Россия будет контролировать ми ровой оболрот драгоценных камней
Во второй половине октября Министерство финансов раскроет тайну, которая до сих пор хранилась за семью печатями, — статистику по добыче, экспорту и импорту российских алмазов.
Это непременное условие для того, чтобы Россия смогла занять председательское место в Кимберлийском процессе (КП) — организации, контролирующей легальность оборота драгоценных камней в мире. Ожидается, что пост председателя КП достанется президенту Республики Саха (Якутия) Вячеславу Штырову, бывшему президенту АК «АЛРОСА». Этот выбор не случаен — «АЛРОСА» является монополистом по добыче алмазов в России.
Терроризм вскармливают рабы и воры
Кимберлийский процесс, объединяющий ныне 60 стран, начал создаваться в 2000 г. (см. справку). К тому времени мировой рынок алмазов, как легальный, так и «черный», представлял собой довольно пеструю картину. Крупномасштабное производство необработанных алмазов сосредоточено в Южной и Западной Африке, Австралии, Канаде и России. Центром мировой торговли является Антверпен (Бельгия), где ежегодно «крутится» 28 млрд долл. алмазных денег. Израилю торговля алмазами приносит 14 млрд долл., несколько меньше США, Индии, Гонконгу. По словам первого вице-президента Ассоциации российских производителей бриллиантов Арарата Эвояна, список основных производителей обработанных алмазов — бриллиантов — возглавляет Индия с годовым оборотом 6 млрд долл. За ней следуют Израиль (около 4 млрд долл.) и Россия (1,1 млрд долл.). В последнее время бриллиантами активно занялись и в Китае.
Однако на карте рынка явно проявились и «пятна» нелегального производства и сбыта алмазов, на долю которых приходится 4% всего оборота. Наиболее «черными» они выглядят в странах Западной Африки, где сосредоточено около 20% общемировых запасов ювелирных алмазов. Нелегальные драгоценные камни добываются современными рабами, которых так называемые повстанцы заставляют работать на приисках. Пополняют «черный» рынок и воры, которые, несмотря на смертельный риск, ухитряются выносить с приисков алмазы. Эксперты оценивают потери при добыче в 5—10% от общего объема производства. На деньги за нелегально добытые и сворованные драгоценные камни экстремистские и террористические группировки покупают оружие для боевиков и вербуют новых наемников. Покупатели же этих «грязных» алмазов перепродают их с существенной для себя прибылью. Так, только в Анголе за 30 лет войны они принесли торговцам около 3 млрд долл.
По данным неправительственной организации Global Witness, самое непосредственное отношение к «кровавым» алмазам имеет Конго. В прошлом веке с 20-х до середины 80-х гг. эта страна считалась одним из крупнейших в мире производителей алмазов, занимая четвертое место после России, Ботсваны и ЮАР по стоимости своей продукции. Годовой оборот от продажи 20 млн каратов конголезских алмазов составлял более 450 млн долл. Причем нелегальные алмазы в отдельные периоды торговли составляли треть от объема всего товара. Благодаря постоянному источнику финансирования военных конфликтов жертвами военных «разборок» стали 3 млн человек.
Еще один поставщик «кровавых» алмазов — небольшая западноафриканская страна Сьерра-Леоне. Добытые в ней камни расходятся по всему миру — в США, Бельгию, Нидерланды, Израиль и др. Причем продаются они по цене более чем на треть ниже среднемировой. Только за 1994—1999 гг. их нелегальный вывоз, по оценкам специалистов, превысил 30 млн каратов. Столь рекордных объемов не знала ни одна из стран-экспортеров. Учитывая эту статистику, члены Совета Безопасности ООН в прошлом году запретили импорт алмазного сырья из Сьерра-Леоне. Мера, можно сказать, беспрецедентная, но не исчерпывающая. Ведь в этой стране добываются не только алмазы, но и золото, серебро, платина, уран, бокситы, месторождения которых разведаны давно. Их пытаются «прибрать к рукам» многие корпорации и страны, в том числе ЮАР, Бельгия, Великобритания.
Существует большая доля вероятности и того, что «грязные» алмазы из Африки используют члены террористической организации «Аль-Каида» и боевики «Хезбаллы» для оплаты своих «операций». Ведь за горсточку алмазов можно получить вагон денег…
Отделили козлищ от агнцев
Отсюда понятно, почему мировая общественность решила поставить под контроль все импортно-экспортные операции с алмазами и настояла на образовании Кимберлийского процесса. Начиная с августа 2003 г. страны—участницы КП запретили сделки по алмазам с государствами, которые не вошли в их сообщество. Таких стран, как европейских, так и азиатских, немало — Болгария, Чехия, Кипр, Турция, Вьетнам и др. Для них после введения международной сертификации на экспортные алмазы сделки по продаже «камешков» оказались проблематичными, потому что все поставки попали под строгий контроль КП. Все партии камней стали сопровождаться официальными документами, удостоверяющими их «личность».
