Появится ли новый инструмент для сохранения сбережений?
Марина БРИКИМОВА, «День»
СУММАРНЫЙ ГОДОВОЙ ОБОРОТ УКРАИНСКОГО РЫНКА ЗОЛОТА СПЕЦИАЛИСТЫ ОЦЕНИВАЮТ В 20 ТОНН
Угроза краха ювелирного производства в Украине, который предрекали пессимисты после введения таможенной пошлины на ввоз банковских металлов (золота, серебра, платины, палладия) и в связи с ростом цен на драгметаллы на мировых биржах (на минувшей неделе стоимость золота достигла рекордной за последние 16 лет отметки в $450/тройская унция) оказалась преувеличенной. Интерес к ювелирному искусству, несмотря на все политические перипетии и неблагоприятные мировые тенденции, виден невооруженным глазом. Лишнее тому доказательство — Восьмая международная специализированная выставка «Ювелир Экспо Украина 2004», в которой участвовало около 200 ведущих украинских и зарубежных ювелирных кампаний, и проявленный к ней огромный интерес.
Похоже, что в 2005 году устойчивый спрос на изделия из золота и серебра в Украине по-прежнему сохранится. Но пока, как заявил «Дню» заместитель руководителя по вопросам ювелирного производства киевского предприятия «Солярис» Юрий Филиппов, объем продаж у предприятий уменьшается. Золото дорожает (сегодня оно уже стоит почти $15 за грамм), на благосостояние населения постоянно покушается инфляция. «Но многие компании занимаются переработкой шлифа, лома и опилок для получения желтого металла. И за счет этого пока держат цены и выживают». В будущем же ювелиров может спасти только поиск новых решений. По мнению Филиппова, такой спасательный круг — производство ювелирных шедевров. «К ювелирному искусству, как и к любому другому, надо подходить с душой, особенно в условиях жесткой рыночной конкуренции. Есть смысл стремиться делать то, что больше не производит никто. Я уверен, что интересные эксклюзивные вещи в любом случае будут пользоваться спросом», — подчеркнул он. Естественно, они будут стоить дороже и не каждому окажутся по карману. Купивший такое украшение станет обладателем сокровища. Остальные будут просто любоваться кольцом или ожерельем, как картинами Репина или Рембрандта. По словам Филиппова, «тенденции таковы, что работа будет цениться дороже, чем золото».
Но не исключено, что не желающие работать себе в убыток ювелирные предприятия, по мнению представителей Львовского ювелирного завода, в 2005 году будут подымать цены на украшения. Как сказали «Дню» львовяне, выход из ситуации может быть один — одновременно с ростом цен должно расти и благосостояние населения. «В 2004 году мы увеличили объем продаж по сравнению с 2003 годом на 30%. Но параллельно увеличили и объемы производства. А что будет дальше...» Как сообщили львовские ювелиры, многие предприятия сегодня «держатся» только на серебре. При этом интерес к серебряным изделиям у население возник вовсе не из-за невозможности купить золото. Просто популярностью начала пользоваться посудная группа, и этот факт можно воспринимать как претензию на аристократический шик. А предприятия чутко отреагировали на эти веяния моды, усиленно занявшись производством посуды.
А ведь серебро, как заметил генеральный директор торгового дома «Цемес» Сергей Федоров, выросло в процентном соотношении гораздо больше, чем золото. Но в мире все относительно. И если рассматривать рост цен на золото на мировом рынке, то можно почти однозначно заявить, что эти тенденции связаны в основном с падением курса доллара. А если спроецировать этот факт на плоскость рубля или гривни, то особых катастрофических изменений не будет. Следовательно, несмотря ни на что, «украшения у народа будут». Россияне рассматривают украинский ювелирный рынок как очень перспективный, особенно после того, как между двумя странами был подписан договор о беспошлинной торговле. «Ситуация на украинском ювелирном рынке нормальная, и после того, как спадет политический ажиотаж, ее даже можно будет назвать стабильной. И основная проблема здесь не в балансе спроса, предложения и цены, а в том, что ювелирные изделия воспринимаются людьми как драгоценность, а не как украшения. Они, делая покупку, смотрят не на работу, а на граммы. Если такой подход, то зачем вообще покупать украшения? Лучше уж вкладывать деньги в банковские слитки», — считает Федоров. Но эти настроения, по его мнению, скоро себя изживут. Ведь уже сегодня многие ювелиры стремятся делать эксклюзивные или модные вещи. Качество изделий повышается. Работа начинает цениться выше золота, которое, по мнению Федорова, стоит завозить не из Германии и Швейцарии, а из стран, на которые распространяется договор о беспошлинной торговле (Казахстана, Киргизии и России).
Пока же, как рассказал «Дню» заместитель директора севастопольского ювелирного предприятия «Виолет» Андрей Гриценко, крупные производители, заинтересованные в наращивании оборота, держат цены на изделия за счет собственных мощностей. Но как долго это будет продолжаться — неизвестно. И спрогнозировать что-то определенное очень трудно, в основном из- за массовых брожений в государстве. Он отметил только, что крымское предприятие очень оптимистично настроено. Хотя зависимость развития рынка ювелирных изделий от стабильного материальное положения граждан слабо воодушевляет. А в отрасли, между тем, как рассказал Гриценко, существуют и свои специфические проблемы. И если забыть на время о мировом рынке и пошлине, то на первый план выступает отсутствие квалифицированных кадров и неурегулированная законодательная база: «Наверняка всем ювелирам очень бы хотелось, чтобы было усовершенствовано налогообложение и лицензирование. А кадровую проблему мы уж сами решим. У нас в Севастополе при заводе есть училище, где мы растим своих ювелиров».