На одной из карикатур известного когда-то юмористического сборника "Физики шутят" изображены американские космонавты, только что высадившиеся на Луну. Они стоят группой, смотрят друг на друга и говорят: "Ну вот, мы и здесь, а дальше что?". Через короткое время, Россия, подталкиваемая внутренними и внешними политиками, войдет в стройные, послушные ряды Всемирной Торговой Организации, и придет нам время стоять, смотреть друг на друга и говорить: "А дальше что?".
Позвольте опередить время и предложить картину видения того, что случится дальше. Она не претендует на полноту или абсолютную верность, но выглядит довольно мрачно и уныло.
Сегодняшний список производителей ювелирных изделий можно условно разделить на три части по доли занимаемого ими рынка и части производимой ими продукции: ювелиры-кустари, мелкие предприятия, крупные предприятия. Средних нет. В средине обычно выходят предприятия из категории мелких, включающие в номенклатуру собственной продукции чужую – импортированную или купленную у крупных предприятий. То есть это небольшое производство плюс оптовая торговля.
Что у нас продается в магазинах:
1. Массовая продукция собственного производства. Товары, стандарты качества, которого были заложены в советское время. Это высококачественная продукция с точки зрения технологии и техники ее изготовления. Речь идет о товарной массе, конечно встречается и брак.
2. Массовая импортная продукция из Турции, Таиланда и т.д. Качество часто хромает в угоду цене. Имеется в виду не "качество золота", как часто пишут в СМИ, золото, как химический элемент имеет только одно качество, обозначенное в таблице Менделеева, не проба (это уже криминал), а качество отделки, пайки, т.е. техники и технологии.
3. Немногочисленная массовая продукция из Европы. Качество – ниже среднего. Массовая продукция в Европе – это не изделия ручного производства, а то, что делается на потоке и механизированно. Ручной труд очень дорог, поэтому его использование передвигает продукцию почти в категорию "эксклюзива". Однажды два опытных российских ювелира в Италии забраковали 2/3 предложенных им литых колец (из 5 кг), так как на внутренней стороне шинки имелись раковины, поверхность была не гладкой и были другие дефекты. При этом им пытались объяснить, что полировка внутренней поверхности – ручная работа, которая будет стоить большие деньги. Ювелиры, выросшие в СССР, где такие дефекты не допускались, отказались от всей партии и вообще от работы с Италией.
4. Немногочисленная массовая продукция из США (не "made in USA", а "imported from USA"). Рынок США – это самый крупный рынок мира и на него стараются попасть все серьезные производители. Критерии качества на этом рынке максимальные: вес в пределах допуска десятых грамма, длина, например, цепей, в пределах десятых миллиметра, поверхность изделий должна быть почти идеальной. Так как рынок очень велик, а конкуренция ювелирных производителей из Европы огромна, в магазины и к оптовикам США попадают украшения а) самые дешевые, б) от самых крупных производителей, которые могут быстро изготовить большие партии товара в) вследствие этого самые качественные (есть из чего выбирать). Цена ювелирных изделий минимальна, так как покупаются большие партии, и работа идет с одними и теми же поставщиками, которые благодаря объему умудряются снижать отпускные оптовые цены.
Вернемся к блаженному времени, когда Россия будет в ВТО (наше вечное стремление стать членом чего-то – пионерской организации, комсомольской, КПСС и т.д.). Ввозные пошлины за несколько следующих лет упадут и дадут возможность импортировать ювелирные изделия, которые будут стоить дешевле, чем у наших собственных производителей. Речь не идет о недорогой турецкой или европейской продукции, а о сопоставимой или даже более дешевой по цене продукции с рынка США. О качестве мы говорили выше, оно максимально хорошее, заявки на большое количество тоже удовлетворяются быстро. Наш прямой импорт из Европы этим похвастаться не сможет – Россия далеко не тот покупатель, за которым нужно бегать.
В таких условиях у нас выжить смогут ювелиры-кустари, у которых только прибавится работы (заказы на эксклюзив от крупных брендов, как это делается во всем мире, например знаменитая Bulgari делает свои украшения не на огромной фабрике, а в десятке мелких мастерских) и крупные предприятия, которые найдут капитал, даже при большой потере рынка, чтобы справиться с проблемами собственного сбыта. Таких у нас немного: Алмаз-Холдинг, Адамас, Красцветмет и некоторые другие. Остальных ждет закрытая дверь торговли, которая не будет мучиться патриотизмом. Впрочем, грядущие интернациональные колоссы (вот и дождались мы второго "интернационала", но не рабочих, а капиталистов) смогут недорого скупить и торговлю – их капиталы несопоставимы с российскими, как и методы и порядок работы.
Наши производители, как всегда, ни на что не обращают внимания: "Не до жиру, быть бы живу", и решают мелкие текущие проблемы, например, как не дать покупателям потратить их деньги на альтернативных рынках мобильников (с бриллиантами!), парфюмерии и т.д. Рекламная кампания для привлечения покупателей разрабатывается больше 6 месяцев и, как всегда, будет служить не в целях всей отрасли, а только избранных, заплативших немалые деньги за ее проведение. Таких оказалось не очень много даже среди крупных компаний, а бюджет весьма и весьма скромен.
Не пора ли "Гильдии ювелиров" стать гильдией для ювелиров, решающей не частные вопросы ее крупных членов, а проблемы всей отрасли?
Нам явно не хватает смелости взглянуть немного вперед, сказать, что утопающие должны спасать себя сами (примерно, как барон Мюнхгаузен) и начать что-то делать. Первое из этих дел – со всех сторон обсудить проблему.
Андрей Бородкин