Россия одной из первых поддержала движение КП. В конце прошлого года Государственный таможенный комитет РФ издал приказ, который гласил: «Таможенные органы осуществляют таможенное оформление необработанных природных алмазов, вывозимых с территории Российской Федерации и ввозимых на ее территорию, при обязательном наличии сертификата Кимберлийского процесса (при ввозе) и сертификата вывоза необработанных природных алмазов (при вывозе), подтверждающих, что вывозимая (ввозимая) партия необработанных природных алмазов не содержит алмазов, происходящих из зон конфликтов». Причем контроль за алмазами устанавливается по ходу их движения по всему миру: от места добычи до пункта назначения, где выдается повторный сертификат. К тому же с алмазов не сводят глаз сами производители и продавцы. Каждая сделка купли-продажи сопровождается гарантией в виде накладной, заверяющей в том, что камни добыты в безопасных районах, где нет вооруженных столкновений с законным правительством. Компании, рискнувшие нарушить это табу, могут заплатить высокую цену за непослушание, потеряв лицензию на добычу и продажу. А потенциальные покупатели, заинтересованные в чистоте сделки, вынуждены будут отказываться от закупок алмазов в Африке и переключаться на Австралию, Канаду и Россию. В результате этих преобразований из схемы движения алмазов должны «выпасть» и посредники. До КП они на рынке алмазов были связующим звеном между алмазодобывающими странами и фирмами, занимающимися огранкой камней.
Но, как считают в Ассоциации российских производителей бриллиантов, полностью исключить из оборота незаконные алмазы сложно. Во-первых, потому, что бриллианты можно унести в кармане, а во-вторых, правительства африканских стран, откуда идет весь «левый» товар, не способны установить должный контроль над производством и сбытом камней. Политическая нестабильность в этих странах, или, попросту говоря, хаос, не самое благоприятное условие для наведения порядка в отрасли. Тем не менее для многих стран международная сертификация обернулась благом: объемы законного экспорта значительно выросли. Например, в Сьерра-Леоне — почти в три раза, в Конго — почти вдвое.
«АЛРОСА» чистой воды?
Эксперты считают, что достаточная прозрачность всех мировых продаж алмазов возможна. России отводится в этом важнейшая роль. Ведь наша страна по объему добычи алмазов (22% от мирового) уступает первенство только Ботсване. Участие же в Кимберлийском процессе предполагает безусловную прозрачность и применение безопасных правил движения для всего российского экспорта этих драгоценных камней, который составляет более миллиарда долларов в год.
Как заверили нас в Ассоциации российских производителей бриллиантов, уже сейчас самая совершенная схема движения и учета алмазов — в России. У нас использовать левое сырье для бриллиантов очень рискованно, потому что его «место рождения», указанное в сопроводительном документе к камням, проверяют соответствующие органы. К тому же весь рынок алмазов давно и детально контролируется государством. Эта практика сложилась еще во времена Советского Союза, когда алмазы считались стратегическим товаром и составляли часть Госфонда. Статус этих драгоценных камней как валютной ценности изменился после принятия в прошлом году Закона о валютном регулировании. Теперь алмазы являются основной единицей производства АК «АЛРОСА» — и только.
По словам директора административного департамента Минфина РФ Сергея Вязалова, данные об алмазах рассекретят к открытию пленарного заседания Кимберлийского процесса, которое состоится в конце октября. Первые шаги уже сделаны: поправки к Закону «О гостайне» приняты еще 17 февраля. Сейчас Минфин готовит проект соответствующего указа президента РФ. Однако правительство готово приоткрыть завесу не над всеми «алмазными тайнами»: вопрос о том, открывать ли западным партнерам информацию о запасах алмазов в российских хранилищах, находится в стадии рассмотрения.
Тем не менее, как считает вице-президент «АЛРОСА» Сергей Улин, раскрытая тайна о добыче алмазного сырья позволит России контролировать движение алмазов и все экспортно-импортные операции. В результате этого страны с сомнительной репутацией не без оснований слетят с орбиты алмазного рынка, что будет только ему на пользу. Ведь, как известно, погоду на нем должны определять легальные лидеры.
И в правительстве, и в «АЛРОСА» рассчитывают, что раскрытие производственной статистики, прозрачность могут привлечь более выгодные кредиты. Однако не все аналитики разделяют этот оптимизм. По словам Михаила Армякова, старшего аналитика ОАО «Русские инвесторы», единственный положительный результат приоткрытой алмазной тайны — в укреплении имиджа страны, готовой сделать прозрачной свою экономику. На привлечение же иностранных инвестиций это никак не повлияет. До сих пор потенциальные инвесторы оценивали состояние российской алмазной отрасли по данным зарубежных институтов. Говорить, что информация об алмазодобыче была недоступна, нельзя. В прикладном плане снятие алмазной тайны будет иметь нейтральные последствия, и никаких движений вокруг алмазных приисков не предвидится. Другое дело, как будет интерпретирована полученная информация зарубежными партнерами. Если она будет совпадать с уже сделанными оценками или превышать их, Россия значительно прибавит в авторитете. А если нет, то потеряет.
Если же оценивать потенциал всего российского алмазного рынка, то к неиспользованным возможностям можно отнести недостаток мощностей по изготовлению драгоценностей. Пока, добывая одну пятую часть мировых алмазов, Россия ограничивается в основном экспортом сырья. И это несмотря на то, что после огранки готовый бриллиант увеличивается в цене в 10—15 раз. Другими словами, продавать готовые драгоценности выгоднее, чем отправлять на экспорт сырье для них. Но без международного сотрудничества здесь не обойтись. Поэтому сохранение за Россией статуса главы КП только на пользу. Плата за это — снятие грифа «Секретно».
Добыча природных алмазов по странам мира (тыс. каратов)