниковых" расположилась необычная экспозиция “Карл Фаберже и современные ювелиры".

Тюменцы так и не дождались коллекции российского бизнесмена Виктора Вексельберга, но теперь появилась возможность познакомиться с творчеством всемирно известного мастера. В рамках межмузейного обмена Екатеринбургский музей истории камнерезного и ювелирного искусства на Урале привез в областную столицу более 100 экспонатов из своих фондов.

Что общего между Карлом Фаберже, его фирмой и уральскими умельцами? — может удивиться читатель.

— Камнерезное дело долгое время занимало второстепенное место в творчестве Фаберже, а его собственная фабрика открылась только в начале XX века. Каменные заготовки для своих уникальных работ Фаберже брал на Урале. Ювелир много раз обращался на Екатеринбургскую гранильную фабрику, чтобы ему прислали коллекцию самоцветов. В конце XVIII века ЕГФ выполняла заказы для дворцов Санкт-Петербурга и Царского Села. В город на Неве вывозились десятки тонн гранита, мрамора, — пояснила заведующая музеем-усадьбой Колокольниковых Татьяна Симоненко на экскурсии, устроенной для журналистов в день открытия выставки.

Печать для почтовых отправлений, выполненная из горного хрусталя.Самые дорогие произведения экспозиции — несколько изделий фирмы Фаберже. Пять миниатюрных подвесок в форме пасхальных яиц. Мушница, крошечная нежно-розовая шкатулочка для хранения мушек (эти украшения в виде сердечек, искусно вырезанной кареты светские дамы XVIII века наклеивали на лицо, плечи, руки). Нефритовый заяц, сова из калканской яшмы (работы конца XIX — начала XX веков). Ценность этих вещей выражается не в денежном эквиваленте, а в истории, связанной с ними.

— Не хотелось бы раскрывать всех тайн, которые хранят уникальные предметы, — заинтриговала собравшихся Татьяна Геннадьевна. — Бытует легенда, что разноцветные подвески принадлежали семье императора Николая II.

Однако догадки искусствоведов не подтверждены документально, поэтому о своих предположениях они не станут рассказывать посетителям.

В другой витрине можно увидеть бюсты Фаберже и одного из основателей ювелирного дела на Урале Алексея Денисова-Уральского, выполненные из горного хрусталя. Здесь же представлены хрустальные печати для почтовых отправлений с необычными ручками в форме головы лошади, фигуры Ермака, атланта, держащего на спине земной шар — эти произведения сделаны в XIX веке на Екатеринбургской гранильной фабрике (в 1917 году она была переименована в завод “Русские самоцветы").

— Изготовлением декоративных печатей занималась фирма Фаберже, — заверила Татьяна Симоненко. — Традицию продолжили уральские камнерезы.

Большинство произведений, показанных на выставке, — авторские произведения современных мастеров: Леонида Устьянцева, Владислава Храмцова, Владимира Шицалова и других.

Кольца, броши, подвески, браслеты — их непременно хочется подержать в руках, полюбоваться игрой света на каждой грани камня.

— Многие народы верили в магическую силу камней. Они воспринимались как талисманы, обереги. Но изделия из уральских самоцветов — произведения искусства. “Карл Фаберже и современные ювелиры" — экспозиция не для коллективных посещений, — уверена заведующая музеем-усадьбой Колокольниковых. — Сюда нужно приходить в будний день, чтобы поразмышлять в одиночестве над философским смыслом некоторых произведений. Вот — хрустальная фигурка мужчины, за его спиной — два ангела, темный и светлый. Каждый пытается увлечь человека на свою сторону, ему рано или поздно придется решиться на какой-нибудь шаг, сделать выбор…

Есть на выставке и шутливые композиции. К примеру, “Особенности зимней рыбалки". Белый медведь сидит на льдине у лунки. Он только что поймал на спиннинг крупную рыбу. Гладя на это произведение, невольно улыбнешься.

Многообразие уральских самоцветов — матовых, прозрачных, однородных и со всевозможными вкраплениями — позволяет художникам создавать настоящие шедевры. Красоту камня сложно передать словами, лучше прийти на выставку (она работает до 17 ноября) и посмотреть самим.

Сотрудничество с екатеринбургскими коллегами не ограничится одной экспозицией, заверила директор Тюменского областного краеведческого музея Татьяна Исламова. На следующий год запланирована большая выставка, которая расположится в трех залах музея “Городская Дума". Будут представлены не только ювелирные украшения, но и скульптуры.

Любовь КИСЕЛЕВА

[ www.t-i.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->