В конце минувшего года минфин рассекретил данные о добыче и экспорте алмазов. Это случилось впервые за всю российскую и советскую историю. Результаты оказались неожиданными даже для умудренных опытом западных экспертов. Оказывается, мы прочно занимаем первое место в этом секторе рынка. До сих пор безусловным лидером здесь считалась африканская Ботсвана.
Откровений минфина пришлось бы ждать еще долго, если бы не дипломатические обязательства. Дело в том, что с 1 января 2005 года Россия стала председателем Кимберлийского процесса. В местечке Кимберли в ЮАР прошла первая конференция по так называемым "кровавым" алмазам (на доходы от их добычи финансируются многие террористические организации), и стороны договорились сделать все, чтобы исключить эти алмазы из легального оборота. 1 января 2003 года 43 страны, в том числе и Россия, подписали специальное соглашение, регулирующее глобальную систему торговли алмазами.
По опубликованным данным, Россия за 2003 год произвела 33 миллиона карат на сумму 1,68 миллиарда долларов (Ботсвана - только 29 миллионов карат).
Однако по стоимости произведенных алмазов обогнать Ботсвану не получилось. Африканские алмазы на мировом рынке ценятся выше - 60 долларов за карат.
По экспорту алмазов Россия уступает первенство Европейскому союзу, хотя и заработала на нем 880,4 миллиона долларов. Европа сама алмазов не добывает вообще, но именно там находятся крупнейшие центры алмазной торговли.
Между тем, по результатам 2003 года, добыча алмазов в мире составила 140 миллионов каратов, что на 11 процентов больше показателей предыдущего года. Объем рынка достиг 8,8 миллиарда долларов (прирост 12 процентов).
Увеличение добычи алмазов было вызвано прежде всего ростом розничных продаж бриллиантов, которые в 2003 году увеличились с 7 процентов до 9.
Эти данные послужили основой для оптимистических прогнозов аналитиков. Они посчитали, что мировая добыча алмазов будет стабильно расти в ближайшие пять лет. При этом годовой прирост будет составлять в среднем 3-5 процентов. Больше всего добыча алмазов увеличилась в Ботсване за год на 7 процентов и в Канаде - на 3 процента в год.
В мире насчитывается около 3 тысяч алмазосодержащих месторождений, из них разрабатывается около 40. В число основных алмазодобывающих стран помимо России и Ботсваны относятся - Заир, Намибия, Сьерра-Леоне, Бразилия и Австралия. Поставки алмазного сырья на мировой рынок контролирует транснациональная корпорация "Де Бирс", через которую реализуется более 80 процентов добываемых в мире алмазов. Монополия на мировом алмазном рынке, которую эта корпорация удерживает свыше 60 лет, помогает уберечь алмазный рынок от сильных колебаний цен и сохранить высокие прибыли. Практически единолично приобретая добываемые во всем мире алмазы, проводя их пересортировку и перепродажу через Центральную сбытовую организацию (ЦСО) узкому кругу оптовых покупателей (сайтхолдеров), "Де Бирс" осуществляет разделение производителей алмазного сырья и бриллиантов. Практика такова, что крупный алмаз можно купить только в комплекте с камнями помельче, худшего качества (всего насчитывается около 6 тысяч сортов алмазов).
До сих пор за компанией De Beers наши алмазодобытчики были как за каменной стеной. Однако в последнее время наметилась тенденция к самостоятельности. Решение Еврокомиссии о соответствии торгового соглашения "АЛРОСА" с De Beers европейскому антимонопольному законодательству "практически принято". Российская сторона предложила комиссии плавно сократить продажи сырых алмазов De Beers - в среднем с уменьшением на сумму в 75 миллионов долларов в год. Данная позиция полностью укладывается в российскую стратегию самостоятельной торговли на международных рынках, она обеспечивает нам плавный переход к собственной реализации. De Beers полностью понимает нашу линию, в том числе в плане изменения стратегии сбыта.
При этом сотрудничество между ведущими фигурантами мирового алмазного рынка "будет расширяться и выходить за рамки торговли. Это может быть и в геологоразведке, и в совместном производстве".
Казалось бы, перспективы весьма радужные, однако на мировом рынке появились тенденции, позволяющие критически относиться к прогнозам экспертов. Дело в том, что мировые цены на бриллианты уже не растут. Возможно, рынок просто перенасыщен драгоценностями. С одной стороны, дорогие "камушки" всегда, как говорится, в цене. Но это только так говорится. Жизнь показывает, что это не слишком хороший объект для инвестиций. В любом ювелирном магазине Москвы можно купить кольцо, подвеску или брошь с бриллиантом. Но попробуйте его продать и не потерять на этом процентов 20, а то и больше.
Если говорить об отдельных камнях, то в России одинаково трудно и купить, и продать крупный высококачественный ювелирный камень. Трудно купить, потому что из-за низкого спроса их не ввозят и мало гранят. На заказ можно, но это будет "кот в мешке", и далеко не каждый согласится на такую сделку. В результате получается, что за приобретение крупного камня в России придется переплачивать (в сравнении с мировыми ценами и по отношению к мелким камням), а при продаже таких камней продавец вынужден соглашаться на заниженную, ориентированную на мелкие камни цену либо обрекать себя на хранение "неликвидов".
Аналитики JP Morgan считают, что кривая продаж алмазов на самых крупных рынках сбыта алмазов очень значительно зависит от кривой ВВП. Аналитики считают, что в этом году будут также происходить сезонные скачки спроса, но его общий объем может оказаться ниже уровня прошлого года.
Что касается продаж бриллиантов на внутреннем рынке, то здесь, как отмечают трейдеры, работают особые механизмы, совершенно отличные от западных. Спрос на бриллианты в России, в отличие от других стран, мало коррелирует с ВВП и ситуацией в экономике.
Российские ювелиры, однако, настроены довольно пессимистически. Они считают, что 2005 год будет очень тяжелым для отрасли. Прирост производства на российских ювелирных предприятиях в разы проигрывает приросту импорта. За последнее время импорт ювелирных изделий в Россию вырос в 2-3 раза, в то время как объемы производства отечественной продукции подросли всего лишь на 23 процента. Возможно, скорое вступление нашей страны в ВТО, по мнению экспертов, приведет к переделу ювелирного рынка России. При этом многие ювелиры предрекают в первую очередь разорение малых предприятий, 70 процентам которых придется уйти с рынка.